Internet. Информационные ресурсы.
Следует отметить, что в первую очередь World Wide Web страницы создали на Сети практически все, кто занимался опубликованием материалов до появления Web. И проект "Гуттенберг" и проект "Руттенберг" и издательство O`Reilly и масса других, перечисленных выше организаций включились в процесс создания "Всемирной паутины". В настоящее время все электронные издания Web можно разбить на несколько категорий. Это во-первых рекламные страницы, во-вторых -- это электронная периодика, в третьих -- это серьезные электронные монографии и справочники. Остановимся подробно на каждом из этих видов изданий.
Рекламные материалы публикуются в Сети наиболее широко. Web страницы с различного рода рекламой можно встретить наиболее часто. Обычно, реклама размещается на своих собственных серверах. Свои собственные страницы имеют почти все фирмы так или иначе связанные с компьютерным бизнесом. Если есть желание и время познакомиться с пресс-релизами Microsoft, IBM, DEC, Apple, Symantec и т.п. нет необходимости читать компьютерные журналы. Фирмы сами публикуют о себе различного сорта информацию, начиная от истории создания и отцах основателях, и кончая характеристиками последних изделий фирмы и прайс-листами. Здесь же можно найти доклады представителей фирмы на различных конференциях и выставках, а также их интервью различного рода специализированным изданиям. Все эти материалы богато иллюстрированы графикой и фотографиями. Часто, можно даже прослушать приветствия или обращения руководителей фирмы к пользователям Web, если конечно позволяют возможности компьютера и его программного обеспечения. Качество этих рекламных материалов часто не уступает печатным их аналогам.
Отдельное место среди материалов Web занимают каталоги. Если речь идет о коммерческой информации или коммерческих изделиях, то их также можно отнести к рекламе, но кроме коммерческого использования Сети, которое по некоторым оценкам составляет 30-40% от всего набора Web-страниц, существует еще и некоммерческое обслуживание пользователей сети, которое осуществляется либо за государственный счет, либо за счет энтузиазма отдельных лиц, которых на удивление много в этом мире наживы и чистогана. В каталогах Web чего только нет: это и списки знаменитых киноактеров, это и оглавления компакт-дисков, это и списки хит-парадов и многое многое другое. Все это иллюстрируется, например, фотографиями кино-див, или записями фрагментов музыкальных композиций. Существуют справочники по античному искусству, справочники по истории авиации или флота, каталоги научной фантастики. Одним словом в Internet есть что почитать, посмотреть и послушать.
Первыми из печатных периодических изданий World Wide Web стали осваивать иллюстрированные журналы. Причин такой активности, видимо несколько. Во-первых это возраст и пол пользователей Internet. По данным многочисленных опросов, проведенных среди лиц использующих сеть в 1995 году боле половины (69%) опрошенных это лица в возрасте от 25 до 45 лет. Наиболее массовую группу пользователей составляют 30-40-а летние мужчины. Женщины составляют не более 20% всех пользователей Сети. Во вторых - это профессиональный состав пользователей и их образование. До 70% занимаются бизнесом или компьютерными технологиями, больше половины имеют высшее образование. Стереотип того, что сетевые технологии - это удел молодых не совсем точен. Студенты и молодежь до 30 составляют не более одно пятой от числа всех пользователей сети. Соответственно и развлекательные журналы делятся в такой же пропорции. Основную массу составляют такие издания как Fortune, Time, Playboy, Penthouse, UFO Library, и т.п.. В последнее время профессионалы из Playboy стали применять принципы опубликования на сети гипертекстовых материалов в полном смысле этого слова. Примером такого материала может считаться "Парк развлечений", где пользователю представляется возможность "походить", посмотреть и побеседовать с обитателями этого мира, подобие игрушки "ходилки-стрелялки". Следует также заметить, что в настоящее время электронные копии печатных изданий - это скорее дайджест печатного издания. Компании выпускающие печатную продукцию с одной стороны заинтересованы в привлечении новых читателей, а с другой стороны нельзя терять традиционных клиентов печатных изданий. Для решения этой проблемы применяется комбинированный подход, который заключается в том, что, во-первых пользователь сети может, не отходя от своего компьютера подписаться на издание, перечислив на счет издательства или компании-посредника необходимую сумму денег, либо списав соответствующую сумму с кредитной карточки. При этом операции с карточками также можно выполнять, используя свой компьютер. Во-вторых, можно подписаться на электронную версию издания. В этом случае после перечисления денег, пользователя регистрируют в информационной службе издания, т.е. присваивают определенное имя и пароль, использую которые пользователь может войти в защищенные разделы базы данных издания. В связи с последней возможностью и расширением средств защиты данных при обмене ими по сети, число коммерческих закрытых для публичного использования информационных ресурсов Internet стало увеличиваться.
