Различия между миссией и целями организации
Таблица 2.1 Основные Принципы Внутрифирменного Планирования
Продолжение таблицы 2.1
Основополагающие принципы планирования плотно связаны между собой, и, в конечном итоге, направляют предпринимателей на тщательное всестороннее изучение плановых показателей и достижение наиболее благоприятных социально-экономических результатов предпринимательской деятельности.
2.2. Классификация и этапы разработки бизнес – плана
В соответствие от целенаправленности бизнес – планов, их различают по следующим признакам: по бизнес - линиям (работы, услуги, технические решения), по всей организации в целом. Существующая организация может создавать бизнес - планы финансово-хозяйственного оздоровления или развития. Бизнес - планы развития организации могут составляться как для всей организации, так и для отдельного структурного подразделения (рис.2.2.1).
Рисунок 2.2.1 Классификация бизнес – планов
Таблица 2.2 Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане
Создание бизнес - плана, идеи формирования новой или углублённое изменения уже существующей, функционирующей фирмы проходит через ряд немало важных этапов, которые можно рассматривать в разной степени укрупненности и детализированности (рисунок 2.2.2).
Определение миссии Формулирование цели Выбор стратегии (философии фирмы) и задач проекта (страт. возможности) Установление общей структуры Сбор необходимой информации, бизнес - плана разработка нормативов Составление бизнес - плана (процесс планирования) Рисунок 2.2.2 Этапы формирования бизнес – плана На первом этапеподготовки для создания бизнес - плана ставиться перед собой миссия, т.е. краткое содержание хозяйственной единицы, ее предназначение, направление деятельности, основные цели. Одно из важнейших условий успешного и эффективного развития создаваемой организации является обоснованность и аргументированность его миссии – типа характера планируемого бизнеса (что производить) и социально - экономическое назначения. Второй этап - постановка целей и задач для разработки бизнес-плана. Цель - это желаемое предстоящее состояние организации, причина или мотив поведения и действий его сотрудников организации.
Во всей совокупности системы бизнеса цель осуществляет пять функций: · функция инициативы – сверка (сравнение) существующего и будущего (желаемого) состояния организации, причин действий; · паллиатив (критерия) принятия управленческих решений – оценки информации и определение альтернатив, приоритетов из общего числа совокупности в бизнесе; · инструмента управления – требования руководства к реализации действий по определению направления бизнеса; · координация – ручательство за бесконфликтные взаимоотношения лиц, принимающих управленческие решения, взаимодействие работ специализированных структурных подразделений; · контроля - сравнение оперативного (текущего) состояния основных экономических показателей хозяйственной деятельности с целевым их значением . В отличие от миссии, цели отражают наиболее чёткие направления хозяйственной деятельности организации (Таблица 2.2.2).
Таблица 2.2.2 Различия между миссией и целями организации
Каждая организация, как сложная и многофункциональная социально-экономическая система, содержит многоцелевой характер. В течение всего функционирования организации наряду со стратегическими (на отдалённую перспективу) целями чаще всего параллельно решают большую часть тактических и оперативных (текущих). С экономическими целями узко связаны технические, организационные и социальные задачи организации. Систематизация и структуризация целей может быть сделанная по следующим признакам: · по предмету (содержанию) – организационные, экономические, производственные, политические, социальные, научно-технологические, эстетические, психологические цели;
· по размеру – максимальные (не больше заданных границ), минимальные (не меньше заданных границ); · по горизонту планирования – долгосрочные (стратегические в среднем на пять лет), среднесрочные (тактические более одного года), краткосрочные (оперативные – текущие); · по сфере деятельности – глобальные (в масштабах государства), региональные, местные, высшие, национальные, локальные, промежуточные, сопровождающие, низшие; · по иерархическому уровню – организация, предприятие, структурные подразделение производства и управления; · по взаимной согласованности – индифирентные, комплиментарные, конкурентные; · по измеримости – количественные и качественные; Цели должны быть четко поставленными, ясными, в корне понимаемыми и сформулированы в определениях. Связи с этим при создании и определение целей следует учитывать целую группу требований, предъявляемых к их сути и форме (рисунок 2.2.3).
