Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением
Санитарное просвещение (СП) – неотъемлемая часть здравоохранения, это комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и санитарной активности населения. Оно включает гигиеническое воспитание и обучение.
Задачи СП: - совершенствование гигиенического воспитания населения; - пропаганда ЗОЖ, физкультуры и спорта; - внедрение в повседневную жизнь рационального питания; - искоренение вредных привычек (курения, пьянства, обжорства, необоснованных постов); - ознакомление населения с причинами основных массовых заболеваний и травм, их профилактикой. Принципы СП: государственный характер; участие всех медработников; общедоступность; целенаправленность; научность; оптимистичность (поднимать психоэмоциональный тонус); дифференцированность (с учетом различных возрастных групп, пола, возраста, профессии и т.д.).
Методы СП: 1) устный – лекция, беседа, советы, дискуссия, информационное сообщение, вечер вопросов и ответов (а знаете ли вы, что…?), громкое чтение, викторина; 2) печатный – памятка, листовка, статья в газете, санитарный бюллетень, стенгазета; 3) наглядный – плакаты, диапозитивы, муляжи, фотографии 4) смешанный - выступление по телевизору, выставка, уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки.
Лекция – в ней излагается новый материал для большой аудитории – 20-30 чел.; продолжительность 30-45 мин. Беседа - предполагается активное участие слушателей, ведущий ее медицинский работник своими вопросами активно вовлекает слушателей в дискуссию; продолжительность 15-30 мин. Вечер вопросов и ответов – оповещается заранее население, собирают вопросы и отвечают на них.
Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций Памятка – выдается пациенту на руки, рассчитана на конкретного человека, его болезнь или проблему (профилактика диабета). Санитарный бюллетень – стенная газета просветительского характера, должна быть злободневна, конкретна, наглядна, например: о пользе прививки от дифтерии. В отличие от памятки бюллетень должен иметь яркую картинку, которая привлечет внимание того контингента, на кого она рассчитана. Памятка и санбюллетень должны иметь три части: начинаться с информации о проблеме, затем уделяется внимание влиянию обсуждаемого фактора на здоровье и обязательно заканчиваться санитарно-гигиеническими рекомендациями. Просветительский характер агитации без рекомендаций не может решить задачи санитарного просвещения Плакаты - форма массового воздействия, носят агитационный характер, имеют яркий текст в виде лозунга. Контрольные вопросы
1) Основоположники гигиенической науки в России. 2) Предмет «Экология», ее задачи; ученый, предложивший этот термин. 3) Предмет «Экология человека»; взаимосвязь с экологией и гигиеной. 4) Предмет «Гигиена», ее задачи; связь с экологией. 5) Гигиена и санитария, их задачи. 6) Основные законы гигиены. 7) Методы гигиенических исследований. 8) Гигиеническое нормирование и его роль. 9) ПДК, ПДУ,ОДУ и ОБУВ - их определение и роль. 10) Виды санитарного просвещения. 11) Что дает среднему медицинскому работнику знание экологии и гигиены? Тема № 2: ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ
ЗНАНИЯ: 1. Определения и понятия: биосфера, биотический фактор и др. 2. Человеческие сообщества и их влияния на окружающую среду. 3. Методы природопользования на основе экологических законов.
УМЕНИЯ: Использовать полученные знания в просветительской работе (в своей группе)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Краткие основы общей экологии.
2. Понятие о биосфере и ее эволюции, об экосистеме и ее составе, свойствах и функциях. Определения и понятия: биосфера, биотический фактор и др. 3. Антропогенное воздействие на экосистемы. 4. Человеческие экосистемы. Взаимосвязь и взаимодействие в человеческих экосистемах. 5. Демографические процессы в человеческих экосистемах. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Этические взгляды на экосистемы. Возможность устойчивого развития человеческих экосистем. Краткие основы общей экологии Общая экология – это мир, который нас окружает и в котором мы живем. Составные части экологии: Космос – Галактика – Земля - воздушная атмосфера – водная оболочка – почва – биосфера: воздух вода, растительность, животный мир и люди. С Космоса Земля – пылинка, затерявшаяся в безграничном пространстве Вселенной. Но для нас Земля – наша Родина, наша планета, наш дом. Состоит она из различных веществ, крайне неравномерно распространенных в ней. Землю окружают различные оболочки, важнейшие из которых для нас - воздушная и водная. Воздушная – атмосфера – самая легкая, состоит из газов, важнейший из которых – кислород – 21%, а также углекислого газа – 0,03%, азота – 78% и инертных газов – 0,97%. На высоте 20-25 км находится тонкий слой озона, защищающий землю от вредных лучей. Через воздух проходит важнейшая для нас солнечная энергия, которая преобразуется растениями в питательные вещества. Земной шар на 71% покрыт водой. Вода также содержится в воздухе и в недрах земного шара. Для нас важна питьевая вода, которая составляет лишь 1% от всей воды на Земле, причем 85% ее запасов находится в ледниках. Верхние слои Земли, обладающие плодородием, называются почвой. На ней растут растения, которыми питаются животные и мы. Вот краткая экология нашей жизни. Но для человека важнейшая – тончайшая оболочка Земли, которая объединяет всех живых существ на Земле (от бактерий до человека) – ее называют биосферой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|