Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Командно-административная экономическая система




Содержание

1. Введение 3
2. Виды экономических систем 5
3. Рыночная экономика 6
4. Командно-административная система 13
5. Равновесие экономических систем 18
5. Заключение 21
6. Библиография 22

Введение

Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются под ходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью и географическим положением.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - командно-административная и традиционная. В следующем разделе мы рассмотрим некоторые из них.

Вот уже 12 лет наша страна осуществляет переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Возникает также вопрос, на какие именно рельсы переводить. На рельсы свободного капитализма? Или на социально-рыночные?

Прежде чем начать, следует дать полное определение категории «экономическая система». Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы:

1. В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы?

2. Как их производить?

3. Среди кого следует эту продукцию распределить?

4. Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства?

5. Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы?

Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.


Виды экономических систем

Каждая новая формация, каждая новая цивилизация вносила свой вклад в экономическую теорию. В результате, на сегодняшний день ученые насчитывают около 10 видов экономических систем. Многие из них уже отжили свое и неприменимы в условиях современного мира (натуральное хозяйство, традиционная экономика и т.д.), другие являются весьма перспективными и без сомнения будут использоваться еще много лет (социально-рыночная система).

Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие:

a) между частной и общественной собственностью на ресурсы

b) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования.

Необходимо выделить следующие экономические системы:

· капитализм (экономическая система, в которой производственные решения контролируются теми, кто инвестирует капитал в частный бизнес. При этом акционерные компании контролируются акционерами, а мелкие и неакционерные предприятия - их собственниками)*

· авторитарный капитализм (экономическая система, при которой основные ресурсы находятся в частной собственности, но правительство в широких масштабах направляет и регулирует экономический процесс)*

· рыночный социализм (экономическая система, сочетающая элементы капитализма и государственного регулирования)*

· командную экономику (экономическая система, в которой производственные решения должны сообща контролироваться всеми гражданами, исходя из предположения безграничности ресурсов и технологических возможностей, позволяющих удовлетворить любые потребности)*

· традиционную экономику (экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов)*

· натуральное хозяйство (тип хозяйственных отношений, при которых продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей. С развитием общественного разделения труда натуральное хозяйство вытесняется товарным хозяйством)*

В данной работе не имеет смысла говорить о традиционной экономике, натуральном хозяйстве, так как эти системы давно отжили и не применимы в современном динамичном мире. Поэтому рассмотрим подробней две экономические системы, которые существуют в мире на сегодняшний день: рыночную экономическую систему (включая ее разновидности) и командно-административную.


Рыночная экономика

Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегда должны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономи­кой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распрост­раненной и на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту сис­тему к рыночным.

Само слово "рынок" в русском языке является очень емким. Можно выделить несколько значений:

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производс­тва и обращения, совокупность отношений обмена товаров.

Рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, ба­ланс спроса и предложения.

Рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и меж­ду ними, связывающая производителей и потребителей продукции.

Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Приходится слышать, что рынок - одно из важнейших достижений челове­ческой цивилизации, но достигнуто оно было путем невероятно длитель­ного процесса.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сло­жилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Ус­ловиями ее формирования стали три исторических явления:

1) общественное разделение труда, которое по мере своего развития требует развития обмена и совершенствования его форм;

2) экономическая обособленность производителей. Она возникает с разграничением интересов отдельных производителей, их стремлением достичь прежде всего собственных целей, на базе частной собственнос­ти; позже она стала опираться и на коллективную собственность, но также ограниченную кругом локальных интересов;

3) самостоятельность производителей и рабочей силы, свобода предпринимательской деятельности.

Главная отличительная черта свободной рыночной экономики: государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все, абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются до­машними хозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от како­го-то бы ни было государственного вмешательства. При этом ни отдель­ные люди, не организации не занимаются специально решением вопросов что? как? и для кого? Сложнейшая структура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения или централизованного руко­водства.

Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственность на инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоя­тельных продавцов и покупателей каждого товара, и как уже было ска­зано, исключительно рыночное регулирование макроэкономической дея­тельности.

На первый взгляд может показаться, что экономика, в которой каж­дый преследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководс­твуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, дейс­твующей в целях реализации интересов общества в целом.

Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен сущест­вует до сих пор, пусть и с "примешиванием" государственного регули­рования, является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такую свободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самую сложную из проблем человечества, ко­торая охватывает тысячи переменных и отношений, и модели которой да­ют лишь самое отдаленное представление о всеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическую триаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами; покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориенти­роваться на спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальных интересах, стремится к получению максимального дохо­да; в условиях конкурентной борьбы это ведет к появлению определен­ных выгод для покупателя. Для кого? решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.

Приведем пример, иллюстрирующий действие "невидимой руки" Смита. Возьмем тривиальную забегаловку, владельца которой интересуют, ес­тественно, собственные прибыли, нежели решение тройки классических вопросов. Владелец стремится к снижению своих издержек, и корректи­рует процесс своего производства. Для того, чтобы максимизировать прибыль, меню забегаловки должно состоять из тех блюд, которые будут покупаться. Предположим, владельцу удалось изобрести новый рецепт или вообще новое блюдо, которое имеет большую популярность. Доходы забегаловки растут, но при этом выигрывает и покупатель, и общество в целом, так как поле приемлемого выбора для него расширяется. В этом процессе ведущую роль играют цены, отражающие ценность произво­димого продукта.

Цены в экономике свободной конкуренции опосредуют решение главных вопросов любой системы: что? как? для кого? Главным процессом здесь является соотношение спроса и предположения и установление равновес­ной цены товара.

Однако не стоит превозносить до небес рыночную экономику свобод­ной конкуренции хотя бы потому, что она фактически никогда не функ­ционировала в чистом виде. Несмотря на всю привлекательность аргу­ментов Адама Смита, чисто рыночных экономик не существует. Государс­тво вмешивается в деятельность рынков многими средствами и по многим причинам. Почти все государства играют важную роль в решении вопроса для кого? обеспечивая жизнь тех, кто рискует просто умереть с голо­ду, а также в решении проблем экономических кризисов, таких, как безработица и инфляция. Объектом приложения государственного регул­ирования экономики является так называемый "магический четыреху­гольник": инфляция - безработица - темпы роста - уравновешенность платежного баланса. Меры принимаемые государством для регулирования, чрезвычайно разнообразны: налоговая политика, антимонопольная поли­тика, прямое регулирование цен, создание правовой базы экономики, дотирование нерентабельных отраслей, науки, обороны, протекционист­ская политика (создание условий для конкурентоспособности националь­ного капитала), социальное обеспечение низших слоев общественной пи­рамиды, экологическая политика.

С конца XIX в. происходит в глобальном масштабе расширение госу­дарственного вмешательства в экономику. Затем, с развитием науч­но-технической революции и производственной и социальной инфраструк­туры этот процесс ускорился. В результате ко второй половине XX в. формируются новые хозяйственный механизм, организационные формы, экономические связи между субъектами, то есть новая система: совре­менная рыночная экономика (современный капитализм). Это оказалось возможным потому, что рыночная система является самой гибкой, спо­собной к внутренним и даже революционным перестройкам и изменениям.

Основные отличия рыночной экономики свободной конкуренции от современного капитализма:

Основные черты Капитализм XVIII XIX вв. Капитализм XX в.
Масштабы обобществления про­изводства Обобществление производ­ства в рамках предприятия Обобществление и огосудаствление части производства в нацио­нальном и интернацио­нальном масштабах
Преобладающая форма собствен­ности Экономическая деятельность единоличных предпринимате­лей-капиталистов Экономическая деятель­ность на базе коллек­тивной частной и госу­дарственной собствен­ности
Регулирование экономики Саморегулирование индиви­дуальных капиталов на ос­нове свободного рынка при слабом вмешательстве госу­дарства Активное государствен­ное регулирование на­циональной экономики для стимулирования потребительского спро­са и предложения, пре­дотвращения кризисов и безработицы и т.п.
Социальные гара­нтии Социальная незащищенность граждан в случаях безрабо­тицы, болезни и старости Создание государствен­ных и частных фондов социального страхова­ния и обеспечения

Надо четко представлять, что по своей сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они су­ществуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономернос­ти развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.

Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на воп­росы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распрост­ранение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы раз­вития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макро­уровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - ре­зультат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Пла­ны разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общест­венным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективности отраслей. В то же время но­вейшие отрасли науки и техники являются, как правило, малопривлека­тельными для капиталовложений, так как не несут моментальных прибы­лей, поэтому их финансирование осуществляется также за счет бюджет­ных ассигнований и национальных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт").

