Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Универсальный магазин «Де Бейенкорф»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия архитектуры и искусств

Кафедра инженерно-строительных дисциплин

 

Реферат

по дисциплине

«Современная архитектура»

На тему:

«Голландский экспрессионизм (Амстердамская школа)»

 

 

Выполнил: ст. гр.АП-44

Абасов Шумаф Нурбиевич

Преподаватель проф. Бучка А. М.

 

г. Ростов-на-Дону

2016 г.

Оглавление

1.Понятие экспрессионизма…………………………………………3 стр.

2.Амстердамская школа…………………………………………….4 стр.

2.1Музей «Корабль»……………………………….…………….…5-7 стр.

2.2«Схепвартхёйс»…………………………………………………7 стр.

2.3Универсальный магазин «Де Бейенкорф» ………..………….8 стр.

3. Хендрик Петрюс Берлаге «Амстердамская биржа»…… …..9-10 стр.

4. Мишель де Клерк «Схип»……………….………………..11-13 стр.

5. Хронологическая шкала …………………………………..14 – 15 стр.

6. Список литературы ……………………………………………..16 стр.

 

1. Экспрессионизм

Экспрессионизм — архитектура Первой мировой войны и 1920-х годов в Германии («кирпичный экспрессионизм»), Нидерландах (амстердамская школа) и сопредельных странах, для которой свойственно искажение традиционных архитектурных форм с целью достижения максимального эмоционального эффекта на зрителя. Предпочтение нередко отдаётся архитектурным формам, вызывающим в памяти природные ландшафты (горы, скалы, пещеры, сталактиты и т. п.).

Ввиду тяжелого финансового состояния Веймарской республики наиболее смелые проекты сооружений в духе экспрессионизма остались на бумаге. Вместо строительства реальных зданий многим архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.

 

 

«Экспрессионизм» означает «выражение». Первое упоминание о нем встречается в журнале «Штурм», в публикации философа Воррингера 1911 года. В своем привычном смысле термин попал в выставочный каталог «Синего всадника» в 1912 году. Слово прижилось и стало обозначать произведения, в которых действительное претерпевает изменения для большей выразительности отражения внутреннего мира мастера. Особенно полюбился данный стиль деятелям искусства Германии. Э.Л. Кирхнер – считавшийся идеологом экспрессионизма Германии – полагал, что стиль является проявлением особенных свойств немецкой нации. Возможно, поэтому стиль развивался и был популярен в основном в Германии и Австрии. Стоит, однако заметить, что плачевное положение Германии после войны не позволило реализовать самые интересные проекты экспрессионистов. В основном архитекторы проектировали лишь выставочные павильоны и декорации.

 

 

2. Амстердамская школа

 

Амстердамская школа - это стиль архитектуры, который возник в Нидерландах в 1910-1930 годах. Органически продолжает немецкий кирпичный экспрессионизм. Постройки амстердамской школы представляют собой кирпичные строения сложной кладки закругленной или органической формы. Для них характерно соединение разнообразных архитектурных элементов внутри и снаружи здания: использование художественного стекла, изделий из железа, горизонтальных полос окон, шпилей и крыш необычной формы.

Основной целью архитекторов Амстердамской школы, проникнутых социалистическими идеями, было создание целостного городского ландшафта, особенно применительно к рабочим районам Амстердама, где планировалось объединение жилых комплексов, учреждений и промышленных объектов в единое целое. Перед архитектором ставилась задача изменить мир к лучшему, в том числе и для рабочего класса.

 

 

Движение «Амстердамская школа» зародилось в архитектурном бюро Эдуарда Кёйперса в Амстердаме. Несмотря на то, что самого Э. Кёйперса вряд ли можно было отнести к прогрессивным художникам, он не ограничивал архитекторов, работавших под его началом, в возможности творить. Три лидера Амстердамской школы — Мишель де Клерк, Йохан ван дер Мей и Пит Крамер — работали у Кёйперса до 1910 года. Побудительным мотивом движения стало развитие Амстердама. Дело в том, что в 1905 году городом был впервые принят градостроительный кодекс, и вскоре городские власти наняли Йохана ван дер Мея в качестве специального «советника по эстетике» для проведения слаженной политики в области городской архитектуры.

