И политики военного коммунизма
Победа революции в октябре 1917 г. и постепенное установление Советской власти на значительной части территории бывшей Российской империи, естественно, вызвало сопротивление свергнутых классов, называемых в литературе советского периода «эксплуататорскими». Первые вооруженные столкновения произошли уже 30-31 октября 1917 г. под Петроградом. В декабре 1917 – январе-феврале 1918 г. красногвардейские «колонны», направленные из крупных пролетарских центров, ликвидировали военные очаги контрреволюции на Дону, Кубани, Южном Урале и в Украине. Крупнейшие мировые державы также не могли долго оставаться равнодушными к тому, что большевики взяли власть в России, да и само существование Советского государства могло послужить «заразительным примером» для трудящихся масс этих стран, особенно в Германии и Австро-Венгрии, где в результате поражений на фронтах Первой мировой войны, положение властей было крайне неустойчивым. Именно германская армия первой перешла в наступление против РСФСР во второй половине февраля 1918 г. 9 марта в Мурманске и Архангельске высадились десанты английских войск, за которыми последовали американские, французские и канадские части. 5 апреля японские и английские войска захватили Владивосток. Впрочем, вопрос об иностранном вмешательстве занимает в истории гражданской войны особое место. Дать однозначную оценку этому явлению невозможно, т.к. на первоначальном этапе интервенция диктовалась не столько стремлением поддержать «белое» движение, сколько желанием воссоздать антигерманский фронт. Непосредственно в фактор гражданской войны интервенция превратилась лишь со времени высадки англичан в Архангельске и союзнического десанта на юге России.
Таким образом, совместно с силами русской контрреволюции ведущие империалистические державы начали открытую вооруженную борьбу с молодой Советской республикой. Как писал В.И. Ленин, гражданская война «есть наиболее острая форма классовой борьбы, когда ряд столкновений и битв экономических и политических, повторяясь, накапливаясь, расширяясь, заостряясь, доходит до превращения этих столкновений в борьбу с оружием в руках одного класса против другого». Война продолжалась в основных районах страны до ноября 1920 г., а на её окраинах (в Средней Азии, Закавказье и на Дальнем Востоке) – до октября 1922 г. Исходя из таких факторов, как военно-политическая обстановка, условия и характер боевых действий, особенности способов ведения вооруженной борьбы, течение гражданской войны обычно подразделяют на четыре (реже – три) периода. Первый – начало гражданской войны и иностранной военной интервенции – охватывает время с ноября 1917 по май 1918 г. Содержанием второго периода (май 1918 – февраль 1919 гг.) являлось развертывание иностранной интервенции и достижение Красной Армией первых успехов на фронтах войны (иногда в военно-исторической литературе первый и второй периоды объединяют). Третий период (март 1919 – февраль 1920 г.) характеризуется решающими победами Красной Армии над объединенными силами внешней и внутренней контрреволюции (в том числе, разгромом войск Колчака и Деникина). И, наконец, основным содержанием четвертого периода (март-ноябрь 1920 г.) стало отражение нападения Польши и разгром армии Врангеля. Развитие советского государственного аппарата в годы гражданской войны определялось, прежде всего, общими закономерностями переходного от капитализма к социализму периода. Вместе с тем, условия гражданской войны и интервенции не повлекли за собой коренной перестройки механизма Советского государства. Поэтому те изменения, которые были сделаны под влиянием войны, носили частичный характер, не менявший его сущности.
