Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Убрал четырёхпольный анализ

Далее, на третьем этапе, происходит выбор стратегии. Благоприятная для фирмы ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей Среды, наложенные ее слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности осуществления бизнеса. Учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, необходимо формировать основные стратегические направления деятельности предприятия и, соответственно, корректировать в соответствие с ними вес содержание бизнес - плана и деятельность фирмы. При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных ситуаций и угрозы банкротства, руководство должно немедленно реагировать, и прежде всего, путем изменения стратегии и тактики фирмы.

Существует несколько методических подходов к планированию стратегических альтернатив и их оценке, один из них (рисунок 2.2.4)

 

  Существующие рынки Новые рынки
Существующие товары 1.Стратегия – “улучшай то, что уже делаешь” 2.Стратегия развития рынка
Новые товары 3.Стратегия разработки новых товаров 4.Стратегия диверсификации

Рисунок 2.2.4. Матрица возможностей по товарам (рынкам)

Выбранные с помощью матрицы общие стратегии подлежат в дальнейшем доводке до полной адекватности целям развития фирмы.

Квадрат 1 – показывает направленность стратегии фирмы на существующие продукты и рынки. Эта стратегия выбирается теми подразделениями предприятия, рынок продукции которых продолжает развиваться или еще не насыщен. предприятие стремится расширить сбыт выпускаемых товаров на традиционных рынках таких маркетинговых усилий, как установление конкурентоспособных цен, наступательная реклама или интенсификация продвижения товаров.

Квадрат 2 – показывает направленность стратегии на развитие рынка, т. е. на создание рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции. Эта стратегия эффективна, если организация стремится расширить свой рынок за счет: проникновения на новые географические рынки, в том числе в других странах; внедрения в новые сегменты рынка, спрос на которые еще не удовлетворен; новых предложений существующих товаров и интенсификации рекламы; освоения новых сегментов рынка, когда для известной продукции выявляют новые области применения.

Квадрат 3 – означает направленность стратегии на разработку новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется тогда, когда хозяйственное подразделение имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. В Этом случае фирма разрабатывает новые или модифицирует старые товары улучшенного качества и реализует их лояльно настроенным клиентам.

Квадрат 4 – стратегия диверсификации. Эта стратегия применяется с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от одного хозяйственного подразделения или одного ассортиментного набора продукции, а также в том случае, если фирма желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Однако реализация стратегии предполагает разработку новых продуктов и новых рынков, поэтому она является наиболее рискованной, так как никогда нет полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет пользоваться вниманием покупателей.

Опыт выборки стратегий различными фирмами показывает, что они редко останавливают свой выбор, на каком - то одном варианте. Чаще всего общая стратегия представляет собой ту или иную их комбинацию, а последовательность их реализации определяется значимостью и ожидаемыми результатами каждой.

На четвертом этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредите. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:

Титульный лист.

1. Меморандум о конфиденциальности.

2. Резюме.

3. Описание отрасли.

4. Характеристика предприятия.

5. Выбор деятельности (товара, услуги).

6. План маркетинга.

7. Производственный план.

8. Организационный план.

9. Финансовый план.

10. Анализ рисков.

11.Приложение.

Конечно, применительно к конкретному проекту (случаю) структуру бизнес-плана можно уточнять - укрупнять разделы или, напротив, детализировать.

Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами.

Пятый этап бизнес - планирования состоит в сборе информации, необходимой для разработки каждого раздела бизнес-плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высокоспециализированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.

Следующий, шестой этап планирования - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.

 

2.3. Формы представления бизнес – планов

Однако на практике инвестиционный проект не сводится к набо­ру документов, а понимается в более широком аспекте — как после­довательность действий, связанных с обоснованием объемов и поряд­ка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и про­должения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении. В этом случае инвестиционному проекту свойствен­на определенная этапность, т. е. он развивается в виде предусмот­ренных фаз (стадий), а набор документов, обосновывающих его це­лесообразность и эффективность, выступает лишь одним из элемен­тов, хотя и ключевых, проекта в целом. Именно в таком ключе и будет трактоваться инвестиционный проект в данной книге. Что касается документального оформления проекта, в частности подго­товки соответствующего бизнес-плана, то логика, принципы и различные методики разработки подобных документов достаточно под­робно описаны в специальной литературе.