Электронные газеты - еще один вид периодических публикаций на сети, который стал осваивать новую технологию Internet - World Wide Web. Электронные газеты появились несколько позже журналов, примерно с задержкой в полгода. Главным препятствием для газетного бизнеса является сложность подготовки публикаций для Сети. Первыми изданиями такого сорта стали Computer World, PC Magazine Daily и другие компьютерные издания. подача материалов в этих газетах отличается от аналогичных материалов в печатном оригинале. Во-первых размер страницы электронного издания ограничен размером экрана дисплея компьютера. Во-вторых при подаче материалов следует учитывать такие возможности современных программ управления отображением информации на экране дисплеев, как одновременное открытие нескольких окон, в которых можно разместить либо разные страницы текста, либо поместить рисунок, поясняющий текст. Это позволяет "уплотнить" информацию на экране дисплея. В обычном печатном издании это просто нельзя реализовать. Авторы электронных изданий также учитывают такую возможность как звуковая подача материала, что чрезвычайно полезно при опубликовании интервью. Кроме того в качестве обзоров часто публикуют не обширный текст, а набор графических материалов: графиков гистограмм, круговых диаграмм, сопровождая их текстовым комментарием. Совершенно очевидно, что это порождает совершенно новый тип издания, сильно отличающийся по форме и оформлению от традиционного печатного оригинала.
Наиболее фундаментальными электронными изданиями на Сети являются, реализованные в технологии World Wide Web аналоги крупных печатных изданий типа Библии или различного рода энциклопедии. Следует сразу оговориться, что о простом копировании текстов в данном случае речь не идет. Материалы такого рода сразу реализуются с учетом ограничений и новых возможностей компьютерных технологий. Пример гипертекстовой организации Книг Нового Завета приведен в предыдущем разделе, поэтому к нему возвращаться не будем, а рассмотрим один из самых крупных проектов такого сорта "Британика Он-лайн". Этот проект связан с организацией в Internet одной из самых старых энциклопедий мира -- энциклопедии "Британика". Электронная версия "Британики" представляет из себя довольно сложный конгломерат информационных технологий. Главным в этой информационной базе данных является представление статей энциклопедии в виде гипертекстовых страниц в формате языка гипертекстовой разметки документов - HTML, который применяется для опубликования материалов в World Wide Web. Каждая статья имеет связи со следующим по порядку в текстовом варианте энциклопедии статьей и статьей предшествующей. Кроме этого каждая статья связана с другими статьями гипертекстовыми ссылками, которые употребляются в тексте статьи, и базой данных персоналий, стран и графических иллюстраций. Кроме этого для навигации по энциклопедии существуют оглавление, индекс и механизм поиска статей по ключевым словам. Оглавление и индекс являются списками гипертекстовых ссылок. При чем, если в оглавлении ссылки указывают на статьи энциклопедии, то в индексе ссылки указывают на списки статей, которые в свою очередь также являются списками гипертекстовых ссылок. Отдельный интерес представляет поисковый аппарат энциклопедии. Он основан на использовании технологии распределенной информационно-поисковой системы Internet -- WAIS (Wide Area Information System). О самой этой системе речь пойдет чуть позже. Здесь мы обращаем внимание читателя на тот факт, что результат работы WAIS -- это список гипертекстовых ссылок на статьи энциклопедии, который система генерирует "на лету". Этот список внешне ни чем не отличается от списка индекса, например, но с точки зрения системы - это совершенно разные объекты. Список индекса реально существует в виде файла базы данных World Wide Web, а списки, которые порождает WAIS, реально не существуют, а являются временными образованием и порождаются запросами пользователя. Зарегистрированные пользователи могут сохранять полученные таким образом списки для последующего использования при работе с системой.
