Отступление от программ социального обеспечения
Бездомные Голод и недоедание Дети, получающие материальную помощь Доходы: распределение по группам населения Доходы: система социальной защиты Качество услуг: контроль Общая и специальная социальная помощь Помощь семьям с зависимыми детьми Программа продовольственных талонов Социальное страхование Во-вторых, в ряде случаев даны отсылочные сноски. Например: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЕМЬИ. См. Семья: современные тенденции. В-третьих, существенно облегчают работу с материалом специальные отсылки в конце статей. Каждая статья является ключевой по своей пробле- XIX ме, в конце ее (после фамилии автора вслед за словами: "См. также:...") следует перечень статей, примыкающих по содержанию к данной. Например, после статьи "Американцы испаноязычные" дополнительная информация, включающая заголовки других статей, также рассматривающих те или иные стороны данной проблемы, выглядит следующим образом: См. также: Гражданские права; Иммигранты; Цветные меньшинства; Расовая дискриминация и неравенство; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений. Отметим, что после каждой статьи даются и основные литературные источники, относящиеся к данному вопросу. Источники приводятся на английском языке, поскольку на русском почти не издавались. В-четвертых, вслед за статьями первого тома на английском и русском языках дан перечень упоминаемых в тексте "Энциклопедии" регламентирующих документов и организаций США, действующих в сфере социальной работы. В-пятых, в конце каждого тома помещен Тематический указатель, за каждой позицией которого стоит то или иное понятие, явление, действие, услуга, категория социальных работников и т. п.
Составители указателей взяли за основу помещенный в американском издании "Index", сохранив его логическую структуру и принципы построения. Так же как и американские, наши указатели не претендуют на охват всех случаев упоминания того или иного понятия, а отсылают только в те места "Энциклопедии", где оно раскрыто наиболее полно. Соответствующие ключевые слова в тексте "Энциклопедии" имеют шрифтовое выделение. В указателях ссылки к целым статьям даны жирным шрифтом. В первом и втором томах даются собственные указатели, в третьем — СПИСОК СТАТЕЙ "ЭНЦИКЛОПЕДИИ" Том1 АБОРТ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ВНЕШНИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ XX XXI
АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ БЕДНОСТЬ БЕЖЕНЦЫ БЕЗДОМНЫЕ БЕЗРАБОТИЦА И НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ БЕЛЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ БЕСПЛОДИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ БОЛЬНИЦЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ВЕТЕРАНЫ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЗРОСЛЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ВЫХОД НА ПЕНСИЮ И ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ГОЛОД И НЕДОЕДАНИЕ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ЖЕНЩИНЫ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: МУЖЧИНЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ГРАМОТНОСТЬ ГРУППЫ ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТИ ДЕТИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ ДЕТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТИ, СТРАДАЮЩИЕ ОТ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ ДЕТИ-БЕГЛЕЦЫ ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРИЮТЫ ДЛИТЕЛЬНЫЙ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ
ДНЕВНЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ ДОБРОВОЛЬЦЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА ДОГОВОР С КЛИЕНТОМ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ДОХОДЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ ДОХОДЫ: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНЫ ЖЕНЩИНЫ - ПРАВОНАРУШИТЕЛЬНИЦЫ ■
ЖЕНЩИНЫ: УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗАЩИТА ПРАВ КЛИЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В США ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ФИНАНСОВАЯ БАЗА ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ИММИГРАНТЫ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ УСЛУГИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Том 2 КАТАСТРОФЫ КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ МАЛЫЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРИРУЮЩИЕ И СЕЗОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МУЖЧИНЫ НАБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ I XXII XXIII
НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОНАРУШИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ПРАВОСУДИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВЫ СУДЕБНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СВЯЗИ МЕСТНОЙ ОБЩИНЫ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕРВИЧНЫЕ СЛУЖБЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ ПЕРСОНАЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ Повышение КВАЛИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ПОДРОСТКИ ПОДРОСТКОВАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ ПОЖИЛЫЕ И ПРЕСТАРЕЛЫЕ ПОЖИЛЫЕ И ПРЕСТАРЕЛЫЕ: СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОЛИЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С ЗАВИСИМЫМИ ДЕТЬМИ ПОСОБИЯ: СИСТЕМА "ОТРАБОТКИ" ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ И АЛКОГОЛИЗМ ПРАВА ПАЦИЕНТОВ СЛУЖБ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОБЗОР ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРОГРАММА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТАЛОНОВ ПРОСТИТУЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО ИНТЕРЕСАМ ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ПРОФИЛАКТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОФСОЮЗЫ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПСИХОТРОПНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕПАРАТЫ ТомЗ РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ РАЗВОД И РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ РОДИТЕЛИ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ САМОУБИЙСТВО СЕКСУАЛЬНОСТЬ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ: СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА СЕМЬИ В ПОВТОРНЫХ БРАКАХ СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ - СЕМЬЯ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ СЕМЬЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ СОВЕТЫ ДИРЕКТОРОВ СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРЕСТАРЕЛЫХ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ COI ШАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ФИНАНСИРОВАНИЕ XXIV СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМ СЕКТОРЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ТЕОРИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВОВВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СУДЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ УСЫНОВЛЕНИЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1961 г. ФЕМИНИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ХОСПИСЫ ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА ЦЕННОСТИ И ЭТИКА ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ШКОЛА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ в США в 80-е годы Социальная работа, возможно, в большей степени, чем любой другой род деятельности, подвержена влиянию времени, в которое она выполняется. После второй мировой войны в каждом десятилетии послевоенной Америки ощутимо менялись содержание и объем социального обслуживания и практические методы социальной работы. 80-е годы являются особым периодом американской истории. Этот период оказал столь значительное влияние на практику социальной работы, что она претерпела изменения, сравнимые по масштабу с теми, что имели место в годы "великой депрессии", когда, собственно, и сложился современный облик данной профессии.
Социальная работа всегда руководствовалась определенной общественной философией, экономическими обстоятельствами и социально-политическими целями. В 50-е годы, например, стойкая вера в способности человека к совершенствованию и в то, что человеческие проблемы могут быть разрешены с помощью государственных мер, привела к появлению многочисленных программ государственного социального обеспечения и здравоохранения, которые продолжают действовать и посей день. В 60-е годы вера в социальную справедливость, права меньшинств и необходимость решения проблем, связанных с голодом и нищетой в Соединенных Штатах, привели к появлению программ "Новые рубежи", "Великое общество" и другим видам государственного разрешения неотложных человеческих проблем. Ликвидация дискриминации, голода, нищеты, психических заболеваний и болезней стала основной целью социальной политики администраций Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. 70-е годы представляют свидетельства продолжающихся усилий по искоренению дискриминации и проблем, с которыми сталкивалась практика социальной работы. До конца 70-х годов и федеральное правительство, и администрации штатов, и местные власти уделяли значительное внимание социальным проблемам. Государственная помощь вскоре потеснила добровольческий сектор. Политика правительства была направлена на разрешение стоящих перед обществом проблем: оказывалась помощь в получении различных видов образования, включая высшее, осуществлялись программы контроля за заболеваниями и по искоренению бедности и т.п. Однако в 80-е годы государственная политика социального обеспечения резко изменилась. Избрание в 1980 г. Рональда Рейгана президентом и его переизбрание в 1984 г. привели к радикальным изменениям в федеральной политике. Рейган призывал к тому, чтобы федеральное правительство занималось главным образом проблемами международных отношений, обо- XXVI XXVII
роны, управлением национальной экономикой и отказалось от активной роли в области социального обеспечения. Политика Рейгана и его администрации не Нова. Она отражает традиционный консервативный американский образ мышления. Подобные идеи провозглашал в разгар "великой депрессии" и во время кампании по своему переизбранию, например, Герберт Гувер.