С позиции управленческого персонала компании инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям (рис 2.2.5)

 

Рисунок 2.2.5. Признаки классификации инвестиционных проектов.

Признаки классификации инвестиционных проектов
Предназначения инвестиций
Повышение эффективности
Расширение производства
Создание нового производства
Выход на новые рынки
Разработка новых технологий
Решение социальных задач
Использование требований законодательства
Величина требуемых инвестиций
Крупные
Традиционные
Мелкие
Тип предполагаемого эффекта
Сокращение затрат
Получение доходов
Снижение риска производства и сбыта
Новое знание
Политико-экономический эффект
Социальный эффект
Тип отношений
Независимость
Альтернативность
Комплементарность
Замещение
Тип денежного потока
Ординарность
Неординарность
Отношение к риску
Рисковость
Безрисковость

 

 


Предназначение инвестиции— это ключевой признак при классификации проектов, в соответствии с которым можно выделить семь основных причин инвестирования, а следовательно, и групп проектов: (1) инвестиции в повышение эффективности производства; (2) инвестиции в расширение действующего производства; (3) инве­стиции в создание производственных мощностей при освоении но­вых сфер бизнеса; (4) инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта; (5) инвестиции в исследования и разработку новых технологий; (6) инвестиции преимущественно социального предна­значения; (7) инвестиции, осуществляемые в соответствии с требова­ниями закона.

Инвестиции в повышение эффективности производства.Логика данных проектов совершенно очевидна. Деятельность любой фирмы связана, прежде всего с извлечением прибыли, представляющей со­бой превышение доходов над затратами. Первый фактор — дохо­ды — с позиции фирмы управляем лишь частично, поскольку сущест­венную роль играет конкурентная среда. Второй фактор — затра­ты — уже более управляем, по крайней мере, путем выбора ресурсосберегающих технологий, более экономичного оборудования, лучшей организации труда, повышения квалификации работников 1 и т. п. можно добиться относительного сокращения затрат, а следо­вательно, повышения эффективности производства. Примером по­добного инвестиционного проекта может служить, например, проект, связанный с внедрением новой схемы ресурсовых потоков, позволяющий повысить оборачиваемость средств в производственных запасах.

Инвестиции в расширение действующего производства. В данном случае речь идет о банальном наращивании производственных мощ­ностей ввиду возрастающей емкости рынков сбыта. Докупается ана­логичное по техническим характеристикам оборудование, доуком­плектовывается штат работников, расширяются закупки сырья и ма­териалов у традиционных поставщиков.

Инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса. Одним из ключевых требований рациональной организации бизнеса является его диверсификация, смысл которой заключается в развитии в рамках фирмы производств, различающих­ся видом продукции. Две основные причины: во-первых, сглаживает­ся колебание прибыли по годам (спад в одном секторе экономики Может сопровождаться ростом в другом) и, во-вторых, осваиваются Новые перспективные секторы, потенциально обещающие прибыль в будущем. Примерами подобных проектов являются строительство автомобилестроительной компанией линий, по ремонту бывших в употреблении шин и по производству новых покрышек. Логика здесь очевидна — в зависимости от платежеспособного спроса населе­ния либо первый, либо второй проект будет давать относительно больший доход, однако в любом случае потенциальные клиенты не будут потеряны независимо от экономической ситуации.

Инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта.Подоб­ные проекты чаще всего предусматривают расширение производства (если нет перенасыщенности, производимой продукцией традицион­ного рынка), вместе с тем они имеют и определенную специфику. Суть ее заключается в том, что при расширении рынков сбыта прин­ципиальные конструктивные изменения в продукцию не вносятся, но могут быть некритические изменения и доработки, обусловлен­ные, например, национальными, климатическими и другими особен­ностями нового рынка. Кроме того, появляется необходимость в раз­витии средств доставки, рекламы, обслуживания и др.

