Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Северный Кавказ и Закавказье.

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

1. ГЕОГРАФИЯ Н ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Северный Кавказ является частью Российской Федерации.

Географическое положение Кавказа своеобразно: географы включают Северный Кавказ в состав Восточ­ной Европы, а Закавказье — в обширный регион За­падной Азии. Естественной границей, разделяющей Северный Кавказ и Закавказье, является Большой Кавказский хребет. Каспийское и Черное моря омыва-. ют Кавказ с востока и запада, оставляя прибрежные полосы — пути, по которым с древнейших времен проходило освоение этой области людьми.

В соответствии с классификациями, принятыми в этнологической науке, Кавказ считается самостоятель­ной историко-этнографической областью, но при этом Северный Кавказ рассматривается как часть целого. В свою очередь, на Северном Кавказе обычно выде­ляют в качестве особых историко-этнографических подобластей Дагестан, а также Восточный, Централь­ный и Северо-Западный Кавказ.

Северный Кавказ относительно невелик по площа­ди, однако он представляет собой пример замечатель­ного многообразия народов, языков и культур. Особен­но отличается этим Дагестан. Арабские средневековые географы называли Кавказ «горой языков» — Джебель уль-аль сун.

На языковом разнообразии сказались контакты местного населения с пришлыми группами. Сложные исторические процессы формирования этносов и их культур нашли свое отражение в многочисленных ле­гендах и сказках народов Северного Кавказа, нередко совпадающих в своей смысловой основе. Б результате

этих процессов ираноязычными стали осетины (более 600тыс. чел.), тюркоязычными — карачаевцы (173 тыс.), балкарцы (75тыс.), кумыки (286 тыс.). Антропологичес­кие данные и культура этих народов свидетельствуют о родстве их с теми группами горцев, что говорят на так называемых собственно кавказских языках. Ученые до сих пор не могут дать бесспорного ответа на воп­рос, почему в одних случаях сравнительно небольшие группы пришлого населения смогли «навязать» свой язык части коренных жителей, а в других случаях язы­ковая ассимиляция не произошла.

Древнейшие языки местного населения — соб­ственно кавказские, для которых характерны дробность и многообразие. В Дагестане язык жителей одной доли­ны и даже аула (например, аула Кубачи) сильно отли­чается от языка соседей. В то же время есть и крупные языковые общности — аварцы (594 тыс. чел.), лезгины (295 тыс.), осетины и др. Одно из возможных объясне­ний этого факта — географическая изолированность.

Для собственно кавказских языков типичны такие черты, как обилие согласных звуков и малое количе­ство гласных; в некоторых языках чрезвычайно разви­та система склонения (большое количество падежей). Гипотезы о родстве кавказских языков с языками дру­гих семей (в том числе, с языками басков Испании и буришков Северной Индии) остаются недоказанными.

На Северном Кавказе обильно представлены раз­личные этнические названия — как экзоэтнонимы (эт­нические имена, присвоенные носящим их народам другими народами), так и эндоэтнонимы (самоназва­ния). Например, названия, под какими известны ос­тальному миру такие народы, как чеченцы (более 1 млн. чел.)1 или ингуши, — это экзоэтнонимы; а сами себя они называют иначе: соответственно, нахчо и галгаи (кроме того, у этих двух народов есть общепринятое общее название — вайнахи, от которого происходит такой термин, как «нахско-дагестанские языки»). Осе­тины называют кабардинцев касаги, балкарцев — асы, чеченцев — цеценага, ингушей — мадал.

Сложная языковая ситуация на Северном Кавказе отражает не менее сложную этническую историю населяющих его народов. Находки эпохи палеолита свидетельствуют, что освоение человеком Северного Кавказа началось в глубокой древности и что прошло много времени, прежде чем здесь сложилась тепереш­няя картина расселения народов.

