Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отступление от программ социального обеспечения

Бездомные

Голод и недоедание

Дети, получающие материальную по­мощь

Доходы: распределение по группам населения

Доходы: система социальной защиты

Качество услуг: контроль

Общая и специальная социальная помощь

Помощь семьям с зависимыми деть­ми

Программа продовольственных та­лонов

Социальное страхование

Во-вторых, в ряде случаев даны отсылочные сноски. Например:

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЕМЬИ. См. Семья: современные тенденции.

В-третьих, существенно облегчают работу с материалом специальные отсылки в конце статей. Каждая статья является ключевой по своей пробле-


XIX

ме, в конце ее (после фамилии автора вслед за словами: "См. также:...") следует перечень статей, примыкающих по содержанию к данной.

Например, после статьи "Американцы испаноязычные" дополнительная информация, включающая заголовки других статей, также рассматриваю­щих те или иные стороны данной проблемы, выглядит следующим образом:

См. также: Гражданские права; Иммигранты; Цветные меньшинства; Расовая дискримина­ция и неравенство; Этнические группы и соци­альная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.

Отметим, что после каждой статьи даются и основные литературные источники, относящиеся к данному вопросу. Источники приводятся на ан­глийском языке, поскольку на русском почти не издавались.

В-четвертых, вслед за статьями первого тома на английском и русском языках дан перечень упоминаемых в тексте "Энциклопедии" регламенти­рующих документов и организаций США, действующих в сфере социаль­ной работы.

В-пятых, в конце каждого тома помещен Тематический указатель, за каждой позицией которого стоит то или иное понятие, явление, действие, услуга, категория социальных работников и т. п.

Составители указателей взяли за основу помещенный в американском издании "Index", сохранив его логическую структуру и принципы построе­ния. Так же как и американские, наши указатели не претендуют на охват всех случаев упоминания того или иного понятия, а отсылают только в те места "Энциклопедии", где оно раскрыто наиболее полно. Соответствую­щие ключевые слова в тексте "Энциклопедии" имеют шрифтовое выделе­ние. В указателях ссылки к целым статьям даны жирным шрифтом.

В первом и втором томах даются собственные указатели, в третьем —
сводный..

СПИСОК СТАТЕЙ "ЭНЦИКЛОПЕДИИ"

Том1

АБОРТ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ВНЕШНИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ


XX


XXI


 


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ

БЕДНОСТЬ

БЕЖЕНЦЫ

БЕЗДОМНЫЕ

БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ВЗРОСЛЫЕ

ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ

ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ И ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

ГОЛОД И НЕДОЕДАНИЕ

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: МУЖЧИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

ГРАМОТНОСТЬ

ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ

ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ

ДЕТИ

ДЕТИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ

ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ОТ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ

ДЕТИ-БЕГЛЕЦЫ

ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ

ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ

ДЛИТЕЛЬНЫЙ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ

ДНЕВНЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ

ДОБРОВОЛЬЦЫ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА

ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ

ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ

ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОМОЩИ

ЖЕНЩИНЫ

ЖЕНЩИНЫ - ПРАВОНАРУШИТЕЛЬНИЦЫ


 


ЖЕНЩИНЫ: УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ

ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗАЩИТА ПРАВ КЛИЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В США ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ФИНАНСОВАЯ БАЗА ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ИММИГРАНТЫ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ УСЛУГИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Том 2

КАТАСТРОФЫ

КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ

КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

КОНСУЛЬТАЦИИ

КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

МАЛЫЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МИГРИРУЮЩИЕ И СЕЗОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МУЖЧИНЫ

НАБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

I


XXII


XXIII


 


НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США

НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОСУДИЕ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВЫ СУДЕБНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СВЯЗИ МЕСТНОЙ ОБЩИНЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ И

ПРОБЛЕМЫ

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПЕРВИЧНЫЕ СЛУЖБЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ

ПЕРСОНАЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

Повышение КВАЛИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

ПОДРОСТКИ

ПОДРОСТКОВАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ ПОЖИЛЫЕ И ПРЕСТАРЕЛЫЕ

ПОЖИЛЫЕ И ПРЕСТАРЕЛЫЕ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ПОЛИЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С ЗАВИСИМЫМИ ДЕТЬМИ ПОСОБИЯ: СИСТЕМА "ОТРАБОТКИ"

