Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели взаимоотношения врач-пациент по Роберту Витчу

1-ю модель отношения врача к пациенту Витч называет инженерной. В рамках этой модели пациент воспринимается врачом как безличный механизм. Задача врача - исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме. Методы диагностики, которые использует врач, биохимические, биофизические, рентгенологические и другие. Основным недостатком этого типа отношений является технократический подход к пациенту, который противоречит принципу уважения прав и достоинства личности. Пациент не участвует в обсуждении процесса лечения. В современной медицине врач действительно взаимодействует с пациентом как узкий специалист и выполняет чисто технические функции. Примером может служить хирургический конвейер в глазной клинике Святослава Фёдорова.

2-ой тип отношений между врачом и пациентом - патерналистский. Межличностные отношения здесь подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного. Принципы отношения к пациенту – любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость. Они были отражены в клятве Гиппократа. Патерналистская модель господствовала в христианской европейской культуре на протяжении многих столетий. В современной медицине такая модель остается наиболее предпочтительной и самой распространённой. Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии. Недостатки модели в том, что взаимоотношения могут перерасти в отношения типа «начальник – подчинённый».

3-й тип взаимоотношений между врачом и пациентом Витч называет коллегиальный. Здесь господствует принцип равноправия. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания. Пациент участвует в обсуждении этой информации. Здесь реализуется право пациента на свободу выбора. Такая гармония в отношениях между врачом и пациентом скорее исключение из правила. На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента. Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях.

И четвёртая модель, которую выделяет Витч, называется «контрактная». Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора. Пациенты заключают договор на медицинское обслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию. Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды. Контрактная модель призвана защитить моральные ценности личности, однако в структуре оказания медицинской помощи населению занимает незначительное место.

7.1. Взаимоотношения между врачом и пациентом

Отношения между врачом и пациентом во многом регулируются правами

пациента, преступать которые врач не может даже в том случае, если это меша-

ет делу и не способствует выполнению врачом своего долга.

· Пациент имеет право на свободный выбор лечащего врача.

· Пациент имеет право на получение от врача полной информации о состоя-

нии своего здоровья, о предлагаемых методах обследования и лечения,

· Пациент имеет право аргументированно жаловаться на врача в случаях

своего несогласия по поводу ведения последним процесса лечения или реабили-

тации; применения им процедур или препаратов

· Все медицинские вмешательства производятся только с согласия пациен-

та, кроме особых случаев, когда тяжесть физического или психического состоя-

ния не позволяет ему принять осознанное решение

· Изучение с диагностической и лечебной целями органов и тканей у пациен-

тов может производиться только с его письменного согласия,

· Пациент имеет право на духовную поддержку служителя любой религиозной

конфессии, не запрещенной законом страны.

Правила взаимодействия врача и пациента:

1. Вступая во взаимодействие с пациентом, врач обязан оставить за поро-

гом лечебного учреждения:

· свои личные тревоги и переживания;

· свои человеческие симпатии и антипатии;

· свои политические убеждения;

· свою нетерпимость;

· вредные для дела черты (свойства) характера (брезгливость, высокомерие и др.).

Конечно, врач, как и любой человек, имеет право на личные симпатии и ан-

типатии, но только не на работе. К пациенту врач не может испытывать ни симпа-

тий, ни антипатий – он должен всегда сочувствовать пациенту, даже в том случае,

если по тем или иным своим личным свойствам пациент в обыденной жизни вы-

звал бы у него неприязнь.То же относится и к таким чертам характера врача, как нетерпи-

мость, брезгливость, высокомерие, неряшливость и др.

2. Вступив в контакт с больным, врач обязан учитывать, что страдающей че-

ловек – это человек преимущественно с некоторыми психическими отклонениями,которые усугубляются в зависимости от тяжести заболевания или интенсивности болевых ощущений. Больной мнителен, вспыльчив, склонен к замкнутости, эго-центризму, крайне субъективен и несправедлив (есть, конечно, больные, способные держать себя в руках). Вот почему врач должен относиться к больному с

большим тактом и вниманием.