Выявлено несколько потоков переселенцев на Северный Кавказ в более поздние эпохи (первона­чально с юга). Б дальнейшем содержанием этничес­кой истории этого района Земли стало взаимодействие новых пришельцев и ранее расселившихся здесь эт­носов. В позднем неолите {VII—Утыс. до н, э.) совер­шился переход от присваивающего хозяйства (соби­рательства, охоты и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству). Раньше он начался в близких к Кавказу областях Западной Азии. Увеличе­ние численности населения и связанные с этим поис­ки новых земель для посевов способствовали мигра­циям в направлении Кавказа из Малой Азии. В эпоху неолита земледельческое население отсюда рассели­лось на Северо-Западный Кавказ, проникнув туда по побережью Черного моря. Стали формироваться свя­зи аборигенов Северного Кавказа со степными пле­менами. Здесь закладывались основы адыгского эт­носа. Предки адыгов обитали в верховьях Терека и Кубани, в прилегающих к ним предгорьях и на рав­нине. Часть местных племен расселилась в труднодо­ступных горных районах. Они могли составить осно­ву формирования осетин, карачаевцев и балкарцев. В пределах современной Чечни западный поток мигрантов на рубеже III—II тыс. до н. э. был останов­лен встречным — из Западной Азии по побережью Каспия — движением племен куро-аракской культуры. Полагают, что в процессе ассимиляции пришельцев началось расхождение диалектов и формирование современных языков восточнокавказской группы — дагестанских и нахских. В эпоху поздней бронзы рас­цветает каякентско-хорочаевская культура, носителей которой считают прямыми предками как дагестанцев, так и чеченцев и ингушей.

Народы Северного Кавказа

^ 2. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Этногенез. В конце II тыс. до н. э. население Северно­го Кавказа попало под сильное влияние степных племен Юго-Восточной Европы, среди которых исследователи склонны видеть и древнейших индоевропейцев (то есть племена, говорившие на языках индоевропейской семьи). Их воздействие на местные племена было различным. В одних случаях произошло культурное и этническое сме­шение с преобладанием степных элементов, в других — горные районы стали укрытием для аборигенов.

Ранний железный век в Юго-Восточной Европе ознаменовался образованием скифского государства. Язык народа, давшего ему название, принадлежал к миру иранских языков. Тогда-то, вероятно, и произош­ла иранизация культуры и языка некоторых северокав­казских народов — например, осетин (самоназвание upon, на западе Северной Осетии —дигорон). В конце I тыс. до н. э. на всей территории былого господства скифов их сменили также иранские По языку племена сарматов. Но ряд племен Прикубанья сумел сохранить древнюю культуру и язык.

Иначе складывалось взаимодействие с ираноязыч­ными степняками в Приэльбрусье. Отдельные группы сарматов проникли в горы, расселились среди абори­генов и слились с ними. Наиболее активно происхо­дило оседание в горах сарматских племен аорсов, а позднее — аланов.

А вот население Центрального Кавказа смешалось с пришельцами из степей и подверглось языковой ассимиляции. Как правило, в таких случаях возникало двуязычие. Топонимия горного Кавказа и дигорский диалект осетинского языка сохранили много местных элементов. В предгорных районах сарматизация куль­туры проявилась сильнее.

На востоке Кавказа и в Дагестане появление степ­ных соседей не изменило картины этнического разви­тия, в том числе и языка местного населения — чечен­цев, ингушей, народов Дагестана. Однако археология подтверждает проникновение сарматских элементов в материальную культуру горских народов.

Бурные политические события начала I тыс. н. э., оказавшие воздействие на народы Европы и Азии, не обошли стороной и Кавказ. Великое переселение на­родов отозвалось и на его жителях. В конце IV в. здесь появились различные племена во главе с гуннами. Под­верглись разгрому аланы, большая часть ираноязычно­го населения бежала в горы, в верховья рек Лабы, Урупа, Ассы. Это еще более способствовало иранизации части горского населения. Сильные потоки заво­евателей сдвигали многие группы населения с привыч­ных мест обитания. Все это усложнило процесс фор­мирования севсрокавказских народов, усилило их этническое многообразие.

Вторжение гуннов на Кавказ началось с востока. Не проникая в горы, они прошли приморским «коридо­ром», частью оседая в предгорьях и на прилегающих к Каспию землях. Их языки принадлежали к тюркской семье, и с их приходом начинается тюркизация части населения Дагестана (этносов Западного Прикаспия). Внутреннего Дагестана эти процессы не коснулись. Тюркское влияние усилилось в половецкую (иначе — куманскую) эпоху (XI — XIII вв.), так как территория, в пределах которой формировалась современная кумык­ская народность (прилегающие к Каспийскому при­морскому коридору районы Дагестана), находилась на оживленном торговом пути, связывавшем половецкую степь с Восточным Закавказьем.