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ И АЛКОГОЛИЗМ ПРАВА ПАЦИЕНТОВ СЛУЖБ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОБЗОР ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПРЕКРАЩЕНИЕ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПРЕСТАРЕЛЫЕ: ПРОЖИВАНИЕ ВНЕ СЕМЬИ

ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

ПРОГРАММА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТАЛОНОВ ПРОСТИТУЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО ИНТЕРЕСАМ


ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ПРОФИЛАКТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПРОФСОЮЗЫ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ПСИХОТРОПНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

ТомЗ

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

РАЗВОД И РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ

РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ

РОДИТЕЛИ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

САМОУБИЙСТВО

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ: СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

СЕМЬИ В ПОВТОРНЫХ БРАКАХ

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ

СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ -

СЕМЬЯ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ

СЕМЬЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ

СЕМЬЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

СОВЕТЫ ДИРЕКТОРОВ

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРЕСТАРЕЛЫХ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ

COI ШАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ФИНАНСИРОВАНИЕ


XXIV


СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ТЕОРИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВОВВЕДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СУДЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ЭВОЛЮЦИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

УСЫНОВЛЕНИЕ

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1961 г.

ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ХОСПИСЫ

ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

ЦЕННОСТИ И ЭТИКА

ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

ШКОЛА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ЮРИДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ

И СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

в США в 80-е годы

Социальная работа, возможно, в большей степени, чем любой другой род деятельности, подвержена влиянию времени, в которое она выполняется. После второй мировой войны в каждом десятилетии послевоенной Америки ощутимо менялись содержание и объем социального обслуживания и прак­тические методы социальной работы. 80-е годы являются особым периодом американской истории. Этот период оказал столь значительное влияние на практику социальной работы, что она претерпела изменения, сравнимые по масштабу с теми, что имели место в годы "великой депрессии", когда, собственно, и сложился современный облик данной профессии.

Социальная работа всегда руководствовалась определенной обществен­ной философией, экономическими обстоятельствами и социально-полити­ческими целями. В 50-е годы, например, стойкая вера в способности чело­века к совершенствованию и в то, что человеческие проблемы могут быть разрешены с помощью государственных мер, привела к появлению много­численных программ государственного социального обеспечения и здраво­охранения, которые продолжают действовать и посей день. В 60-е годы вера в социальную справедливость, права меньшинств и необходимость решения проблем, связанных с голодом и нищетой в Соединенных Штатах, привели к появлению программ "Новые рубежи", "Великое общество" и другим видам государственного разрешения неотложных человеческих проблем. Ликвидация дискриминации, голода, нищеты, психических заболеваний и болезней стала основной целью социальной политики администраций Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. 70-е годы представляют свидетельства продолжа­ющихся усилий по искоренению дискриминации и проблем, с которыми сталкивалась практика социальной работы. До конца 70-х годов и феде­ральное правительство, и администрации штатов, и местные власти уделя­ли значительное внимание социальным проблемам. Государственная по­мощь вскоре потеснила добровольческий сектор. Политика правительства была направлена на разрешение стоящих перед обществом проблем: оказы­валась помощь в получении различных видов образования, включая вы­сшее, осуществлялись программы контроля за заболеваниями и по искоре­нению бедности и т.п.

Однако в 80-е годы государственная политика социального обеспечения резко изменилась. Избрание в 1980 г. Рональда Рейгана президентом и его переизбрание в 1984 г. привели к радикальным изменениям в федеральной политике. Рейган призывал к тому, чтобы федеральное правительство за­нималось главным образом проблемами международных отношений, обо-


XXVI


XXVII


 


роны, управлением национальной экономикой и отказалось от активной роли в области социального обеспечения.


Политика Рейгана и его администрации не Нова. Она отражает традици­онный консервативный американский образ мышления. Подобные идеи провозглашал в разгар "великой депрессии" и во время кампании по своему переизбранию, например, Герберт Гувер.


