Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
ПРОГРАММА Б2.П.1 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) Направление подготовки Государственное и муниципальное управление КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВР
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Тип производственной практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Способ проведения учебной практики: стационарная
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ. Область профессиональной деятельности бакалавров включает профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (муниципальной службы), на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: - федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации; - органы местного самоуправления; - государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации; - институты гражданского общества; - общественные организации; - некоммерческие организации; - международные организации и международные органы управления; - научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения. Бакалавр по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: - организационно-управленческая; Производственная практика является вторым этапом приобретения практических знаний, умений и навыков студентов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Цель практики - формирование представления о профессиональной принадлежности, об объектах государственного и муниципального управления, о государственной и муниципальной службе. За период прохождения практики бакалавр получает дополнительные теоретические и практические знания, навыки по своей будущей специальности. Производственная практика должна помочь будущим менеджерам в области государственного и муниципального управления профессионально адаптироваться к избранной специальности в реальных условиях.
2. ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ: Основными задачами практики являются: — исследование объективных тенденций экономического развития объекта исследования, закономерностей функционирования экономических систем, взаимодействия экономических процессов и их социальное содержание;
— выявление основных тенденций развития государственного и муниципального управления; — использование методов получения статистической информации и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей; — исследование приемов анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста; — изучение методологических и организационно-правовых аспектов менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента; — использование методов и основных приемов исследовательской деятельности; — ознакомление со структурой объекта исследования, характеристикой его подразделений; — осуществление сбора, обобщение и систематизация материалов в соответствии с полученным заданием.
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОП ВО Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) представляет вариативную часть Блока 2 «Практики» Прохождение практики является обязательным наравне с изучением теоретических дисциплин учебного плана. Прохождение практики способствует эффективному усвоению многих дисциплин ООП ВО: «Принятие и исполнение государственных решений», «Экономика муниципального хозяйства», «Управление муниципальной собственностью», «Государственная и муниципальная служба» «Этика государственной и муниципальной службы»; материал, собранный на практике способствует написанию выпускной квалификационной работы.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ Практика может проходить в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных предприятиях или учреждениях.. Вид практики - производственная практика.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ Местом прохождения производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) являются государственные (муниципальные) и коммерческие организации и учреждения преимущественно Мурманской области, а также филиал ФГБОУ ВО «МАГУ» в г.Апатиты.
Базы прохождения практики: - органы государственной власти (ОГВ): федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации; - органы местного самоуправления (ОМС); - государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации; - общественные организации; - некоммерческие организации. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки (специальности): а) общекультурных (ОК): - знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями; обладание нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2); - понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5); - способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6); - умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9); - способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10); - способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);
- умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14); - владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16); б) профессиональных (ПК): организационно-управленческая деятельность: - знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1); - умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2); - умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3); - способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11); информационно-методическая деятельность: - наличием навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14); - умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16); - умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18); - способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20); - умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24); - умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества. способность определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);
- способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34); проектная деятельность: - умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39); - способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44); вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность: - умением вести делопроизводство и участвовать в ведении документооборота в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях (ПК-45); - владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49); способностью оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50); - умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51). В результате прохождения практики студент должен: Знать: - содержание, смысл, основные цели, социальную значимость профессии «Государственное и муниципальное управление»; - требования, предъявляемые к уровню подготовки бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление» и компетенциям, формируемым в результате обучения; - возможные области, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»; - возможности профессиональной адаптации в смежных областях деятельности; - требования профессиональной этики. Уметь: - определять характеристики государственного и муниципального управления; - определять место государственного и муниципального управления в системе наук; - обобщать и интерпретировать существующие взгляды на роль государственного и муниципального управления; - формулировать требования к профессиональным, личным и иным качествам менеджеров-чиновников; - определять характеристики профессиональной деятельности по направлению «Государственное и муниципальное управление» Владеть: - навыками самостоятельной, творческой работы, умением организовать свою деятельность; - способностями взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации, восприятия, обобщения информации по содержанию курса; - способностью к личному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний. Приобрести опыт деятельности: - в информационном взаимодействии; - во взаимодействии с другими членами коллектива; - в самоорганизации рабочего времени. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Структура практики
Содержание практики В результате прохождения практики необходимо раскрыть содержание следующих тем: 1 Общая характеристика территории (региона, муниципального образования) 2 Качество жизни населения и основные проблемы социального развития 3 Экологическая сфера 4 Жилищно-коммунальная сфера 5 Градостроительная сфера 6 Экономическая сфера 7 Сфера управления Тема 1. Общая характеристика территории (региона, муниципального образования). В первые дни практики бакалавры изучают нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность объекта практики. Бакалаврам необходимо составить перечень документов, регламентирующих деятельность ОГВ (ОМС) (внешние - нормативные акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и внутренние - локальные нормативные акты: устав, регламент работы ОГВ (ОМС), положения о структурных подразделениях, штатное расписание, должностные регламенты или должностные инструкции сотрудников, отчеты о деятельности и т.д.). Бакалавры должны познакомиться с работой всех структурных подразделений ОГВ (ОМС) и представить их краткую характеристику. Определить вид организационной структуры, проанализировать её достоинства и недостатки, выделить линейные и функциональные службы (схему организационной структуры управления представить в приложении). Следует охарактеризовать: географическое положение, природные ресурсы, особенности пространственного расположения, минерально-сырьевые ресурсы, в частности — привести следующие данные: - географические координаты (широта, долгота); - высота над уровнем моря; - расстояние до крупных населенных пунктов. Тема 2. Качество жизни населения и основные проблемы социального развития. Во время прохождения практики бакалавры должны ознакомиться с качеством жизни населения — это интегрированное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека. Среди основных структурных составляющих качества жизни принято выделять: состояние общественного здоровья, уровень и образ жизни. Повышение качества жизни населения тесно связано, в частности, с решением проблем социального характера. Опыт изучения и оценки социального развития территорий позволяет составить примерный перечень (без учета приоритетности) наиболее типичных блоков социальных проблем: - охрана здоровья населения; - обеспечение общественного порядка и законности; - положение социально уязвимых групп населения, в том числе молодежи; - развитие сферы образования, культуры и искусства; - транспортное обслуживание и дорожное строительство; - обеспеченность жильем; - качество жилищно-коммунального и бытового обслуживания; - благоустройство территории и т.п. Вместе с тем по каждой из выявленных проблем информацию желательно представлять по следующей общей схеме: - развернутая характеристика проблемной ситуации; - формулировка проблемы (проблем); - оценка негативного воздействия проблемы (ущерба) на качество жизни населения в настоящий момент в перспективе (это воздействие следует по возможности охарактеризовать с помощью количественных показателей, динамика изменения которых показывает обострение проблемной ситуации во времени); - предварительная формулировка и количественная оценка конкретных целей разрешения проблем; - возможные направления достижения намеченных целей; - необходимость разработки и введения законодательных актов (на различных уровнях), проведения целевых исследований, целесообразность разработки и реализации целевых проектов и программ городского (районного) и регионального статуса. Информационный массив данных, характеризующий уровень медицинского обслуживания населения, должен включать следующие блоки: — основные характеристики уровня здоровья населения (смертность, рождаемость, продолжительность жизни, заболеваемость, физическое развитие) в сравнении с показателями по районам