Здесь мы вплотную подошли к понятиям "зарегистрированный пользователь" и "режим доступа" к базе данных "Британика Он-лайн". Данный проект не является благотворительностью и за доступ к ресурсам энциклопедии надо платить денежки. Для пользователя, использующего базу данных в своих "домашних" целях установлена плата в $150 в год, для студентов университетов - $120 в год, для бизнесменов - $300 в год. Подписчиками могут быть не только частные лица, но и организации здесь плата устанавливается в зависимости от масштаба организации, и рода ее уставной деятельности. В каждом конкретном случае размер взноса устанавливается индивидуально. Однако, не все так жестко. Для того, чтобы познакомиться с энциклопедией вовсе не обязательно платить перечисленные выше взносы. Существует два способа определиться: нужна в вашей работе энциклопедия "Британика" или нет. Первый способ -- это демонстрация ее возможностей. Здесь пользователю предлагают пройтись по заранее проложенному маршруту и понять как работает система. Второй путь гораздо интереснее -- это семидневное бесплатное использование энциклопедии. В этом случае читатель должен зарегистрироваться, получить имя и пароль, и после этого он может работать в системе.
Корме "Британики" в Internet существуют и другие энциклопедии, например, энциклопедия научной фантастики или энциклопедия вин. При этом доступ к ним совершенно свободный, и раскошеливаться для этого не требуется. Вообще говоря прежде чем подписываться на что-либо следует как следует просканировать Сеть на предмет наличия в ней интересующих Вас, уважаемый читатель, материалов, и только, если нет ничего подходящего в открытых публичных архивах, следует подписываться на коммерческий информационный сервис.
В этом месте мы подошли к проблеме поиска информации в Internet. В свое время любая организация имела в своей структуре информационные подразделения. В научных организациях они назывались отделами научно-технической информации. Главной задачей этих подразделений был поиск информации по профилю организации, ведение тематической библиотеки и оперативное информирование специалистов о материалах периодики. Мнение о том, что в Internet все можно найти самому является ошибочным. Сеть слишком велика, чтобы каждый ее пользователь мог просмотреть все имеющиеся информационные архивы даже если они и имеют необходимые поисковые службы. Поэтому одной из форм деятельности на Сети стала организация коммерческих информационных служб. Самыми популярными коммерческими службами этого типа являются Yahoo и Galaxy.
Информационные службы представляют из себя иерархические списки информационных ресурсов очень похожие на предметные каталоги библиотек. Как правило, кроме предметного каталога, имеется каталог информационных ресурсов Internet, упорядоченный по странам, и специальная страница для запуска запросов с использованием ключевых слов. Пользователи могут использовать каждую из этих альтернатив по своему вкусу. Для первого знакомства с системой обычно используют тематический каталог, и перемещаясь по нему, ищут нужные World Wide Web страницы. Здесь, правда следует учитывать тот факт, что представление о предметной области и терминах, которые ее характеризую у создателей системы и у пользователя могут серьезно различаться. Для адаптации необходимо определенное время, которое на первый взгляд тратится в пустую. Однако, тоже самое происходит и при работе с обычными информационно-поисковыми системами и при первом знакомстве с новыми журналами. Создатели информационных каталогов стремятся приблизится к совершенству, но это пока не очень удается. В Сети нет единого тематического разбиения типа Универсальной Десятичной классификации, принятой в библиотечном деле, поэтому предметные каталоги могут значительно отличаться один от другого. Так каталог World Wide Web Consortium является очень длинным. Первая страница занимает несколько экранов дисплея, что, вообще-то, не очень удобно. Каталоги Yahoo и Galaxy разбиты на множество вложенных подкаталогов. Это делает каждую страницу более компактной и удобной при просмотре. Однако, здесь также есть свои минусы: большое количество вложений страниц друг в друга может привести к потере ориентировки пользователя в дереве каталога.
