Раздел 3. Финансовая интеграция в развитых странах
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
3.1 Становление и развитие интеграции в Америке
Формирование региональных интеграционных объединений стало одной из тенденций мирового хозяйственного развития. Наибольшие результаты в этом направлении достигнуты в Европе. В 90-х гг. экономическая интеграция все быстрее развивается и в Америке. Для образования региональных хозяйственных объединений важна не только территориальная близость стран-участников, но и взаимодополняемость их экономик, высокий уровень экономического развития, законодательная база, политическая воля государственного руководства и т. д. Интеграционные процессы начали развиваться в Америке вскоре после окончания второй мировой войны, причем как на севере, так и на юге континента. В Латинской Америке были созданы многочисленные экономические объединения, эффективность которых оказалась очень низкой. В противоположность этому на севере интеграция развивалась очень быстро. В 40—80-х гг. был создан единый хозяйственный комплекс в составе США и Канады. Интеграция в Северной Америке началась с активного вывоза американского капитала в Канаду, в то время как в Западной Европе — с создания зоны свободной торговли. Другое принципиальное отличие состояло в том, что в Европе интеграция развивалась на основе регулирующей деятельности государств, т.е. сформировалось межгосударственное экономическое объединение. В Северной Америке инициатором был частный бизнес (в основном американский). Для американских компаний важно было обеспечить себя промышленным сырьем и полуфабрикатами канадского производства, которые в США были в дефиците (или дороже). Так произошла переориентация Канады с пушнино-пшеничной специализации на промышленную продукцию, а также с Англии на СШАХ.
Уже в 60-х гг. сложились интегрированные (их стали называть «североамериканские») производства: сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность, выпуск военной техники. Их развитие шло на основе международной предметной специализации и широкого кооперирования. Например, закрепилась специализация США на выпуске тракторов, а Канады — зерноуборочных комбайнов. Особенно глубоко интегрировалась автомобильная промышленность. Сейчас почти 1/3 объема канадско-американской торговли приходится на автомобили и различные комплектующие детали для них. Интеграция установила тесные хозяйственные связи между американскими и канадскими пограничными территориями. В первой половине 90-х гг. интеграция стала развиваться в южном направлении. В 1994 г. начал действовать договор о создании зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Мексика давно была экономически тесно связана с США (и не только внешней торговлей). В Мексике велики американские инвестиции. Многие мексиканцы работают в США. Пограничная с США мексиканская территория уже давно освоена американскими компаниями. Более половины американских компаний имеет свои сборочные предприятия в Мексике. Еще в 1990 г. американский президент Дж. Буш провозгласил идею создания в Америке «зоны свободной торговли и процветания» от Аляски до Огненной Земли. Через пять лет идея была реализована на встрече лидеров «всех Америк» при подписании ими целого ряда документов о создании к 2005 г. зоны свободной торговли в Западном полушарии. Предполагается, что к этому времени все латиноамериканские страны присоединятся к Североамериканскому соглашению, объединяющему в 1995 г. помимо трех североамериканских стран и Чили. Помимо чисто экономических задач подписанные соглашения призваны упорядочить контроль за торговлей наркотиками, объединить усилия в решении экологических проблем.
В начале XXI в. будет создан самый большой в мире единый рынок с населением более 800 млн. чел. Намечается облегчить не только внешнеторговые, но и финансовые операции. Конечно, основной финансовый поток будет направлен из США в латиноамериканские страны. В середине 90-х гг. американские инвестиции в Латинской Америке достигли 60 млрд. долл., увеличившись за полтора десятка лет почти на 1/3. Есть примеры и обратного движения капитала. Так, бразильские, аргентинские и чилийские компании активно действуют на американском рынке, занимаясь нефтяным бизнесом, производством стройматериалов и различной химической продукции. США обещают облегчить долговое бремя латиноамериканских стран, списав около 1/4 долга американскому правительству. Эти средства намечается пустить на реализацию экологических программ.
