Северный Кавказ и Закавказье.
НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. 1. ГЕОГРАФИЯ Н ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ Северный Кавказ является частью Российской Федерации. Географическое положение Кавказа своеобразно: географы включают Северный Кавказ в состав Восточной Европы, а Закавказье — в обширный регион Западной Азии. Естественной границей, разделяющей Северный Кавказ и Закавказье, является Большой Кавказский хребет. Каспийское и Черное моря омыва-. ют Кавказ с востока и запада, оставляя прибрежные полосы — пути, по которым с древнейших времен проходило освоение этой области людьми. В соответствии с классификациями, принятыми в этнологической науке, Кавказ считается самостоятельной историко-этнографической областью, но при этом Северный Кавказ рассматривается как часть целого. В свою очередь, на Северном Кавказе обычно выделяют в качестве особых историко-этнографических подобластей Дагестан, а также Восточный, Центральный и Северо-Западный Кавказ. Северный Кавказ относительно невелик по площади, однако он представляет собой пример замечательного многообразия народов, языков и культур. Особенно отличается этим Дагестан. Арабские средневековые географы называли Кавказ «горой языков» — Джебель уль-аль сун. На языковом разнообразии сказались контакты местного населения с пришлыми группами. Сложные исторические процессы формирования этносов и их культур нашли свое отражение в многочисленных легендах и сказках народов Северного Кавказа, нередко совпадающих в своей смысловой основе. Б результате этих процессов ираноязычными стали осетины (более 600тыс. чел.), тюркоязычными — карачаевцы (173 тыс.), балкарцы (75тыс.), кумыки (286 тыс.). Антропологические данные и культура этих народов свидетельствуют о родстве их с теми группами горцев, что говорят на так называемых собственно кавказских языках. Ученые до сих пор не могут дать бесспорного ответа на вопрос, почему в одних случаях сравнительно небольшие группы пришлого населения смогли «навязать» свой язык части коренных жителей, а в других случаях языковая ассимиляция не произошла.
Древнейшие языки местного населения — собственно кавказские, для которых характерны дробность и многообразие. В Дагестане язык жителей одной долины и даже аула (например, аула Кубачи) сильно отличается от языка соседей. В то же время есть и крупные языковые общности — аварцы (594 тыс. чел.), лезгины (295 тыс.), осетины и др. Одно из возможных объяснений этого факта — географическая изолированность. Для собственно кавказских языков типичны такие черты, как обилие согласных звуков и малое количество гласных; в некоторых языках чрезвычайно развита система склонения (большое количество падежей). Гипотезы о родстве кавказских языков с языками других семей (в том числе, с языками басков Испании и буришков Северной Индии) остаются недоказанными. На Северном Кавказе обильно представлены различные этнические названия — как экзоэтнонимы (этнические имена, присвоенные носящим их народам другими народами), так и эндоэтнонимы (самоназвания). Например, названия, под какими известны остальному миру такие народы, как чеченцы (более 1 млн. чел.)1 или ингуши, — это экзоэтнонимы; а сами себя они называют иначе: соответственно, нахчо и галгаи (кроме того, у этих двух народов есть общепринятое общее название — вайнахи, от которого происходит такой термин, как «нахско-дагестанские языки»). Осетины называют кабардинцев касаги, балкарцев — асы, чеченцев — цеценага, ингушей — мадал. Сложная языковая ситуация на Северном Кавказе отражает не менее сложную этническую историю населяющих его народов. Находки эпохи палеолита свидетельствуют, что освоение человеком Северного Кавказа началось в глубокой древности и что прошло много времени, прежде чем здесь сложилась теперешняя картина расселения народов.
