Благозвучные и неблагозвучные звуки
В русском языке звуки воспринимаются как эстетические и неэстетические, ассоциируются с понятиями «грубые» (хам, хрыч) - «нежные» (мама, милая, лилия, любовь); «тихие» (тихий, шепот, писк) - «громкие» (кричит, зовет, ревет). Гласные звуки, сонорные л, м, н,р, а также звонкие согласные считаются музыкальными, они придают речи красоту звучания. Вслушайтесь в слова: плавно, звонкий, говор. Прочитайте вслух и прислушайтесь, какую строгость придают речи адвоката звуки р и р': Приговор не может быть построен на предположениях. Звуки ж, ш, щ и сочетания жд, вш, ющ относятся к неблагозвучным, и их повторение в речи нежелательно. Прочитайте приведенный ниже текст и убедитесь в этом сами: «Я полагаю, что когда вы представите себе этого подсудимого…, идущего без всякой цели… затем совершающего убийство… и спокойно переменяющего белье, вытирающего руки и выбирающего имущество…; когда вы представите себе этого человека, рассчитанно запирающего дверь, уходящего и, наконец, гуляющего и пьянствующего…, то, я думаю, вы признаете, что у такого человека мысль о преступлении явилась не случайно…». С другой стороны, это хороший изобразительный прием: повторение шипящих звуков нагнетает удручающее состояние, подчеркивает его.
Причины неблагозвучия
В русском языке сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Все, что затрудняет артикуляцию, создает неблагозвучие, например, частотность сочетаний взгр, вздр, встр. Еще М.В. Ломоносов советовал: «остерегаться… слова… друг подле друга ставить, из которых первое на много согласных литер кончится, а другое многими согласными литерами начинается, для того, что ими в произношении язык весьма запинается и речь падает негладко, например: всех чувств взор есть благороднее». Трудны для произношения фамилии Стржельчик, Смчакова, Прцклава, Ястржембский, Стрджан, Брчакова, Мкртчян.
Скопление одинаковых согласных также снижает благозвучие речи, создает однообразие. Неблагозвучным является высказывание, построенное прокурором: Свидетель Свиридов в своих показаниях / подтвердил фактически / факт фальсификации / продуктов / продавцом Смышляевой. Или: После всех многочисленных, каждодневных издевательств, страданий мстить стало его страстным стремлением. Или: Запасы боеприпасов представляют постоянную опасность. Неблагозвучным и не характерным для русского языка является и так называемое зияние, т.е. сочетание двух-трех гласных: слово о обновлении, Аракнаа, Уодай, Уотчаа. Поэтому некоторые заимствованные слова претерпевают фонетические изменения в соответствии с законами русского языка: Иоанн - Иван. Неблагозвучие речи вызывает и повторение некоторых гласных, как и-о-и-о в примере, приведенном П.С. Пороховщиковым: «Многие наши ораторы, закончив определенный период, не могут перейти к следующему иначе, как томительными, невыносимыми словами: и вот. Прислушайтесь к созвучию гласных в этом выражении, читатель. И это глупое выражение повторяется почти в каждом процессе с обеих сторон: «И вот поддельный документ пускается в обращение», «И вот у следственной власти возникает подозрение». Неблагозвучие могут создавать и некоторые аббревиатуры: ДЮСШ - добровольная юношеская спортивная школа, ЭОАСТР - экспедиционный отряд аварийно-спасательных технических работ. Бывают случаи, когда одинаковые слоги стоящих рядом слов образуют новое слово, совершенно неожиданное для самого автора, напр.: Ради смеха Хахуров / решил понимаете / попугать Зайко ножом. Или: Он же ребенок! Или: Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами.