Распределение созданного ВНП также ведется при помощи государс­твенного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, пе­реподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой.

Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, ко­торое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчас довольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимся на тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современной капиталистической сис­теме?

Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздейс­твием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На мак­роуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перс­пективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач го­сударства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.

Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом коли­честве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкурен­цией.

Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагиру­ет на изменения условий.

Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение об­щей устойчивости национальной экономики в целом.

Современная рыночная экономика проявляется через разные модели развития. Наиболее известными из них являются:

· американская. Основана на всемерном поощрении предприниматель­ской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высо­ком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защи­той (льготы, пособия и т.д.);

· японская. Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, за счет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышение спроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высоком самосознании народа, готов­ностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);

· шведская. Отличается высоким уровнем социальной политики, нап­равленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределе­ния национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Ес­тественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной по­литики. Функция производства в такой модели ложится на предпринима­теля, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

· немецкая. Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой поддержкой пользуется mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.

Несмотря на то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболее гибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в эко­номической жизни общества. К основным проблемам меновой системы эко­номики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределе­ния доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику стра­ны необходимо активное вмешательство государства. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся услови­ям.

Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах:

1) тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в эконо­мике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безрабо­тицу и т.д.;

2) рынок - жестокая система в социальном плане;

3) рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стиму­лирует развитие фундаментальной науки, культуры.

Монополизм. Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, тормо­жению НТП, удержанию высоких цен.

Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, от­резая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя цено­вую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д.

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хороше­го. Подавляя стимул к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и рас­ширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В мо­нополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потреб­ностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спро­са к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.

Таким образом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государс­твенные структуры, одной из главных задач которых становится поддер­жание высокой конкурентности рынков.

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной моно­полизации экономики.

В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический по­тенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства.

В настоящее время, в период перехода к рынку отечественные моно­полистические структуры, не готовые к открытой и честной конкурен­ции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосу­дарственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попыт­ки государства ограничить их монополистическое поведение, формирую­щих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как нега­тивно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили украинские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.

В зависимости от степени нарушения свободной конкуренции различа­ют следующие виды несовершенной конкуренции: чистая монополия, оли­гополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия выступает как антипод совершенной конкуренции. Единственный производитель в отсутствие конкурентов выпускает уни­кальный продукт, не имеющий близких заменителей. Монополист осущест­вляет контроль рыночной цены и объема продаж.

Для олигополии характерно наличие нескольких производителей, за­висимых друг от друга. Обычно лидирующая в отрасли компания назнача­ет цену, на которую ориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор. Наличие всего нескольких фирм свиде­тельствует о барьерах, препятствующих проникновению в отрасль других конкурентов.

Наиболее близка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятков конкурентов, выпускающих дифференцированный про­дукт (зубную пасту, учебники, обслуживание в парикмахерских, магази­нах розничной торговли). В этих условиях значительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы, потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некото­рых пределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмы достаточно независимы друг от друга.


Командно-административная экономическая система

Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Эту систе­му характеризуют общественная собственность практически на все мате­риальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений пос­редством централизованного экономического планирования, монополиза­ция и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объ­ема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, ор­ганизации производства, принимаются центральным плановым органом.

Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, про­изводственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причем план контролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по географическим регионам.

Соотношение в национальном продукте средств производства и средс­тв потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населе­ния. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым ор­ганом.

Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары сле­дует производить, как их следует производить и для кого, то есть са­мостоятельно отвечает на классическую тройку вопросов. Все его реше­ния носят директивный характер. Опора исключительно на централизо­ванное планирование является характерной чертой командной экономики.

Рассмотрим кривую производственных возможностей:

При данном уровне производственных возможностей экономики цент­ральный плановый орган должен выбрать точку на PPF. Этот выбор пада­ет на точку А с выпуском оборудования, равным ОМ, и выпуском потре­бительских товаров, равных ОС. Точке А соответствует некое распреде­ление факторов производства среди отраслей и фирм в экономике. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, как потребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике.

Рисунок поможет описать проблемы, которые должны решаться плано­вым органом. На кривой PPF (граница производственных возможностей) нанесены блага, которые могут быть произведены экономикой. Выбор делается между производством потребительских товаров и оборудования. Чем больше производится оборудования, тем выше уровень будущего про­изводства и тем ниже уровень сегодняшнего потребления.

