Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система с одним языком




Постановка проблемы

Основными вопросами описания всякой семиотической системы являются, во-первых, ее отношение к вне-системе, к миру, лежащему за ее пределами, и, во-вторых, отношение статики к динамике. Последний вопрос можно было бы сформулировать так: каким образом система, оставаясь собой, может развиваться. Оба эти вопроса принадлежат к наиболее коренным и одновре­менно наиболее сложным.

Итак, Лотман ставит вопросы о:

1. Отношение языка и мира — мир языка и мир вне языка (наличие мира вообще, общей территории для динамики этих миров суть вопрос дискуссионный) и проблема адекватности языка «отражаемому» ??? миру (Кантовское «Я» и структуралистский субъект языка);

2. Множественность и единственность — выражение проблемы динамики культуры — образования, стремящегося к унификации, конвенциональности миры в языке как залога взаимопонимания, т.е., чего-то в опр. мере стремящегося к «охранительной» статике.

Таким образом, исходно предполагается существование двух степеней объективности: мира, принадлежащего языку (то есть объективного, с его точки зрения), и мира, лежащего за пределами языка2.

Одним из центральных вопросов окажется вопрос перевода мира содер­жания системы (ее внутренней реальности) на внележащую, запредельную для языка реальность. Следствием будут два частных вопроса:

1) необходимость более чем одного (минимально двух) языков для отра­жения запредельной реальности;

2) неизбежность того, что пространство реальности не охватывается ни одним языком в отдельности, а только их совокупностью. что предшествует чему

Вероятно логика множественности языков следует из 1. наличной ее множественности (язык науки, искусств и т.д.) и 2. энергетическому принципу динамики множественной целостности (антиномия идеала — единичности Человека — и реальности — множественности индивидов и языков).

 

Система с одним языком

Ставшая уже традиционной модель коммуникации типа:

1 См.: Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 7. С. 168—169.


усовершенствованная Р. О. Якобсоном, легла в основу всех коммуникацион­ных моделей. С позиции этой схемы, целью коммуникации (как подсказывает само слово communitas — общность, общение) является адекватность общения.

Целью абстрактной модели общения в сфере языка служит общение, превратно понимаемое как полнота передачи смысла между участниками общения. Превратность — в иллюзии этой возможности и непонимании ее редукционизма — упразднение смыслопорождающего различия, «напряженности» между общающимися «одновременно», слушающих и слышащих и себя и другого ???. Потому код есть структурный элемент языка в его историчности вообще и наличной в общении «микро-историй» — личностей. Продуктивное непониание столь же важно для общения как и уровень взаимопонимания.

Традиционный структурализм исходил из сформулированного еще рус­скими формалистами принципа: текст рассматривается как замкнутая, само­достаточная, синхронно организованная система. Она изолирована не только во времени от прошедшего и будущего, но и пространственно — от аудитории и всего, что расположено вне ее.

Современный этап структурно-семиотического анализа усложнил эти принципы. Во времени текст воспринимается как своего рода стоп-кадр, искусственно «застопоренный» момент между прошедшим и будущим. Отно­шение прошедшего и будущего не симметрично. Прошедшее дается в двух его проявлениях: внутренне — как непосредственная память текста, вопло­щенная в его структуре, ее неизбежной противоречивости, имманентной борьбе со своим внутренним синхронизмом, и внешне — как соотношение с внетекстовой памятью.

Особым образом Лотман дополняет картину панорамой исторического течения разноуровневых и разнопластовых структур в истории (и культуры как семиотической системы — системы языков и кодов):

1. Моменты взрыва — непредсказуемость в возник- нов ении прироста смысла;

2. Постепенное развитие (прогресс) — накопительная и неуклонная, непрерывная динамика прироста смысла.

 

Эти моменты взаимодействуют, обладая условной автономией: взрыв на фоне покоя и покой после взрыва, а также синхронной взаимной работой в системе культуры как целого. Синхрония разнодинамичных пластов (критика и творчество гения, наука и техника, напр., которые способны само-званно синхронизироваться, оставаясь в действительности диахроническими) и приводит к возможным взрывам. Настоящее — это вспышка еще не развернувшегося смыслового пространства. Эта вспышка не подчинена каузальности, несет большую информативность для выбора «сценария» развития будущего. Переход будущего в прошлое выступает как акт означения этого события, как акт его объяснения и представления как закономерного события (несмотря на его имманентную случайность).

 

Итак, момент взрыва ознаменован началом другого этапа. В процессах, которые совершаются при активном участии механизмов самосознания, это переломный момент. Сознание как бы переносится обратно, в момент, пред­шествовавший взрыву, и ретроспективно осмысляет все произошедшее. Ре­ально протекший процесс заменяется его моделью, порожденной сознанием участника акта. Происходит ретроспективная трансформация. Произошедшее объявляется единственно возможным — «основным, исторически предопре­деленным». То, что не произошло, осмысляется как нечто невозможное. Случайному приписывается вес закономерного и неизбежного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...