Модели взаимоотношения врач-пациент по Роберту Витчу
1-ю модель отношения врача к пациенту Витч называет инженерной. В рамках этой модели пациент воспринимается врачом как безличный механизм. Задача врача - исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме. Методы диагностики, которые использует врач, биохимические, биофизические, рентгенологические и другие. Основным недостатком этого типа отношений является технократический подход к пациенту, который противоречит принципу уважения прав и достоинства личности. Пациент не участвует в обсуждении процесса лечения. В современной медицине врач действительно взаимодействует с пациентом как узкий специалист и выполняет чисто технические функции. Примером может служить хирургический конвейер в глазной клинике Святослава Фёдорова. 2-ой тип отношений между врачом и пациентом - патерналистский. Межличностные отношения здесь подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного. Принципы отношения к пациенту – любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость. Они были отражены в клятве Гиппократа. Патерналистская модель господствовала в христианской европейской культуре на протяжении многих столетий. В современной медицине такая модель остается наиболее предпочтительной и самой распространённой. Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии. Недостатки модели в том, что взаимоотношения могут перерасти в отношения типа «начальник – подчинённый». 3-й тип взаимоотношений между врачом и пациентом Витч называет коллегиальный. Здесь господствует принцип равноправия. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания. Пациент участвует в обсуждении этой информации. Здесь реализуется право пациента на свободу выбора. Такая гармония в отношениях между врачом и пациентом скорее исключение из правила. На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента. Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях.
И четвёртая модель, которую выделяет Витч, называется «контрактная». Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора. Пациенты заключают договор на медицинское обслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию. Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды. Контрактная модель призвана защитить моральные ценности личности, однако в структуре оказания медицинской помощи населению занимает незначительное место. 7.1. Взаимоотношения между врачом и пациентом Отношения между врачом и пациентом во многом регулируются правами пациента, преступать которые врач не может даже в том случае, если это меша- ет делу и не способствует выполнению врачом своего долга. · Пациент имеет право на свободный выбор лечащего врача. · Пациент имеет право на получение от врача полной информации о состоя- нии своего здоровья, о предлагаемых методах обследования и лечения, · Пациент имеет право аргументированно жаловаться на врача в случаях своего несогласия по поводу ведения последним процесса лечения или реабили- тации; применения им процедур или препаратов · Все медицинские вмешательства производятся только с согласия пациен- та, кроме особых случаев, когда тяжесть физического или психического состоя- ния не позволяет ему принять осознанное решение · Изучение с диагностической и лечебной целями органов и тканей у пациен-
тов может производиться только с его письменного согласия, · Пациент имеет право на духовную поддержку служителя любой религиозной конфессии, не запрещенной законом страны. Правила взаимодействия врача и пациента: 1. Вступая во взаимодействие с пациентом, врач обязан оставить за поро- гом лечебного учреждения: · свои личные тревоги и переживания; · свои человеческие симпатии и антипатии; · свои политические убеждения; · свою нетерпимость; · вредные для дела черты (свойства) характера (брезгливость, высокомерие и др.). Конечно, врач, как и любой человек, имеет право на личные симпатии и ан- типатии, но только не на работе. К пациенту врач не может испытывать ни симпа- тий, ни антипатий – он должен всегда сочувствовать пациенту, даже в том случае, если по тем или иным своим личным свойствам пациент в обыденной жизни вы- звал бы у него неприязнь.