Инвестиции в исследования и разработку новых технологий.По­добные проекты в современном динамично развивающемся мире иг­рают исключительно важную роль. Крупные компании тратят весьма солидные суммы на исследования и разработки отчетливо понимая, что результат реализации подобных проектов не является предска­зуемым.

Инвестиции преимущественно социального предназначения. Цель подобных инвестиций — обеспечение некоторого социального пре­имущества, хотя достижение косвенного экономического эффекта не исключается. Примеры подобных проектов — строительство рекреа­ционных центров, домов отдыха, спортивных центров и др. Подоб­ные проекты носят, очевидно, затратный характер и потому осуществ­ляются либо государственными и муниципальными органами, либо крупными фирмами.

Инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями за­кона.Инвестиции в рамках ранее рассмотренных групп с очевидно­стью носят инициативный характер, т. е. инвестор, руководствуясь собственными аргументами, принимает решение о целесообразности разработки и реализации того или иного проекта. Однако могут быть и другие ситуации, когда инвестор вынужден внедрять некий проект. В частности, любое государство в той или иной степени оза­бочено состоянием здоровья нации, духовным и интеллектуальным развитием граждан. В связи с этим периодической ревизии подверга­ются требования к бизнесу в отношении сохранения окружающей среды, повышения безопасности пользования производимой продук­цией, степени эксплуатации работников и др. Особенно существенны требования и ограничения экологического характера, в связи, с чем предприятиям приходится тратить значимые суммы на удовлетворе­ние подобных требований. Соответствующие инвестиции могут быть как самостоятельными проектами (например, строительство новых очистных сооружений), так и субпроектами в рамках крупной инве­стиционной программы. Изначально инициатором таких проектов выступает государство, однако по мере социально-экономического прогресса сами компании и общественные организации могут ини­циировать соответствующие капиталовложения. Подобная практика, характерна ведению бизнеса в рамках так называемой рейнской модели капитализма (Альбер).

Величина требуемых инвестиций. Инвестиционные проекты су­щественно разнятся по объему требуемых инвестиций, продолжи­тельности периода освоения капиталовложений, сроку «эксплуата­ции» проекта. На практике это находит отражение в классификации проектов на крупные, традиционные и мелкие, причем, обычно в ка­честве критерия отнесения проекта к той или иной группе берется объем капиталовложений. Безусловно, эта и некоторые подобные ей классификации проектов не являются строго определенными, т. е. в известном смысле они, достаточно условны. Иными словами, какой проект считать традиционным, а какой мелким — сугубо частное дело, т. е. соответствующих строгих критериев не может существо­вать в принципе. В частности, градация проектов по объему требуе­мых инвестиций чаще всего зависит от размеров самой компании, поскольку очевидно, что в солидной финансово-промышленной груп­пе и небольшом заводе по производству мебели используемые кри­терии отнесения анализируемого проекта к крупному или мелкому существенно разнятся. Несмотря на известную условность, смысло­вая нагрузка подразделения проектов на крупные, традиционные и мелкие достаточно существенна. Дело в том, что проекты из раз­ных групп, как правило, находятся в компетенции руководителей различного уровня. Так, в крупной фирме является обычной практи­ка ограничения объема капиталовложений, которым вправе распоря­жаться менеджер того или иного уровня; что касается амбициозных и затратоемких проектов, то решение об их целесообразности обыч­но принимается на самом высоком уровне (например, советом ди­ректоров или на собрании акционеров).

Существуют и другие причины, обусловливающие необходимость рассматриваемой классификации; это, в частности, поиск соответст­вующих источников финансирования, различие в оценке риска и по­следствий в случае того или иного развития событий на рынке това­ров и услуг и т. п. Так, если мелкий проект может быть профинан­сирован за счет собственных источников, то для реализации крупного проекта необходимо привлечение дополнительных источни­ков, что связано с оценкой риска, необходимостью обеспечения по­лученных кредитов и займов, оценкой средневзвешенной стоимости источников и др.