3.2 Становление и развитие интеграции в Японии
Внешнеэкономические связи играют для Японии, практически лишенной собственных природных ресурсов, исключительно важную роль с точки зрения обеспечения экономической безопасности. Высокая зависимость производственных отраслей страны от потребительского и инвестиционного спроса в США и Европе привела в условиях глобального экономического кризиса к очень тяжелым последствиям. В частности, сокращение объема экспорта в 2009 фин. г. на 17,1% привело к существенному уменьшению снижению производства и обострению проблем занятости. В 2009 г. японская дипломатия продолжала активную деятельность в рамках Всемирной торговой организации, последовательно выступала за снижение и устранение импортных тарифов на промышленную продукцию. Какого-либо существенного продвижения, однако, в плане либерализации международной торговли за прошедший год достигнуто не было. Особенностью позиции Японии на переговорах в рамках Дохийского раунда ВТО является то, что с одной стороны, она стремится к минимизации таможенных тарифов в отношении промышленных товаров, занимающих основную часть в ее экспортной номенклатуре, а с другой стороны, Токио беспокоит уязвимость традиционно наиболее чувствительной сельскохозяйственной отрасли, продукция которой в случае либерализации рынка оказывается неконкурентоспособной по сравнению с иностранными сельскохозяйственными продуктами. В этой связи, находясь в составе так называемые «Группы десяти» (Швейцария, Республика Корея и другие страны - импортеры сельхозпродукции), Япония придерживается политики умеренного снижения импортных пошлин на сельхозпродукцию. При этом Токио стремится по возможности вывести отдельные виды аграрной продукции за рамки проводимой в ВТО торговой либерализации, последовательно требует расширения перечня «защищаемых» сельхозтоваров до 8%, в то время как секретариат организации настаивает на уровне в 4-6%. Помимо возможных проблем для национальных сельхозпроизводителей, официальный Токио также опасается, что масштабное снижение импортных тарифов может усилить зависимость внутреннего продовольственного рынка от внешних поставок, составляющих в настоящее время около 60% и, таким образом, снизит степень продовольственной безопасности страны.
В системе международного экономического сотрудничества, наравне с ВТО, Токио придает большое значение своему участию в ОЭСР. В условиях стагнации переговорного процесса ВТО в рамках Дохийского раунда Токио выступает за проведение структурной реформы ОЭСР. По мнению японских экспертов, организация должна более эффективно решать стоящие перед ней задачи с целью скорейшего преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. На региональном уровне приоритетным объектом внешнеэкономической интеграции для Токио является Азиатско-Тихоокеанский регион. Именно путем усиления региональной интеграции Токио рассчитывает стимулировать развитие отраслей национальной экономики. Япония является активным участником таких организаций, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), формат «АСЕАН+3», а также Восточно-Азиатский саммит.
Ожидается, что в ближайшие годы Япония попытается мобилизовать усилия в целях начала практического диалога по вопросу о многостороннем соглашении об экономическом партнерстве (EPA) в Азиатском регионе. По мнению Токио, к указанному диалогу, помимо Японии, Китая и Республики Кореи, следует подключить Индию, Австралию и Новую Зеландию. Вопрос о создании Восточно-Азиатского сообщества регулярно обсуждается в ходе японо-китайско-корейских консультаций. Помимо многосторонней интеграции, Япония последовательно продвигается по пути подписания двусторонних соглашений о либерализации торгово-экономических отношений. Данный процесс приобрел особую значимость в последние годы в условиях усиления серьезных разногласий в ВТО, а также в связи с проблемами, вызванными глобальным финансово-экономическим кризисом. Всего у Японии в настоящее время действуют 11 соглашений о свободной торговле и экономическом партнерстве (FTA/EPA). Еще с пятью странами (регионами), а именно Республикой Кореей, Индией, Австралией, Перу, Советом сотрудничества государств Персидского залива - ведутся активные переговоры. Кроме того, на экспертном уровне изучается вопрос о создании зон FTA/EPA с такими странами, как США, ЕС, АСЕАН+6, АСЕАН+3, а также в формате Япония-Китай-РК.
