Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением




Санитарное просвещение (СП) – неотъемлемая часть здравоохранения, это комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и санитарной активности населения. Оно включает гигиеническое воспитание и обучение.

 

Задачи СП:

- совершенствование гигиенического воспитания населения;

- пропаганда ЗОЖ, физкультуры и спорта;

- внедрение в повседневную жизнь рационального питания;

- искоренение вредных привычек (курения, пьянства, обжорства, необоснованных постов);

- ознакомление населения с причинами основных массовых заболеваний и травм, их

профилактикой.

Принципы СП: государственный характер; участие всех медработников; общедоступность; целенаправленность; научность; оптимистичность (поднимать психоэмоциональный тонус); дифференцированность (с учетом различных возрастных групп, пола, возраста, профессии и т.д.).

 

Методы СП:

1) устный – лекция, беседа, советы, дискуссия, информационное сообщение, вечер

вопросов и ответов (а знаете ли вы, что…?), громкое чтение, викторина;

2) печатный – памятка, листовка, статья в газете, санитарный бюллетень, стенгазета;

3) наглядный – плакаты, диапозитивы, муляжи, фотографии

4) смешанный - выступление по телевизору, выставка, уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки.

 

Лекция – в ней излагается новый материал для большой аудитории – 20-30 чел.; продолжительность 30-45 мин.

Беседа - предполагается активное участие слушателей, ведущий ее медицинский работник своими вопросами активно вовлекает слушателей в дискуссию; продолжительность 15-30 мин.

Вечер вопросов и ответов – оповещается заранее население, собирают вопросы и отвечают на них.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций

Памятка – выдается пациенту на руки, рассчитана на конкретного человека, его болезнь или проблему (профилактика диабета).

Санитарный бюллетень – стенная газета просветительского характера, должна быть злободневна, конкретна, наглядна, например: о пользе прививки от дифтерии. В отличие от памятки бюллетень должен иметь яркую картинку, которая привлечет внимание того контингента, на кого она рассчитана. Памятка и санбюллетень должны иметь три части: начинаться с информации о проблеме, затем уделяется внимание влиянию обсуждаемого фактора на здоровье и обязательно заканчиваться санитарно-гигиеническими рекомендациями. Просветительский характер агитации без рекомендаций не может решить задачи санитарного просвещения

Плакаты - форма массового воздействия, носят агитационный характер, имеют яркий текст в виде лозунга.

Контрольные вопросы

 

1) Основоположники гигиенической науки в России.

2) Предмет «Экология», ее задачи; ученый, предложивший этот термин.

3) Предмет «Экология человека»; взаимосвязь с экологией и гигиеной.

4) Предмет «Гигиена», ее задачи; связь с экологией.

5) Гигиена и санитария, их задачи.

6) Основные законы гигиены.

7) Методы гигиенических исследований.

8) Гигиеническое нормирование и его роль.

9) ПДК, ПДУ,ОДУ и ОБУВ - их определение и роль.

10) Виды санитарного просвещения.

11) Что дает среднему медицинскому работнику знание экологии и гигиены?

Тема № 2: ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

 

ЗНАНИЯ:

1. Определения и понятия: биосфера, биотический фактор и др.

2. Человеческие сообщества и их влияния на окружающую среду.

3. Методы природопользования на основе экологических законов.

 

УМЕНИЯ:

Использовать полученные знания в просветительской работе (в своей группе)

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Краткие основы общей экологии.

2. Понятие о биосфере и ее эволюции, об экосистеме и ее составе, свойствах и функциях. Определения и понятия: биосфера, биотический фактор и др.

3. Антропогенное воздействие на экосистемы.

4. Человеческие экосистемы. Взаимосвязь и взаимодействие в человеческих экосистемах.

5. Демографические процессы в человеческих экосистемах. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Этические взгляды на экосистемы. Возможность устойчивого развития человеческих экосистем.

Краткие основы общей экологии

Общая экология – это мир, который нас окружает и в котором мы живем. Составные части экологии: Космос – Галактика – Земля - воздушная атмосфера – водная оболочка – почва – биосфера: воздух вода, растительность, животный мир и люди. С Космоса Земля – пылинка, затерявшаяся в безграничном пространстве Вселенной. Но для нас Земля – наша Родина, наша планета, наш дом. Состоит она из различных веществ, крайне неравномерно распространенных в ней. Землю окружают различные оболочки, важнейшие из которых для нас - воздушная и водная.

Воздушная – атмосфера – самая легкая, состоит из газов, важнейший из которых – кислород – 21%, а также углекислого газа – 0,03%, азота – 78% и инертных газов – 0,97%. На высоте 20-25 км находится тонкий слой озона, защищающий землю от вредных лучей. Через воздух проходит важнейшая для нас солнечная энергия, которая преобразуется растениями в питательные вещества. Земной шар на 71% покрыт водой. Вода также содержится в воздухе и в недрах земного шара. Для нас важна питьевая вода, которая составляет лишь 1% от всей воды на Земле, причем 85% ее запасов находится в ледниках. Верхние слои Земли, обладающие плодородием, называются почвой. На ней растут растения, которыми питаются животные и мы. Вот краткая экология нашей жизни. Но для человека важнейшая – тончайшая оболочка Земли, которая объединяет всех живых существ на Земле (от бактерий до человека) – ее называют биосферой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...