Тип предполагаемого эффекта. Цели, которые ставятся при оценке проектов, могут быть различными, а результаты, получаемые В ходе их реализации, не обязательно носят характер очевидной прибыли. Могут быть проекты, сами по себе убыточные в экономиче­ском смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого со­циального эффекта, снижения затрат по другим проектам и произ­водствам и др. Как уже неоднократно отмечалось, во многих эконо­мически развитых странах очень остро ставится вопрос об охране окружающей среды и обеспечении безопасности продукции компа­ний для пользователей и природы (нередко крупные компании включают в аналитические разделы своих годовых отчетов соответ­ствующую информацию о капитальных и эксплуатационных затратах в этом направлении). В этом случае традиционные показатели эф­фекта, а также критерии оценки целесообразности принятия проекта, основанные на формализованных алгоритмах, могут уступать место неким неформализованным критериям.

Несложно обособить шесть видов эффекта: (1) наращивание объ­емов производства; (2) сокращение затрат, сопровождающееся полу­чением дополнительной прибыли; (3) снижение риска производства и сбыта; (4) новое знание (технология); (5) политико-экономический эффект и (6) социальный эффект.

Наращивание объемов производства. Проекты этого типа ориенти­рованы на расширение традиционного производства. Здесь эф­фект — в увеличении доли рынка продукции, контролируемой дан­ной фирмой, и в получении дополнительных прибылей при сохране­нии уровня рентабельности продукции. На самом деле и в этом случае может иметь место рост рентабельности, в частности, могут проявляться эффект от масштаба и относительное снижение обще­производственных расходов. Подобные проекты носят рутинный ха­рактер.

Сокращение затрат. Проекты данного типа имеют цель сокраще­ние затрат либо по какому-нибудь действующему производству (тех­нологической линии, производственному участку), либо по компании в целом. Поскольку прибыль — это разница между доходами и затра­тами, то при прочих равных условиях сокращение затрат приводит к росту прибыли и рентабельности (естественно, речь идет об обос­нованном снижении затрат). Пример — внедрение технологии опти­мального раскроя материалов, переоснащение материально-техниче­ской базы менее энергоемким оборудованием. Подобные проекты но­сят в основном вспомогательный, обеспечивающий характер.

Снижение риска производства и сбыта. Проекты этой группы имеют цель снижение рискуемости производственной и коммерческой деятельности фирмы. В качестве примеров можно привести проекты, связанные с переоснащением компании более надежным оборудова­нием, внедрением менее рисковой технологии снабжения сырьем и материалами, внедрением технологии контроля за состоянием и тенденциями изменения на рынке продукции и др. Эти проекты не приносят непосредственно идентифицируемой с ними прибыли, однако они сопровождаются косвенным экономическим эффектом.

Новое знание (технология). Выше упоминалось о проектах инновационного характера, направленных на формирование нового зна­ния. Подобные проекты с очевидностью носят затратный характер, вместе с тем предполагается, что впоследствии при внедрении разра­боток в практику будет получен и экономический эффект.

Социальный эффект. Проекты, предназначенные для получения социального эффекта, не являются какой-то редкостью; безусловно, они имеют место, прежде всего при реализации государственных и муниципальных программ, однако и в крупных компаниях подоб­ные проекты достаточно обыденны. Можно упомянуть о проектах, связанных с повышением квалификации работников фирмы, строи­тельством центров релаксации и физического развития. Например, фирмы так называемой «большой пятерки»1 имеют учебные центры переподготовки кадров, на строительство и поддержание деятельно­сти которых затрачиваются немалые денежные суммы. Вместе с тем при надлежащем развитии системы переподготовки кадров деятель­ность подобных центров становится оправданной не только в соци­альном, но и в экономическом смыслах (можно упомянуть об учеб­ных центрах фирм IBM, Lufthansa и др.).

Тип отношений. Весьма важным в анализе инвестиционных про­ектов является выделение различных отношений взаимозависимости. Два анализируемых проекта называются независимыми, если решение о принятии одного из них не сказывается на решении о принятии другого. Если два и более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, т. е. принятие одного из них автоматиче­ски означает, что оставшиеся проекты должны быть отвергнуты, то такие проекты называются альтернативными, или взаимоисключаю­щими. Подразделение проектов на независимые и альтернативные имеет особо важное значение при комплектовании инвестиционного портфеля в условиях ограничений на суммарный объем капитало­вложений. Величина верхнего предела объема выделяемых средств может быть в момент планирования неопределенной, зависящей от различных факторов, например суммы прибыли текущего и будущих периодов. В этом случае обычно приходится ранжировать независи­мые проекты по степени их приоритетности.