 

 

Музей «Корабль»

Наиболее известные произведения Амстердамской школы находятся в Амстердаме, и среди них — «Корабль»

Музей Корабль (нидерл. Museum Het Schip) — музей архитектуры амстердамской школы, в Амстердаме, в Нидерландах, расположенный в районе Амстердам-Запад, на улице Спарндаммерплантсун (Рис.1,Рис.2,Рис.3)

 

Рис.1 Музей «Корабль»

 

 

Рис.2 Музей «Корабль»

 

Рис.3 Фрагмент окна (Корабль)

Корабль является одним из трех корпусов народного дома на углу улиц Занстрат и Спарндаммерплантсун построенный по заказу предпринимателя Клааса Хилле архитектором Мишелем де Клерком в стиле амстердамской школы. Корпуса возвели в 1914—1921 годах. Дома были сданы в аренду Жилищным товариществом Эйген Хард. Их прозвали «дворцами для рабочих». Никогда прежде не уделялось столько внимания дизайну народных домов.

Частью строения было почтовое отделение, украшенное по вешним углам кирпичными рельефами воронов и возвышающимся телеграфным столбом. В 1999 году оно было закрыто. С 2001 года на территории корпуса размещается экспозиция музея Корабль. Музей состоит из бывшего почтового отделения, дома-музея, который дает представление о жизни местных рабочих в 1920-х годах, и музея об истории здания и амстердамской школы в архитектуре. В 2005 году в бывшем магазине была открыта закусочная. В экспозицию входит выставка фотографий зданий города в стиле амстердамской школы.

Схепвартхёйс»

Первым произведением Амстердамской школы считают кооперативно-торговый «Схепвартхёйс» (Дом судоходства, нидерл. Scheepvaarthuis), построенный в 1912 году по проекту ван дер Мея с участием де Клерка и Крамера. «Схепвартхёйс» воплотил в себе те черты, которые стали основными приметами стиля Амстердамской школы. Он был кирпичным, имел крышу сложной формы и большое количество украшений: декоративную кладку стен, художественное стекло, кованые элементы и скульптурные украшения. Целью применения этих элементов было создание единого в стилистическом плане экстерьера и интерьера социального здания.(Рис.4)

 

 

Рис.4 «Схепвартхёйс»

 

Универсальный магазин «Де Бейенкорф»

Однако после смерти де Клерка Амстердамская школа утратила своё ведущее значение на нидерландской архитектурной сцене. Построенный в 1924 году в Гааге универсальный магазин «Де Бейенкорф» (нидерл. De Bijenkorf) считается последним образцом классической Амстердамской школы. Здания в стиле Амстердамской школы (в основном протестантские церкви) возводились вплоть до начала Второй мировой войны, однако влияние этого стиля уже не имело прежнего значения.

Универмаг самого высокого класса в Нидерландах был основан в 1870 году Симоном Гаудсмитом. Конечно, тогда это был всего лишь небольшой галантерейный магазин на одной из старейших улиц Амстердама. Жители города покупали там пряжу и ленты, а в штате было всего четыре человека. Но постепенно торговля стала идти в гору. В 1889 году, когда основатель будущей торговой империи умер, его вдова с помощью родственников расширила бизнес и даже прикупила соседние здания. В 1926 году филиал магазина появляется в Гааге.

Здание торгового комплекса возведено по проекту Пита Крамера и являет собой образец традиционной голландской архитектуры. 700 000 человек присутствовало на открытии филиала в Роттердаме в 1930 году. В 40-х годах универмаг Де Бейенкорф в Амстердаме был весьма непопулярен среди нацистов. Немецким солдатам даже запрещали делать покупки класса «люкс» на первом этаже магазина, потому что большинство обслуживающего персонала там были евреями. Многие из них были членами сопротивления.(Рис.5)

Рис.5 Универсам «Де Бейенкорф»

Хендрик Петрюс Берлаге

Вдохновлённый социалистическими идеями, этот стиль применялся при строительстве зданий самого разного назначения, в том числе особняков и многоквартирных домов. На архитектуру Амстердамской школы оказали влияние как неоготика и архитектура эпохи Возрождения, так и работы выдающегося нидерландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге (Рис.6)

Рис.6 Хендрик Петрюс Берлаге

 

В 1889 году Берлаге начал самостоятельную работу, открыв собственное архитектурное бюро. Первоначально он следовал господствовавшим в то время архитектурным стилям, но затем начал экспериментировать, смешивая в своих проектах элементы модерна и рационализма. Одним из плодов этих экспериментов стало оформление зданий Страховой компании Нидерландов, к работе над которыми в 1890-х годах Берлаге был приглашён в качестве дизайнера.