Гражданская война бушевала почти на всей территории страны, и потери воюющих сторон в конце концов складывались в общие жертвы российского народа. В войну оказались вовлечены самые различные слои общества, а противоборствующие стороны не стеснялись в выборе средств и методов для борьбы друг с другом. Что касается сил, выступавших против Советской власти, то они по своему составу были неоднородны. Конечно, помещики не могли примириться с потерей своей земли, фабриканты - с потерей предприятий и хотели все это вернуть. Однако противниками новой власти оказались не только они. Так, казачество до революции было хотя и трудовым, но привилегированным сословием. Революция же намеревалась уравнять казаков со всем крестьянством, что многих казаков сильно раздражало. Казачество раскололось, и казаки воевали по обе стороны фронта, порой эти стороны меняя. Важной силой в гражданской войне стало офицерство. Утратив свои привилегии, офицерство сплотилось вокруг наиболее авторитетных генералов и создало Добровольческую армию, а затем включилось и в другие военные формирования. Эта внушительная военная сила стала ядром, так называемого белого движения, выражавшего интересы русских националистических и консервативных сил. Против Советской власти выступила и православная церковь, которая не могла примириться с потерей своих земель и утратой особого положения, занимаемого ею до революции. Большевики, будучи непримиримыми атеистами, не захотели искать и не смогли достичь какого-либо компромисса с духовенством. Наоборот, развернувшаяся антирелигиозная борьба носила порой откровенно оскорбительный для верующих характер, что приводило их в антисоветский лагерь. Крестьянство, которому революция дала землю, было довольно, пока государство не потребовало от него хлеб по продразверстке, и тогда часть его переметнулась в стан врагов Советского государства. Однако белое движение не смогло привлечь его полностью на свою сторону. Наиболее дальновидные из белых генералов шли на определенные уступки крестьянам, но удовлетворить все их запросы они не могли по идейно-классовым соображениям.
Государственно-политическая организация белого движения не была единой. Между белыми армиями Юденича, Колчака, Деникина, а позднее – Врангеля, было проведено военно-политическое размежевание занимаемых ими территорий. В занятых ими районах восстанавливалась деятельность органов местного самоуправления (земств, городских дум), ликвидированных большевиками. Центральная власть сосредотачивалась в руках Главнокомандующего, который в гражданских делах опирался на различные совещания, комитеты и комиссии. На территории, контролировавшейся чехословацким легионом и адмиралом Колчаком, в 1918 г. был создан политический режим, руководимый Директорией, воссоздано Учредительное собрание. Но в ноябре Колчак сверг Директорию и принял титул Верховного правителя России. В южных районах в 1919-1920 гг. действовало Правительство Юга России, а генерал Врангель принял всю полноту военной и гражданской власти с санкции Правительствующего Сената. Однако, после поражений от Красной армии все указанные органы, естественно ликвидировались, и везде восстанавливалась Советская власть. Итак, уже летом 1918 г. Советская Россия оказалась в кольце фронтов. На страну навалилась громадная сила, тем не менее, Советская власть смогла устоять. И этому в немалой степени способствовали два обстоятельства. Во-первых, экономическая политика государства, вошедшая в историю как «военный коммунизм», объявление страны единым военным лагерем (декретом ВЦИК от 2 сентября 1918 г.), и во-вторых, приспособление государственного аппарата к нуждам военного времени. Военный коммунизм. Важнейшей чертой военного коммунизма было стремление объединить все силы и средства в руках государства, централизовать их, чтобы по возможности рационально использовать скудные ресурсы для ведения войны. Прежде всего, это коснулось промышленности, где продолжалась национализация. С весны 1918 г. стали национализироваться уже не отдельные предприятия, а целые отрасли. При этом главным критерием выступал размер основного капитала предприятия. В июне 1918 г. декретом СНК была проведена национализация предприятий горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесной и деревообрабатывающей, табачной, стекольной и некоторых других отраслей, а также железнодорожного транспорта. До момента издания ВСНХ соответствующих инструкций бывшие владельцы рассматривались в качестве арендаторов национализированных предприятий, не могли их покидать и были обязаны финансировать производственный процесс.