Проекты связаны между собой отношениями комплементарности,если принятие нового проекта способствует росту доходов по одному или нескольким другим проектам. Например, строительство сервис­ного центра сопровождается не только доходом от оказания услуг этим центром, но и ростом числа покупателей основной продукции, привлеченных перспективой в случае необходимости отремонтиро­вать купленное изделие на приемлемых условиях. Выявление отно­шений комплементарности подразумевает приоритетность рассмотре­ния проектов в комплексе, а не изолированно. Это имеет особое зна­чение, когда принятие проекта по выбранному основному критерию не является очевидным — в этом случае должны использоваться до­полнительные критерии, в том числе и наличие, и степень комплементарности.

Проекты связаны между собой отношениями замещения, если принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам. В качестве при­мера можно привести проект, предусматривающий открытие шиноре­монтного производства на заводе, производящем шины. Не исключе­но, что принятие проекта снизит спрос на новые изделия.

Тип денежного потока.С любым проектом увязывается денеж­ный поток как череда инвестиций и поступлений. Поток называется ординарным,если он состоит из исходной инвестиции, сделанной единовременно или в течение нескольких последовательных базовых периодов, и последующих притоков денежных средств; если притоки денежных средств чередуются в любой последовательности с их от­токами, поток называется неординарным. Выделение ординарных и неординарных потоков чрезвычайно важно при выборе того или иного критерия оценки, поскольку, как будет показано в дальней­шем, не все критерии справляются с ситуацией, когда приходится анализировать проекты с неординарными денежными потоками.

Отношение к риску. Инвестиционные проекты различаются по степени риска: наименее рисковы проекты, выполняемые по государ­ственному заказу; наиболее рисковы проекты, связанные с созданием новых производств и технологий.

2.4. Методическое обеспечение разработки бизнес плана

Для оценки эффективности капитальных вложений в качестве основных используются следующие четыре критерия:

• чистый дисконтированный доход (NPV);

• индекс доходности (PI);

• внутренняя норма доходности (IRR);

• срок окупаемости (РВ).

В некоторых случаях, кроме этого, используются такие крите­рии как:

• запас финансовой устойчивости и

• результат инвестиций.

Однако до настоящего времени не установились ни общеприня­тые названия критериев, ни однозначные алгоритмы их расчета.

Для определения перечисленных критериев необходимо исполь­зовать дисконтированные денежные потоки на основе принципа не однозначной текущей и будущей стоимости денежных средств .

Особое внимание необходимо обратить на возможные алгорит­мы расчета критериев.

В опубликованных работах используются следующие термины для названия этого критерия:

• чистый дисконтированный доход;

• чистый приведенный доход;

• чистая текущая стоимость;

• чистая дисконтированная стоимость;

• общий финансовый итог от реализации проекта;

• текущая стоимость;

• чистая текущая стоимость проекта;

• чистая приведенная стоимость;

• чистый дисконтированный доход или интегральный эффект и т.д.

Во всех перечисленных работах этот критерий имеет одинако­вую аббревиатуру — NРV (Net present value), и в ряде случаев раз­личные алгоритмы для расчета.

Официальное название критерия — «Чистый дисконтирован­ный доход», по нашему мнению, неудачно по двум причинам:

1. Для целого ряда объектов, например предназначенных для медицинского обслуживания населения, социальной сферы, пре­стижных сооружений величина этого критерия может быть отри­цательной за весь расчетный период, т.е. затраты на строительство и эксплуатацию превысят доходы.

2. В развитых странах в соответствии с работой вместо ши­роко используемого в отечественной литературе понятия «дискон­тирования» используется термин «актуализация».