 


Отступление от программ социального обеспечения

До 80-х годов происходило расширение программ социального обеспече­ния. Были приняты и реализовались такие программы, как социальное обеспечение для инвалидов, овдовевших людей, сирот и престарелых; реа­билитационные программы для нетрудоспособных; продовольственные программы для голодающих; программы по общинным действиям и образо­ванию. Осуществлялись денежные выплаты семьям с низкими доходами. Таким образом, этот отрезок истории Соединенных Штатов отразил воз­росшую государственную ответственность за благосостояние своих граж­дан. Усилия по претворению подобной политики были целью не только отдельных политических деятелей, но и всего федерального правительства. Что касается политической платформы Рональда Рейгана, то в ней со­держался призыв к устранению большей части этих программ из жизни Америки, в частности любое участие в них федеральных властей. Филосо­фия неоконсерватизма требовала, чтобы программы для людей, оказав­шихся в бедственном положении, были сокращены и постепенно устранены. Администрация Рейгана настаивала на том, чтобы федеральное правитель­ство не занималось обслуживанием отдельных лиц и семей. Если местное руководство, руководство штатов и частные благотворительные фонды хо­тят продолжать или расширять это обслуживание, то они должны исполь­зовать свои собственные денежные средства, предоставив федеральному правительству возможность развивать национальную экономику, управ­лять денежными ресурсами — одним словом, следить за исполнением тех функций, которые свойственны федеральному правительству.

В частности, правительственные меры включали попытку внести изме­нения в систему налогов. Предполагалось, что существенное сокращение и льготы как в сфере государственных, так и местных налогов явятся стиму­лом для благотворительных пожертвований. При осуществлении этих мер, которые лишь частично были приняты в начале 80-х годов, они могли бы иметь крайне нежелательные последствия для социальных агентств, фи­нансируемых частным сектором, и для государственных и местных соци­альных гуманитарных программ. Хотя администрация Рейгана была не в состоянии отказаться от всех программ по социальному обслуживанию, она способствовала замедлению их развития.

Администрация сосредоточила свои усилия на оборонных программах,
которые получили широкую финансовую поддержку, на мощи экономики
США и на восстановлении курса американского доллара, который практи­
чески сразу же после избрания Рейгана начал доминировать в мировой
экономике после значительного падения в период правления Джимми Кар­
тера.


Влияние политики на социальную работу

Что же произошло с социальной работой во время президентского прав­ления Рейгана? Некоторая часть профессионалов, занимающихся социаль­ной работой, в определенном смысле следовала курсу федерального прави­тельства. Когда оно стало отходить от социальных программ 60-х и 70-х годов, так же поступили и ряд социальных работников, хотя в целом при посредничестве Национальной ассоциации социальных работников (НАСР) профессионалы требовали активной федеральной роли в социаль­ном обеспечении. Практически упало значение социальных работников в таких программах, как развитие общин, гражданские права, дневной уход за детьми и престарелыми, и в некоторых других, которые были созданы и расширялись в предыдущие десятилетия. Другими жертвами ограничения федерального участия в социальном обслуживании явились некоторые об­разовательные службы, в частности ведущие обучение по социальной рабо­те. Федеральная программа подготовки социальных работников, ранее до­ступная практически всем штатам, затем была резко сокращена и фактически свернута. Были сокращены или отменены субсидии на обуче­ние социальных работников в таких областях, как психическое здоровье, службы для ветеранов, профессиональная реабилитация и детское социаль­ное обеспечение.

С ограничением и сокращением программ упала занятость социальных работников, сократился и прием слушателей в школы социальной работы. Так, существенно уменьшилась занятость социальных работников в про­граммах по развитию и планированию и частично в программах, способных приводить к социальным изменениям. В то же время отмечается расшире­ние их занятости в психиатрической и здравоохранительной социальной работе и в частном ее секторе. Наниматели, обратившиеся к давно приме­няемым другими странами моделям социальной поддержки, пришли к вы­воду о пользе привлечения социальных работников для оказания помощи служащим и их семьям по преодолению проблем, связанных с плохим обращением в семьях, и для удовлетворения таких потребностей, как днев­ной уход за детьми, разрешение супружеских конфликтов, социальное и медицинское обслуживание. Таким образом, производственная (или про­фессиональная) социальная работа, как некоторые называют эту область практики, предоставляет рабочие места социальным работникам.