Рисунок 2.2.3 Требования к формулированию целей предприятия Процесс создания и определения целей проходит ряд этапов: · поиск требуемых целей; · анализ возможности их выполнения; · выбор; · планирование этапов и методов выполнения; · осуществление на деле; · уточнение и рассмотрение; Разработка и реализация целей происходит при чётких ограничениях, которые могут быть заданны самой организацией или условиями внешней среды. Ограничениями внешней среды могут быть нормы законодательства, инфляция, жёсткая конкуренция, темпы изменения конъюнктуры рынка и уровня благосостояния населения, социально - экономическое состояния должников и другие . Внутренними ограничениями могут быть принципы организации, степень издержек, производственные мощности, рентабельность организации, состояние маркетинга и организационно-управленческого потенциала, различные диспропорции и т. п. Далее, на третьем этапе, происходит исходя из целей определение стратегии. Подходящая для организации обстановка появляется в том случае, когда подходящие возможности внешней среды схоже с сильными сторонами организации. Напротив, неблагоприятные факторы со стороны внешней среды, положенные ее слабые стороны организации, образуют предпосылки кризисной обстановки и невозможности ведения бизнеса. Учитывая разнообразное сочетания внешних и внутренних факторов ведения предпринимательской деятельности, требуется создавать основные стратегические направления деятельности организации и, следовательно, ориентировать в соответствие с ними содержание бизнес - плана и деятельность организации. При капитальных изменениях в деятельности организации, в случае появления кризисной обстановки и угрозы банкротства, руководство обязано мгновенно реагировать, и прежде всего, путем корректировки или изменения стратегии и тактики организации . Существует ряд методических подходов к планированию стратегических альтернатив и их оценке, один из них (рисунок 2.2.4).
Рисунок 2.2.4 Матрица возможностей по товарам (рынкам). Выбранные с помощью матрицы общие стратегии подлежат в дальнейшем доводке до полной адекватности целям развития фирмы. Квадрат 1 – отображает направленность стратегии организации на существующие товары, пользующихся спросом и рынки. Эта стратегия определяется теми структурными подразделениями организации, рынок продукции которых не останавливается в развитие или еще не насыщен продукцией и конкуренцией. Организация целенаправленна, идёт к расширению сбыта выпускаемой продукции использую перечень методов, таких как установление конкурентоспособных цен на продукцию, расширение рекламы или интенсификация продвижения продукции. Квадрат 2 – отображает целенаправленность стратегии на развитие рынка, т. е. на образование рынков для производимой уже достаточно долго продукции. Эта стратегия эффективна, если организация стремится к расширению своего рынка за счет: выхода на новые рынки, в том числе на зарубежные; внедрения новые сегменты рынка, спрос на которые еще не удовлетворяется или удовлетворяется, но частично; новых предложений существующей продукции и интенсификации рекламы. Квадрат 3 – означает направленность стратегии организации на создание принципиально новых продуктов для существующих и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется тогда, когда структурное подразделение хозяйственной деятельности имеет ряд успешных моделей нового продукта, завоевавших большой спрос у потребителей. В этом случае организация разрабатывает новую или усовершенствует старую продукцию улучшенного качества и реализует их клиентам желающих попробовать новое. Квадрат 4 – стратегия диверсификации. Эта стратегия используется с целью не допустить чрезмерной зависимости организации от одного структурного подразделения хозяйственной деятельности или одного набора вида продукции, а также в том случае, если организация желает выйти из свертывающихся рынков, находящиеся в состоянии застоя. Хотя реализация стратегии содержит создание новых продуктов и новых рынков, поэтому она является наиболее рискованной, так как никогда нет 100% гарантии, что новые рынки готовы принять новую продукцию, и она будет пользоваться повышенным спросом потребителей. На четвертом этапе, после постановки миссии, целей, стратегии организации, определяется структура в целом самого бизнес-плана. На размер и структуру бизнес-плана оказывают влияние: масштаб организации и поставленные задачи перед структурными подразделениями. Для малых организаций обычно создают бизнес-план упрощенной структуры, состоящий из двух основных частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей обоснованность реализации и подробные расчеты. Такая его структура связанна с тем, что резюме бизнес-плана зачастую адресуется внешнему потребителю продукции, к которому бизнесмен обращается с предложением стать партёром или с просьбой о займе. С учетом зарубежного и отечественного опыта может быть предложено следующее приблизительное содержание бизнес-плана: Титульный лист. 1. Меморандум о конфиденциальности. 