Отступление от программ социального обеспечения До 80-х годов происходило расширение программ социального обеспечения. Были приняты и реализовались такие программы, как социальное обеспечение для инвалидов, овдовевших людей, сирот и престарелых; реабилитационные программы для нетрудоспособных; продовольственные программы для голодающих; программы по общинным действиям и образованию. Осуществлялись денежные выплаты семьям с низкими доходами. Таким образом, этот отрезок истории Соединенных Штатов отразил возросшую государственную ответственность за благосостояние своих граждан. Усилия по претворению подобной политики были целью не только отдельных политических деятелей, но и всего федерального правительства. Что касается политической платформы Рональда Рейгана, то в ней содержался призыв к устранению большей части этих программ из жизни Америки, в частности любое участие в них федеральных властей. Философия неоконсерватизма требовала, чтобы программы для людей, оказавшихся в бедственном положении, были сокращены и постепенно устранены. Администрация Рейгана настаивала на том, чтобы федеральное правительство не занималось обслуживанием отдельных лиц и семей. Если местное руководство, руководство штатов и частные благотворительные фонды хотят продолжать или расширять это обслуживание, то они должны использовать свои собственные денежные средства, предоставив федеральному правительству возможность развивать национальную экономику, управлять денежными ресурсами — одним словом, следить за исполнением тех функций, которые свойственны федеральному правительству. В частности, правительственные меры включали попытку внести изменения в систему налогов. Предполагалось, что существенное сокращение и льготы как в сфере государственных, так и местных налогов явятся стимулом для благотворительных пожертвований. При осуществлении этих мер, которые лишь частично были приняты в начале 80-х годов, они могли бы иметь крайне нежелательные последствия для социальных агентств, финансируемых частным сектором, и для государственных и местных социальных гуманитарных программ. Хотя администрация Рейгана была не в состоянии отказаться от всех программ по социальному обслуживанию, она способствовала замедлению их развития. Администрация сосредоточила свои усилия на оборонных программах, Влияние политики на социальную работу Что же произошло с социальной работой во время президентского правления Рейгана? Некоторая часть профессионалов, занимающихся социальной работой, в определенном смысле следовала курсу федерального правительства. Когда оно стало отходить от социальных программ 60-х и 70-х годов, так же поступили и ряд социальных работников, хотя в целом при посредничестве Национальной ассоциации социальных работников (НАСР) профессионалы требовали активной федеральной роли в социальном обеспечении. Практически упало значение социальных работников в таких программах, как развитие общин, гражданские права, дневной уход за детьми и престарелыми, и в некоторых других, которые были созданы и расширялись в предыдущие десятилетия. Другими жертвами ограничения федерального участия в социальном обслуживании явились некоторые образовательные службы, в частности ведущие обучение по социальной работе. Федеральная программа подготовки социальных работников, ранее доступная практически всем штатам, затем была резко сокращена и фактически свернута. Были сокращены или отменены субсидии на обучение социальных работников в таких областях, как психическое здоровье, службы для ветеранов, профессиональная реабилитация и детское социальное обеспечение. С ограничением и сокращением программ упала занятость социальных работников, сократился и прием слушателей в школы социальной работы. Так, существенно уменьшилась занятость социальных работников в программах по развитию и планированию и частично в программах, способных приводить к социальным изменениям. В то же время отмечается расширение их занятости в психиатрической и здравоохранительной социальной работе и в частном ее секторе. Наниматели, обратившиеся к давно применяемым другими странами моделям социальной поддержки, пришли к выводу о пользе привлечения социальных работников для оказания помощи служащим и их семьям по преодолению проблем, связанных с плохим обращением в семьях, и для удовлетворения таких потребностей, как дневной уход за детьми, разрешение супружеских конфликтов, социальное и медицинское обслуживание. Таким образом, производственная (или профессиональная) социальная