В то же время отметим, что, несмотря на проводимую Рейганом полити­ку, такие программы, как помощь семьям с находящимися на иждивении детьми, продовольственная помощь, службы для нетрудоспособных и неко­торые другие, составляющие суть социальной работы, продолжают сущест-


XXVIII

вовать и оказывать услуги клиентам при помощи государственных систем социального обслуживания. Продолжение этих программ гарантируется сочетанием политического давления, оказываемого штатами, и настоятель­ными требованиями в их поддержку в конгрессе. Снижение темпов инфля­ции, что, вероятнее всего, должно явиться результатом других факторов, а не сокращением относительно небольшого количества социальных про­грамм, которые требуют всего лишь 7% федерального бюджета, принесло бы пользу большинству американцев, включая людей с низкими доходами.

Сохранение окружающей среды

Последствия отступления от программ, призванных устанавливать со­циальную справедливость при помощи правительственных действий, рас­пространились и на программы, созданные для защиты окружающей среды и охраны природных ресурсов. Необходимость сохранения окружающей среды, ограничения добычи полезных ископаемых, сбережения плодород­ных государственных земель признавалась даже самим президентом. Одна­ко при этом законы, касающиеся загрязнения окружающей среды, были смягчены, а контроль за их соблюдением передан с федерального уровня на уровень штатов и местных властей. Но даже администрация Рейгана, с ее первоочередным интересом к предпринимательству и экономическому раз­витию, поддержала экономические меры по защите окружающей среды.

Война и мир

Так как администрация Рейгана сосредоточила свое внимание на воен­ных нуждах, а не на внутренних проблемах, расходы на эти цели возросли, хотя и не до предлагаемого президентом уровня. Разрабатываются новые и исключительно сложные системы вооружений. Несмотря на внимание к мощной обороне, а может быть, именно благодаря ему потенциально опас­ные события стали угрожать жизни и безопасности рядовых граждан, а также высшим правительственным официальным лицам. Международны­ми правонарушениями 80-х годов все чаще становятся акты индивидуаль­ного террора, такие, как убийства и похищение людей. Там, где бессильны большие армии, маленькие террористические группы, состоящие из людей с определенной идеологией, пытаются добиться своих целей путем похище­ний или убийств. В ответ учащаются бомбардировки отдельных стран. Можно сказать, что бомбардировки, убийства и похищение превратились в международные средства социальных изменений. Хотя надежная оборона предотвращает военные действия против Соединенных Штатов, акты тер­роризма продолжали беспокоить нацию на протяжении всех 80-х годов.

Многие жители Соединенных Штатов, Европы и других частей мира испытывают постоянную озабоченность в связи с возможностью ядерной войны, необходимостью разоружения и установления прочного мира. Но


XXIX

ядерная война является не единственной угрозой. Так, например, весь мир был потрясен самой страшной ядерной аварией в мире, которая произошла в 1986 г. в Чернобыле.

Для социальных работников, в частности тех, кто занят в военной сис­теме, проблемы войны и правонарушений, бесспорно, самые важные, они сталкиваются с ними в первую очередь. Их клиенты, семьи и они сами являются потенциальными жертвами. Обеспокоенность по поводу ядерной войны и терроризма вызывает эмоциональные срывы у клиентов. Кроме того, оборонные расходы отвлекают огромные денежные средства, которые могли бы пойти на социальное обеспечение людей. Мир, в котором сохра­няется порядок, безопасность и свобода, остается по-прежнему целью соци­альной работы.

Здоровье и здравоохранение

В 80-х годах проблемы, связанные со здоровьем и здравоохранением, приобрели новое качество. Огромные успехи, которые были достигнуты с разработкой и внедрением антибиотиков в сохранении человеческой жизни в годы второй мировой войны и в продлении ее в послевоенный период, вселили в западном обществе надежду, что большинство инфекционных заболеваний можно искоренить. В настоящее время в Соединенных Штатах и других развитых странах большая часть проблем, связанных со здоровь­ем, возникает перед людьми в пожилом возрасте. Основные причины смер­тности в этих странах — сердечно-сосудистые заболевания, рак, парали­чи, — все это тесно связано со старением населения. Но в 80-е годы как гром среди ясного неба обрушился на человечество синдром приобретенного им­мунодефицита (СПИД), который появился как шокирующее и всегда за­канчивающееся смертью заболевание. В Соединенных Штатах оно порази­ло прежде всего гомосексуалистов, а по мере распространения перешло и на другие группы населения, в основном на нуждающихся в переливании крови, на наркоманов, всех, кому делали инъекции, и на обычных людей, сексуальные партнеры которых уже были больны. К середине 80-х годов СПИД превратился в самое страшное и потенциально самое опасное из всех известных инфекционных заболеваний. Хотя методы лечения и разрабаты­ваются, но на сегодняшний день хорошо изучены лишь общий характер заболевания и способы его передачи.