Тюркизации подверглась и часть племен Централь­ного Кавказа. Среди тюркских групп, пришедших в конце IV в. вместе с гуннами и позднее, были и булгар-ские племена. Политическая нестабильность вынудила часть булгар вторгнуться в пределы Северного Кавка­за. С этим связано начало тюркизации в раннее Сред­невековье жителей ряда районов Северного Кавказа, ранее населенных, как о том свидетельствуют археоло­гические данные, аланами (Пятигорье, Кабардино-Бал­кария, Верхняя Кубань); сейчас здесь живут тюркоязыч-ные карачаевцы и балкарцы. В XIII в. в Приэльбрусье, Балкарии и на Верхней Кубани появились кыпчаки. Расселившись среди коренного населения, они завер­шили тюркизацию языка предков.. Это привело к восприятию местными жителя­ми некоторых элементов кочевнических традиций.

Среди коренных этносов Северного Кавказа есть народ, происхождение которого непосредственно с Кавказом не связано. Но его история тесно сопряжена с ним. Это —ногайцы (58 тыс, чел.), занимающие ныне часть степей Предкавказья. Предки современных но­гайцев исстари кочевали, а затем перешли к оседлой жизни. Этническая история ногайского народа ведет начало от времени распада Золотой Орды в конце XIV в. Из ее состава выделился мангытский юрт (племя) во главе с Едигеем, происходившим из тюркизированно-го монгольского племени мангытов. Когда Мангыт-ская Орда получила название ногай — неизвестно, В середине XVI в. из-за феодальных междоусобиц Орда распалась на больших и малых ногасв. Современные ногайцы —- потомки их обоих.

На протяжении веков в жизни народов Северного Кавказа происходили значительные изменения: меня­лись границы расселения отдельных народов, проте­кали процессы ассимиляции или консолидации. На сложные внутренние этнические процессы оказывала воздействие острейшая внешнеполитическая борьба, внешняя экспансия, столкнувшая на Кавказе интере­сы Турции, Ирана, России и других стран.

Политические события и их этнические послед­ствия. Столкновение политических интересов России и Турции спровоцировало Кавказскую войну (1817 — 1864). Наиболее упорно сопротивлялось присоедине­нию к России население на Восточном Кавказе в те годы, когда движение возглавил имам Шамиль (1799 — 1871) — светский и духовный глава Дагестана и Чеч­ни. Ему удалось создать здесь теократическое государ­ство (имамат)1. Законодательной основой этого госу­дарства стало мусульманское право — шариат, в то время как основная масса населения придерживалась в быту норм обычного права — адата. Это осложняло внутригосударственную ситуацию, но не мешало упор­но сопротивляться утверждению России на Северном

1 Форма государственного устройства (в мусульманском миро), при которой во главе государства стоит глава духовной власти.

Кавказе. Война принесла немало бед горским народам. Для России победа в ней также была оплачена тяже­лыми потерями. Тем не менее присоединение Север­ного Кавказа к России открыло пути для культурного обмена и постепенного сближения северокавказских этносов с русской культурой, включения их в эконо­мическую жизнь огромной державы.

На исходе Кавказской войны многие народы Кав­каза были вовлечены в мухаджирское движение — за переселение в Турцию. До этого эмиграция в Турцию носила преимущественно экономический характер — с торговыми целями, в поисках более обеспеченной жизни — и также могла осуществляться с целью ду­ховного совершенствования. В новой, послевоенной ситуации ее характер изменился. Переселение стало массовым. В результате Северный Кавказ лишился значительной части населения, а некоторые группы, например убыхи, жившие на западной части Черномор­ского побережья, целиком переселились в Турцию. В меньшей степени до сравнению с адыгами, абазина­ми, абхазами и чеченцами мухаджирство коснулось дагестанцев. Но все же на Ближнем Востоке аварца­ми, кумыками и даргинцами было основано несколько селений.

Потомки кавказских мухаджиров в настоящее вре­мя живут в Ираке, Сирии, Йемене и других странах. Дагестанская диаспора наиболее многочисленна в Турции. Ее особенность в том, что проживающие здесь даргинцы и лакцы перешли на аварский язык, что объясняется большей численностью аварцев и часты­ми межнациональными браками. Судя по опубликован­ным данным, две трети дагестанцев в Турции (из более чем 80 тыс.) уже не владеют родным языком.

После революции 1917 г. на Северном Кавказе при содействии советской власти сложилась система авто­номных республик, которая существует до сих пор.

В конце Великой Отечественной войны (1944) не­сколько народов Северного Кавказа (балкарцы, ингу­ши, карачаевцы, чеченцы) подверглись депортации в восточные районы СССР. Лишь в конце 1950-х гг. после того как депортация была официально признана незаконной, эти народы вернулись в места прежнего проживания. В годы депортации они сумели сохранить традиционный образ жизни.