То же относится и к таким чертам характера врача, как нетерпи- мость, брезгливость, высокомерие, неряшливость и др. 2. Вступив в контакт с больным, врач обязан учитывать, что страдающей че- ловек – это человек преимущественно с некоторыми психическими отклонениями,которые усугубляются в зависимости от тяжести заболевания или интенсивности болевых ощущений. Больной мнителен, вспыльчив, склонен к замкнутости, эго-центризму, крайне субъективен и несправедлив (есть, конечно, больные, способные держать себя в руках). Вот почему врач должен относиться к больному с большим тактом и вниманием. 3. Создав оптимальную или приемлемую психологическую атмосферу во взаимоотношениях с пациентом, врач закладывает прочный фундамент для успешного лечебного процесса. .Врач не должен терять надеж-ду на излечение больного, но еще менее он имеет право лишать больного на-дежды на исцеление. Здесь врач имеет право даже пойти на обман, если ложьдаст спасительный эффект, и даже на подлог (плацебо 4. Врач должен понимать, какое целебное действие на больного оказывают положительные эмоции. Вот почему в отношениях с больным врач не должен скупиться на .7. Приступая к процессу лечения пациента или к действиям по предотвраще- нию заболевания, врач должен помнить, что любые его назначения или действия
по крайней мере не должны нанести ущерба физическому и моральному здоро- вью пациента. Смысл тезиса “Не навреди” как раз в этом и состоит. .8. Общечеловеческий моральный закон “Не убий” для врача должен быть одним из основополагающих. Задача врача - до последней возможности бороть- ся за спасение жизни пациента 9. Во взаимоотношениях с пациентом врач обязан быть снисходительным к его странностям, убеждениям, предрассудкам, верованиям. 14. Вместе с тем святая обязанность врача - не взирая на личную опасность возможного заражения, входить при необходимости в физический контакт с больным. В некоторых странах Африки, где уровень инфицированности СПИДом очень высок, врачи отказываются от оперирования, высказывают явную боязнь и брезгливость.четкое следование соответствующим профессиональным инструкциям ограждаетврача от опасности и создает условия для выполнения им своего профессионального долга. 15. У врача должно быть особое отношение к носителям венерических забо- леваний, как и к инфицированным СПИДом. Как правило, эти люди не только бо- ятся, но и стыдятся своего недуга, поэтому они очень ранимы и трудно идут на от- кровенность. Именно в этих случаях мягкая тактичность, участливость могут оказать врачу неоценимую помощь не только в изучении процесса, но и во внуше- нии больному мысли о серьезности его положения и недопустимости самолечения (это касается венерических заболеваний)Для инфицированных ВИЧ или больных СПИДом характерно острое чувство обреченности, и поэтому лечащий врач обязан проявлять к ним особую участливость. 16. У пожилых (особенно одиноких) больных, у которых недомогание усугуб- ляется их возрастом, часто наблюдается стремление к смерти, что значительно осложняет работу врача. К сожалению, из-за тяжелого экономического положения у многих врачей бытует ошибочное мнение о том, что не следует уделять мно- го внимания этому контингенту больных. Это приводит к грубым нарушениям154 не только деонтологических, но и общечеловеческих моральных норм и потому
недопустимо. 7.2. Взаимоотношения врача и больного ребенка Лечение больного ребенка требует от врача особого отношения. Все, о чем го- ворилось ранее, в этом процессе приобретает более утонченный и даже слегка ги- пертрофированный характер, что связано с особенностями психики ребенка как в реакциях, так и в восприятии, и проявляется в его впечатлительности, доверчиво- сти. Вот почему работа педиатра (как и других врачей, участвующих в лечении ре- бенка), связана с глубоким знанием детской психологии, основ педагогики дет- ского возраста, с умением понять ребенка, завоевать его доверие, повлиять на не- го, заинтересовать его. Особенности во взаимоотношениях врача с ребенком: 1. Дети, как правило, оптимистичны, что значительно упрощает задачу врача, но, с другой стороны, именно в силу своего оптимизма дети беспечны. Внушить ребенку не только веру в исцеление недуга, но и чувство опасности, мобили- зующее ребенка на помощь врачу, является обязанностью последнего. 