Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 56. Память, виды памяти по характеру психической активности




Вопрос 54. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА, времени, движения

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА:

Психическое отражение

Физического пространства

Как вместилища

Различных реальных

Физических объектов,

Включая самого

Наблюдателя (предметы,

Процессы)

Психическое отражение пространственных характеристик физических объектов.

В норме главную роль в восприятии пространства у человека играют зрительные восприятия, которые базируются одновременно и на зрительных, и на двигательных ощущениях. Вспомогательную роль играют слуховые и обонятельные восприятия, а на близких расстояниях - двигательные и осязательные (особенно при восприятии формы).

Восприятие времени:

Восприятие времени включает два аспекта:

1.Условно объективный – связан с последовательностью событий, помогает ориентироваться во времени.

2. Субъективный (связан с личной оценкой событий, отражает ощущение времени)

Восприятие движения:
1) изменяется положение объекта по отношению к нашему телу
2) ГМ фиксирует положение глаз, следящих за объектом.
На восприятие движения оказывает влияние осмысление ситуации на основе прошлого опыта

Стробоскопический эффект - зрительная иллюзия, возникающая в случаях, когда наблюдение какого-либо предмета или картины осуществляется не непрерывно, а в течение отдельных периодически следующих один за другим интервалов времени

1) двигательный параллакс (проекции близлежащих к глазу объектов перемещаются с большей амплитудой, чем проекции равных по размеру удаленных объектов)

2) Автокинетическое движение (статическая картинка может вызвать иллюзию движения при рассматривании, особенно при наклонах головы, основано на иллюзиях конраста)

 

О памяти без вопросов.

Функции мнемических психических образований:

1) сохранение накопленного опыта

2) формирование опыта

3) информационное обеспечение когнитивных процессов

4) информационное обеспечение процессов саморегуляции

Оперативная память (англ. working memory) - вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции. От памяти краткосрочной отличается тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранимыми в памяти долговременной.

5) становление личности человека

Автобиографическая память — вид памяти, обеспечивающий субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути. Содержание П. а. составляют автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни, которыми определяется самоидентичность личности и ее уникальность

 

Забывание утрата возможности воспроизведения информации

Между полным воспроизведением и полным забыванием существует несколько переходных этапов, которые иногда называют «уровнями памяти»:

•Воспроизводящая память позволяет точно припомнить материал в той форме, в которой он изначально был предъявлен человеку.

•Опознающая память делает возможным узнавание информации при повторном взаимодействии с ней.

Облегчающая память обеспечивает более высокую скорость повторного заучивания материала, который, казалось бы, уже окончательно забыт (забывается только конкретная форма материала, но его значимое для человека содержание в преобразованном виде включается в жизненный опыт).

Функции забывания:

1) способствует повышению эффективности обобщения

2) охранительная функция

Интерференция ( от лат. inter – между, ferens – несущий) –

ухудшение сохранения запоминаемого

материала в результате воздействия

(наложения) другого материала, которым

оперирует субъект:

•Ретроактивная – ухудшение сохранения заученного материала вызывается оперированием с последующей информацией

•Проактивная –ранее заученный материал мешает сохранению последующего

Виды памяти (по времени формирования материала):

1)Генетическая – фиксирует процесс развития организма и врожденные формы видового поведения (инстинкты)

2)Прижизненная

3)Импринтинг - (от англ. «запечатлевать») – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов, имеющих жизненно важное значение в первые дни жизни.

Вопрос 56. Память, виды памяти по характеру психической активности

Виды памяти (по характеру психической активности):

1)Двигательная

2)Эмоциональная

3)Образная

4)Словесно-логическая

Двигательная память - •обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, выступая основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых навыков и др.

•возникает в онтогенезе очень рано. Первоначально двигательная память выражается только в условных рефлексах, вырабатывающихся в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизводство движений приобретают сознательный характер, и к концу первого года двигательная память достигает такого уровня развития, который необходим для овладения речью.