Поэтому, мы считаем, что для рассматриваемого критерия це­лесообразно изменить название на более подходящее, например на «Общий финансовый итог».

Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации. В общем виде вели­чина NPV определяется следующим соотношением:

где: tr – продолжительность расчётного периода;

te – период начала эксплуатации объекта;

Zi – затраты капитала на капитальное строительство объекта;

Di – доходы за период эксплуатации объекта;

E – норма дисконта;

i – шаг расчёта.

При расчете величины этого критерия следует обратить внима­ние на соответствие шага расчетного периода (шага расчета) с ус­ловием предоставления кредита. Желательно, чтобы шаг расчета был равен или кратен сроку начисления процентов за кредит .

Соотношение (2.1.1) может быть записано в разной форме. Напри­мер, NPV приравнивается сумме потоков платежей, тогда инвестици­онные расходы включаются в поток платежей со знаком минус.

Учет инвестиционных расходов обычно не имеет различающих­ся алгоритмов за исключением одного случая, когда их необходимо определить или для всех затраченных средств, или только для заемного капитала. Для определения доходов используются сущес­твенно различающиеся расчетные схемы .

В работах и рекомендуется исключить из суммы доходов амортизационные отчисления, а в материале предлагается вклю­чать не только накапливаемые амортизационные отчисления (амортизационный фонд), а также на последнем шаге расчета и ликвидную стоимость основных производственных фондов.

Такое различие вычислительных схем при расчете доходов оп­ределяется различием в отчетных документах зарубежных и отечес­твенных компаний и фирм. Зарубежные компании по итогам своей деятельности за год помимо отчета о прибылях и убытках пред­ставляют отчеты об источниках и использовании фондов (от­чет о фондах и их использовании), в которых фонды денежных средств формируются за счет чистой прибыли, амортизационных отчислений, нового акционерного капитала, кредитов и других до­ходов.

Определяемые таким образом фонды распределяются для вы­платы дивидендов акционерам, приобретения недвижимости, ма­шин и оборудования, увеличения оборотного капитала и т.д. При этом на расширение основных производственных фондов затрачи­вается средств не менее, чем получено в результате амортизацион­ных отчислений, т.е. свободные денежные средства компании дол­жны работать на расширение и модернизацию производства.

Аналогичной отчетности для российских предприятий не пред­усмотрено. Часто амортизационные отчисления накапливаются в амортизационном фонде, что в условиях инфляции приводит к обесцениванию части денежных средств предприятия.

Необходимость учета ликвидной стоимости основных произ­водственных фондов при определении критерия «Чистый дискон­тированный доход» определяется назначением инвестиций. В слу­чае замены оборудования, срок службы которого соответствует продолжительности расчетного периода, учет его ликвидной стои­мости необходим .

Источники финансирования проектов разделяются на две ос­новные группы:

1. Собственный капитал — средства, предоставляемые акцио­нерами (учредителями), который должен быть увеличен в резуль­тате реализации и последующей эксплуатации исследуемого объ­екта.

2. Заемный капитал — кредит банков, государства, местных ор­ганов власти или других компаний, который должен быть погашен вместе с задолженностью в установленном в контракте порядке и в заданные сроки.

Результатом инвестиций, с финансовой точки зрения, является погашение кредитной задолженности и выплаты дивидендов акци­онерам. При этом, по мере погашения кредита, как указывалось выше, увеличивается стоимость акционерного капитала. Акцио­нер, получая дивиденды за акции, в любой момент может продать свои акции. Причем, чем позже он это сделает, тем более высокой будет стоимость акций. Естественно сказанное справедливо, если экономическое положение действующего предприятия соответству­ет или близко к величинам, рассчитанным при оценке инвестици­онной привлекательности проекта. Тогда критерии оценки эффек­тивности капитальных вложений должны быть определены только для заемного капитала и предназначены для партнеров, его пре­доставивших. Основными для акционеров явятся критерии эффек­тивности использования акционерного капитала. Но в ряде случа­ев трудно провести такое разделение, так как оно определяется целью инвестирования.

Если цель инвестиций — замена оборудования, то при расчете критериев эффективности капитальных вложений должен учиты­ваться весь затраченный капитал.