 

В 1897—1903 годах по проекту Хендрика Петрюса Берлаге было построено здание Амстердамской биржи (в настоящее время называется биржей Берлаге), наиболее известное творение архитектора, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов всемирного наследия[3]. В своём проекте Берлаге гармонично объединил средневековые традиции национальной нидерландской архитектуры с современными техническими решениями. Характерными отличиями стиля здания являются «честное» использование материалов (все материалы должны легко узнаваться) и чёткость конструкции, лишённой ненужных украшений. Основной строительный материал — неоштукатуренный кирпич, совмещённый с природным светлым камнем. Стиль, в котором построена Амстердамская биржа, впоследствии станет известен как рационализм. Влияние этого стиля будет ощущаться в нидерландской архитектуре до 50-х годов двадцатого века(Рис.7,Рис.8)

Рис.7 Амстердамская биржа

Рис.8 Амстердамская биржа

Мишель де Клерк

 

Наиболее важным и «плодовитым» участником Амстердамской школы был Мишель де Клерк (Рис.9)

Рис.9 Мишель де Клерк

 

Мишель де Клерк (нидерл. Michel de Klerk, МФА: [ˈmiʃɛl dəˈklɛrək], 24 ноября 1884, Амстердам — 24 ноября 1923, Амстердам) — нидерландский архитектореврейского происхождения, один из основоположников архитектурного движения ХХ века, основывавшегося на индивидуализме, фантазии и живописности, а также внимательном отношением к традициям голландского фольклорного зодчества, известного как «Амстердамская школа».

В начале своей карьеры работал под началом других архитекторов, среди которых следует особо отметить нидерландского архитектора Эдуарда Кёйперса. Работая в мастерской Э. Кёйперса де Клерк начал сотрудничать с двумя другими основоположниками Амстердамской школы — Йоханом ван дер Меем и Питом Крамером.

В 1912 принял участие в проектировании «Схепвартхёйс» (Дом судоходства, нидерл. Scheepvaarthuis), большого кооперативного здания, построенного для шести нидерландских судоходных компаний, — также вместе с ван дер Меем, который был основным заказчиком по этому проекту, и Крамером.

Несмотря на множество разработанных де Клерком нерядовых проектов зданий, очень немногие из них были воплощены в камне. Одним из наиболее известных зданий, построенных по проектам де Клерка, является комплекс «Схип» 1919г. (Рис.10,Рис.11,Рис.12,Рис.13)

Рис.10 «Схип»

 

Это треугольный кирпичный квартал в амстердамском районе Спаарндаммербуурт, построенный в стиле экспрессионизма и своими очертаниями напоминающий пароход. "Корабль" спроектирован по заказу социалистического жилищного кооператива "Свой очаг". Такие кооперативы в начале 20-века были широко распространены в Нидерландах и занимались строительством домов для рабочих, после того, как в стране появился закон, устанавливающий новые требования к жилью. Кстати, одна из башен "Дома-корабля" действительно напоминает пароходную трубу.

Рис 11. «Схип»

 

Мишель де Клерк работал над созданием прекрасной архитектуры. Его философия и креативность повлияли на использование ранее не использовавшихся сочетаний цветов и кладки в фасадах. Революция, а иначе появление этого дома и назвать нельзя. Пожалуй, впервые из трущоб рабочим в Амстердаме предложили переселиться во дворец.

Рис.12 «Схип»

 

Жилье для них должно быть комфортным, уютным, отвечать самым современным требованиям. В итоге квартиры для семьи – по 60 квадратных метров с удобствами и необычной для того времени отделкой. Более того, практически у каждого жилища своя планировка. Причем ее нельзя увидеть с улицы. Так же как на настоящем корабле. Де Клерк уделял большое внимание проектировке внутренних помещений. Он использовал встроенные шкафы и интересно спроектированные камины.

Рис 13. «Схип» (фрагмент)

5.Хронологическая шкала

 

Универсам «Де Бейенкорф» 1870 г.

Рис. 14

Амстердамская биржа. В 1897—1903 годах

Рис.15

 

Музей «Корабль» 1910-1930 годах

Рис.16

 

«Схепвартхёйс» 1912 году

Рис.17

 

 

Здание «Схип» В 1919 гг.

 

Рис.18

 

 

Список литературы

1. http://gazeta.a42.ru (Здание Схип)

2. https://izi.travel/ru/3eb5-dom-sudohodstva/ru (Здание Схепвартхёйс)

3. http://artishock.org/style_a/amsterdamskaya-shkola (Музей Корабль)

4. http://halyk-ipo.kz/starejshaya-fondovaya-birzha-evropy-prosushhestvovala-pochti-400-let.html (Амстердамская биржа)

5. http://hogen-mogen.ru/sights/entertaiment/torgovyi-tsentr-de-beienkorf-v-amsterdame/ ( Универсам «Де Бейенкорф»)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...