Выявлено несколько потоков переселенцев на Северный Кавказ в более поздние эпохи (первоначально с юга). Б дальнейшем содержанием этнической истории этого района Земли стало взаимодействие новых пришельцев и ранее расселившихся здесь этносов. В позднем неолите {VII—Утыс. до н, э.) совершился переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству). Раньше он начался в близких к Кавказу областях Западной Азии. Увеличение численности населения и связанные с этим поиски новых земель для посевов способствовали миграциям в направлении Кавказа из Малой Азии. В эпоху неолита земледельческое население отсюда расселилось на Северо-Западный Кавказ, проникнув туда по побережью Черного моря. Стали формироваться связи аборигенов Северного Кавказа со степными племенами. Здесь закладывались основы адыгского этноса. Предки адыгов обитали в верховьях Терека и Кубани, в прилегающих к ним предгорьях и на равнине. Часть местных племен расселилась в труднодоступных горных районах. Они могли составить основу формирования осетин, карачаевцев и балкарцев. В пределах современной Чечни западный поток мигрантов на рубеже III—II тыс. до н. э. был остановлен встречным — из Западной Азии по побережью Каспия — движением племен куро-аракской культуры. Полагают, что в процессе ассимиляции пришельцев началось расхождение диалектов и формирование современных языков восточнокавказской группы — дагестанских и нахских. В эпоху поздней бронзы расцветает каякентско-хорочаевская культура, носителей которой считают прямыми предками как дагестанцев, так и чеченцев и ингушей. Народы Северного Кавказа ^ 2. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Этногенез. В конце II тыс. до н. э. население Северного Кавказа попало под сильное влияние степных племен Юго-Восточной Европы, среди которых исследователи склонны видеть и древнейших индоевропейцев (то есть племена, говорившие на языках индоевропейской семьи). Их воздействие на местные племена было различным. В одних случаях произошло культурное и этническое смешение с преобладанием степных элементов, в других — горные районы стали укрытием для аборигенов.
Ранний железный век в Юго-Восточной Европе ознаменовался образованием скифского государства. Язык народа, давшего ему название, принадлежал к миру иранских языков. Тогда-то, вероятно, и произошла иранизация культуры и языка некоторых северокавказских народов — например, осетин (самоназвание upon, на западе Северной Осетии —дигорон). В конце I тыс. до н. э. на всей территории былого господства скифов их сменили также иранские По языку племена сарматов. Но ряд племен Прикубанья сумел сохранить древнюю культуру и язык. Иначе складывалось взаимодействие с ираноязычными степняками в Приэльбрусье. Отдельные группы сарматов проникли в горы, расселились среди аборигенов и слились с ними. Наиболее активно происходило оседание в горах сарматских племен аорсов, а позднее — аланов. А вот население Центрального Кавказа смешалось с пришельцами из степей и подверглось языковой ассимиляции. Как правило, в таких случаях возникало двуязычие. Топонимия горного Кавказа и дигорский диалект осетинского языка сохранили много местных элементов. В предгорных районах сарматизация культуры проявилась сильнее. На востоке Кавказа и в Дагестане появление степных соседей не изменило картины этнического развития, в том числе и языка местного населения — чеченцев, ингушей, народов Дагестана. Однако археология подтверждает проникновение сарматских элементов в материальную культуру горских народов. Бурные политические события начала I тыс. н. э., оказавшие воздействие на народы Европы и Азии, не обошли стороной и Кавказ. Великое переселение народов отозвалось и на его жителях. В конце IV в. здесь появились различные племена во главе с гуннами. Подверглись разгрому аланы, большая часть ираноязычного населения бежала в горы, в верховья рек Лабы, Урупа, Ассы. Это еще более способствовало иранизации части горского населения. Сильные потоки завоевателей сдвигали многие группы населения с привычных мест обитания. Все это усложнило процесс формирования севсрокавказских народов, усилило их этническое многообразие.