Выпадение согласных (например, кажеца вместо кажется, военый вместо военный, не одам вместо не отдам), а также исчезновение целых слогов (че-ек вместо человек, та-ащи вместо товарищи, со-ршенно вместо совершенно) делает речь неразборчивой, неэстетичной, хотя в разговорной речи подобные явления оправданы законом экономии речевых средств. Сравните: тыща вместо тысяча, Сан Саныч вместо Александр Александрович. Непроизвольная ритмизация, а также случайная, неуместная рифма являются недостатком речи, вызывают неблагозвучие: Товарищи судьи // Продолжительность процесса / длится несколько часов. Или: Я думаю товарищи судьи / что процесс этот будет хорошим уроком. Или: Бремя на время свалилось с плеч. Благозвучие - одно из необходимых качеств хорошей речи[70], обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала. Ударение Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. «Словесное ударение, - пишет З.В. Савкова, - оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое - слово, не давая ему распасться» [196. С. 12]. Действительно, основной функцией словесного ударения является фонетическое объединение слова, выделение слова в речи. Кроме того, ударение играет роль смыслоразличительного средства: п и ли - пил и, тр у сит - трус и т, з а мок - зам о к, п о ра - пор а.
Подвижное ударение
Ударение в русском языке свободное, не фиксированное на определенном слоге; оно может падать на приставку (в ы полнил, н а бело), на корень слова (п и шет, пригов о р, расск а з), на суффикс (осужд ё нный, долженствов а ние), на окончание: земл я, судь я, голов а. К тому же оно подвижное, т.е. может менять место при изменении формы слова: вод а - в о ды, с у дьи - суд е й, огов о р - оговор и ть, эксперим е нт - эксперимент и ровать и др. Кроме того, некоторые слова имеют варианты в постановке ударения, напр.: отл и тый и о тлитый, з а литый и зал и тый, тату и рованный и татуир о ванный, обжит о й - обж и тый, дочист а - д о чиста, о блил и обл и л, род и лся - родилс я, недв и жимый и недвиж и мый, лавр о вый - л а вровый; возбуд и шь, допустимо возб у дишь; н а житый, допустимо нажит о й, наж и тый; мышл е ние, допустимо м ы шление; мастерск и, допустимо м а стерски; килогр а ммовый, допустимо килограмм о вый; инд у стрия, допустимо индустр и я; д о питый, допустимо доп и тый; хв о я, допустимо хво я; х о леный, допустимо хол е ный; угл я, допустимо у гля; ум е рший, допустимо у мерший; разряж ё нный, допустимо разр я женный; прин у дить, допустимо принуд и ть; симметр и я, допустимо симм е трия; рж а веть, допустимо ржав е ть; б а ржа, допустимо барж а; рак у рс, допустимо р а курс; диоптр и я, допустимо ди о птрия; п е тля, допустимо петл я; настор о женный, допустимо насторож ё нный. Некоторые из вариантов воспринимаются как устаревшие: норма - укра и нский; укр а инский - устар.; норма - фл а нговый; фланг о вый - устар.; норма - блок и ровать; блокиров а ть - устар. Колебания в постановке ударения - это неизбежное, объективное явление, связанное с развитием акцентологической нормы.
В современном языке нередки колебания в постановке ударения в некоторых прилагательных. Можно услышать, например, зап а сный, гром о вый, жест я ный, зав о дский, борт о вый и: запасн о й, громов о й, жестян о й, заводск о й, бортов о й. Словари XIX в. давали как норму варианты зав о дский, зап а сный. Новое ударение на конце слова появилось в начале XX в. в разговорной речи. Но в 1952 г. в Большой Советской Энциклопедии указывалось: заводск о й комитет. В настоящее время ударение на корне слова является устаревшим, нормативное ударение - на окончании. Словарь ударений рекомендует запасн о й (но зап а сный выход). Колебания в ударении у некоторых прилагательных связаны с различием в семантике этих слов: подвижн о й - способный перемещаться, подв и жный - отличающийся легкостью, быстротой движений; чудн о й -странный, вызывающий недоумение; ч у дный - исполненный очарования; языков о й - имеющий отношение к языковым средствам, явлениям; язык о вый - имеющий отношение к органу в ротовой полости: язык о вая колбаса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|