2. Резюме. 3. Описание отрасли. 4. Характеристика предприятия. 5. Выбор деятельности (товара, услуги). 6. Маркетинговый план. 7. Производственный план. 8. Организационный план. 9. Финансовый план. 10. Анализ рисков. 11.Приложение. Естественно, применительно к данному проекту (случаю) структуру бизнес-плана требуется укрупнять-уточнять разделы бизнес-плана, но в любом случае надо четко, и конкретизировано структурировать план - весь исходный материал разбить на главы и небольшие по объему под главы, точно выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами. Пятый этап бизнес - планирования заключается в сборе исходной информации, требуемой для формирования каждого раздела бизнес-плана. Это немало важная и трудоемкая часть разработки бизнес-плана для определения дальнейшей работы. Источниками информации могут быть специальные отраслевые справочники, нормативные акты, законодательство, информация о других проектах, специализированные организации, сведения статистических органов, информация, полученная от собственных исследований, знания высокоспециализированных специалистов, консультантов. Следующий, шестой этап планирования – это конечное создание отдельных разделов и внешнее оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
2.3 Формы представления бизнес – планов
В реальной жизни бизнес-план, требующий инвестиций, не сводится к совокупности документов, а выражается в более широкой форме — как поэтапная последовательность выполнения работ, связанных с обоснованием порядка и объёмов капитальных инвестиций, их фактическими вложениями, введением в эксплуатацию оборудования, текущей оценкой целесообразности существования, продолжения выполнения проекта и оценкой итогов проекта, по его завершении. В этом случае бизнес - проекту свойственна определенная поэтапность, т. е. он развивается в виде прогнозируемых этапах (стадий), а совокупность документов, определяющих его целесообразность и эффективность, выражается лишь одним из факторов, хотя и ключевым, проекта в целом. Предназначение инвестиции— это основной признак при классификации бизнес - проектов, в следствие с которым можно отобразить семь основных причин инвестирования, а соответственно, и групп проектов: (1) инвестиции в повышение эффективности производства; (2) инвестиции в расширение действующего производства; (3) инвестиции в создание производственных мощностей; (4) инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта; (5) инвестиции в исследования и разработку новых технологий; (6) инвестиции преимущественно социального предназначения; (7) инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями. Инвестиционные проекты можно разделять на разные группы в соответствие с разными направлениями и с разными критериями. С позиции основного управленческого персонала организации инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным критериям (рисунок 2.3.1).
Рисунок 2.3.1 Признаки классификации инвестиционных проектов Инвестиции в увеличение эффективности производительности труда.Логика приведённых проектов полностью очевидна. Деятельность каждой организации связана, в первую очередь, с получение прибыли, которая может быть получена в случае превышения доходов над затратами. Первый фактор — это доходы — с позиции организации ими управляют только частично, так как главную роль играет конкуренция. Второй фактор — затраты, это уже более управляемый фактор, так как следствием выбора наиболее ресурсосберегающих технологий, наиболее экономичного оборудования, эффективной организации труда, повышения квалификации сотрудников организации и т. п., можно минимизировать издержки производства, а следовательно, повысить эффективность производства в целом. Инвестиции в расширение действующего производства. В данном ситуации речь идет об увеличение производственных мощностей виде увеличения емкости рынков сбыта. Организация обеспечивает себя дополнительным аналогичным по техническим характеристикам оборудование, пополняется штат, увеличиваются объёмы закупок сырья и материалов у постоянных поставщиков. Инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых направлений бизнеса. Одним из главных требований эффективной организации предпринимательской деятельности является его диверсификация, её смысл заключается в следующем: в развитии в рамках организации производства различного вида продукции, перевооружение самого производства. Для этого служат две основные причины: во-первых, выравнивание прибыли по годам (спад в одном секторе рынка может сопровождаться модемом в другом) и, во-вторых, осваиваются новые направления рынка, обещающие прирост прибыль в будущем . Инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта продукции.