И тем не менее продолжительность жизни увеличивается, рождая до­полнительные социальные проблемы в Соединенных Штатах. Огромный рост медицинских расходов вызывается общим старением населения. С увеличением продолжительности жизни американских граждан, с откры­тиями медициной новых способов поддержания жизни людей, с возрастаю­щей неспособностью семьи содержать своих престарелых родителей дома лечебные учреждения превращаются в одну из ведущих отраслей экономи­ки США. Во второй половине 80-х годов ежегодные расходы по обслужива­нию в частной лечебнице возросли до 20 тыс. долл. на человека. Федераль-


XXX


XXXI


 


ные средства и средства штатов хотя и доступны многим гражданам, однако их могут получить не все нуждающиеся в обслуживании лечебными учреж­дениями по программам "Медикэр" и "Медикейд". Правительственная про­грамма "Медикейд" (оказание помощи по медицинскому обслуживанию людей с низкими доходами) предоставляется лишь тем, кто имеет не только крайне низкие доходы, но и не владеет частной собственностью. Это застав­ляет претендентов на получение помощи распродавать большую часть ча­стной собственности, а в некоторых случаях и свои дома. Такая политика "Медикейд" причиняет значительные тяготы престарелым, немощным лю­дям и их семьям.

Одной из имевших наиболее серьезные последствия инициатив админи­страции Рейгана была попытка сдержать рост расходов на здравоохранение. Хотя правительство США всегда избегало "социализированной медицины" или национального страхования здоровья, выплаты на подобное здравоох­ранение входили в социальную обязанность "Медикэр". Часть данной про­граммы медицинского обслуживания стала основной системой медицинско­го обслуживания для людей старше 65 лет, а также для лиц, страдающих определенными заболеваниями. Что касается "Медикейд", то она является важной программой медицинского страхования для клиентов, пользую­щихся государственной помощью, и других лиц с низкими доходами, полу­чающих пособия из федеральных средств и средств штатов. Однако, прини­мая во внимание тот факт, что служащие, находящиеся в подчинении федеральных и местных властей и руководства штатов, всегда обеспечива­ются медицинским страхованием, выплачиваемым налогоплательщиками (один из каждых восьми работающих в США нанят правительством), а также то, что трудовые контракты все чаще включают выплату медицин­ских пособий работникам, становится ясным, что все население несет бремя роста расходов на здравоохранение. И каждая покупка американским по­требителем — продуктов, одежды, жилья и прочего — включает в себя средства, идущие на медицинское страхование людей, которые производят, продают и обеспечивают американцев продуктами и услугами.

Администрация сделала попытку урезать федеральные расходы на ме­дицинское обслуживание в рамках программы "Медикейд". Программой же "Медикэр" пациентам не обеспечивается в полном объеме пребывание в больнице и не покрывается полная стоимость получаемого обслуживания, если связанные с ними расходы превышают установленные нормы. Прово­дится тщательное и надежное изучение каждого рассматриваемого случая, и устанавливается стоимость лечения. Предварительная диагностика со­кращает длительность пребывания в больнице, а также предоставляемый уход на дому и другие виды обслуживания. В целом все это начинает приводить к сокращению стоимости программы "Медикэр", по крайней мере к сокращению стоимости обслуживания. Эти изменения рождают горячие дискуссии в обществе. Приведет ли это страну к разумному поль­зованию услугами здравоохранения? Будут ли операции на сердце, опера­ции по пересадке почек и т.п. доступны лишь состоятельным людям? Суме­ет ли нация определить, кто будет жить, а кто и когда умрет? Эти моральные


и медицинские проблемы превращаются в основные темы дискуссий и об­суждений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...