города, региональными и общероссийскими показателями; — состояние территориальной сети лечебно-профилактических учреждений; — состояние территориальной спортивно-оздоровительной инфраструктуры. Необходимо осветить вопросы, связанные с организацией условий и мотивацией для занятий физкультурой и спортом по месту жительства. Здесь же надо рассмотреть проблему организации зон массового отдыха в городе, пригородной зоне, регионе, проанализировать связи между развитием массового физкультурного движения и активным отдыхом населения разных возрастных групп. Все собранные данные оформляют в виде дневниковых записей, отмечая дату записи и источник, которым они пользовались. Тема 3. Экологическая сфера. Для оценки экологической ситуации необходимо иметь динамику показателей (за 2 – 3 года), характеризующих состояние атмосферного воздуха, водной среды, электромагнитного, радиоактивного, шумового и бытового загрязнения территории. Тема 4. Жилищно-коммунальная сфера. Бакалаврам необходимо представить: - характеристику существующей схемы управления жилищным фондом в муниципальном образовании: заказчики, подрядчики, потребители; - данные по оценке уровня жилищно-коммунального обслуживания населения муниципальной территории (материалы опроса); - оценку хода жилищно-коммунальной реформы на местном уровне: глазами местных властей и жителей; - данные об организации транспортных линий на территории муниципального образования (схема транспортных линий). Тема 5. Градостроительная сфера. Сведения, характеризующие материальную инфраструктуру территории: - данные о функционально-правовом зонировании территории; - перечень архитектурных памятников с указанием собственников; - перечень исторических памятников с указанием собственников; - генеральный план (или иной градостроительный документ); - районные планировки; - данные о наличии строительных площадок под промышленные объекты (определяется количество полностью подготовленных, частично подготовленных и неподготовленных строительных площадок, составляется «Опись строительных площадок», в которой указываются местоположение и характеристики каждой площадки, находящейся в муниципальной или частной собственности, стоимость 1 кв. метра подготовленной и неподготовленной площадки); - характеристику промышленных зон (дается описание расположения, степени освоенности; указывается размер площади, наличие свободных участков, цена 1 га земли, включая стоимость коммунальных сооружений, отмечается наличие промышленных зон с особым налоговым режимом). Характеристика земельных ресурсов дает представление о: - хозяйственной специализации территории; - особенностях расселения; - свободных ресурсах для развития; - сложившейся системе землепользования. При этом необходимо отразить: - общую площадь земельных ресурсов; - структуру земельных ресурсов по категориям пользователей: - земли сельскохозяйственных предприятий; - земли населенных пунктов; - земли промышленности, транспорта, связи и др. назначения; - земли лесного фонда; - земли водного фонда; - земли запаса; - структуру земельного фонда по категориям земель: - сельхозугодья; - сады; - огороды; - личные подсобные хозяйства; - леса; - древесно-кустарниковая растительность; - болота; - под водой; - под строениями; - под общественными дворами, улицами; - под дорогами; - нарушенных; - среднюю стоимость аренды (или другого вида сдачи земли во временное пользование) одного га (кв.м) земли. - дифференциацию цены земли в зависимости от: местоположения; качества земли; ее плодородия; типа поселения (город, село, поселок городского типа и др.); степени развития инфраструктуры территории; других факторов. Тема 6. Экономическая сфера. В общем случае представляется полезным иметь полный перечень предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования (региона), с соответствующими характеристиками. По крайней мере, целесообразно иметь перечень основных структурообразующих для города и региона предприятий, определяющих экономическую базу развития территории. При этом следует ориентироваться на следующие критерии: - предприятия, в значительной мере оказывающие влияние на формирование доходной части бюджета; - предприятия, дающие муниципальному образованию (региону) основную долю валовых поступлений; - предприятия, от которых в определенной мере зависит положение на региональном, местном и городском рынке труда, а значит, и социальная стабильность в обществе; - предприятия, на балансе которых находятся значимые для муниципального образования (региона) объекты социальной сферы. По каждому структурообразующему предприятию (организации) муниципального образования (региона) необходимо представить динамику (за 2—3 года) следующих показателей. Общие сведения о предприятии: - наименование предприятия; - отраслевая принадлежность; - вид собственности; - организационно-правовая форма предприятия; - основные направления деятельности; - рентабельность; - площадь занимаемого земельного участка и эффективность его использования (расчет эффективности — Э осуществляется по формуле: Э=(1- SН / S0) x 100, где S0 — общая площадь участка; SН — площадь неэффективно используемой территории — свалки сверх нормативов, пустующие площади и т.п.); - наличие концепции (программы, бизнес-плана) перспективного развития (приложить): - объем выпуска продукции (работ, услуг) в натуральном измерении по видам продукции (работ, услуг) и в денежном выражении; - характеристика основных рынков реализации продукции: на территории субъекта РФ; на территории РФ; внешние рынки; - доля товаров, производящихся на экспорт в общем объеме выпуска продукции, %. Финансовое состояние предприятия: - показатель общей финансовой устойчивости (отношение общего долга предприятия к общим активам); - платежеспособность; - показатель прибыльности (отношение чистой прибыли к активам); - налоговые платежи, в том числе в местный бюджет. Тема 7. Сфера управления. Исходные данные по проблеме включают: - законодательные акты РФ, субъекта РФ, МО, регламентирующие управление регионом (МО); - Устав региона (МО) и организационную структуру администрации; - нормативные и распорядительные акты региона (МО), регламентирующие практику управления; - документы о разделении компетенции и предметов ведения между органами власти и управления различного уровня, действующими на территории; - документы, характеризующие разделение задач и функции между подразделениями администрации региона (МО), депутатами представительного органа; - характеристику финансового, информационного, кадрового и технического обеспечения деятельности представительного органа и государственной (муниципальной) службы (администрации, аппарата); - характеристику системы планового регулирования развития территории (программы, планы); - список депутатов Государственной Думы, законодательного органа субъекта РФ (МО), представляющих интересы населения территории; - Постановления Правительства РФ, решения других федеральных и региональных органов управления за последние 1—2 года (если таковые были приняты) или материалы по подготовке проектов таких постановлений по проблемам развития территории; - перечень международных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, реализуемых на территории; - перечень основных инвестиционных проектов, реализуемых (или находящихся в стадии разработки) на территории, с указанием формы реализации проектов, участия в этом администрации, иностранных и отечественных инвесторов; - проектные разработки по проблемам развития территории, научно-прикладные исследования (копии конкретных материалов, расчетные части, резюме), выполненные по заказу исполнительного органа за последние 3 года; - материалы различных социологических обследований; - текущие распоряжения высших должностных лиц по принципиальным вопросам социально-экономического развития территории, крупным инвестиционным проектам за последние годы; - градостроительную документацию; - нормативные документы территории за последние 3 года по вопросам: регулирования инвестиционной деятельности; поддержки и регулирования малого предпринимательства; бюджетного регулирования; регулирования фондового рынка; - степень развития и эффективность сложившихся межрегиональных (межмуниципальных) связей. По результатам работы объекта практики за прошедший календарный год (три года), бакалавру необходимо составить краткое аналитическое заключение, характеризующее основные результаты работы органа за год (три года), а также представить свои предложения по совершенствованию деятельности ОГВ (ОМС) в рамках изученных вопросов, а также сведения о выполненной за время практики работе. Формой итогового контроля по результатам производственной практики являются отчет и характеристика с объекта практики. Отчет выполняется на компьютере в соответствии с требованиями стандарта СТО 02069024.101-2010 «Работы студенческие. Общие требования и правила оформления». Отчет имеет титульный лист (приложение Б), содержание, введение, разделы, заключение и приложения. Разделы отчета о практике соответствуют тематическим разделам заданий программы учебной практики. Общая часть отчета должна содержать сведения, отраженные в таблице 1. Таблица 1 Требования к содержанию разделов и подразделов отчета по практике
При выполнении отчета на компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0. Тип шрифта: Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт. Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: одинарный. Текст отчета выровнен по ширине листа. Текст отчета выполняется на листах формата А4 (210x297 мм) без рамки, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре внизу страницы без точки в конце. Слова «Содержание», «Введение» и «Заключение» записывают симметрично тексту, включают в содержание отчета, данные заголовки не нумеруют. Текст основной части разделяют на разделы, подразделы, пункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего текста, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенные точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Подраздел допускается разбивать на пункты, нумерация которых выполняется аналогично. Пример 1.2.3 - обозначает раздел 1, подраздел 2, пункт 3 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости, ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставиться скобка, а запись производится с абзацного отступа. Пример: 1) ___________________________________________________________; 2) ___________________________________________________________; а)______________________________________________________; б)______________________________________________________; 3) ___________________________________________________________; Наименования разделов и подразделов должны быть краткими. Наименование разделов и подразделов записывают с абзацного отступа с первой прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 15 мм. Расстояние между заголовками разделов и подраздела - 8 мм. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком подраздела - 15 мм. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Во введении отчета указываются цели и задачи производственной практики, дается краткая характеристика объекта практики. В заключении подводится итог проделанного анализа и формулируются выводы о проделанной работе. Ссылки на литературные источники приводятся в тексте в квадратных скобках в порядке их перечисления. В приложения к отчету должны быть включены: - схема организационной структуры организации; - нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность объекта практики: устав или положение об организации, правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, положение о структурном подразделении и т.д. - образцы организационн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|