Вторжение гуннов на Кавказ началось с востока. Не проникая в горы, они прошли приморским «коридором», частью оседая в предгорьях и на прилегающих к Каспию землях. Их языки принадлежали к тюркской семье, и с их приходом начинается тюркизация части населения Дагестана (этносов Западного Прикаспия). Внутреннего Дагестана эти процессы не коснулись. Тюркское влияние усилилось в половецкую (иначе — куманскую) эпоху (XI — XIII вв.), так как территория, в пределах которой формировалась современная кумыкская народность (прилегающие к Каспийскому приморскому коридору районы Дагестана), находилась на оживленном торговом пути, связывавшем половецкую степь с Восточным Закавказьем. Тюркизации подверглась и часть племен Центрального Кавказа. Среди тюркских групп, пришедших в конце IV в. вместе с гуннами и позднее, были и булгар-ские племена. Политическая нестабильность вынудила часть булгар вторгнуться в пределы Северного Кавказа. С этим связано начало тюркизации в раннее Средневековье жителей ряда районов Северного Кавказа, ранее населенных, как о том свидетельствуют археологические данные, аланами (Пятигорье, Кабардино-Балкария, Верхняя Кубань); сейчас здесь живут тюркоязыч-ные карачаевцы и балкарцы. В XIII в. в Приэльбрусье, Балкарии и на Верхней Кубани появились кыпчаки. Расселившись среди коренного населения, они завершили тюркизацию языка предков.. Это привело к восприятию местными жителями некоторых элементов кочевнических традиций. Среди коренных этносов Северного Кавказа есть народ, происхождение которого непосредственно с Кавказом не связано. Но его история тесно сопряжена с ним. Это —ногайцы (58 тыс, чел.), занимающие ныне часть степей Предкавказья. Предки современных ногайцев исстари кочевали, а затем перешли к оседлой жизни. Этническая история ногайского народа ведет начало от времени распада Золотой Орды в конце XIV в. Из ее состава выделился мангытский юрт (племя) во главе с Едигеем, происходившим из тюркизированно-го монгольского племени мангытов. Когда Мангыт-ская Орда получила название ногай — неизвестно, В середине XVI в. из-за феодальных междоусобиц Орда распалась на больших и малых ногасв. Современные ногайцы —- потомки их обоих. На протяжении веков в жизни народов Северного Кавказа происходили значительные изменения: менялись границы расселения отдельных народов, протекали процессы ассимиляции или консолидации. На сложные внутренние этнические процессы оказывала воздействие острейшая внешнеполитическая борьба, внешняя экспансия, столкнувшая на Кавказе интересы Турции, Ирана, России и других стран.
Политические события и их этнические последствия. Столкновение политических интересов России и Турции спровоцировало Кавказскую войну (1817 — 1864). Наиболее упорно сопротивлялось присоединению к России население на Восточном Кавказе в те годы, когда движение возглавил имам Шамиль (1799 — 1871) — светский и духовный глава Дагестана и Чечни. Ему удалось создать здесь теократическое государство (имамат)1. Законодательной основой этого государства стало мусульманское право — шариат, в то время как основная масса населения придерживалась в быту норм обычного права — адата. Это осложняло внутригосударственную ситуацию, но не мешало упорно сопротивляться утверждению России на Северном 1 Форма государственного устройства (в мусульманском миро), при которой во главе государства стоит глава духовной власти. Кавказе. Война принесла немало бед горским народам. Для России победа в ней также была оплачена тяжелыми потерями. Тем не менее присоединение Северного Кавказа к России открыло пути для культурного обмена и постепенного сближения северокавказских этносов с русской культурой, включения их в экономическую жизнь огромной державы. На исходе Кавказской войны многие народы Кавказа были вовлечены в мухаджирское движение — за переселение в Турцию. До этого эмиграция в Турцию носила преимущественно экономический характер — с торговыми целями, в поисках более обеспеченной жизни — и также могла осуществляться с целью духовного совершенствования. В новой, послевоенной ситуации ее характер изменился. Переселение стало массовым. В результате Северный Кавказ лишился значительной части населения, а некоторые группы, например убыхи, жившие на западной части Черноморского побережья, целиком переселились в Турцию. В меньшей степени до сравнению с адыгами, абазинами, абхазами и чеченцами мухаджирство коснулось дагестанцев. Но все же на Ближнем Востоке аварцами, кумыками и даргинцами было основано несколько селений. Потомки кавказских мухаджиров в настоящее время живут