При строительстве новых объектов, срок службы которых су­щественно превышает расчетный период, следует определять зна­чения критериев для заемных средств, а в некоторых случаях, по желанию коммерческих партнеров, и для суммы заемных и соб­ственных средств.

Таким образом, критерий «Чистый дисконтированный доход», как и все остальные критерии рассматриваемой группы оценки эф­фективности капитальных вложений, формально может иметь шесть различных значений для всех затраченных, или только для заемных средств:

• без учета амортизационных отчислений;

• с учетом амортизационных отчислений;

• с учетом амортизационных отчислений и ликвидной стоимос­ти основных производственных фондов.

Рассчитывать все возможные значения критерия для каждого проекта не целесообразно. При определении величины критерия необходимо учитывать цель инвестирования и предполагаемую техническую политику фирмы в период эксплуатации готового объекта.

Очевидно, что если предусматривается постоянное расширение производства, увеличение номенклатуры и объемов готовой про­дукции (расширения сферы услуг), создание сети дочерних пред­приятий за счет использования амортизационных отчислений, то для расчета величины критериев рассматриваемой группы следует из доходов за период эксплуатации объекта исключить амортиза­ционные отчисления и учесть увеличение затрат капитала за пери­од эксплуатации объекта.

Положительная величина критерия «Чистый дисконтирован­ный доход», соответствует целесообразности реализации проекта, причем, чем больше значение критерия, тем больше и инвестици­онная привлекательность проекта.

2.1.2. Индексдоходности

Для этого критерия используются следующие названия:

• рентабельность;

• простая норма прибыли (без дисконтирования);

• индекс выгодности инвестиций;

• показатель рентабельности инвестиций;

• индекс прибыльности;

• индекс доходности.

Во всех указанных источниках, за исключением, критерий имеет название — Profitability index (РГ).

Для определения величины критерия используются те же потоки платежей, что и для критерия — «Общий финансовый итог», крите­рий представляет собой не разницу доходов и затрат от реализации проекта, а их соотношение — доходы, деленные на затраты:

Здесь использованы те же обозначения, что и в формуле 2.1.1.

Все сказанное выше об алгоритмах расчета затрат капитала и доходов от эксплуатации проекта справедливо и для критерия — «Индекс выгодности инвестиций».

Очевидно, что величина критерия: PI > 1. свидетельствует о це­лесообразности реализации проекта, причем, чем PI превы­шает единицу, тем больше инвестиционная привлекательность про­екта. Иными словами, дисконтированные доходы от реализации проекта в PIраз превосходят дисконтированные инвестиционные затраты .

Один из возможных частных видов критерия «Индекс выгоднос­ти инвестиций» предлагается использовать в работе. Он назван авторами показателем рентабельности инвестиций или коэффици­ентом чистой текущей стоимости (Net present value ratio, NPVR).

«Указанный показатель представляет собой отношение чистой текущей стоимости проекта к дисконтированной (текущей) стои­мости инвестиционных затрат». При этом рекомендуется чистую текущую стоимость определять с учетом ликвидной стоимости про­екта, если последняя «представляет собой значительную сумму»

2.1.3. Срок окупаемости

Для этого критерия используются следующие наименования:

• срок окупаемости;

• окупаемость;

• срок окупаемости (без дисконтирования);

• период окупаемости инвестиций;

• время окупаемости;

• период окупаемости проекта. Аббревиатура критерия: РВ (Payback period).

Под сроком окупаемости проекта понимается период времени от момента начала его реализации до того момента эксплуатации объекта, в который доходы от эксплуатации становятся равными затратам капитала (на капитальное строительство).

В работе отмечается, что показатель Payback period наиболее близок по своему содержанию к традиционному в Российской Фе­дерации показателю «срок окупаемости» (капитальных вложений). Разница между ними состоит в том, что при подсчете Payback period учитываются все первоначальные инвестиции (капитальные затраты и эксплуатационные расходы), а при подсчете «срока оку­паемости» учитываются только первоначальные капиталовложе­ния».

Мы считаем, как указывалось выше, что каждый критерий оц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...