Типовые проекты почти всегда предполагают развитие и увеличение производства (если нет перенасыщенности, производимой продукции), вместе с тем они содержат и определенную специфику. Суть ее заключается в том, что при увеличение рынков сбыта продукции сильные конструктивные изменения в производимую продукцию не вносятся, но могут быть незначительные изменения и доработки, обоснованные, к примеру, национальными, климатическими и другими особенностями нового рынка. Кроме того, требуется развитие средств доставки, рекламы, обслуживания и т.д. Инвестиции в исследования и разработку новых технологий.Подобные проекты в современном динамично развивающемся мире играют исключительно важную роль. Крупные компании тратят весьма солидные суммы на исследования и разработки, отчетливо понимая, что результат реализации подобных проектов не является предсказуемым. Инвестиции социально-экономического предназначения. Цель подобных инвестиций — обеспечение определённого социального преимущества организации и хотя бы получение поверхностного экономического эффекта не. Примеры подобных проектов — строительство рекреационных центров, фоков, спортивных комплексов и др. Подобные проекты содержат поверхностные затратные и связи с этим подобное выполняется либо государственными или муниципальными органами, либо крупными предприятиями. Инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона.Инвестиции в пределах ранее рассмотренных групп с полной вероятностью носят инициативный характер, т. е. инвестор какой либо деятельности, руководствуясь собственными интересами, принимает решение о целесообразности создания и реализации того или иного бизнес-проекта. Тем не менее, могут быть и другие ситуации, когда инвестор вынужден вносить некоторые доработки в некий проект. В частности, любое государство в той или иной степени озабочено состоянием здоровья нации, духовным и интеллектуальным развитием граждан. В связи с этим периодической проверки подвергаются требования к ведению бизнеса в отношении сохранения окружающей среды (природы), увеличение безопасности использования потребителем производимой продукцией, степени использования трудовых ресурсов и др. Особенно важны ограничения и требования экологического характера, в связи с тем, что организациям приходится выплачивать значимые затраты на удовлетворение подобных требований. Инвестиционные проекты сильно разнятся по размеру требуемых инвестиций, продолжительности периода освоения капиталовложений, сроку «эксплуатации» проекта. На практике это находит отражение в разделение проектов на крупные, традиционные и мелкие, при этом, зачастую в качестве признака отнесения бизнес-проекта к той или иной группе берется объем вложений в них. Однозначно, эта и некоторые похожие ей классификации проектов не являются однозначно определенными, т. е. в общем смысле они, предельно условны. В частности, градация проектов по объему необходимых инвестиций почти всегда зависит от размеров самой организации, так как очевидно, что в престижной финансово-промышленной группе организаций и в маленьком заводе по производству любой продукции используемые критерии отнесения изучаемого проекта к большому или малому существенно разнятся. Существуют и другие причины, описывающие необходимость рассматриваемой классификации; это, в частности, поиск необходимых источников финансирования, различие в оценке риска и последствий от них в случае непредсказуемого развития событий на рынке сбыта продукции. Так, если небольшой бизнес-проект может быть спонсирован за счет собственных источников финансирования, то для реализации крупного бизнес-проекта требуется привлечение заёмного капитала, что связано с появлением дополнительных рисков, а именно с возвратом полученных кредитов и займов, оценкой средневзвешенной стоимости источников и другие . Тип предполагаемого эффекта. Цели и задачи, которые ставятся при оценке бизнес-проектов, могут быть разнообразными, а результаты, которые могут быть получены в ходе их реализации, носят характер не обязательного извлечения прибыли. Проекты могут быть сами по себе убыточными (не прибыльными) в социально-экономическом смысле, но приносящие косвенную прибыль за счет получения стабильности в обеспечении организации сырьем и полуфабрикатами, выхода на другие новые рынки сбыта продукции, получения некоторого социального эффекта, минимизация затрат по другим бизнес- проектам и производствам продукции и др. В данной ситуации традиционные показатели эффекта, а также рамки оценки целесообразности принятия проекта и соответствующего решения, основанные на стандартах алгоритмах, могут уступать место нестандартным критериям. Несложно обособить шесть видов эффекта: (1) увеличение объемов производства; (2) минимизация