3. Создав оптимальную или приемлемую психологическую атмосферу во

взаимоотношениях с пациентом, врач закладывает прочный фундамент для успешного лечебного процесса.

.Врач не должен терять надеж-ду на излечение больного, но еще менее он имеет право лишать больного на-дежды на исцеление. Здесь врач имеет право даже пойти на обман, если ложьдаст спасительный эффект, и даже на подлог (плацебо

4. Врач должен понимать, какое целебное действие на больного оказывают

положительные эмоции. Вот почему в отношениях с больным врач не должен

скупиться на

.7. Приступая к процессу лечения пациента или к действиям по предотвраще-

нию заболевания, врач должен помнить, что любые его назначения или действия

по крайней мере не должны нанести ущерба физическому и моральному здоро-

вью пациента. Смысл тезиса “Не навреди” как раз в этом и состоит.

.8. Общечеловеческий моральный закон “Не убий” для врача должен быть

одним из основополагающих. Задача врача - до последней возможности бороть-

ся за спасение жизни пациента

9. Во взаимоотношениях с пациентом врач обязан быть снисходительным к

его странностям, убеждениям, предрассудкам, верованиям.

14. Вместе с тем святая обязанность врача - не взирая на личную опасность

возможного заражения, входить при необходимости в физический контакт с

больным. В некоторых странах Африки, где уровень инфицированности СПИДом

очень высок, врачи отказываются от оперирования, высказывают явную боязнь и

брезгливость.четкое следование соответствующим профессиональным инструкциям ограждаетврача от опасности и создает условия для выполнения им своего профессионального долга.

15. У врача должно быть особое отношение к носителям венерических забо-

леваний, как и к инфицированным СПИДом. Как правило, эти люди не только бо-

ятся, но и стыдятся своего недуга, поэтому они очень ранимы и трудно идут на от-

кровенность. Именно в этих случаях мягкая тактичность, участливость могут

оказать врачу неоценимую помощь не только в изучении процесса, но и во внуше-

нии больному мысли о серьезности его положения и недопустимости самолечения

(это касается венерических заболеваний)Для инфицированных ВИЧ или больных СПИДом характерно острое чувство обреченности, и поэтому лечащий врач обязан проявлять к ним особую участливость.

16. У пожилых (особенно одиноких) больных, у которых недомогание усугуб-

ляется их возрастом, часто наблюдается стремление к смерти, что значительно

осложняет работу врача. К сожалению, из-за тяжелого экономического положения

у многих врачей бытует ошибочное мнение о том, что не следует уделять мно-

го внимания этому контингенту больных. Это приводит к грубым нарушениям154

не только деонтологических, но и общечеловеческих моральных норм и потому

недопустимо.

7.2. Взаимоотношения врача и больного ребенка

Лечение больного ребенка требует от врача особого отношения. Все, о чем го-

ворилось ранее, в этом процессе приобретает более утонченный и даже слегка ги-

пертрофированный характер, что связано с особенностями психики ребенка как в

реакциях, так и в восприятии, и проявляется в его впечатлительности, доверчиво-

сти. Вот почему работа педиатра (как и других врачей, участвующих в лечении ре-

бенка), связана с глубоким знанием детской психологии, основ педагогики дет-

ского возраста, с умением понять ребенка, завоевать его доверие, повлиять на не-

го, заинтересовать его. Особенности во взаимоотношениях врача с ребенком:

1. Дети, как правило, оптимистичны, что значительно упрощает задачу врача,

но, с другой стороны, именно в силу своего оптимизма дети беспечны. Внушить

ребенку не только веру в исцеление недуга, но и чувство опасности, мобили-

зующее ребенка на помощь врачу, является обязанностью последнего.

2. Врач должен заменить ребенку и любящих, заботливых родителей, и понят-

ливых товарищей (если речь идет о длительном пребывании в условиях стациона-

ра).

