Философская сказка «Маленький принц» и её место в творчестве писателя
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Оглавление. 1.Введение………………………………………………………………….....3 2.Цели и задачи исследования……………………………………………4 3.Методы исследования…………………………………………………....4 4.Исследовательская работа · Глава I «»………………………….... 5 · Глава II «»……………………………….6 · Глава III «»………………………….....9 5.Выводы……………………………………………………………………11 6.Литература………………………………………………………………...12 7.Приложение№1…………………………………………………………...13 8. Приложение№2…………………………………………………………..14 9. Приложение№3…………………………………………………………..18 10. Приложение№4…………………………………………………………..23 11. Приложение№5……………………………………………………….....28
Введение. Обоснование выбора темы. Актуальность и новизна исследования. Данная работа посвящена анализу сказки-притчи «Маленький принц» известного французского писателя Антуана Сент-Экзюпери. В ней в аллегоричных образах раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота, черствость, невозможность открыть свое сердце миру и близким. «Маленький принц» - это сказка-размышление о человеке, его счастье, о смысле жизни. Сказка доступна и для юного читателя, тем не менее, это произведение французского писателя предназначено, в первую очередь, для взрослых: над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное - непременно задумаешься, к этому располагает сам жанр философской сказки, имеющий, к тому же аллегорическое содержание. Жанр философской сказки не столь часто встречается в литературе. На первый взгляд, он сложен своими аллегориями, символами, подтекстом. Все вышеизложенное позволяет считать данную тематику исследования актуальной.
Цель данного исследования - Разобрать произведение Сент-Экзюпери с новой стороны, открыть новый источник мудрости. Рассмотреть аллегорию философской сказки и определить место произведения «Маленький принц» в творчестве Сент-Экзюпери. Данная цель определила следующие задачи: - Рассказать о биографии писателя, о том, как она повлияла на сказку, и на всё творчество в целом. - Изучить историю написания «Маленького принца» и познакомиться с критическими работами по исследуемой проблеме; - Проанализировать метод аллегории в сказке; - Рассмотреть творчество писателя, сопоставить со сказкой "Маленький принц". - Изучить работы других ученых на эту тему. - Проанализировать сказку Антуана со всех сторон и сделать выводы из полученного исследования. - Исследовать умение одноклассников отождествлять между собой понятия и образы (символы) этих понятий. Объектом исследования является творчество Антуана де Сент-Экзюпери, его жанровое своеобразие. Поставленные цели и задачи определили методы проводимого исследования: Методы исследования: 1. Описательный метод. 2. Метод наблюдения. 3. Метод обобщения. 4. Метод наглядности. 5. Практический метод. 6. Метод опроса сверстников. 7. Экспериментальное исследование. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в качестве пособия с включением данного материала в тематические классные часы. А также при изучении литературы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, глав основной части, выводов, списка литературы и приложений. В данной работе я постаралась представить различные мнения и теории литературоведов, критиков и исследователей, сопоставить их. Изучение образов сказки с философской позиции является весьма сложным процессом, так как нравственно-поучительная сказка - феноменальное явление в литературе тех годов, а Сент-Экзюпери личность принципиально новая. Заключение представляет собой подведение итогов исследования, содержит выводы и результаты.
Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 в городе Лион, Франция. Писатель с самого детства увлекался творчеством: рисование, музыкой, стихотворчеством. Кроме этого ребенок интересовался и техникой и тем самым можно сказать, что он был крайне всесторонне развитым и талантливым человеком. Детство писатели так ярко осело в его памяти, что практически во всех его произведениях присутствуют воспоминания о детстве, например, о то, как он играл в машинистов и пассажиров, в рыцарей и королей. Детство для Сент-Экзюпери - это самый важный этап в развитии его как разносторонней личности Антуан среди всех моральных качеств выделял прежде всего дружбу, она была для него Экзюпери всегда ценил дружбу, она была для него "самым драгоценным, что есть на планете". "Мы - жители одной планеты, пассажиры одного корабля, - говорил Экзюпери, мечтая о спасении всего человечества, ведь он жил ради каждого, ради всей земли. Писатель всегда хотел быть в самой гуще событий, активно участвовал в общественной жизни народа, он никогда не хотел быть в роли пассивного наблюдателя Краткая характеристика произведений писателя В произведениях Экзюпери герои всегда замечательны - их чистый и доверчивый характер полностью открывает нам писатель. С ними приключаются разные вещи, но они остаются верны свой идеологии, их душа невинна, они не способны на подлость Антуан показывает нам всю красу мира и природы, раскрывает душу каждого цветка, травинки, восхода и заката, для него это своеобразные идеалы. Писатель-летчик как будто смотрит на всех нас с высоты птичьего полета, с высоты своих мыслей. Оттуда земля представляется единой, все люди дружны. Философская сказка «Маленький принц» и её место в творчестве писателя Философская сказка французского писателя Сент-Экзюпери имеет большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Не всё здесь маленький читатель поймёт разумом, но многое разбудит его воображение, западёт в память и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Но стоит ли расшифровывать каждый образный ход произведения, каждый символ: не лучше ли принять его сразу и целиком! Ведь мудрость её намёков приходит к нам и через музыку слов, через мягкость переходов от шутки к серьёзным рассуждениям, от смеха к печальной перекличке с собственным детством. Эти полутона переходов так же улыбчивы и тонки, как изящные рисунки, которыми её сопроводил автор.
История о маленьком принце возникла из одного из сюжетов романа "Планета людей" - история о случайной посадке писателя и механика в пустыне. Однако различные мотивы встречаются и в других предыдущих произведениях писателя: любовь Берниса и Женевьевы очень похожи на отношения, складывающиеся между принцем и розой, а тема отношений взрослого и ребенка встречается нам в романе "Южный почтовой".
Сказка, написанная для детей, получила столь широкую известность благодаря исключительной поэтической атмосфере, созданной образной и символической структурой рассказа, и тому, что она предназначена не только детям, «а и взрослым, которые остались детьми». Сент-Экзюпери так писал в предисловии книги: Je demande pardon aux enfantsd'avoir dйdiйcelivreаunegrandepersonne. J'aiune excuse sйrieuse: cettegrandepersonneest le meilleuramiquej'ai au monde. J'aiuneautre excuse: cettegrandepersonnepeut tout comprendre, mкme les livres pour enfants. J'aiunetroisiиme excuse: cettegrandepersonnehabite la France oщelle a faimetfroid. Elle a besoin d'кtreconsolйe. Si toutesces excuses ne suffisent pas, je veuxbien dйdiercelivreаl'enfantqu'aйtй autrefois cettegrandepersonne. Toutes les grandespersonnesontd'abordйtй des enfants.(Maispeud'entreelless'ensouviennent.). «Прошу прощения у детей за то, что посвятил эту книгу взрослому. Но у меня есть для этого уважительная причина: этот взрослый - мой лучший друг. Есть у меня и другая причина: этот взрослый понимает все, даже детские книжки. И еще третья причина: этот взрослый живет во Франции, где ему холодно и голодно. Он нуждается в утешении. Если все эти причины недостаточно вески, я готов посвятить эту книгу ребенку, которым был когда-то этот взрослый. Все взрослые были раньше детьми. (Но мало кто из них помнит об этом.)».
В произведении очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «…А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков…». Его простота - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что бы видеть мир так, как видел его Экзюпери. Язык его произведения естественен и выразителен. Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл. Столь же свежи и естественны многие его метафоры, писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься. Знакомясь с произведением, читатель как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Писатель подводит к постижению очевидных истин: нельзя помещать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать; нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранен от взрослого автора-летчика. Он рожден из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в коллеже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звездное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается еще в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли, развитые в сказке). Для того, чтобы донести до сознания ребенка простые истины, Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. Это удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому. «Если исходить из знаменитого определения, что «взрослые - это выросшие дети», и помнить об особой роли, которую играли в жизни Антуана де Сент-Экзюпери воспоминания о детстве, то, естественно, хочется связать произведение с его же словами о том, что он сам «из страны детства». Но тогда весь пафос «Маленького принца» легко уложить в формулу «берегите, сохраняйте в себе детство», формулу в общем-то хоть и верную, но несколько упрощающую сложное литературное произведение. Перед нами не просто сказка».
В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова одного из героев - Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет - «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота. Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|