в Ираке, Сирии, Йемене и других странах. Дагестанская диаспора наиболее многочисленна в Турции. Ее особенность в том, что проживающие здесь даргинцы и лакцы перешли на аварский язык, что объясняется большей численностью аварцев и частыми межнациональными браками. Судя по опубликованным данным, две трети дагестанцев в Турции (из более чем 80 тыс.) уже не владеют родным языком. После революции 1917 г. на Северном Кавказе при содействии советской власти сложилась система автономных республик, которая существует до сих пор. В конце Великой Отечественной войны (1944) несколько народов Северного Кавказа (балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы) подверглись депортации в восточные районы СССР. Лишь в конце 1950-х гг. после того как депортация была официально признана незаконной, эти народы вернулись в места прежнего проживания. В годы депортации они сумели сохранить традиционный образ жизни. Картина расселения горских народов на протяжении их истории часто менялась из-за малоземелья. Нехватку земли горцы испытывали всегда. Особой остроты эта проблема достигла в конце XIX в. Одним из способов ее решения стало переселение горцев в предгорья и на равнину. Наиболее активно этот процесс протекал во второй половине XX в. В него были вовлечены многие народы Дагестана. Советское государство поддерживало переселение, результатом которого стало создание новых крупных населенных пунктов, некоторые из них превратились в города, Важно отметить, что по этническому составу большинство новых селений стали многонациональными, что также изменило этническую картину расселения народов Дагестана. В 1990 г. национальные республики Северного Кавказа приобрели статус субъектов Российской Федерации. В 1994 — 1995 гг. чрезвычайное обострение отношений между центральной властью России и руководством Чечни (Республики Ичкерии) переросло в вооруженный конфликт. Борьба местных незаконных вооруженных формирований против властей и населения соседних республик (например, Дагестана) и областей, а также против федеральных вооруженных сил существенно осложняет межэтнические отношения на Северном Кавказе. 3.ХОЗЯЙСТВО Возникновение земледелия здесь относится к глубокой древности. И до сих пор в сочетании со скотоводством оно остается основным занятием большей части сельского населения. Продукты земледелия и скотоводства составляют основу питания горцев. Даже высоко в горах, где практически нет пригодной для земледелия земли, используется каждый ее клочок, часто созданный искусственно. Народное предание с горьким юмором повествует о том, как горец сбросил на землю бурку (валяная шерстяная накидка) и не увидел своего «поля», так как все оно оказалось накрыто буркой. Эти крохотные участки земли среди скал Дагестана особенно хорошо видны при спуске с высокогорья. Кажется, что горы покрыты лоскутным одеялом. Иначе выглядят предгорья, долинные и равнинные районы. Здесь значительно теплее. Помимо зерновых культур и огородных растений, тут выращивают виноград, бахчевые культуры, айвовые и абрикосовые деревья и др. Животноводство. Земледелие без скотоводства существует крайне редко. Чтобы вспахать землю, в прошлом в качестве тягловой силы использовали волов, буйволов. Лошадь на Северном Кавказе обычно служила для верховой езды или как вьючное животное. Коровы и овцы обеспечивали людей молочными продуктами. Осетины-христиане разводят также свиней. Разведение различных видов домашней птицы — кур, гусей, индеек, уток — также устойчивая часть сельского хозяйства народов Северного Кавказа. Подсобные отрасли хозяйства дополняли эти занятия. Среди них охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство. Ремесло. Важную роль в хозяйственной деятельности играли ремесла: ткачество, сукноделие, гончарство, ковроткачество, ювелирное мастерство, обработка металла, камня, дерева, рога. Иногда ремесло становилось основным источником дохода. Не только на Кавказе, но и во всем мире известны изделия злато- и сереброкузнецов из высокогорного дагестанского селения Кубачи. Уже в IX в. арабские географы называли кубачинцев персидским словом «зирехгерен» (коль-чужники). Основными занятиями всех мужчин этого селения были металлообработка и оружейное дело. Холодное оружие, кольчуги, панцири кубачинцев находили покупателей на Кавказе, в Турции, Иране, а с конца XIX в. — в России и Западной Европе. В XX в. — вплоть до настоящего времени — в Кубачах изготавливаются ювелирные изделия и высокохудожественные предметы домашней утвари (традиционные женские браслеты, кубки из рога, кумганы, рюмки, обрамленные