Картина расселения горских народов на протяже­нии их истории часто менялась из-за малоземелья. Нехватку земли горцы испытывали всегда. Особой остроты эта проблема достигла в конце XIX в. Одним из способов ее решения стало переселение горцев в предгорья и на равнину. Наиболее активно этот про­цесс протекал во второй половине XX в. В него были вовлечены многие народы Дагестана. Советское госу­дарство поддерживало переселение, результатом кото­рого стало создание новых крупных населенных пун­ктов, некоторые из них превратились в города, Важно отметить, что по этническому составу большинство новых селений стали многонациональными, что также изменило этническую картину расселения народов Дагестана.

В 1990 г. национальные республики Северного Кавказа приобрели статус субъектов Российской Фе­дерации.

В 1994 — 1995 гг. чрезвычайное обострение отноше­ний между центральной властью России и руковод­ством Чечни (Республики Ичкерии) переросло в воо­руженный конфликт. Борьба местных незаконных во­оруженных формирований против властей и населения соседних республик (например, Дагестана) и областей, а также против федеральных вооруженных сил суще­ственно осложняет межэтнические отношения на Се­верном Кавказе.

3.ХОЗЯЙСТВО

Земледелие. Кавказ вообще и Северный Кавказ — в особенности имеет большое значение как родина многих зерновых, огородных и плодовых культур.

Возникновение земледелия здесь относится к глу­бокой древности. И до сих пор в сочетании со ското­водством оно остается основным занятием большей части сельского населения. Продукты земледелия и скотоводства составляют основу питания горцев. Даже высоко в горах, где практически нет пригодной для земледелия земли, используется каждый ее клочок, часто созданный искусственно.

Народное предание с горьким юмором повествует о том, как горец сбросил на землю бурку (валяная шерстяная накидка) и не увидел своего «поля», так как все оно оказалось накрыто буркой. Эти крохотные участки земли среди скал Дагестана особенно хорошо видны при спуске с высокогорья. Кажется, что горы покрыты лоскутным одеялом. Иначе выглядят предго­рья, долинные и равнинные районы. Здесь значитель­но теплее. Помимо зерновых культур и огородных растений, тут выращивают виноград, бахчевые куль­туры, айвовые и абрикосовые деревья и др.

Животноводство. Земледелие без скотоводства существует крайне редко. Чтобы вспахать землю, в прошлом в качестве тягловой силы использовали во­лов, буйволов. Лошадь на Северном Кавказе обычно служила для верховой езды или как вьючное живот­ное. Коровы и овцы обеспечивали людей молочными продуктами. Осетины-христиане разводят также сви­ней. Разведение различных видов домашней птицы — кур, гусей, индеек, уток — также устойчивая часть сельского хозяйства народов Северного Кавказа. Под­собные отрасли хозяйства дополняли эти занятия. Среди них охота, рыболовство, пчеловодство, шелко­водство.

Ремесло. Важную роль в хозяйственной деятель­ности играли ремесла: ткачество, сукноделие, гончар­ство, ковроткачество, ювелирное мастерство, обработ­ка металла, камня, дерева, рога. Иногда ремесло ста­новилось основным источником дохода. Не только на Кавказе, но и во всем мире известны изделия злато- и сереброкузнецов из высокогорного дагестанского се­ления Кубачи. Уже в IX в. арабские географы называ­ли кубачинцев персидским словом «зирехгерен» (коль-чужники). Основными занятиями всех мужчин этого селения были металлообработка и оружейное дело. Холодное оружие, кольчуги, панцири кубачинцев находили покупателей на Кавказе, в Турции, Иране, а с конца XIX в. — в Рос­сии и Западной Европе. В XX в. — вплоть до насто­ящего времени — в Кубачах изготавливаются юве­лирные изделия и высоко­художественные предметы домашней утвари (традици­онные женские браслеты, кубки из рога, кумганы, рюмки, обрамленные ме­таллом с чеканкой и т. п.)

В советские годы бурны­ми темпами на Северном Кав­казе развивалась промышлен­ность. Это способствовало оттоку сельского населения в города. Число городов и рабочих поселков городско­го типа быстро росло. Они стали центрами подготовки кадров национальных специалистов во многих отрас­лях промышленности. Особенно бурным этот рост был в 50 —60-е гг. XX в. Это превратило многие республи­ки из аграрных в индустриальные.

Хозяйство и верования, календарная обрядность.

