Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, способствующие или препятствующие организации

Общение в сестринском деле

ОБЩЕНИЕ – непрестанные, динамические серии событий, которые вовлекают передачу информации и эмоций от отправителя к получателю

 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

ИНФОРМАЦИОННАЯ

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и т.д.

ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная)

Пациенты ждут от м/с эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

РЕГУЛЯТИВНАЯ

В процессе общения м/с воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие "рычаги управления" людьми. В свою очередь м/с также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

 

Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) – наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми.

Беседа с пациентом – целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.

 

 

Что такое вербальный интеллект?

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юнны Мориц:

"Таблетки, микстура и теплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово,-

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова - не лечат больного!"

 

БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

Бессловесный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца – они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

К этому типу общения относятся:

а) Внешний вид, манера держать себя и одежда.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медработника, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Ещё Гиппократ указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных".

Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки – все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

 

б) Выражение лица, мимика и жесты("язык тела").

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача И.А.Шамова:

" В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".

 

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ

Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта".

Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

- интимное – менее 40 см,

- личное – 40 см – 2 м,

- социальное – 2 – 4 м,

- открытое – более 4 м

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна Ваша попытка осуществить процесс понимающего общения.

Беседуя с пациентом,"не нависайте"над ним, лучше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так, чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

 

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

Общаясь с пациентом, м/с должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.

Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет необходимую помощь.

 

К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

* паузы

* интонация

* возгласы и восклицания

* тон, звучность, тембр голоса

* дикция

* скорость речи

 

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩЕНИЯ:

* тишина

* конфиденциальность

* адекватное освещение, отопление и вентиляция

* удобная поза

 

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует ещё и внутренняя, скрытая сторона общения – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

* степень знакомства

* предшествующая информация об этом человеке

* личный жизненный опыт общения, например, с категорией медработников

* эмоциональный фон

Важную роль играет "эффект ареола" – первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно длительное время.

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.

Различают 5 стилей общения:

1) давления (авторитарный)

2) уступки

3) компромисса

4) сотрудничества

5) избегания

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

А) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

В) межличностный, то есть эмоционально окрашенный.В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

 

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

"Ребёнок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша? Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства – анальгин и т.д. Однако мать ребёнка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а ещё через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло?

Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.Мудрова, ещё в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".

ЗАПОМНИТЕ!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...