С целью обеспечения производства рабочей силой вводилась всеобщая трудовая повинность. Обычным мероприятием в конце 1918-1920 гг. стали мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства (железнодорожников, металлургов, почтовых служащих и др.). В сфере сельского хозяйства и организации снабжения населения продовольствием были введены хлебная монополия (май 1918 г.) и продразверстка. Первоначально государство попыталось наладить товарообмен с деревней. Однако промышленных товаров, необходимых деревне, не хватало, к тому же крестьяне систематически взвинчивали цены, пользуясь безвыходным положением городского населения. Тогда властям пришлось прибегнуть к насильственному изъятию продуктов для голодающих районов. Все излишки хлеба крестьяне должны были сдавать по твердым ценам на государственные закупочные пункты. Лица, не сообщавшие об излишках и укрывавшие их, подлежали суду революционных трибуналов. Продовольственная политика Советской власти столкнулась с сопротивлением крестьянства. Для его подавления были созданы продовольственные отряды. В июне 1918 г. повсеместно учреждались комитеты бедноты (комбеды), призванные содействовать государству в сборе у крестьян продовольственных излишков, а в августе 1918 г. издан декрет об усилении массового террора в войне за продовольствие. Продовольственная разверстка была введена декретом ВЦИК в январе 1919 г. Размеры и пропорции продразверстки между производящими хлеб губерниями планировались централизованно, а внутри губерний разверстка осуществлялась по социальному принципу, с учетом экономического положения крестьянского двора. Крестьянам оставлялась потребительская норма и семенной фонд двора, а все остальное изымалось по номинальным ценам под расписку безвозмездно. В случае отказа сдавать продукцию применялась вооруженная сила (продотряды). Распределение предметов первой необходимости было поставлено под полный государственный контроль. В ноябре 1918 г. СНК принял декрет об организации снабжения населения продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства. В условиях ликвидации частной торговли Наркомпрод стал основным распорядителем продуктов и товаров, используя при этом потребительские кооперативы, созданные ещё до революции.
Конечно, политика военного коммунизма диктовалась в основном потребностями войны. Однако, кроме того, в руководящих кругах партии большевиков в ней видели и определенный исторический шаг на пути к социализму, ибо полное обобществление средств производства в промышленности, тотальный контроль над производством в сельском хозяйстве и за распределением продовольствия, бестоварный продуктообмен, всеобщая трудовая повинность казались непременными элементами будущего социализма. Дальнейшая практика показала бесперспективность и ошибочность таких взглядов, однако в условиях войны проводимая экономическая политика явилась действенным средством мобилизации хозяйства для достижения победы над врагом. Изменения в государственном аппарате. Общая структура высших органов власти и управления во время гражданской войны осталась в принципе такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. Военная обстановка не вызвала всеобщего свертывания деятельности конституционных органов. Регулярно созывались Всероссийские съезды Советов: в ноябре 1918 г. - VI, в декабре 1919 г. – VII, в конце 1920 г. – VIII съезды. Однако теперь всероссийские съезды стали созываться реже – один раз в год. На съездах обсуждались экономические вопросы, проблемы «советского строительства» и укрепления законности. Продолжали функционировать ВЦИК, его Президиум и Совнарком РСФСР, хотя в правовом положении и формах деятельности этих органов произошли изменения, вызванные войной и стремлением к определенному совершенствованию государственного аппарата. На необходимость некоторых изменений в структуре и деятельности высших и местных органов власти и управления было указано на VIII и IX съездах РКП (б), а также VIII и IX Всероссийских партконференциях, состоявшихся в 1919-1920 гг. 9 декабря 1919 г. VII съезд Советов принял постановление «О советском строительстве». Аналогичное постановление принял VIII съезд 29 декабря 1920 г. Оба постановления внесли ряд изменений и порядок деятельности ВЦИК, Президиума ВЦИК, Совнаркома и местных советов. До VII съезда Советов ВЦИК был постоянно действующим органом и собирался на свои заседания иногда по несколько раз в месяц. Теперь устанавливался сессионный порядок работы ВЦИК: очередные заседания ВЦИК устраивались раз в два месяца, чрезвычайные сессии – по мере необходимости. Такой порядок позволял членам ВЦИК больше работать на местах и освобождал их от необходимости постоянно находиться в Москве. В тех же целях VIII съезд Советов увеличил состав ВЦИК с 200 до 300 членов. Правовое положение Президиума ВЦИК Конституция РСФСР 1918 г. не регламентировала, лишь упоминая о его существовании. VII съезд Советов уточнил компетенцию Президиума ВЦИК: он должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты актов на его рассмотрение, наблюдать за исполнением постановлений ВЦИК и т.