Хозяйственные занятия — основа жизни. Земля, вода для полива, климатические и иные природные усло­вия — все становилось предметом особого наблюдения и почитания у народов Северного Кавказа. Землю рассматривали как священный объект. Ее нельзя было бить палкой, плевать на нее со злостью, без нужды втыкать в нее острые предметы. А изречение «пусть накажет земля» стало одной из форм клятвы. Тяжек был труд горцев, получение главного продукта питания — хлеба — было сопряжено с многочисленными забота­ми. Хлеб наделяли магическими свойствами, он имел силу оберега - средства против сглаза (его клали под голову спящему ребенку) и т. п. Даргинцы (один из народов Дагестана) для торжеств и праздников пекли хлебную куклу и делили ее между собой. Хлеб рассмат­ривался как священный источник жизни; считалось, что его нельзя резать ножом (можно только ломать), нельзя есть сразу после извлечения из печи, перепрыгивать через него и т. п.

Для районов, где земледелие зависело от дождя и водных источников, характерно особое почитание воды и водной стихии. Обряды, связанные с преодолением засухи, очень сходны у всех народов Кавказа, как, впрочем, и у земледельцев всего мира. В магических обрядах, связанных с вызыванием дождя, использова­лись змея, лягушка, а также скот, который выводили на поля. На общественные деньги покупали жертвен­ное животное, которое после разнообразных магичес­ких действий убивали, а мясо делили на всех. Ходили по селению с куклой-чучелом, изображавшей божество.

Такая важнейшая отрасль хозяйства, как скотовод­ство, служила показателем обеспеченности, состоятель­ности, богатства. Поэтому сохранению и приумноже­нию поголовья скота придавали первостепенное зна­чение. С этим тоже сопряжены религиозные представления и обряды. Черепа лошадей прикрепля­ли к краям загонов для скота в качестве оберегов. Различные приемы использовали для «борьбы» с бо­лезнями животных: прогон скота между кострами, об­ход с ним вокруг плодородного поля. Наиболее арха­ичный обычай такого рода соблюдался ахвахцоми (жи­телями горного Дагестана) — опахивание селения плугом; в него впрягались двенадцать женщин, кото­рые во время своего магического действия отгоняли демонов болезни криками и проклятьями.

Весь хозяйственный год кавказцы делили на цик­лы (периоды), связанные с тем или иным видом дея­тельности. Каждый из периодов сопровождался опре­деленными обрядами и магическими действиями. Осо­бенно много их приходится на день весеннего равноденствия — 22 марта. То был праздник, призван­ный «помочь» весне вступить в свои права и заложить основу для урожая. В Дагестане он был особенно попу­лярен среди аварцев и лакцев и сохраняется в наши дни. К празднику полагается готовить ритуальные блюда, обязательными составляющими которых являются семь продуктов, считающихся главными в пищевом рационе: кукуруза, фасоль, пшеница, черный горох, припасенные еще с осени высушенные челюсти и ножки животных, молоко, соль. Готовят хинкал (блюдо из вареного мяса и галушек), ритуальные хлебцы в виде фигурок лошади, быка, петуха и т. п. В прошлом в са­мый день равноденствия участники обрядов жгли ко­стры — в селениях, на плоских крышах домов, на воз­вышенностях, считавшихся священными; скатывали с гор горящие поленья, чучела, символически изгоняя таким образом зиму; перепрыгивали через костры — считалось, что это избавляет от застарелых недугов.

Важнейшим из обрядов, связанных с весенними полевыми работами, считался обряд проведения пер­вой борозды. В этот день земледельцы украшали жи­вотных: аварцы, например, насаживали быкам на рога ритуальные хлебцы, даргинцы — вешали им на рога баранки, лакцы — обмазывали рога жиром и кашей и привязывали к ним разные амулеты. Сам пахарь рабо­тал в шубе наизнанку и в папахе из овчины с длинной, вьющейся шерстью (от «сглаза»). После этого 40 дней — до появления всходов — он не должен был бриться и стричься.

Многие из этих обрядов и магических действий остались в далеком прошлом и даже забыты, однако сегодня у представителей разных народов Северного Кавказа наблюдается огромный интерес к познанию и обновлению своего прошлого.

^ 4. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

В течение веков народы Северного Кавказа выра­ботали сбалансированную систему жизнеобеспечения. Существенную часть ее составляет традиционная бытовая культура (поселения, жилища, одежда, пища, утварь, средства передвижения и т. п.).

