Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет валового регионального продукта.

Вопрос 14

Принципы построения статистических группировок


Процесс построения группировок состоит из следующих этапов.
1) Определение группировочного признака.
Группировочным признаком называется признак, по которому проводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. Его часто называют основанием группировки.
В основание группировки могут быть положены как количественные, так и качественные признаки. Первые имеют числовое выражение (объем торгов, возраст человека и т.д.), а вторые отражают состояние единицы совокупности (пол человека, национальность, и т.д.)
Всю совокупность признаков можно разделить на две группы: факторные и результативные. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются другие признаки и образуют группу результативных признаков.
2) Определение количества групп.
Число групп зависит от задач исследования и вида признака, положенного в основание группировки, численности совокупности. Степени вариации признака.
При построении группировки по качественному признаку групп будет столько, сколько имеется градаций, видов, состояний у этого признака (пол – 2, регионов России – 89 и т.д.).
Если группировка проводится по количественному признаку, то необходимо обратить внимание на число единиц исследуемого объекта и степень колеблемости группировочного признака.
Чем больше колеблемость группировочного признака, тем больше следует образовать групп.
Если распределение признака условно равномерно, то для определения количества групп используется формула Стерджесса:
Недостаток формулы состоит в том, что ее применение дает хорошие результаты, если совокупность состоит из большого числа единиц и распределение единиц по признаку, положенному в основание группировки,близко к нормальному.
3) Определение интервала группировки.
Интервал – значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Каждый интервал имеет свою величину, верхнюю и нижнюю границы или хотя бы одну из них. Нижней границей называется наименьшее значение признака в интервале, а верхней – наибольшее значение признака в нем. Величина интервала – разность между верхней и нижней границами интервала.
Интервалы группировки в зависимости от их величины бывают равные и неравные. Последние делятся на прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие, произвольные и специализированные.
Если вариация признака проявляется в сравнительно узких границах и распределение носит более или менее равномерный характер, то строят группировку с равными интервалами.
Величина равного интервала определяется по следующей формуле:

 

Прежде чем определять размах вариации, из совокупности рекомендуется исключить аномальные наблюдения (крайние точки).
Полученная величина является шагом интервала.
Открытые интервалы – те, у которых указана только одна граница.
Закрытые интервалы – те, у которых обозначены обе границы.
Ширина открытого интервала принимается равной ширине соседнего с ним закрытого интервала.
Ширина открытого интервала принимается равной ширине соседнего с ним закрытого интервала.

Вопрос 53

Система национальных счетов - применяемая в развитых странах система национального учета, статистики в масштабе страны, основанная на обобщении и систематизации макроэкономических показателей и балансовых таблиц. В основу СНС положены следующие принципы: балансирования доходов и расходов по методу двойной запаси, стоимостной оценки всех товаров и услуг, раздельного учета на специальных счетах финансовых и перераспределительных потоков.

В основе СНС лежит использование статистического межотраслевого баланса. (МОБ) производства и распределения продукции, имеющий ряд модификаций. МОБ представляет собой шахматную таблицу и может быть «большим» и «малым», в зависимости от числа включенных отраслей. В настоящее время одним из наиболее известных является межотраслевой баланс В. Л. Леонтьева, получившего название «Затраты – выпуск». Это связано с тем, что отрасли национальной экономики выступают как производители и формируют предложение благ и услуг, продавая их другим отраслям. Эти же отрасли выступают как потребители, и в этом качестве они формируют спрос, являются покупателями материальных благ и услуг других отраслей.

Модель «Затраты – выпуск» предназначена для анализа вещественного аспекта процесса производства и распределения продукта. В общем виде модель баланса В. Л. Леонтьева отражена в таблице 17, где в строках под названием «выпуск» записаны отрасли как продавцы, а в столбцах под названием «затраты» эти же отрасли как покупатели.

В СНС анализ проводится на основе использования ряда показателей. Основным показателем СНС является валовой национальный продукт (ВНП).

ВНП (GNP) – суммарная рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране за год. Готовый (конечный) продукт – это товары и услуги, которые в отличие от промежуточных продуктов не требуют дополнительной переработки для использования. Существует три метода расчета ВНП ВНП – не абстрактная величина. Поэтому его оценка осуществляется в потенциальном и реальном разрезе, с учетом безработицы, инфляции и изменения цен.