металлом с чеканкой и т. п.) В советские годы бурными темпами на Северном Кавказе развивалась промышленность. Это способствовало оттоку сельского населения в города. Число городов и рабочих поселков городского типа быстро росло. Они стали центрами подготовки кадров национальных специалистов во многих отраслях промышленности. Особенно бурным этот рост был в 50 —60-е гг. XX в. Это превратило многие республики из аграрных в индустриальные. Хозяйство и верования, календарная обрядность. Хозяйственные занятия — основа жизни. Земля, вода для полива, климатические и иные природные условия — все становилось предметом особого наблюдения и почитания у народов Северного Кавказа. Землю рассматривали как священный объект. Ее нельзя было бить палкой, плевать на нее со злостью, без нужды втыкать в нее острые предметы. А изречение «пусть накажет земля» стало одной из форм клятвы. Тяжек был труд горцев, получение главного продукта питания — хлеба — было сопряжено с многочисленными заботами. Хлеб наделяли магическими свойствами, он имел силу оберега - средства против сглаза (его клали под голову спящему ребенку) и т. п. Даргинцы (один из народов Дагестана) для торжеств и праздников пекли хлебную куклу и делили ее между собой. Хлеб рассматривался как священный источник жизни; считалось, что его нельзя резать ножом (можно только ломать), нельзя есть сразу после извлечения из печи, перепрыгивать через него и т. п. Для районов, где земледелие зависело от дождя и водных источников, характерно особое почитание воды и водной стихии. Обряды, связанные с преодолением засухи, очень сходны у всех народов Кавказа, как, впрочем, и у земледельцев всего мира. В магических обрядах, связанных с вызыванием дождя, использовались змея, лягушка, а также скот, который выводили на поля. На общественные деньги покупали жертвенное животное, которое после разнообразных магических действий убивали, а мясо делили на всех. Ходили по селению с куклой-чучелом, изображавшей божество. Такая важнейшая отрасль хозяйства, как скотоводство, служила показателем обеспеченности, состоятельности, богатства. Поэтому сохранению и приумножению поголовья скота придавали первостепенное значение. С этим тоже сопряжены религиозные представления и обряды. Черепа лошадей прикрепляли к краям загонов для скота в качестве оберегов. Различные приемы использовали для «борьбы» с болезнями животных: прогон скота между кострами, обход с ним вокруг плодородного поля. Наиболее архаичный обычай такого рода соблюдался ахвахцоми (жителями горного Дагестана) — опахивание селения плугом; в него впрягались двенадцать женщин, которые во время своего магического действия отгоняли демонов болезни криками и проклятьями. Весь хозяйственный год кавказцы делили на циклы (периоды), связанные с тем или иным видом деятельности. Каждый из периодов сопровождался определенными обрядами и магическими действиями. Особенно много их приходится на день весеннего равноденствия — 22 марта. То был праздник, призванный «помочь» весне вступить в свои права и заложить основу для урожая. В Дагестане он был особенно популярен среди аварцев и лакцев и сохраняется в наши дни. К празднику полагается готовить ритуальные блюда, обязательными составляющими которых являются семь продуктов, считающихся главными в пищевом рационе: кукуруза, фасоль, пшеница, черный горох, припасенные еще с осени высушенные челюсти и ножки животных, молоко, соль. Готовят хинкал (блюдо из вареного мяса и галушек), ритуальные хлебцы в виде фигурок лошади, быка, петуха и т. п. В прошлом в самый день равноденствия участники обрядов жгли костры — в селениях, на плоских крышах домов, на возвышенностях, считавшихся священными; скатывали с гор горящие поленья, чучела, символически изгоняя таким образом зиму; перепрыгивали через костры — считалось, что это избавляет от застарелых недугов. Важнейшим из обрядов, связанных с весенними полевыми работами, считался обряд проведения первой борозды. В этот день земледельцы украшали животных: аварцы, например, насаживали быкам на рога ритуальные хлебцы, даргинцы — вешали им на рога баранки, лакцы — обмазывали рога жиром и кашей и привязывали к ним разные амулеты. Сам пахарь работал в шубе наизнанку и в папахе из овчины с длинной, вьющейся шерстью (от «сглаза»). После этого 40 дней — до появления всходов — он не должен был бриться и стричься. Многие из этих обрядов и магических действий остались в далеком прошлом и даже забыты, однако сегодня у представителей разных народов Северного Кавказа наблюдается огромный интерес к познанию и обновлению своего прошлого. ^ 4. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В течение веков народы Северного Кавказа выработали сбалансированную систему жизнеобеспечения. Существенную часть ее составляет традиционная бытовая культура (поселения, жилища, одежда, пища, утварь, средства передвижения и т. п.). Поселения. Своеобразны и колоритны селения, расположенные в высокогорье. Из-за особенностей рельефа они до сих пор отличаются скученной планировкой, развтой по вертикали, что делает их похожими на улей: крыша нижнего дома становится двором верхнего. «Деревни издали похожи на орлиные гнезда, — писал очевидец в XIX в., — неудивительно, что 20 дворов помещаются иногда на участке в 100 квадратных саженей, но жителю долины нельзя не подивиться тому, что такой участок... на котором взгромождаются дома из каменных плит почти без цемента, занимает часто обрывистую вершину высокой скалы, откуда нервному человеку даже страшно взглянуть вниз». Рост численности населения, малоземелье вынуждали горцев спускаться на жительство в долины рек, в предгорья. Отдельные семьи основывали однодворные, далеко отстоящие друг от друга селения. Но, постепенно разрастаясь, семьи делились, а женатые сыновья строили рядом свои дома. Селения вытягивались вдоль долин, превращаясь в один аул, но с кварталами, заселенными родственниками. В современных сельских селениях родственники также при малейшей возможности стараются селиться рядом. В прошлом планировка селений была хаотичной, однако уже со второй половины XIX в. она постепенно заменяется улично-квартальной. Города. Древнейший город на Северном Кавказе — Дербент (с V в. н. э.}. Другие города здесь появились позднее, главным образом в XVIII и XIX вв. Возникшие в 1780-х гг. Моздок, Ставрополь и Кизляр сразу же стали играть значительную роль в экономическом развитии региона. В первой половине XIX в. были основаны Петровск-Порт (ныне Махачкала), Екатеринодар (ныне Краснодар), Владикавказ, Грозный и ряд других. К концу XIX в. они стали центрами городской жизни и проводниками европеизированных культурно-бытовых, стандартов в горскую среду. Население в северокавказских городах поначалу состояло по преимуществу из русских. В период с 1920 по 3980 г. в его составе постоянно увеличивалась прослойка представителей местных национальностей. Именно города стали университетскими и научными Народы Северного Кавказа центрами, здесь возникли национальные театры, издательства, библиотеки и другие виды профессиональной культуры. Жилища. Современные жилища пародов Северного Кавказа очень похожи — по конструкции, строительному материалу, планировке, внутреннему облику и убранству. В прошлом различия были существенными. В безлесном горном Дагестане дома чаще строили из камня, а в Карачае — из бревен. В равнинных местностях основным строительным материалом был саманный кирпич {сформованная и высушенная на солнце смесь глины с соломой). Встречались также постройки со стенами из обмазанного глиной плетня, каркасные жилища и др. Чечню, Ингушетию, Осетию и отчасти Балкарию иногда называли страной башен. Во многих горных селениях до сих пор среди "полуразвалившихся древних домов возвышаются стройные боевые башни, придающие этим селениям неповторимый архитектурный облик, напоминающий о седой старине. Датируются эти башни XVI—XVIII вв. В минуту опасности в них укрывались целые семейные объединения, состоявшие из нескольких семей. По обычаю, строительство башни полагалось завершить в течение года: в противном случае ее так и оставляли недостроенной (такие башни сохранились до сих пор). Их возведение требовало большого количества камней. Это породило поговорку; «Из одной башни можно построить целый аул, а из аула нельзя выстроить и одной башни». Строительство башен носило и престижный характер. При сватовстве, например, справлялись, есть ли у семьи невесты башня. Значимым подарком считался камень для строительства башни. Важный элемент традиционного кавказского дома — очаг, служивший для обогрева жилища и приготовления пищи. Очаг отождествляли с жилищем и семьей. У карачаевцев установка приочажного камня по своему значению приравнивалась к укладке первого венца сруба дома и сопровождалась особым ритуалом с высказыванием благопожеланий. При разделе семьи разделившихся так и называли; «разделившие огонь». Как к священным предметам относились также к надочажной цепи, котлу и даже — к углю и золе. Они были семейными святынями. Надочажная цепь символизировала единение семьи. Кровник (объект кровной мести), успевший, войдя в дом врага, дотронуться до