Поселения. Своеобразны и колоритны селения, расположенные в высокогорье. Из-за особенностей рельефа они до сих пор отличаются скученной планировкой, развтой по вертикали, что делает их похожими на улей: крыша нижнего дома становится двором вер­хнего. «Деревни издали похожи на орлиные гнезда, — писал очевидец в XIX в., — неудивительно, что 20 дво­ров помещаются иногда на участке в 100 квадратных саженей, но жителю долины нельзя не подивиться тому, что такой участок... на котором взгромождают­ся дома из каменных плит почти без цемента, зани­мает часто обрывистую вершину высокой скалы, откуда нервному человеку даже страшно взглянуть вниз».

Рост численности населения, малоземелье вынуж­дали горцев спускаться на жительство в долины рек, в предгорья. Отдельные семьи основывали однодворные, далеко отстоящие друг от друга селения. Но, постепен­но разрастаясь, семьи делились, а женатые сыновья строили рядом свои дома. Селения вытягивались вдоль долин, превращаясь в один аул, но с кварталами, засе­ленными родственниками. В современных сельских селениях родственники также при малейшей возмож­ности стараются селиться рядом. В прошлом планиров­ка селений была хаотичной, однако уже со второй половины XIX в. она постепенно заменяется улично-квартальной.

Города. Древнейший город на Северном Кавказе — Дербент (с V в. н. э.}. Другие города здесь появились позднее, главным образом в XVIII и XIX вв. Возникшие в 1780-х гг. Моздок, Ставрополь и Кизляр сразу же стали играть значительную роль в экономическом раз­витии региона. В первой половине XIX в. были основа­ны Петровск-Порт (ныне Махачкала), Екатеринодар (ныне Краснодар), Владикавказ, Грозный и ряд других. К концу XIX в. они стали центрами городской жизни и проводниками европеизированных культурно-бытовых, стандартов в горскую среду.

Население в северокавказских городах поначалу состояло по преимуществу из русских. В период с 1920 по 3980 г. в его составе постоянно увеличивалась про­слойка представителей местных национальностей. Именно города стали университетскими и научными

Народы Северного Кавказа

центрами, здесь возникли национальные театры, изда­тельства, библиотеки и другие виды профессиональ­ной культуры.

Жилища. Современные жилища пародов Север­ного Кавказа очень похожи — по конструкции, строи­тельному материалу, планировке, внутреннему облику и убранству. В прошлом различия были существенны­ми. В безлесном горном Дагестане дома чаще строили из камня, а в Карачае — из бревен. В равнинных местнос­тях основным строительным материалом был саман­ный кирпич {сформованная и высушенная на солнце смесь глины с соломой). Встречались также постройки со стенами из обмазанного глиной плетня, каркасные жилища и др.

Чечню, Ингушетию, Осетию и отчасти Балкарию иногда называли страной башен. Во многих горных селениях до сих пор среди "полуразвалившихся древ­них домов возвышаются стройные боевые башни, при­дающие этим селениям неповторимый архитектурный облик, напоминающий о седой старине. Датируются эти башни XVI—XVIII вв. В минуту опасности в них укрывались целые семейные объединения, состоявшие из нескольких семей. По обычаю, строительство баш­ни полагалось завершить в течение года: в противном случае ее так и оставляли недостроенной (такие башни сохранились до сих пор). Их возведение требовало большого количества камней. Это породило поговорку; «Из одной башни можно построить целый аул, а из аула нельзя выстроить и одной башни». Строительство ба­шен носило и престижный характер. При сватовстве, например, справлялись, есть ли у семьи невесты баш­ня. Значимым подарком считался камень для строитель­ства башни.

Важный элемент традиционного кавказского дома — очаг, служивший для обогрева жилища и при­готовления пищи. Очаг отождествляли с жилищем и семьей. У карачаевцев установка приочажного камня по своему значению приравнивалась к укладке перво­го венца сруба дома и сопровождалась особым ритуа­лом с высказыванием благопожеланий. При разделе семьи разделившихся так и называли; «разделившие огонь». Как к священным предметам относились так­же к надочажной цепи, котлу и даже — к углю и золе. Они были семейными святынями. Надочажная цепь символизировала единение семьи. Кровник (объект кровной мести), успевший, войдя в дом врага, дотро­нуться до надочажной цепи, прекращал этим кровную месть. У осетин был обычай: если умирал бездетный человек, то с ним на кладбище выносили надочажную цепь.