п. В период между заседаниями ВЦИК Президиум имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома отдельных наркомов. Президиуму предоставлялось также право отменять постановления СНК и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК. Таким образом, Президиум ВЦИК превращался в самостоятельный орган власти и управления, наделенный и законодательной функцией. Конституционные положения, касавшиеся Совета Народных Комиссаров, были развиты в постановлении VIII съезда Советов. Устанавливалось, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях. VIII съезд Советов также подтвердил, что законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Никакие иные органы не имели права издавать законодательные акты общегосударственного значения. Хозяйственно-организаторской работой в стране ведал в первую очередь Высший Совет Народного Хозяйства. ВСНХ возник как орган управления всем народным хозяйством. Однако уже скоро стало ясным, что один орган не в состоянии справиться с такой необъятной сферой деятельности. Поэтому функции ВСНХ были сведены только к управлению промышленностью. Военная обстановка здесь привела к значительной централизации: если первоначально национализированные предприятия оказались преимущественно в ведении местных совнархозов, то теперь они переходили в непосредственное управление отраслевых органов: главков (главных управлений) и центров (центральных правлений). Возникла так называемая система главкизма, важнейшей особенностью которой было абсолютное лишение предприятий хозяйственной самостоятельности. Под контроль ВСНХ попали даже мелкие ремесленные и кустарные предприятия, которые не были национализированы. Часть промышленности все же осталась в ведении местных совнархозов, но сами они в 1919 г. стали считаться исполнительными органами ВСНХ, а VII съездом Советов были поставлены в двойное подчинение – ВСНХ и местным советским органам. Таким образом, ВСНХ сосредоточил в своих руках управление всей промышленностью: часть предприятий работала под руководством отраслевых органов, другие же подчинялись органам территориальным. В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, в феврале 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах. РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ. Гражданская война обусловила изменения и в работе местных советов. Конституция РСФСР не перечисляла права местных органов власти и управления, проводя лишь ту общую идею, что они должны заниматься сугубо местными делами и осуществлять постановления всероссийских органов. Вместе с тем Конституция не ограничивала «местные дела» какими-либо рамками. Исходя из этого, специалисты выделяют две характерные тенденции в развитии правового положения местных Советов в годы гражданской войны: с одной стороны, изъятие из их компетенции вопросов, по своей природе являющихся общегосударственными, с другой - сохранение за местами весьма широких прав. В 1919-1920 гг. конкретизируется правовое положение и компетенция отделов местных советов как структурных единиц. Отделы находились в двойном подчинении: своему исполкому и соответствующему ведомству. Так, при губернских исполкомах должны были существовать отделы военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия, государственного контроля, совет народного хозяйства и др. VIII съезд Советов постановил привлекать на заседания местных органов власти и управления возможно большее число рабочих и крестьян, а ещё раньше VII съезд обязал всех депутатов Советов отчитываться перед своими избирателями не реже одного раза в две недели. В феврале-марте 1920 г. ВЦИК принимает Положения о сельских советах и о волостных исполнительных комитетах, окончательно сформировав таким образом низовое звено советской системы. И все же военная обстановка не всегда давала возможность нормально функционировать конституционным центральным и местным органам власти. Чрезвычайные условия интервенции и гражданской войны потребовали создания особого органа, объединяющего работу всех государственных органов для борьбы с врагом. Таким органом стал Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО), учрежденный декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал проведение мобилизаций и военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. СРКО была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сел и средств для обороны страны. В начале 1920 г., когда у Советского государства между походами белых армий Деникина и Врангеля появилась временная возможность приступить к мирному строительству, перед СРКО была поставлена задача обратить внимание на хозяйственные вопросы. Поэтому в апреле 1920 г. СРКО был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов принял постановление о Совете Труда и Обороны, уточнившее правовое положение СТО. Он должен был действовать на правах комиссии СНК и руководить главным образом хозяйственным строительством. В частности, на него возлагались обязанности по установлению единого хозяйственного плана, направлению работы хозяйственных