работа, как некоторые называют эту область практики, предоставляет рабочие места социальным работникам. В то же время отметим, что, несмотря на проводимую Рейганом политику, такие программы, как помощь семьям с находящимися на иждивении детьми, продовольственная помощь, службы для нетрудоспособных и некоторые другие, составляющие суть социальной работы, продолжают сущест- XXVIII вовать и оказывать услуги клиентам при помощи государственных систем социального обслуживания. Продолжение этих программ гарантируется сочетанием политического давления, оказываемого штатами, и настоятельными требованиями в их поддержку в конгрессе. Снижение темпов инфляции, что, вероятнее всего, должно явиться результатом других факторов, а не сокращением относительно небольшого количества социальных программ, которые требуют всего лишь 7% федерального бюджета, принесло бы пользу большинству американцев, включая людей с низкими доходами. Сохранение окружающей среды Последствия отступления от программ, призванных устанавливать социальную справедливость при помощи правительственных действий, распространились и на программы, созданные для защиты окружающей среды и охраны природных ресурсов. Необходимость сохранения окружающей среды, ограничения добычи полезных ископаемых, сбережения плодородных государственных земель признавалась даже самим президентом. Однако при этом законы, касающиеся загрязнения окружающей среды, были смягчены, а контроль за их соблюдением передан с федерального уровня на уровень штатов и местных властей. Но даже администрация Рейгана, с ее первоочередным интересом к предпринимательству и экономическому развитию, поддержала экономические меры по защите окружающей среды. Война и мир Так как администрация Рейгана сосредоточила свое внимание на военных нуждах, а не на внутренних проблемах, расходы на эти цели возросли, хотя и не до предлагаемого президентом уровня. Разрабатываются новые и исключительно сложные системы вооружений. Несмотря на внимание к мощной обороне, а может быть, именно благодаря ему потенциально опасные события стали угрожать жизни и безопасности рядовых граждан, а также высшим правительственным официальным лицам. Международными правонарушениями 80-х годов все чаще становятся акты индивидуального террора, такие, как убийства и похищение людей. Там, где бессильны большие армии, маленькие террористические группы, состоящие из людей с определенной идеологией, пытаются добиться своих целей путем похищений или убийств. В ответ учащаются бомбардировки отдельных стран. Можно сказать, что бомбардировки, убийства и похищение превратились в международные средства социальных изменений. Хотя надежная оборона предотвращает военные действия против Соединенных Штатов, акты терроризма продолжали беспокоить нацию на протяжении всех 80-х годов. Многие жители Соединенных Штатов, Европы и других частей мира испытывают постоянную озабоченность в связи с возможностью ядерной войны, необходимостью разоружения и установления прочного мира. Но XXIX ядерная война является не единственной угрозой. Так, например, весь мир был потрясен самой страшной ядерной аварией в мире, которая произошла в 1986 г. в Чернобыле. Для социальных работников, в частности тех, кто занят в военной системе, проблемы войны и правонарушений, бесспорно, самые важные, они сталкиваются с ними в первую очередь. Их клиенты, семьи и они сами являются потенциальными жертвами. Обеспокоенность по поводу ядерной войны и терроризма вызывает эмоциональные срывы у клиентов. Кроме того, оборонные расходы отвлекают огромные денежные средства, которые могли бы пойти на социальное обеспечение людей. Мир, в котором сохраняется порядок, безопасность и свобода, остается по-прежнему целью социальной работы. Здоровье и здравоохранение В 80-х годах проблемы, связанные со здоровьем и здравоохранением, приобрели новое качество. Огромные успехи, которые были достигнуты с разработкой и внедрением антибиотиков в сохранении человеческой жизни в годы второй мировой войны и в продлении ее в послевоенный период, вселили в западном обществе надежду, что большинство инфекционных заболеваний можно искоренить. В настоящее время в Соединенных Штатах и других развитых странах большая часть проблем, связанных со здоровьем, возникает перед людьми в пожилом возрасте. Основные причины смертности в этих странах — сердечно-сосудистые заболевания, рак, параличи, — все это тесно связано со старением населения. Но в 80-е годы как гром среди ясного неба обрушился на человечество синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), который появился как шокирующее и всегда заканчивающееся смертью заболевание. В Соединенных Штатах оно поразило прежде всего гомосексуалистов, а по мере распространения перешло и на другие группы населения, в основном на нуждающихся в переливании крови, на наркоманов, всех, кому делали инъекции, и на обычных людей, сексуальные партнеры которых уже были больны. К середине 80-х годов СПИД превратился в самое страшное и потенциально самое опасное из всех известных инфекционных заболеваний. Хотя методы лечения и разрабатываются, но на сегодняшний день хорошо изучены лишь общий характер заболевания и способы его передачи. И тем не менее продолжительность жизни увеличивается, рождая дополнительные социальные проблемы в Соединенных Штатах. Огромный рост медицинских расходов вызывается общим старением населения. С увеличением продолжительности жизни американских граждан, с открытиями медициной новых способов поддержания жизни людей, с возрастающей неспособностью семьи содержать своих престарелых родителей дома лечебные учреждения превращаются в одну из ведущих отраслей экономики США. Во второй половине 80-х годов ежегодные расходы по обслуживанию в частной лечебнице возросли до 20 тыс. долл. на человека. Федераль- XXX XXXI
ные средства и средства штатов хотя и доступны многим гражданам, однако их могут получить не все нуждающиеся в обслуживании лечебными учреждениями по программам "Медикэр" и "Медикейд". Правительственная программа "Медикейд" (оказание помощи по медицинскому обслуживанию людей с низкими доходами) предоставляется лишь тем, кто имеет не только крайне низкие доходы, но и не владеет частной собственностью. Это заставляет претендентов на получение помощи распродавать большую часть частной собственности, а в некоторых случаях и свои дома. Такая политика "Медикейд" причиняет значительные тяготы престарелым, немощным людям и их семьям. Одной из имевших наиболее серьезные последствия инициатив администрации Рейгана была попытка сдержать рост расходов на здравоохранение. Хотя правительство США всегда избегало "социализированной медицины" или национального страхования здоровья, выплаты на подобное здравоохранение входили в социальную обязанность "Медикэр". Часть данной программы медицинского обслуживания стала основной системой медицинского обслуживания для людей старше 65 лет, а также для лиц, страдающих определенными заболеваниями. Что касается "Медикейд", то она является важной программой медицинского страхования для клиентов, пользующихся государственной помощью, и других лиц с низкими доходами, получающих пособия из федеральных средств и средств штатов. Однако, принимая во внимание тот факт, что служащие, находящиеся в подчинении федеральных и местных властей и руководства штатов, всегда обеспечиваются медицинским страхованием, выплачиваемым налогоплательщиками (один из каждых восьми работающих в США нанят правительством), а также то, что трудовые контракты все чаще включают выплату медицинских пособий работникам, становится ясным, что все население несет бремя роста расходов на здравоохранение. И каждая покупка американским потребителем — продуктов, одежды, жилья и прочего — включает в себя средства, идущие на медицинское страхование людей, которые производят, продают и обеспечивают американцев продуктами и услугами. Администрация сделала попытку урезать федеральные расходы на медицинское обслуживание в рамках программы "Медикейд". Программой же "Медикэр" пациентам не обеспечивается в полном объеме пребывание в больнице и не покрывается полная стоимость получаемого обслуживания, если связанные с ними расходы превышают установленные нормы. Проводится тщательное и надежное изучение каждого рассматриваемого случая, и устанавливается стоимость лечения. Предварительная диагностика сокращает длительность пребывания в больнице, а также предоставляемый уход на дому и другие виды обслуживания. В целом все это начинает приводить к сокращению стоимости программы "Медикэр", по крайней мере к сокращению стоимости обслуживания. Эти изменения рождают горячие дискуссии в обществе. Приведет ли это страну к разумному пользованию услугами здравоохранения? Будут ли операции на сердце, операции по пересадке почек и т.п. доступны лишь состоятельным людям? Сумеет ли нация определить, кто будет жить, а кто и когда умрет? Эти моральные и медицинские проблемы превращаются в основные темы дискуссий и обсуждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|