.3. Характерной особенностью психики ребенка является его восприятие не-

приятных ощущений. Ребенок – неподготовленный к физическому страданию па-

циент. И это следует учитывать.

4. Врач должен жалеть больного, тем более ребенка, однако он не должен

высказывать больному свою жалость, поскольку жалость подрывает мужество

человека, лишает его сил к сопротивлению болезни.

5. Большинство детей достаточно быстро привязываются к взрослым и начи-

нают ревновать предмет своей привязанности. Поэтому врачам, лечащим детей,

следует с осторожностью устанавливать отношения с каждым ребенком.

6. Врачи понимают, что дети в различном возрасте имеют разный жизненный

опыт, разную степень приспособляемости, иммунитета, разные психологические

установки.

.7. Ребенок с явными отклонениями от нормы остро чувствует свою непохо-

жесть на других детей, а другие дети часто дают ущербному ребенку почувство-

вать свое превосходство.Поэтому долг врача - присматриваться к ре-

бенку и находить в нем достоинства (привлекательность, сообразительность,

остроумие, доброту).

8. Отношения врача и больного ребенка в поликлинических условиях имеют

свою специфику. Прием ребенка с родителями участковым врачом особых ослож-

нений не вызывает. Участковый врач, как правило, хорошо знает своего подопеч-

ного и не только его болезни и соматические (морфологические) особенности, но

и его психику, а также родителей больного. И ребенок привыкает к участковому

врачу (особенно ребенок болезненный).

7.3. Взаимодействие врача с родственниками больных

Врач всегда должен помнить, что для родителей их ребе-нок - самое дорогое, что у них есть, и болезнь его они переносят гораздо тяжелее,чем сам ребенок. Они крайне мнительны, недоверчивы, быстро поддаются панике, отчаянию; они скептично и пессимистично настроены.Врач обязательно должен учитывать это в общении с родителями,

1. Вступая в отношения с родителями, врач прежде всего должен очень вни-

мательно, а главное, участливо и терпеливо выслушивать родителей (обычно

многословных) обо всем, что касается не только заболевания, но и самого ребен-

ка

2. Установив диагноз, врач взвешивает, имеет ли он право быть откровен-

ным с родителями относительно возможного исхода лечения. Если случай тяже-

лый и родители могут сознательно сыграть положительную роль в подготовке ре-

бенка к операции, врач может быть откровенным, если же его откровенность в це-

лом может пагубно отразиться на процессе лечения, тогда этого делать не следу-

ет

3. В общении с родителями врач должен учитывать их культурный уровень,

подвижность их психики, возраст и ценностные установки. Никакого высокомерия,

никакого пренебрежения к их предрассудкам или низкой общей культуре,

4. Общаясь с родителями больного, следует помнить и о том, что они созда-

ют врачу общественный имидж, иными словами, в этом общении врач “работает”

и на свой авторитет, и на авторитет лечебного учреждения.

5. Постоянно находясь в связи с родителями больного ребенка, врач должен

периодически, а лучше постоянно советоваться с родителями,

6. Врач обязан всегда помнить, что ребенок находится во власти своих

чувств и настроений, поэтому вся тяжесть, связанная с его выздоровлением, ло-

жится на родителей.

7. Иногда причиной заболевания ребенка являются сами родители, которые

(из лучших побуждений) могли нанести ребенку физический ущерб. Как правило,

такие родители лгут и изворачиваются, боясь понести уголовную ответственность.

Врачу же важно знать, как и при каких обстоятельствах произошло несчастье.

8. Очень острая деонтологическая проблема - получение согласия родите-

лей на сложную операцию в экстремальных условиях. Когда есть время убедить

родителей, подготовить их, дело упрощается, хотя и тут нужно взаимное доверие,

авторитет, искусство убеждения. Но когда времени нет, когда дорога каждая ми-

нута, тогда врач не только может, но и должен быть жестким и непреклонным.

11. Взаимоотношения участкового (домашнего) врача с родителями больного

могут выходить за рамки официальности, не нарушая при этом служебного долга

и деонтологических принципов. Дружба врача с родителями больного ребенка,

особенно, если ребенок болезненный, очевидно, полезна и врачу, и ребенку, и

родителям. Но эти отношения ни в какой мере не должны ущемлять гордость и

достоинство врача.

.7.4. Взаимоотношения между врачами-коллегами

Для успешной профессиональной деятельности врачу крайне важно устано-

вить нормальные рабочие (функциональные) отношения не только с коллегами у

себя на работе (что само собою разумеется), но и с другими представителями

своей и смежных профессий. Врач в наше время давно уже не “один в поле воин”.

.1. Для установления доверительных отношений с коллегами врач должен

прежде всего научиться слушать, вникать и стараться понять точку зрения

коллеги по любому (не только профессиональному) вопросу

2. Врач не имеет права быть высокомерным, заносчивым по отношению к

коллегам, даже (и особенно) в тех случаях, когда он убежден в своем профессио-

нальном превосходстве, более богатом опыте и т.д

3. Недоверие и неприязнь между коллегами часто вызываются завистью к

общественному имиджу коллеги, его административному посту, уважению, кото-

рое выражают ему коллеги и больные, его материальному благополучию и т.д..

4. Врач должен, не скрывая, постоянно учиться у более опытных и знаю-

щих коллег, что будет способствовать не только профессиональному росту, но и

установлению взаимных уважительных отношений между коллегами. А опытные,

искусные врачи обязаны мягко и тактично учить и направлять врачей менее опыт-

ных и менее искусных. Врач не имеет права отказать более молодому коллеге в

помощи и в овладении знаниями и навыками.

5. Коллектив современного лечебного учреждения должен составлять еди-

ный организм, выполняющий одну задачу – заботу о жизни и здоровье больных -

и, следовательно, объединенный одной общей целью.

6. Врачи обязаны обмениваться профессиональной информацией, не пытаясь

монополизировать ее в ущерб делу. Скрытие информации (как и неуместное ее раз-

глашение) может стать причиной гибели пациента

7. Врач должен поддерживать доброжелательные отношения с коллегами из

других медицинских учреждений и стран. Интенсивный обмен информацией меж-

ду коллегами региона и всего мира - основа и залог развития здравоохранения.

.8. Сотоварищество врачей - один из важнейших деонтологических принци-

пов. Врач обязан прийти на помощь людям в любую минуту, а тем более на по-

мощь другому врачу вне зависимости от времени и места нахождения

9. Особого внимания заслуживает проблема отношений между врачами, за-

нимающими разные должности – отношения “по вертикали”. Очевидно, что от-

ношения между главным врачом, заведующим кафедрой, заведующим отделени-

ем и их подчиненными в рамках работы должны носить официальный характер.

Тут недопустимо панибратство, ведущее к ослаблению дисциплины и порядка.

10. И начальник, и подчиненный – врачи, поэтому в процессе лечения больного

и тот и другой в своих профессиональных отношениях должны исходить, прежде

всего, из пользы дела. Не в каждом конкретном случае начальник более компетен-

тен, чем его подчиненный, и поэтому начальник должен быть готовым отбросить

амбициозность и, если понадобится, ассистировать своему подчиненному, не нано-

ся ущерба ни своему врачебному достоинству, ни своему авторитету.

11. Руководитель в целях сохранения единства коллектива не имеет права:

высказывать явное предпочтение или неприязнь кому-либо из коллектива врачей;

отчитывать подчиненных врачей в присутствии их коллег, тем более в присутст-

вии младшего медперсонала

12. Руководитель обязательно должен поощрять подчиненных, развивая их

инициативность, выискивать у них не столько огрехи, сколько удачи, тем самым

стимулируя уверенность подчиненных и их чувство собственного достоинства

13. Врач может указать на ошибку, совершенную коллегой, только конфи-

денциально или на профессиональном разборе, причем в соответствующей, не

унижающей коллегу форме.

14. Ни в коем случае врач не может отговаривать пациента лечиться у своего

коллеги, а тем более “переманивать” пациентов у других врачей.

нстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...