наркоматов в соответствии с планом, осуществлению контроля за его исполнением. Ещё один центральный чрезвычайный орган в ходе гражданской войны был создан в сфере военного управления. В сентябре 1918 г. был образован Революционный военный совет республики (РВСР). Он руководил работой всех органов военного ведомства и военных учреждений, дублируя отчасти при этом деятельность Наркомвоендела. Постепенно Реввоенсовет поглотил, по существу, все функции НКВМД, включив в себя и его коллегию. Реввоенсовет, кстати, сохранился и в мирное время. Обстановка гражданской войны вызвала к жизни создание чрезвычайных органов власти и управления не только в центре, но и на местах. Параллельно с советами (а иногда и вместо них) возникали революционные комитеты (ревкомы). Они были наделены особыми правами и являлись временными органами, создававшимися в случае возникновения в том или ином районе угрожающей обстановки, введения военного положения. В отличие от Советов ревкомы не избирались, а, как правило, назначались. Это позволяло наиболее оперативно решать все острые вопросы, вызываемые военной обстановкой. Ревкомы представляли собой узкую коллегию из 3-5 членов, куда входили представители местных Советов, военный комиссар губернии или уезда. Осенью 1919 г. ревкомы были созданы в большинстве районов страны. Их статус был регламентирован специальным Положением о революционных комитетах, изданным ВЦИК и СРКО 24 октября 1919 г. Согласно данному Положению все ревкомы подразделялись на три вида: ревкомы прифронтовой полосы, ревкомы местностей, освобожденных от неприятеля, и ревкомы тыла. Ревкомы, создаваемые в прифронтовой полосе, принимали на себя функции исполкомов местных Советов, которые распускались решением РВС, и имели главной целью подготовку к борьбе против врага. В освобожденных районах ревкомы подготавливали организацию Советов, а до их избрания осуществляли государственную власть. Ревкомы в тылу действовали наряду с исполкомами Советов. Они не создавали своего аппарата, используя аппарат местного исполкома. Тыловые ревкомы занимались лишь работой по укреплению тыла на случай военной опасности, организовывали помощь Красной Армии и т.д. В прифронтовой полосе ревкомы образовывались Реввоенсоветами армий при участии местных Советов. Губернские ревкомы в тылу создавались СРКО. Соединяя военную и гражданскую власть, ревкомы подчинялись одновременно военным и гражданским органам. По мере улучшения военной обстановки ревкомы упразднялись. Этот процесс подошел к завершению в 1920 г. Перестройка судебной системы в период интервенции и гражданской войны началась с утверждения ВЦИК Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.). В 1920 г. было издано новое Положение, которое, развивая основные идеи предшествующего, внесло некоторые изменения в области судоустройства и процесса. Судебная система была существенно упрощена: вместо прежних многочисленных судебных органов Положение 1918 г. вводило единый народный суд, состоявший из одного народного судьи и 2-6 заседателей. Ему были подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Исключение составляли лишь контрреволюционные и некоторые другие наиболее опасные преступления, рассматриваемые революционными трибуналами. Таким образом, в ведении народного суда сосредоточивалась основная масса дел, разбираемых им в качестве суда первой инстанции. Судом второй инстанции являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией губернии или аналогичной административной единицы. Народные судьи избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, ими могли быть только трудящиеся. Заседателей утверждали исполкомы Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. В своей деятельности народные суды должны были руководствоваться декретами советской власти и «революционным правосознанием». Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинении осуществляли коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон, избираемые местными Советами. Члены коллегии считались должностными лицами и получали за свой труд не гонорар от граждан, а заработную плату, как все служащие госучреждений. Этот порядок был изменен Положением 1920 г., по которому коллегии защитников были ликвидированы. Теперь для осуществления подобных функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых составлялись местными исполкомами. Представителями сторон по гражданским делам могли выступать на суде их ближайшие родственники, юрисконсульты или представители советских учреждений. Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы, вершившие правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. В это время существовали три основных вида революционных трибуналов: общие (территориальные), революционные военные (введены в 1919 г.) и военно-железнодорожные (учреждены в марте 1920 г.). Кроме того, в октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый революционный трибунал по делам спекулянтов. Правовой статус территориальных ревтрибуналов был определен Положением, изданным в апреле 1919 г. и заменившим ранее существовавшие нормативные акты о них. Основные принципы этого закона были развиты в новом Положении о революционных трибуналах, принятом в марте 1920 г. Ревтрибуналы существовали в губернских центрах и крупных городах. Они избирались местными Советами и состояли из председателя и двух постоянных членов. По Положению 1920 г. в состав каждого революционного трибунала был введен представитель ЧК, избиравшийся Советами на общих основаниях с другими членами трибунала и имевший равные с ними права. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении. Трибуналы имели право контроля над следственной работой ЧК. Второй инстанцией для ревтрибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. Положение 1920 г. расширило его права, возложив на него судебный надзор и руководство местными трибуналами. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, учрежденный еще в 1918 г. Он рассматривал дела особой важности, передаваемые ему Президиумом ВЦИК. Революционные военные трибуналы создавались при революционных военных советах армий, при реввоенсоветах фронтов и при Реввоенсовете Республики. В компетенцию военных трибуналов входили в основном две категории дел: о контрреволюционных преступлениях и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными, и о любых действиях в прифронтовой обстановке, направленных против Красной Армии. Революционные военно-железнодорожные трибуналы организовывались при управлениях дорог и при Народном комиссариате путей сообщения. Во время гражданской войны существенно изменились не только судебная система, но и организационные принципы построения Рабоче-крестьянской милиции. Практика показала, что идея всеобщего вооружения народа, создания нерегулярных вооруженных сил, выполняющих одновременно задачи обороны и охраны общественного порядка, не может быть осуществлена. Поэтому государство перешло от системы рабочих отрядов по охране порядка к созданию профессиональной милиции как особой системы органов, имеющих постоянный штат специалистов, выполняющих специфические функции и освобожденных от иной работы. В октябре 1918 г. по поручению Совнаркома НКВД и НКЮ РСФСР издали Инструкцию об организации советской Рабоче-крестьянской милиции. Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, борьба с преступностью, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры. Уголовный розыск, созданный еще в начале 1918 г. в системе Наркомюста, также был передан в ведение милиции. При комплектовании кадров милиции использовался классовый подход. В милицию не принимались также лица, опорочившие себя службой в царских карательных органах или совершившие преступления. Органы милиции строились на основе двойного подчинения. Центральным органом стало Главное управление рабочее-крестьянской милиции НКВД. В губерниях и уездах создавались губернские и уездные управления, включаемые в состав соответствующих исполкомов. Территории уездов подразделялись на участки во главе с начальником милиции, в подчинении которого находятся милиционеры и старшие милиционеры. Окончательно система милицейских органов сложилась к середине 1920 г.: в июне ВЦИК было утверждено Положение о рабоче-крестьянской милиции. В неё входили городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная и розыскная милиция. Руководство системой осуществлял НКВД. На органы милиции возлагались функции по охране общественного порядка, борьбы с преступностью, проведению дознания и следственных действий по уголовным делам. Некоторые функции переплетались с функциями ВЧК, с которой милиция была связана и организационно. Так, представители ЧК входили в состав губернских управлений милиции. ВЧК и ее местные органы в годы гражданской войны боролись с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности. Кроме того, она выполняла функции органа разведки. Органы ВЧК имели большие права, но наибольшие полномочия они получили в период с сентября 1918 по февраль 1919 г., известный как период «красного террора». Чекисты вели следствие, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять непосредственную расправу к виновным на месте преступления. В последующем компетенции ВЧК была несколько ограничена. Декретом ВЦИК, утвердившим Положение о ВЧК (февраль 1919 г.) судебные функции органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя в особых случаях (контрреволюционный мятеж и т.п.) за ВЧК сохранялось право внесудебной репрессии. ВЧК подчинялась Совнаркому и контролировалась им. Ее местные органы находились в двойном подчинении, работая на правах отделов исполкомов местных Советов. В конце 1918 г. органы ВЧК начали создавать и в Красной Армии. В августе 1918 г. органы ВЧК были образованы на железнодорожном, а несколько позже и на водном транспорте. Были созданы также пограничные органы ВЧК. В пенитенциарной системе в годы гражданской войны были созданы лагеря принудительных работ для «изоляции враждебных элементов». В ноябре 1920 г. НКЮ РСФСР принял Положение об общих местах заключения.
Правовое регулирование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|