Для решения вопроса о том, что производить, плановый орган выби­рает точку на кривой PPF. Предположим, он выбирает точку А. На осно­ве чего делается такой выбор? Возможно, плановый орган выбирает та­кую точку на кривой, которая, как он полагает (или как полагает его политическая партия), благоприятна для страны.

Если выбор точки А означает, что большая часть ВНП направляется на инвестирование, плановый орган пытается ускорить развитие эконо­мики посредством быстрого увеличения массы основного капитала. Но это одновременно означает и сокращение текущего потребления. Возмож­но, плановый орган считает, что он выбирает то, что выбрали бы и потребители, если бы имели право выбора. Но в любом случае не потре­бители, а плановый орган выбирает положение, соответствующее точке А.

Выбирая, что производить, уже в некоторой степени решил, для кого производить. Если точка А подразумевает высокий объем производства оборудования, такой план не сможет одновременно обеспечить и высокий уровень душевого потребления. Совокупное потребление, выделенное на этот год, находится на уровне ОС. Возникает также вопрос: каким об­разом совокупный объем текущего потребления должен быть распределен среди населения? Распределение может быть равным, т.е. все граждане получат одинаковое количество хлеба, конфет, теннисных ракеток и мя­са. Возможно, правительственные чиновники получат больше. Или, воз­можно, центральный плановый орган примет в расчет то, что у людей должны быть стимулы к труду, и решит, что люди должны получать тем больше, чем больше они работают. Центральному плановому органу при­ходится все это подробно расписывать.

Затем он должен точно определить, как производить потребительские товары и оборудование. Для каждой точки на PPF имеется некое распре­деление факторов производства. Оно гарантирует производство экономи­кой нужного количества потребительских товаров и оборудования. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудова­ние должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган дол­жен разработать метод распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каж­дая фабрика имеет все необходимые факторы производства для выполне­ния поставленных перед ней производственных задач.

Все это сложно. Однако теперь примем во внимание, что рисунок в огромной степени упрощает ситуацию, принимая в расчет существование всего двух товаров. В действительности же необходимо производить сотни тысяч различных товаров и распределять по рабочим местам мил­лионы работников, среди которых, кроме того, нужно распределить про­изводственные и потребительские товары.

На практике центральное планирования возможно благодаря двум фак­там. Во-первых, проблему не нужно решать каждый день заново. Функци­онирующая экономика, способная производить определенные товары, уже существует, при этом труд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начи­нать не с нуля, а с уже сложившегося положения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов. Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских то­варов и перемещение их в производство оборудования. Как результат - совокупное текущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредством сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника.

Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда. Может иметь место так называемый итеративный (повторяющийся) про­цесс, при реализации которого центральный плановый орган рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что директора предприятий посчитают план произ­водства определенного выпуска продукции недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обосно­ванность этой претензии (хотя это зависит от идеологии партии, стоя­щей за органом; быть может, за таким директором приедет ночью "воро­нок") и, возможно, скорректирует план. Корректировки возможны даже после того, как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей пот­ребительские товары может быть перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование (в принципе, если план последней и сорвет­ся, то все равно печатный орган партии провозгласит грандиозное пе­ревыполнение плана).

Тем не менее, функционирование экономики, во всех аспектах подчи­няющейся только командам, невозможно. Слишком много решений должно быть принято. На практике даже в условиях централизованно планируе­мой экономики должна иметь место значительная децентрализация. Перед заводами и фермами ставятся производственные цели, но выбор методов производства - как производить - за ними. Этот подход также имеет свои проблемы, поскольку установление целей - дело крайне тяжелое.

Например, если обувной фабрике приказано произвести 1 млн. пар обуви в год, используя данную величину труда, оборудования и матери­алов, она, вероятно, будет производить детскую обувь, которую легче изготовить и на которую идет меньше сырья. Или, предположим, дирек­тор завода, выпускающего гвозди, получил задание произвести в этом году 50 т гвоздей. На советских карикатурах мы часто видим завод, отгружающий один 50-тонный гвоздь. Такой гвоздь вполне удовлетворяет поставленной задаче, но толку от него мало.

Решить проблему распределения ресурсов только командными метода­ми действительно невозможно. В таком случае, утверждают экономисты социалистических стран, для облегчения проблемы распределения могут быть введены цены.

Таким образом, рассмотрев схему работы, командной системы, эконо­мики, мы постарались сформулироват

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...