Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические показатели оценки перспективности инновационных проектов (ПИП-анализ)




 

Процесс генерирования и селекции идей является наименее затратной стадией реализации инновационного развития. Первые значительные инвестиции в новые технологии начинаются на втором этапе (точка t1) когда завершается процесс отбора альтернативных вариантов и начинается конструктивное оформление наиболее перспективной новинки.

Но прежде чем осуществлять те или иные затраты на НИР и ОКР и предпринимать какие-либо шаги по дальнейшей разработке выбранного направления, необходимо проанализировать перспективность новой или улучшающей технологии с точки зрения ее влияния на экономические показатели деятельности предприятия. Если, по мнению предприятия, предполагаемые результаты окажутся недостаточно высокими, то ему, возможно, следует отказаться от данной идеи. В зависимости от сложившейся ситуации предприятие может определенным образом развить и попробовать повысить конкурентоспособность этой идеи или продолжить процесс генерирования других возможных инновационных направлений. Таким образом, использование ПИП-анализа - анализа перспективности инновационного проекта - позволяет предприятию не только предотвратить риск низкой рыночной отдачи от инноваций, но и избежать заранее неоправданных затрат на НИР и ОКР.

Анализ перспективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот проводится на основе сравнения экономических показателей в базисном и планируемом периодах. При анализе перспективности внедрения новых технологий за основу такого сравнения можно взять экономические данные до реализации инновационного проекта по предприятию в целом. Для оценки риска низкой рыночной отдачи при освоении улучшающих технологий целесообразно осуществить сравнительный анализ по усовершенствуемому продукту на основе расчета следующей группы коэффициентов.

. Показатель прироста выручки от продаж

. Показатель прироста чистой (нераспределенной) прибыли

. Показатель прироста активов предприятия

. Показатель прироста нематериальных активов

. Показатель прироста доли предприятия на рынке

 

 

где  − показатель прибыльности инновационных проектов на основе фактора прироста доли предприятия на рынке. Определяется путем сравнения доли предприятия на рынке до и после реализации инновации, %;

 − доля предприятия на рынке до реализации инновационного проекта;

 − планируемая доля предприятия на рынке после реализации инновационного проекта:

где − планируемый объем продаж предприятием на рынке после реализации инновационного проекта, руб.;

− общий объем продаж всеми компаниями на рынке за соответствующий период, руб.

. Показатель прироста оплаты труда персонала

Результаты, полученные на основе расчета этих показателей, могут быть как оптимистические, так и пессимистические. Для того чтобы осуществить выбор оптимального варианта стратегии инновационного развития и принять окончательное решение о перспективности той или иной технологии, можно руководствоваться сравнительной динамикой этих показателей.

Приведенное соотношение получило название «золотое правило экономики предприятия» [1]: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущество предприятия. Это означает следующее: издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия использоваться более эффективно.

Измененное соотношение расширяет мысль, вложенную в правило, заключая в себе такой смысл. Прибыль предприятия должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущества предприятия, за счет сравнительного роста нематериальных активов, доли предприятия на рынке и благодаря мотивации кадровых ресурсов на основе роста оплаты их труда.

Оценивая ПИП-анализ как метод анализа эффективности инновационных проектов, следует отметить, что данный подход представляет собой нефункциональную оценку возможных экономических изменений в деятельности предприятия, связанных с реализацией стратегии инновационного развития, включая производство, финансы, структуру управления, НИОКР, маркетинг и персонал. Он позволяет ответить на вопросы о том, каким предполагаемым образом внедрение новой технологии отразится на выручке, прибыли предприятия и состоянии активов, как это повлияет на развитие НИОКР, доли предприятия на рынке и на заработной плате работников.

Рассмотренный метод целесообразно провести на конструктивном этапе (точка t1), с тем, чтобы осуществить выбор наиболее эффективной инновации из имеющихся альтернатив. Вместе с тем данный подход может быть использован и на последующих этапах разработки и реализаций стратегии инновационного развития, с тем, чтобы осуществлять эффективное управление, контроль и своевременную корректировку параметров вовлекаемой в хозяйственный оборот новой технологии.

Дополнить представленный метод оценки нефункциональных результатов инновационного развития предприятия можно анализом реализуемости инноваций. Это позволяет провести оценку внутренних возможностей предприятия по достижению намеченных стратегических целей также по каждой из основных функций.

Такой подход направлен на поиски ответов на вопросы о том, достаточно ли имеющихся у предприятия факторов производства для эффективной реализации стратегии инновационного развития и достижения намеченных корпоративных ориентиров. Предлагаемый метод целесообразно реализовать на концептуальном этапе - точка t2, с тем чтобы оценить возможности предприятия по реализации выбранной инновации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...