Факторы, способствующие или препятствующие организации
Общение в сестринском деле ОБЩЕНИЕ – непрестанные, динамические серии событий, которые вовлекают передачу информации и эмоций от отправителя к получателю
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: ИНФОРМАЦИОННАЯ Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и т.д. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная) Пациенты ждут от м/с эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих. РЕГУЛЯТИВНАЯ В процессе общения м/с воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие "рычаги управления" людьми. В свою очередь м/с также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.
Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ: 1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) – наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми. Беседа с пациентом – целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.
Что такое вербальный интеллект? Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юнны Мориц: "Таблетки, микстура и теплое слово, Горчичники, банки и нежное слово,- Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова, Без нежного слова - не лечат больного!"
БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ) Бессловесный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца – они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком. К этому типу общения относятся: а) Внешний вид, манера держать себя и одежда. Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медработника, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Ещё Гиппократ указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки – все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.
б) Выражение лица, мимика и жесты("язык тела"). Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача И.А.Шамова:
" В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал: - Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта". Обычно выделяют четыре психологических расстояния: - интимное – менее 40 см, - личное – 40 см – 2 м, - социальное – 2 – 4 м, - открытое – более 4 м Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна Ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом,"не нависайте"над ним, лучше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так, чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, м/с должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет необходимую помощь.
К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
* паузы * интонация * возгласы и восклицания * тон, звучность, тембр голоса * дикция * скорость речи
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ: * тишина * конфиденциальность * адекватное освещение, отопление и вентиляция * удобная поза
Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует ещё и внутренняя, скрытая сторона общения – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет: * степень знакомства * предшествующая информация об этом человеке * личный жизненный опыт общения, например, с категорией медработников * эмоциональный фон Важную роль играет "эффект ареола" – первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно длительное время. В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения: 1) давления (авторитарный) 2) уступки 3) компромисса 4) сотрудничества 5) избегания
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями: А) деловой (достижение целей и задач каждого в общении). В) межличностный, то есть эмоционально окрашенный.В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: 1) терапевтическое, эффективное 2) нетерапевтическое, неэффективное Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента. Пример терапевтического общения: "Ребёнок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша? Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства – анальгин и т.д. Однако мать ребёнка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а ещё через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.Мудрова, ещё в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело". ЗАПОМНИТЕ!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|