В современных домах очага нет. Но их интерьер говорит об устойчивой приверженности их обитателей священному обычаю гостеприимства. Об этом свиде­тельствует большое число спальных мест в каждой комнате — традиция отмечать торжества с большим числом приглашенных неизбежно связана с устрой­ством ночлега. Согласно обычаю, даже Bpaiy не отка­зывали в приюте, не спрашивали, как долго гость на­мерен оставаться в доме. В типичных кавказских до­мах для гостей непременно отводилось особое помещение — кунацкая (от слова кунак — друг, побра­тим). Ею нередко служила отдельная постройка. В виде особой комнаты, в которой никто не живет, кунацкая остается обязательной принадлежностью и современ­ного сельского дома.

Одежда. Сходство природно-климатических усло­вий, социально-экономического развития и различные виды культурных связей привели к появлению общих черт в одежде народов Северного Кавказа, особенно к формированию общего типа мужской одежды, иной раз почти одинаковой у разных народов. Очень похожая одежда распространилась среди казаков, а также на­родов Закавказья. Мужской костюм состоял из черкес­ки, бешмета или рубахи, штанов с широким или уз­ким шагом1, ноговиц, дополнявшихся обувью с мягкой подошвой из кожи или сафьяна. Обязательным был пояс (кожаный, с серебряными или просто металли­ческими накладками) с кинжалом; головным убором служили папаха и разнообразные войлочные шапки для повседневной носки. Дорожная одежда дополнялась буркой и башлыком. Как бы ни был беден горец, но пояс с кинжалом был у него всегда.

Символом мужского достоинства служил и головной убор — папаха или шапочка (наподобие тюбетейки). Для мусульман ношение головного убора обязательно как на улице, так и в помещении. В прошлом лишиться головно­го убора — даже в бою — было для горца равносильно потере чести. По свидетельству очевидца, во время воен­ных действий на Северо-Западном Кавказе горец, стоя на коленях, просил солдата, сбившего с него шапку, сне­сти и голову, считая себя обесчещенным.

Неизменными составными частями женского (и де­вичьего) костюма у всех народов Северного Кавказа были: рубаха туникообразного покроя с длинными — до кисти — рукавами и штаны с широким шагом. Голо­ву и плечи покрывал платок. В праздники на рубаху надевали украшенный шитьем кафтанчик с серебря­ными нагрудными застежками и поверх него — похо­жее на черкеску распашное платье с застежкой на талии. Платье украшалось золотым шитьем и галуна­ми. Обязательным элементом был кожаный пояс с серебряной пряжкой. У вайнахских девушек празднич­ный костюм состоял из тех же элементов, что и повсед­невный — платья-рубахи, штанов и большого головно­го платка — и отличался от повседневного лишь более добротной тканью и большим количеством украшений. В особо торжественных случаях надевали верхнее пла­тье распашного покроя с разрезными рукавами и на­шитыми от ворота до талии серебряными украшения-ми — застежками.

Женская одежда отличалась от девичьей лишь не­которыми деталями. У карачаевских и балкарских жен­щин головной убор состоял из двух платков разной ве­личины, из которых нижний завязывался особым узлом на темени. Осетинки один из двух платков (нижний) накидывали на голову, спуская концы на спину или на грудь; поверх него они надевали еще один платок в виде налобной повязки. Чеченские женщины носили особый головной убор — чухту (подобие узкого несшитого меш­ка); в него закладывали волосы и полностью закрывали им волосы до лба; поверх чухты накидывали шаль, закручивая ее так, чтобы бахрома свисала вокруг голо­вы. Большим разнообразием отличаются костюмы и головные уборы женщин Дагестана.

Пища. Основу питания большинства народов Се­верного Кавказа и Дагестана составляет молочно-рас-тительная пища. Главное место занимает, конечно, хлеб (из пресного и кислого теста). Одним из вариантов хле­ба на Северо-Западном Кавказе у народов адыгского круга, абазин стала густо сваренная каша — паста или мамалыга (прежде из просяной крупы, а теперь — ку­курузной или пшеничной), которую едят как остужен­ной, нарезанной крупными ломтями, так и горячей, заполняя ее кусочками сыра и добавляя кислое моло­ко, острые приправы, подливки. Это мучное блюдо считается престижным, и его готовят для самых почет­ных гостей.