Потенциальный выпуск ВНП – это уровень выпуска продукции, предполагающий вовлечение в экономический оборот всех экономических ресурсов, т. е. при полной занятости и полном объеме производства. Фактический выпуск может быть больше или меньше потенциального.

Номинальный ВНП – это стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в экономике страны в течение года по текущим ценам.

Реальный ВНП – стоимость всех произведенных готовых товаров и услуг в данном году с учетом цен базового года.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП называют индексом цен или дефлятором ВНП.

В отличие от ВНП валовой внутренний продукт (ВВП) – охватывает готовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри страны (как отечественными, так и иностранными производителями). Соотношение между ВНП и ВВП показано на следующей схеме.

Чистый национальный продукт (ЧНП) – это созданный ВНП за вычетом той части продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Национальный доход (НД) – это сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, т. е. как сумма заработной платы, прибыли, процента и ренты. НД определяется как ЧНП за вычетом косвенных налогов на бизнес.

Личный доход получается путем вычитания из НД взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные доходы, полученные в виде процента, в том числе и процент по государственному долгу.

Располагаемый доход исчисляется уменьшением личного дохода на сумму подоходного налога с граждан и некоторых неналоговых платежей государству. Располагаемый доход используется на потребление и сбережения.

Несмотря на то, что СНС является наиболее эффективным способом измерения национального богатства, существуют многие операции и услуги, которые данной системой не учитываются.

 

СНС содержит следующие основные консолидированные счета, разрабатываемые в текущих ценах.

I. Счета внутренней экономики:

а) счет производства продуктов и услуг;

б) счета образования и распределения доходов:

§ счет образования доходов;

§ счет распределения первичных доходов;

§ счет вторичного распределения доходов;

§ счет перераспределения доходов в натуральной форме;

§ сводный счет распределения доходов;

в) счета использования доходов:

§ счет использования валового располагаемого дохода;

§ счет использования скорректированного располагаемого дохода;

г) счета накопления:

§ счет операций с капиталом (счет капитальных затрат);

§ финансовый счет;

д) счет товаров и услуг.

II. Счета внешнеэкономических связей («остального мира»):

§ субсчет текущих операций;

§ субсчет капитальных затрат.

 

Расчет валового регионального продукта.

Валовой региональный продукт (далее - ВРП) и составляющие его элементы вошли в

систему показателей прогнозирования регионального развития; используются

Министерством финансов РФ для распределения фонда финансовой поддержки

территорий, включены в систему показателей эффективности деятельности органов

государственной власти субъектов РФ.

Расчет ВРП производится территориальными органами государственной статистики

в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (далее - СНС) на

региональном уровне. СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и накопление. Основным макроэкономическим показателем, вокруг которого строится вся система, является валовой внутренний продукт (далее - ВВП) - на уровне страны, на уровне региона – ВРП. Методология расчета разработана Росстатом и является единой для всех регионов. Впервые ВРП был рассчитан за 1994 год.

Методология расчета ВВП и ВРП в основном совпадает, исключение составляют

лишь отдельные виды экономических операций, которые учитываются только по стране в

целом и включаются в ВВП. Так при расчете ВРП не учитывается добавленная стоимость,

создаваемая в результате мультирегиональной деятельности, а именно деятельности в

области обороны страны, услуг государственного управления и некоторых других услуг,

оказываемых обществу в целом за счет средств федерального бюджета. Поэтому сумма

ВРП всех субъектов РФ не равна ВВП.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической

деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Оценка

ВРП осуществляется на основе метода производства. Счет производства занимает

центральное место в СНС по многим параметрам и создает основу для всех остальных

экономических циклов: образования и распределения доходов, потребления, накопления.

Счет производства отражает создание добавленной стоимости и выглядит следующим

образом:

 

Расчет ВРП осуществляется по институциональным секторам экономики:

 сектор нефинансовых корпораций;

 сектор государственного управления;

 сектор домашних хозяйств;

 сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

 сектор финансовых корпораций.

Внутри каждого сектора расчет производится по видам экономической деятельности.

 

Сектор нефинансовых корпораций – это сектор производственных предприятий,

основной функцией которых является производство и реализация продукции и

нефинансовых услуг по ценам, возмещающим издержки производства.