Национальные ресурсы также имеют различные системы упорядочивания. В ряде случаев за основу берется административное деление страны, а в других ресурсы упорядочиваются по принадлежности к сфере человеческой деятельности, например, ресурсы университетов, ресурсы правительства, коммерческие информационные ресурсы и т.п.. Есть каталоги, в которых оба подхода сочетаются и тогда в базе данных национальных информационных ресурсов, содержится два оглавления или более.
Поиск страниц по ключевым словам - это неотъемлемая часть любого информационного каталога Сети. Обычно, для поиска используют специальные поля ввода ключевых слов, которые можно соединять в поисковые запросы при помощи слов связок "или" "и". В данном случае слово "и" показывает, что ключевые слова должны одновременно встречаться в искомом документе, а слово "или" требует вхождение в документ одного из указанных слов. Поисковая страница может быть совмещена с первой страницей каталога, как это сделано в Yahoo, или быть дополнением каталога и загружаться отдельно. Как это реализовано в Galaxy. При формировании запроса можно воспользоваться простой формой, когда просто вводится список слов, или перейти к более сложной структуре, где можно указать даже части документов где следует проводить поиск, а где нет. Результаты поиска выдаются в виде списка названий найденных документов, который является также страницей Web. Отличие этой страницы от других заключается в том, что такой страницы не существует ни в одной базе данных сети. Она создается "на лету" поисковой программой, но если система позволяет, то может быть сохранена в качестве одной из страниц пользователя.
Завершая разговор о каталогах, следует обратить внимание на каталог электронных изданий, который активно использовался автором для подготовки данного текста. Авторы этого каталога просмотрели всю Internet и включили в свой список только те ссылки, которые связаны с опубликованием материалов на сети. Название этого каталога EDOC - Электронные Документы. Как следует из названия в этом каталоге указаны не только газеты, журналы, справочники, но и любые типы электронных текстов и даже нетекстов (каталоги живописи, музеев, выставок и т.п.).
Последним видом электронных документов, о которых хочется рассказать, являются издания подготовленные с учетом новых компьютерных технологий и специально для опубликования в Сети. Издать эти материалы в виде обычных книг просто нельзя. Всю эту продукцию принято называть виртуальной литературой. Виртуальная литература может быть разделена на специальную, развлекательную и исследования в области виртуальных публикаций. Специальную литературы составляют специализированные журналы, специализированные справочники и учебники. Развлекательная литература - это иллюстрированные журналы, художественная литература (поэзия, научная фантастика, сказки для взрослых и детей и т.п.), а исследования - это публикации призванные продемонстрировать новые способы организации информации и ее представления для пользователей Internet.
Специальные журналы - это, главным образом компьютерные издания типа журнала Национального Центра Прикладного Программного Обеспечения для Суперкомпьютеров. "Access". В данном издании каждая статья оформлена в виде гипертекста. В тело статьи встроены графика таблицы и даже результаты динамического моделирования в виде кинороликов. Как правило, графика подготавливается отдельно от текста и демонстрируется по специальному запросу пользователя. В свое время, очень интересный материал был представлен по моделированию процесса столкновения кометы Шумейкера-Леви с планетой Юпитер. общение об этом эксперименте сопровождалось короткими фильмами, показывающими в различных ракурсах процесс столкновения. Интересным было и сообщение Национального Агентства по Аэронавтике и Исследованию Косметического Пространства США (NASA), в котором динамически отображалась поверхность Земли во время полета одного из американских космических кораблей в 1995 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: