Мы теперь уходим понемногу
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сергей Александрович Есенин
Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака.
А по двору метелица Ковром шёлковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных С.А. Есениным в первой строфе стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) олицетворение 2) инверсия 3) метонимия 4) эпитет 5) гипербола
è Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина (без указания количества стоп). è Каким термином называют описание природы в литературном произведении? è Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения «Поёт зима – аукает…»? è Как называется созвучие концов стихотворных строк (метелица – стелется; холодна – из окна и т.п.)? è В каких произведениях русских поэтов созданы картины зимы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Поёт зима – аукает…»?
ПИСЬМО МАТЕРИ Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, – Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. è Какие чувства вызывает у лирического героя воспоминание о матери и родном доме? è Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»)? è Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова? è Какое художественное средство, заключающееся в повторении начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось… Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу…? è Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: «Ты одна мне несказанный свет»? è Как называется художественно значимая подробность, играющая важную роль в воплощении авторского замысла («в старомодном ветхом шушуне»)?
è Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»? è В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о «малой родине»?
ПУШКИНУ Мечтая о могучем даре Того, кто русской стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре, Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый, В легендах ставший как туман, О Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы Не затемнили образ твой, И в бронзе выкованной славы Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье, Еще я долго буду петь... Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть.
è Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворению? (Приведите 2–3 примера.) è Как называется образное оценочное определение («могучий дар», «милые забавы»)? è Какой художественный прием использует поэт для придания описанию особенной наглядности («в легендах ставший как туман»)? è К какому художественному приему прибегает поэт, чтобы подчеркнуть значимость разговора с Пушкиным? è Как называется средство художественной выразительности, помогающее поэту в создании ярких образов («бронза выкованной славы», «чтоб … пенье сумело бронзой прозвенеть»)? è В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А. Есенина?
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.
Милые берёзовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете Всё, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
è Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина? è В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приёма. è Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия). è Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп). è В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чём они перекликаются с есенинским стихотворением? è Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|