Выпуск определяется как сумма выпусков по крупным, средним и малым

предприятиям с учетом досчета на экономическую деятельность, ненаблюдаемую 3

прямыми статистическими методами и корректировки на информацию из альтернативных

источников.

Основным информационным источником для расчета выпуска крупных и средних

предприятий являются данные структурного обследования по форме федерального

статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности

организации»:

 

Наименование показателя

(включается в расчет +, исключается из расчета -)

Итого выпуск 1+2

Выпуск товаров и услуг собственного производства (без торговой наценки) 1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными

силами (без НДС и акцизов и других аналогичных платежей)

+

Произведено промышленной и сельскохозяйственной продукции, зачисленной в отчетном

периоде в основные средства

+

Произведено продукции, переданной другим юридическим и физическим лицам на

безвозмездной основе

+

Произведено кормов, удобрений и прочей продукции для использования при осуществлении

сельскохозяйственной деятельности собственными силами

+

Произведено сельскохозяйственной продукции собственного производства, переданной

своим несельскохозяйственным подразделениям

+

Субсидии из бюджета, связанные с текущим производством, на покрытие убытков

организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)

+

Остатки: готовой промышленной продукции собственного производства; животные на

выращивании и откорме; готовой сельскохозяйственной продукции собственного

производства; незавершенного производства:

на начало года

на конец года +

Выпуск в части торговой наценки 2

Продано товаров, приобретенных для перепродажи +

Расходы на приобретение товаров для перепродажи -

Остатки товаров для перепродажи:

на начало года

-

на конец года +

Продано сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, приобретенных ранее для

производства продукции

+

Покупная стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, приобретенных

для производства продукции, но проданных на сторону без переработки (обработки)

-

 

Для расчета выпуска по малым предприятиям используются данные годовой

бухгалтерской отчетности и форм федерального статистического наблюдения. Алгоритм расчета

выпуска аналогичен расчету выпуска по крупным и средним предприятиям.

Для досчета выпуска на экономическую деятельность, ненаблюдаемую прямыми

статистическими методами, используются все доступные источники информации: данные

текущих и выборочных статистических наблюдений, административные данные и другая

косвенная информация.

 

 

Основным информационным источником для расчета промежуточного потребления

также являются данные формы № 1-предприятие:

 

Наименование показателя

(включается в расчет +, исключается из расчета -)

Промежуточное потребление

 

Расходы на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих

изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг)

+

Расходы на приобретение топлива, энергии, воды +

Остатки на складе: сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий,

приобретенных для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг); топлива для

производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг):

на начало года

 

+

на конец года -

Стоимость сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий

для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), переданных безвозмездно и/или

в счет вклада в уставной капитал другим организациям

-

Покупная стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, приобретенных для

производства продукции, но проданных на сторону без переработки

-

Арендная плата и представительские расходы +

Расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций +

Cтоимость сырья и материалов, списанных на расходы будущих периодов -

Другие расходы, связанные с производством и продажей продукции (товаров, работ, услуг) +

 

Сектор государственного управления включает институциональные единицы,

основной функцией которых является предоставление нерыночных услуг обществу. Это

бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и некоммерческие

организации, контролируемые и финансируемые государством.

Выпуск сектора государственного управления определяется как стоимость товаров и

услуг, производство которых организуется государством и финансируется из

государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов и подразделяется

на:

▪ товары и услуги индивидуального характера, предоставляемые домашним

хозяйствам (например, услуги здравоохранения и образования);

▪ коллективные услуги, предоставляемые обществу в целом (например, услуги

государственного управления, обороны).

Оценка выпуска и промежуточного потребления производится по сумме текущих

затрат единиц сектора.

Источником информации являются данные отчетов об исполнении федерального

бюджета, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов государственных

внебюджетных фондов.

 

Сектор домашних хозяйств охватывает группы населения, ведущие домашнее

хозяйство. Под домашним хозяйством понимают небольшую группу лиц, проживающих

совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и

совместно потребляющих определенные виды товаров и услуг, к которым относятся

главным образом жилье и продукты питания.

Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров

и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных

предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных

потребностей или реализации ее на рынке. 5

Рыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства

продуктов или услуг для продажи или обмена на рынке. Они могут быть заняты в любом

виде производственной деятельности: в сельском хозяйстве, промышленном производстве,

строительстве, розничной торговле, производстве транспортных или юридических услуг и

т.д.

Нерыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства

товаров или услуг для своего собственного конечного потребления или накопления, но

могут продавать часть продукции, которая превышает их собственные потребности.

Оценка выпуска и промежуточного потребления сектора домашних хозяйств

определяется в размере выручки от производственной деятельности и затрат на нее на

основании разносторонней информации: статистические наблюдения за деятельностью

индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственная перепись, выборочные

обследования бюджетов домашних хозяйств, обследования домашних хозяйств по

проблемам занятости и др.

 

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние

хозяйства, включает институциональные единицы, финансируемые и контролируемые

домашними хозяйствами: общественные и религиозные объединения, политические

партии, профессиональные союзы, общественные движения и т.п. Целью деятельности

данных организаций не является извлечение прибыли.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, предоставляют

товары и услуги домашним хозяйствам практически (или в основном) бесплатно или по

ценам, не имеющим экономического значения.

Некоммерческие организации создаются для оказания юридической помощи,

достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и других

целей, направленных на достижение общественных благ.

Выпуск и промежуточное потребление по сектору определяется как стоимость

нерыночных услуг, оценка которых производится по сумме текущих затрат.

Для расчета выпуска и промежуточного потребления используются формы

федерального статистического наблюдения № 1-НКО «Сведения о деятельности

некоммерческой организации» и 12-ф «Сведения об использовании денежных средств».

 

Сектор финансовых корпораций состоит из предприятий, преимущественно

занятых финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью.

Выпуск в этом секторе определяется как сумма комиссий за услуги финансового

посредничества в прямой форме, либо включенных в неявной форме в процентные ставки,

установленные для различных категорий заемщиков и кредиторов.

Промежуточное потребление определяется экспертным путем.

Для формирования информации в данном секторе используются показатели,

разрабатываемые Банком России, данные федерального статистического наблюдения за

деятельностью страховых организаций, информация о деятельности негосударственных

пенсионных фондов и др.

В настоящее время на региональном уровне расчет выпуска и промежуточного

потребления по сектору финансовых корпораций осуществляется только по виду

деятельности «Страхование» на основе данных формы федерального статистического

наблюдения № 1-СК «Сведения о деятельности страховой организации».

 

 

Наиболее важными показателями уровня развития экономики региона и выявления

структурных изменений являются индексы физического объема, для расчета которых

необходима оценка ВРП в постоянных ценах. Основными методами оценки в 6

постоянных ценах являются методы дефлятирования и экстраполирования. В отдельных случаях применяется также метод прямой переоценки, который состоит в умножении

количества произведенной в отчетном периоде продукции на соответствующие цены базисного периода.

Метод дефлятирования состоит в делении стоимости товаров и услуг в текущем

периоде на индекс, отражающий изменение цен на эти товары и услуги в текущем периоде

по сравнению с ценами базисного (предыдущего) периода.

Метод экстраполирования состоит в умножении стоимости товаров и услуг в

базисном (предыдущем) периоде на индекс, отражающий изменение физического объема

данной совокупности товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с базисным

(предыдущим) периодом.

Для исчисления показателей динамики физического объема и цен на уровне

экономики региона в целом используются:

 Индекс физического объема ВРП, который рассчитывается путем деления

стоимости ВРП в текущем периоде, оцененной в ценах базисного периода, на его

стоимость в базисном периоде;

 Дефлятор ВРП, характеризующий среднее изменение цен в экономике за

определенный период, получают путем деления индекса стоимости ВРП (в текущих ценах)

на индекс физического объема ВРП или путем деления стоимости ВРП в текущем периоде

на его стоимость в текущем периоде, оцененную в ценах базисного периода.

 

В настоящее время, помимо показателя ВРП, территориальные органы

государственной статистики осуществляют расчет некоторых других макроэкономических показателей: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, валовое накопления основного капитала, валовой смешанный доход (валовая прибыль экономики). Эти показатели выполняют функции важных индикаторов экономических процессов,

происходящих в региональной экономике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...