Широко распространено мнение, что основой пи­щевого рациона горцев является мясная пища. Тради­ция горцев — угощать соседей всегда, когда режут птицу и скот на мясо, вероятно, создала такое впечат­ление. Но угощение — это, скорее, лакомство, чем будничный, основной рацион. Гордостью и показате­лем состоятельности горцев было живое поголовье скота, а не мясная пища на обыденном столе. Это свидетельство рачительности хозяйствования народов. Мясо у горцев — это по преимуществу праздничная еда. Мясные кушанья непременно включались в число блюд, подаваемых гостям. Наиболее популярно мясо в вареном виде. Интересен порядок подачи блюд: снача­ла обычно ели мясные блюда, а уже потом еду запива­ли крепким бульоном, который часто заправляли кис­лым молоком.

Визитной карточкой кавказцев стал завоевавший популярность во всем мире шашлык (кусочки мяса, поджаренные на вертеле}. В прошлом шашлык из мяса был непозволительной роскошью. Прежде его гото­вили только из субпродуктов: печени, сердца, легких (в наши дни именно такой шашлык считается делика­тесом, т. к. его приготавливают из только что освеже­ванного животного). Очень характерны для северокав­казской кухни различные варианты дагестанского хин-кали — аварского, кумыкского, лакского и других (крупные пельмени или кусочки вареного мяса впере­мешку с клецками в мясном бульоне). Обязательным на столе горцев является сыр, сквашенное молоко. У карачаевцев и балкарцев кислое молоко -— айран — самый популярный напиток, получивший известность далеко за пределами Кавказа. Все кавказцы едят много зелени — кинзу, укроп, черемшу, лук, чеснок и мн. др.

В наше время многие традиционные блюда приго­товляют в праздники и при приеме гостей. Вместе с тем в повседневный быт вошли современные полуфаб­рикаты, печеный хлеб, бакалейные и кондитерские изделия. Обилие винограда обусловило распростране­ние и закрепление в системе питания жителей Север­ного Кавказа вин — домашних и фабричного изготов­ления.

Антропологическая хар-ка

Несмотря на языковое различие, в антропологии отношении население Кавказа сравнительно однородно. Все коренные народы Кавказа в общем чаще всего имеют темные волосы, темные или смешанные по цвету глаза, резко выступающие носы, часто с выпуклой спинкой, и слегка опущенным основанием, сильно развит третичный волосяной покров. За исключением Ногайцев и Трухмен, в антропологическом типе которых преобладает монголоидные элементы, такие как наличие эпикантуса, низкое переносье, слабый рост бороды, невысокий рост и т.д., все народы Кавказа относятся разным вариантам южной ветви Европоидной расы.

 

Три основных этноса Закавказья – армяне, грузины и азербайджанцы – принадлежат к трем совершенно разным языковым семьям, исповедуют разные религии и имеют разные государственные традиции.

Армяне один из древнейших народов, ныне живущих на земле, говорят на изолированном (не принадлежащем ни к одной группе) языке Индоевропейской семьи. Грузины говорят на языке особой Кавказской семье, к другим группам которой принадлежат языки ряда народов Северного Кавказа (абхазов, адыгов, кабардинцев, чеченцев и других). Азербайджанский язык принадлежит к числу тюркских и имеет, в частности, много общего с турецким.

Армяне исповедуют монофизитство – ответвление христианства, которое отделилось от основного религиозного древа еще до разделения на католицизм и православие. В современном мире то же направление христианства широко распространено еще только в одной стране – в Эфиопии. Грузины исповедуют православие и имеют собственную автокефальную церковь со своим патриархом.

Верующие азербайджанцы – мусульмане, при этом большая часть из них придерживается шиитского направления (господствующего в Иране), а меньшая – суннитского (господствующего в Турции и в большинстве других стран мусульманского мира).

С предками армян связывают государства, существовавшие на северо-востоке Малой Азии еще три с половиной тысячи лет назад. На протяжении многих столетий армянам приходилось вести борьбу с самыми разнообразными завоевателями. С XI века берет свое начало противостояние армян и турок (первоначально –сельджуков, потом – османов, включивших армянские земли в состав своей империи). Тогда же началось формирование армянской диаспоры, рассеянной как в европейских, так и в азиатских странах, а позже – по всему миру. По своим масштабам, сплоченности, влиянию она сопоставима только с еврейской.

Возникновение грузинского государства относят к IV в. до н.э. Расцвет Грузинское царство переживало в XI-XII вв.

В дальнейшем грузинские земли подвергались многочисленным завоеваниям, распадались на отдельные княжества.

Азербайджанский этнос сформировался на основе разнообразных тюркских племен и народностей, волнами переселявши

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...