Пример 5. Теплопроводность пазовой изоляции электрической машины
Изоляция паза электрической машины состоит из нескольких слоев разнородных электроизоляционных ма-териалов. Предположим, что пазы заполнены недостаточно плотно и между слоями изоляции, а также между проводни-ками обмотки, изоляцией и стенками паза имеются воздуш-ные прослойки толщиной 0.1 мм. Структура изоляции паза электрической машины показана на рис. 17. Требуется: · определить эквивалентный коэффициент теплопровод-ности пазовой изоляции при наличии воздушных прослоек. · найти эквивалентный коэффициент теплопроводности пазовой изоляции для случая, когда воздушные прослой-ки заполнены пропиточным лаком, коэффициент тепло-проводности которого . · дать оценку влияния пропитки на эквивалентный коэф-фициент теплопроводности пазовой изоляции и на тепло-вое сопротивление обмотки.
Дано:
Решение: Согласно учебнику /2.1/ суммарное (результирующее) тепловое сопротивление всей изоляции паза: где - толщина i- го слоя, м; Эквивалентный коэффициент теплопроводности:
Рис.17. Структура изоляции паза электрической машины. Выполним расчеты результирующего теплового со-противления и эквивалентного (среднего) коэффици-ента теплопроводности данной многослойной изоляции паза. 1) Определим и для первого случая при наличии воздушных прослоек между слоями:
2) Определим и для второго случая, когда воздушные прослойки заполнены пропиточным лаком:
3) Дадим оценку влияния пропитки на тепловое со-противление обмотки и на эквивалентный коэффициент теплопроводности пазовой изоляции электрической машины.
Тепловое сопротивление обмотки, пропитанной ла-ком, ниже, чем с воздушными зазорами. Больше в про-питанной лаком обмотке и коэффициент теплопроводно-сти, следовательно, в этом случае лучше тепловое состоя-ние обмотки. Таким образом, как показали расчеты, пропитка лаком благоприятно сказывается на теплообмене в пазу элек-трической машины.
Пример 6. Нагрев стержня магнитопровода трансформатора
В сердечнике трансформатора диаметром D (мм), име-ющем эквивалентный коэффициент теплопроводности , выделяются потери. Объемная плотность вну-треннего тепловыделения составляет . Коэффициент те-плоотдачи на поверхности сердечника , а температура трансформаторного масла не превышает- .
Требуется: · Определить тепловой поток и температуру на поверхности пакета магнитопровода. · Найти температуру в центре пакета. · Построить график изменения температуры в стержне магнитопровода в зависимости от геометрической координаты, и сделать выводы по результатам расчета. Дано:
Решение: Тепловой поток на поверхности нагреваемого бесконечно длинного стержня на его единицу длины, согласно учебнику /2.1/, равен: .
Температура в стержне магнитопровода трансформатора: , где r - геометрическая координата (по радиусу стержня).
При , температура в центре сердечника трансформатора:
.
При температура на поверхности сердечника:
. Вывод: Расчеты показывают, что максимальный нагрев наблюдается в середине сечения магнитопровода трансформатора. Температура охлаждаемой маслом поверхности стержня несколько выше (приблизительно на ) средней температуры масла.
График распределения температуры в стержне сердечника трансформатора показан на рис. 18.
Рис. 18. Распределение температуры в стержне сердечника трансформатора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|