3.3 Становление и развитие интеграции в Германии
Вес немецкой экономики в ЕС, активная роль Германии в формировании европейской политики настораживают весь мир. Очевидно, что страны получают неодинаковые преимущества от интеграции и их «суммарные выигрыши» от членства в ЕС различны. В усилении роли Германии в ЕС критики видят опасность для равномерного развития сообщества. Есть мнения, что Германия, имея широкие «лоббистские возможности», используя «дипломатию немецкой чековой книжки», получит слишком большое политическое влияние в Европе и на международной арене. Отчасти страх перед «немецкой Европой» основан на незабытом прошлом (Вторая мировая война). Поэтому важно понять, насколько эти обвинения объективны и адекватны: действительно ли Германия «лоббирует» свои национальные интересы в ЕС и существует реальная угроза развитию других стран, либо оснований выносить подобные вердикты все - таки нет. В январе 2001 года Г. Шредер выступил на франко-германском саммите в Страсбурге с радикальным планом объединения Европы. При поддержке президента Еврокомиссии Р. Проди Шредер настаивал на принятии конституции ЕС, что фактически означает создание единого европейского государства: Европейская комиссия, как высшая исполнительная структура Союза, должна получить более широкие полномочия и практически стать общеевропейским правительством; Европейскому парламенту необходимо предоставить верховные полномочия в формировании единого бюджета; Совет министров ЕС, состоящий из глав и членов правительств государств, предлагается превратить во вторую палату Европейского парламента (аналог германского Бундесрата). По мнению Г. Шредера и Й. Фишера, «Европа стоит перед выбором – эрозия или интеграция», и только при создании Федерального ЕС появится возможность управлять Союзом. На сегодняшний день рынок ЕС составляет 370 миллионов человек, после расширения его объем увеличится до 500 миллионов (27 стран), поэтому без создания более жесткой политической структуры Союз «погрязнет в межправительственных согласованиях и неминуемых переговорных сложностях». Таким образом, Германия видит решение многих структурных проблем ЕС в трансформации единых общеевропейских институтов в мощные наднациональные органы. С одной стороны, такое политическое единство приведет к решению многих проблем межправительственного характера. С другой стороны, общеевропейское правительство не сможет взять на себя всю ответственность внутреннего регулирования государств, поэтому вопрос о степени соответствия национальных и общеевропейских интересов пока остается неясным. Хочется надеяться, что европейские политики найдут выход из этой ситуации, когда проблема и ее причины станут более очевидны.
На сегодняшний день самый важный европейский проект с позиции Германии – расширение на восток. ФРГ – традиционный и ведущий торгово-экономический партнер стран Центральной и Восточной Европы, а Евросоюз – крупнейший источник иностранных инвестиций и новых технологий для этих стран. В 2000 году около 10% всей внешней торговли Германии приходилось на 13 стран-кандидатов в ЕС, при этом самыми крупными торговыми партнерами Германии в регионе являются Польша, Чехия и Венгрия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы я раскрыл сущность понятия экономической интеграции, определил предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В данной курсовой работе были рассмотрены интеграционные процессы в развитых странах, таких как Россия, Америка, Германия и Япония. Становление и развитие интеграции, а так же состояние интеграции на сегодняшний день. В ходе курсовой работы я исследовал последствия экономической интеграции, а также проанализировал современные направления международной экономической интеграции и уделил внимание проблемам интеграционного развития. В целом экономическая интеграция – это характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок. Развитие интеграционных процессов в сфере производства и услуг в последние годы заметно усилилось. Созданы крупные межрегиональные финансово-промышленные группы, усиливается координация регионов при создании элементов новой рыночной инфраструктуры. Начали работу несколько межрегиональных компаний, обслуживающих интеграционные связи субъектов Федерации. Однако наибольшие перспективы сулит развитие новых интеграционных транспортных систем, позволяющих по-новому оценить пути и возможности развития целого ряда регионов (особенно на востоке России). Принципиальное значение имеет более активное включение России в формирование трансконтинентальных транспортных коридоров, которые могут серьезно изменить систему межрайонных взаимодействий и формирование новых "ядер" хозяйственного освоения. Проведенный анализ интеграционных процессов указал на чрезвычайно скудную информационную обеспеченности таких исследований. В регулярной статистике практически отсутствуют показатели, характеризующие межрегиональные связи, вывоз и ввоз продукции (в том числе различными видами транспорта), география межрегиональных поставок. Поэтому для государственного регулирования интеграционных процессов следует восстановить ряд форм статистической отчетности, существовавших ранее и разработать и внедрить новые, отвечающие потребностям современной системы управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная Литература 1. Журнал «Финансы и кредит» 4(292) – 2008 январь 2. Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»2(26) - 2010 февраль 3. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. 647 с 4..Красавина Л.Н. Формирование интеграционных объединений стран СНГ - Издательство Финансы и статистика, 2006 -368 с 5..http://ru.wikipedia.org/ 6..http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/17112/ 7..http://moscow.ru/ru/infrastructure/business_finance/infrastructure/ 8..http://www.rcb.ru/bo/2008-10/18007/ 9..http://www.imf.org/external/russian/index.htm
Приложение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|