2. Врач должен заменить ребенку и любящих, заботливых родителей, и понят- ливых товарищей (если речь идет о длительном пребывании в условиях стациона- ра). .3. Характерной особенностью психики ребенка является его восприятие не- приятных ощущений. Ребенок – неподготовленный к физическому страданию па- циент. И это следует учитывать. 4. Врач должен жалеть больного, тем более ребенка, однако он не должен высказывать больному свою жалость, поскольку жалость подрывает мужество человека, лишает его сил к сопротивлению болезни. 5. Большинство детей достаточно быстро привязываются к взрослым и начи- нают ревновать предмет своей привязанности. Поэтому врачам, лечащим детей, следует с осторожностью устанавливать отношения с каждым ребенком. 6. Врачи понимают, что дети в различном возрасте имеют разный жизненный опыт, разную степень приспособляемости, иммунитета, разные психологические установки. .7. Ребенок с явными отклонениями от нормы остро чувствует свою непохо- жесть на других детей, а другие дети часто дают ущербному ребенку почувство- вать свое превосходство.Поэтому долг врача - присматриваться к ре- бенку и находить в нем достоинства (привлекательность, сообразительность, остроумие, доброту). 8. Отношения врача и больного ребенка в поликлинических условиях имеют свою специфику. Прием ребенка с родителями участковым врачом особых ослож- нений не вызывает. Участковый врач, как правило, хорошо знает своего подопеч- ного и не только его болезни и соматические (морфологические) особенности, но и его психику, а также родителей больного. И ребенок привыкает к участковому
врачу (особенно ребенок болезненный). 7.3. Взаимодействие врача с родственниками больных Врач всегда должен помнить, что для родителей их ребе-нок - самое дорогое, что у них есть, и болезнь его они переносят гораздо тяжелее,чем сам ребенок. Они крайне мнительны, недоверчивы, быстро поддаются панике, отчаянию; они скептично и пессимистично настроены.Врач обязательно должен учитывать это в общении с родителями, 1. Вступая в отношения с родителями, врач прежде всего должен очень вни- мательно, а главное, участливо и терпеливо выслушивать родителей (обычно многословных) обо всем, что касается не только заболевания, но и самого ребен- ка 2. Установив диагноз, врач взвешивает, имеет ли он право быть откровен- ным с родителями относительно возможного исхода лечения. Если случай тяже- лый и родители могут сознательно сыграть положительную роль в подготовке ре- бенка к операции, врач может быть откровенным, если же его откровенность в це- лом может пагубно отразиться на процессе лечения, тогда этого делать не следу- ет 3. В общении с родителями врач должен учитывать их культурный уровень, подвижность их психики, возраст и ценностные установки. Никакого высокомерия, никакого пренебрежения к их предрассудкам или низкой общей культуре, 4. Общаясь с родителями больного, следует помнить и о том, что они созда- ют врачу общественный имидж, иными словами, в этом общении врач “работает” и на свой авторитет, и на авторитет лечебного учреждения. 5. Постоянно находясь в связи с родителями больного ребенка, врач должен периодически, а лучше постоянно советоваться с родителями, 6. Врач обязан всегда помнить, что ребенок находится во власти своих чувств и настроений, поэтому вся тяжесть, связанная с его выздоровлением, ло- жится на родителей. 7. Иногда причиной заболевания ребенка являются сами родители, которые (из лучших побуждений) могли нанести ребенку физический ущерб. Как правило, такие родители лгут и изворачиваются, боясь понести уголовную ответственность. Врачу же важно знать, как и при каких обстоятельствах произошло несчастье. 8. Очень острая деонтологическая проблема - получение согласия родите- лей на сложную операцию в экстремальных условиях. Когда есть время убедить родителей, подготовить их, дело упрощается, хотя и тут нужно взаимное доверие, авторитет, искусство убеждения. Но когда времени нет, когда дорога каждая ми- нута, тогда врач не только может, но и должен быть жестким и непреклонным. 11. Взаимоотношения участкового (домашнего) врача с родителями больного могут выходить за рамки официальности, не нарушая при этом служебного долга и деонтологических принципов. Дружба врача с родителями больного ребенка, особенно, если ребенок болезненный, очевидно, полезна и врачу, и ребенку, и родителям. Но эти отношения ни в какой мере не должны ущемлять гордость и достоинство врача. .7.4. Взаимоотношения между врачами-коллегами Для успешной профессиональной деятельности врачу крайне важно устано- вить нормальные рабочие (функциональные) отношения не только с коллегами у себя на работе (что само собою разумеется), но и с другими представителями своей и смежных профессий. Врач в наше время давно уже не “один в поле воин”. .1. Для установления доверительных отношений с коллегами врач должен прежде всего научиться слушать, вникать и стараться понять точку зрения коллеги по любому (не только профессиональному) вопросу 2. Врач не имеет права быть высокомерным, заносчивым по отношению к коллегам, даже (и особенно) в тех случаях, когда он убежден в своем профессио- нальном превосходстве, более богатом опыте и т.д 3. Недоверие и неприязнь между коллегами часто вызываются завистью к общественному имиджу коллеги, его административному посту, уважению, кото- рое выражают ему коллеги и больные, его материальному благополучию и т.д.. 4. Врач должен, не скрывая, постоянно учиться у более опытных и знаю- щих коллег, что будет способствовать не только профессиональному росту, но и установлению взаимных уважительных отношений между коллегами. А опытные, искусные врачи обязаны мягко и тактично учить и направлять врачей менее опыт- ных и менее искусных. Врач не имеет права отказать более молодому коллеге в помощи и в овладении знаниями и навыками. 5. Коллектив современного лечебного учреждения должен составлять еди- ный организм, выполняющий одну задачу – заботу о жизни и здоровье больных - и, следовательно, объединенный одной общей целью. 6. Врачи обязаны обмениваться профессиональной информацией, не пытаясь монополизировать ее в ущерб делу. Скрытие информации (как и неуместное ее раз- глашение) может стать причиной гибели пациента 7. Врач должен поддерживать доброжелательные отношения с коллегами из других медицинских учреждений и стран. Интенсивный обмен информацией меж- ду коллегами региона и всего мира - основа и залог развития здравоохранения. .8. Сотоварищество врачей - один из важнейших деонтологических принци- пов. Врач обязан прийти на помощь людям в любую минуту, а тем более на по- мощь другому врачу вне зависимости от времени и места нахождения 9. Особого внимания заслуживает проблема отношений между врачами, за- нимающими разные должности – отношения “по вертикали”. Очевидно, что от- ношения между главным врачом, заведующим кафедрой, заведующим отделени- ем и их подчиненными в рамках работы должны носить официальный характер. Тут недопустимо панибратство, ведущее к ослаблению дисциплины и порядка. 10. И начальник, и подчиненный – врачи, поэтому в процессе лечения больного и тот и другой в своих профессиональных отношениях должны исходить, прежде всего, из пользы дела. Не в каждом конкретном случае начальник более компетен- тен, чем его подчиненный, и поэтому начальник должен быть готовым отбросить амбициозность и, если понадобится, ассистировать своему подчиненному, не нано- ся ущерба ни своему врачебному достоинству, ни своему авторитету. 11. Руководитель в целях сохранения единства коллектива не имеет права: высказывать явное предпочтение или неприязнь кому-либо из коллектива врачей; отчитывать подчиненных врачей в присутствии их коллег, тем более в присутст- вии младшего медперсонала 12. Руководитель обязательно должен поощрять подчиненных, развивая их инициативность, выискивать у них не столько огрехи, сколько удачи, тем самым стимулируя уверенность подчиненных и их чувство собственного достоинства 13. Врач может указать на ошибку, совершенную коллегой, только конфи- денциально или на профессиональном разборе, причем в соответствующей, не унижающей коллегу форме. 14. Ни в коем случае врач не может отговаривать пациента лечиться у своего коллеги, а тем более “переманивать” пациентов у других врачей. нстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|