издержек, сопутствующее получению дополнительной прибыли; (3) уменьшение риска производства и сбыта; (4) новое знание (технология); (5) политико-экономический эффект (6) социальный эффект. Увеличение объемов производства. Проекты этого типа направлены на расширение традиционного производства организации. Здесь эффект — в увеличении доли рынка продукции, которая контролируется данной организацией, и в увеличение получаемой прибыли при сохранении текущего уровня рентабельности продукции. Минимизация затрат. Проекты данного типа направлены на уменьшение затрат по какому-либо существующему производству (технологической линии, производственному участку, цеху), либо по всей организации в целом. Поскольку прибыль — это разница между доходами и затратами, то при других равных условиях уменьшения затрат ведёт к увеличению получаемой прибыли и рентабельности (естественно, речь идет об обоснованном снижении затрат). Уменьшение риска сбыта и производства. Проекты этой группы имеют цель уменьшения рискованности коммерческой и производственной деятельности организации. В качестве примеров можно привести бизнес-проекты, направленные на перевооружение производства организации более надежным и новым оборудованием, внедрением новых технологий снабжения сырьем и материалами с меньшим риском, внедрением технологии контроля за состоянием организации и тенденциями изменения сбыта продукции на рынке. Новое знание (технология). Проекты инновационного характера, направленные на внедрения новых технологий, что связанна с дополнительными затратными, вместе с тем подразумевается, что в результате внедрении новых технологий в практику будет получен и экономический эффект . Социальный эффект. Проекты, направлены для получения социального эффекта, не являются какой либо редкостью; однозначно, им отдаётся приоритет, в первую очередь при осуществление государственных и муниципальных программ, тем не менее, и организациях (крупных компаниях) подобные проекты, достаточно часто используются. Можно сказать о проектах, связанных с повышением квалификации сотрудников организации, строительством дополнительных зданий или выделение отдельных помещений для релаксации и физического развития персонала. Тип отношений. Одним из важных в анализе инвестиционной привлекательности бизнес-проектов является выявление различных отношений взаимозависимости. Два анализируемых инвестиционных проекта называются независимыми, если управленческое решение о использование одного из них не отражается на управленческом решении о использование другого. Если два или более анализируемых инвестиционных проектов не могут быть выполнены одновременно (в одни и те же сроки), т. е. принятие одного из них автоматически обозначает, что остальные проекты не должны быть приняты, то такие проекты носят характер альтернатив, или называются взаимоисключающими. Подразделение проектов на независимые и альтернативные имеет приоритетное значение при создание инвестиционного портфеля в условиях ограничений объёмов капиталовложений. Проекты связаны между собой отношениями комплементарности,если принятие нового инвестиционного проекта ведёт к росту доходов по одному или ряду других инвестиционным проектам. К примеру, строительству сервисного центра сопутствуют не только доходы и их рост от продажи своих услуг, но и ростом числа потребителей данных услуг, привлеченных возможностью отремонтировать купленное изделие у других производителей на взаимовыгодных условиях. Отношения комплементарности выражаются в рассмотрение приоритетных инвестиционных проектов в комплексе, а не изолирование их от него. Это имеет не мало важное значение, когда принятие инвестиционного проекта по выбранному главному критерию не является естественным — в этом случае необходимо пользоваться дополнительными критериями, в том числе и наличием, и степенью комплементарности. Тип денежного потока.С различными инвестиционными проектам связанны объёмы денежных потоков как череда инвестиций и поступлений. Поток называется ординарным,если он содержит первоначальные инвестиции, сделанных единовременно или в течение нескольких определённых периодов, и последующих потоков денежных средств; если притоки денежных средств чередуются со своими оттоками в любой последовательности, поток называется неординарным. Выделение ординарных и неординарных потоков чрезвычайно необходимо при выборе того или иного критерия оценки . Отношение к риску. Инвестиционные проекты делятся по степени риска: наименее рисковые проекты, исполняемые по государственному заказу; наиболее рисковые проекты, связанные с созданием новыми производствами и научно техническим прогрессом. Таким образом на основание данной классификации инвестиционных проектов, распишем что из себя представляет наш бизнес – план.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|