надочажной цепи, прекращал этим кровную месть. У осетин был обычай: если умирал бездетный человек, то с ним на кладбище выносили надочажную цепь. В современных домах очага нет. Но их интерьер говорит об устойчивой приверженности их обитателей священному обычаю гостеприимства. Об этом свидетельствует большое число спальных мест в каждой комнате — традиция отмечать торжества с большим числом приглашенных неизбежно связана с устройством ночлега. Согласно обычаю, даже Bpaiy не отказывали в приюте, не спрашивали, как долго гость намерен оставаться в доме. В типичных кавказских домах для гостей непременно отводилось особое помещение — кунацкая (от слова кунак — друг, побратим). Ею нередко служила отдельная постройка. В виде особой комнаты, в которой никто не живет, кунацкая остается обязательной принадлежностью и современного сельского дома. Одежда. Сходство природно-климатических условий, социально-экономического развития и различные виды культурных связей привели к появлению общих черт в одежде народов Северного Кавказа, особенно к формированию общего типа мужской одежды, иной раз почти одинаковой у разных народов. Очень похожая одежда распространилась среди казаков, а также народов Закавказья. Мужской костюм состоял из черкески, бешмета или рубахи, штанов с широким или узким шагом1, ноговиц, дополнявшихся обувью с мягкой подошвой из кожи или сафьяна. Обязательным был пояс (кожаный, с серебряными или просто металлическими накладками) с кинжалом; головным убором служили папаха и разнообразные войлочные шапки для повседневной носки. Дорожная одежда дополнялась буркой и башлыком. Как бы ни был беден горец, но пояс с кинжалом был у него всегда. Символом мужского достоинства служил и головной убор — папаха или шапочка (наподобие тюбетейки). Для мусульман ношение головного убора обязательно как на улице, так и в помещении. В прошлом лишиться головного убора — даже в бою — было для горца равносильно потере чести. По свидетельству очевидца, во время военных действий на Северо-Западном Кавказе горец, стоя на коленях, просил солдата, сбившего с него шапку, снести и голову, считая себя обесчещенным. Неизменными составными частями женского (и девичьего) костюма у всех народов Северного Кавказа были: рубаха туникообразного покроя с длинными — до кисти — рукавами и штаны с широким шагом. Голову и плечи покрывал платок. В праздники на рубаху надевали украшенный шитьем кафтанчик с серебряными нагрудными застежками и поверх него — похожее на черкеску распашное платье с застежкой на талии. Платье украшалось золотым шитьем и галунами. Обязательным элементом был кожаный пояс с серебряной пряжкой. У вайнахских девушек праздничный костюм состоял из тех же элементов, что и повседневный — платья-рубахи, штанов и большого головного платка — и отличался от повседневного лишь более добротной тканью и большим количеством украшений. В особо торжественных случаях надевали верхнее платье распашного покроя с разрезными рукавами и нашитыми от ворота до талии серебряными украшения-ми — застежками. Женская одежда отличалась от девичьей лишь некоторыми деталями. У карачаевских и балкарских женщин головной убор состоял из двух платков разной величины, из которых нижний завязывался особым узлом на темени. Осетинки один из двух платков (нижний) накидывали на голову, спуская концы на спину или на грудь; поверх него они надевали еще один платок в виде налобной повязки. Чеченские женщины носили особый головной убор — чухту (подобие узкого несшитого мешка); в него закладывали волосы и полностью закрывали им волосы до лба; поверх чухты накидывали шаль, закручивая ее так, чтобы бахрома свисала вокруг головы. Большим разнообразием отличаются костюмы и головные уборы женщин Дагестана. Пища. Основу питания большинства народов Северного Кавказа и Дагестана составляет молочно-рас-тительная пища. Главное место занимает, конечно, хлеб (из пресного и кислого теста). Одним из вариантов хлеба на Северо-Западном Кавказе у народов адыгского круга, абазин стала густо сваренная каша — паста или мамалыга (прежде из просяной крупы, а теперь — кукурузной или пшеничной), которую едят как остуженной, нарезанной крупными ломтями, так и горячей, заполняя ее кусочками сыра и добавляя кислое молоко, острые приправы, подливки. Это мучное блюдо считается престижным, и его готовят для самых почетных гостей. Широко распространено мнение, что основой пищевого рациона горцев является мясная пища. Традиция горцев — угощать соседей всегда, когда режут птицу и скот на мясо, вероятно, создала такое впечатление. Но угощение — это, скорее, лакомство, чем будничный, основной рацион. Гордостью и показателем состоятельности горцев было живое поголовье скота, а не мясная пища на обыденном столе. Это свидетельство рачительности хозяйствования народов. Мясо у горцев — это по преимуществу праздничная еда. Мясные кушанья непременно включались в число блюд, подаваемых гостям. Наиболее популярно мясо в вареном виде. Интересен порядок подачи блюд: сначала обычно ели мясные блюда, а уже потом еду запивали крепким бульоном, который часто заправляли кислым молоком. Визитной карточкой кавказцев стал завоевавший популярность во всем мире шашлык (кусочки мяса, поджаренные на вертеле}. В прошлом шашлык из мяса был непозволительной роскошью. Прежде его готовили только из субпродуктов: печени, сердца, легких (в наши дни именно такой шашлык считается деликатесом, т. к. его приготавливают из только что освежеванного животного). Очень характерны для северокавказской кухни различные варианты дагестанского хин-кали — аварского, кумыкского, лакского и других (крупные пельмени или кусочки вареного мяса вперемешку с клецками в мясном бульоне). Обязательным на столе горцев является сыр, сквашенное молоко. У карачаевцев и балкарцев кислое молоко -— айран — самый популярный напиток, получивший известность далеко за пределами Кавказа. Все кавказцы едят много зелени — кинзу, укроп, черемшу, лук, чеснок и мн. др. В наше время многие традиционные блюда приготовляют в праздники и при приеме гостей. Вместе с тем в повседневный быт вошли современные полуфабрикаты, печеный хлеб, бакалейные и кондитерские изделия. Обилие винограда обусловило распространение и закрепление в системе питания жителей Северного Кавказа вин — домашних и фабричного изготовления. Антропологическая хар-ка Несмотря на языковое различие, в антропологии отношении население Кавказа сравнительно однородно. Все коренные народы Кавказа в общем чаще всего имеют темные волосы, темные или смешанные по цвету глаза, резко выступающие носы, часто с выпуклой спинкой, и слегка опущенным основанием, сильно развит третичный волосяной покров. За исключением Ногайцев и Трухмен, в антропологическом типе которых преобладает монголоидные элементы, такие как наличие эпикантуса, низкое переносье, слабый рост бороды, невысокий рост и т.д., все народы Кавказа относятся разным вариантам южной ветви Европоидной расы.
Три основных этноса Закавказья – армяне, грузины и азербайджанцы – принадлежат к трем совершенно разным языковым семьям, исповедуют разные религии и имеют разные государственные традиции. Армяне один из древнейших народов, ныне живущих на земле, говорят на изолированном (не принадлежащем ни к одной группе) языке Индоевропейской семьи. Грузины говорят на языке особой Кавказской семье, к другим группам которой принадлежат языки ряда народов Северного Кавказа (абхазов, адыгов, кабардинцев, чеченцев и других). Азербайджанский язык принадлежит к числу тюркских и имеет, в частности, много общего с турецким. Армяне исповедуют монофизитство – ответвление христианства, которое отделилось от основного религиозного древа еще до разделения на католицизм и православие. В современном мире то же направление христианства широко распространено еще только в одной стране – в Эфиопии. Грузины исповедуют православие и имеют собственную автокефальную церковь со своим патриархом. Верующие азербайджанцы – мусульмане, при этом большая часть из них придерживается шиитского направления (господствующего в Иране), а меньшая – суннитского (господствующего в Турции и в большинстве других стран мусульманского мира). С предками армян связывают государства, существовавшие на северо-востоке Малой Азии еще три с половиной тысячи лет назад. На протяжении многих столетий армянам приходилось вести борьбу с самыми разнообразными завоевателями. С XI века берет свое начало противостояние армян и турок (первоначально –сельджуков, потом – османов, включивших армянские земли в состав своей империи). Тогда же началось формирование армянской диаспоры, рассеянной как в европейских, так и в азиатских странах, а позже – по всему миру. По своим масштабам, сплоченности, влиянию она сопоставима только с еврейской. Возникновение грузинского государства относят к IV в. до н.э. Расцвет Грузинское царство переживало в XI-XII вв. В дальнейшем грузинские земли подвергались многочисленным завоеваниям, распадались на отдельные княжества. Азербайджанский этнос сформировался на основе разнообразных тюркских племен и народностей, волнами переселявши
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|