•Развитие двигательной памяти происходит не только в первые годы, но и в последующие периоды жизни человека.

Эмоциональная память

•Позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить различные эмоциональные состояния, поскольку эмоции сигнализируют об удовлетворении потребностей, сохраненные в памяти эмоции оказывают побуждающее или удерживающее (в зависимости от модальности вызванного ранее переживания) воздействие на поведение человека.

•У человека можно наблюдать различные проявления эмоциональной памяти. Истинная эмоциональная память представляет собой воспроизведение чувственного состояния, переживание его «по-новому». Абстрагированная эмоциональная память в качестве предмета имеет воспоминание об объекте или ситуации, сохранивших ту или иную аффективную окраску.

•Эмоционально окрашенные воспоминания воспроизводятся человеком лучше остальных. Эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание информации, вызвавшей эмоциональное состояние.

•Часто можно наблюдать трансформацию силы и содержания воспроизводимых состояний.

•Эмоциональная память надмодальна, поэтому принято считать, что эмоциональная память играет важнейшую роль в формировании травматических расстройств личности

Образная память

•Образная память ориентирована на запоминание, сохранение и воспроизведение образов различных модальностей (зрительной, слуховой и др.).

•Образные представления очень неустойчивы и зачастую расходятся с оригиналом, причем с течением времени эти различия могут усугубляться. Отдельные фрагменты образа могут выступать на первый план, «подавляя» остальные.

•Точность воспроизведения в значительной мере определяется участием речи в процессах восприятия: то, что при восприятии было названо, вспоминается более точно.

Словесно-логическая память

•Необходима для запоминания, сохранения и воспроизведения мыслей.

•Особенность —тесная связь с речью человека, опосредованность второй сигнальной системой; это делает словесно-логическую память специфически человеческой, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в определенных формах свойственны и животным.

•Словесно-логическая память может проявляться по-разному. С одной стороны, она позволяет запоминать и воспроизводить только смысл данного материала, с другой стороны, с ее помощью можно отражать не только основную идею, но и ее буквальное словесное выражение.

•В большей степени произвольна, нежели другие виды памяти, и отличается большей точностью воспроизведения.

•Опираясь в своем развитии на другие виды памяти, по мере становления высших психических функций становится ведущей по отношению к ним, и начинает оказывать влияние на их функционирование.

Вопрос 57. Память, виды памяти по длительности сохранения материала.

Виды памяти (по длительности хранения следов воздействия):

1)Мгновенная (сенсорная)

2)Кратковременная

3)Промежуточная???

4)Долговременная

Сенсорная (мгновенная) память

•Представляет собой гипотетическую подсистему памяти, обеспечивающую удержание в течение короткого времени (менее 1 сек) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.

•Является первым этапом обработки поступающего извне материала.

•С ее помощью психика на очень короткое время способна удерживать достаточно точную картину мира, воспринимаемую в данный момент органами чувств. Именно эта подсистема памяти обеспечивает слитное восприятие внешнего мира.

•Характеризуется модальной специфичностью, в связи с чем ее ведущие разновидности получили отдельные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая).

•Материал, сохраняющийся в сенсорной памяти, формируется пассивно, не поддается произвольному управлению, его нельзя специально задержать в памяти, воспроизвести или сделать более отчетливым. Человек получает и удерживает значительно больше информации, чем может впоследствии воспроизвести

Кратковременная память

•Модально неспецифична. Информация в ней представлена не сведениями от отдельных органов чувств (зрения, слуха и т. д.), а абстрактным последовательным кодом. Период консолидации сильно варьирует в зависимости от сложности навыка и характера воздействия, но не превышает часа.

•В отличие от сенсорной, возможно произвольное управление с помощью вербализации (проговаривания) или символизации удерживаемого в памяти.

•Имеет ограниченный объем, поэтому приоритет попасть в эту подструктуру памяти получает та информация, которая в данный момент находится в центре внимания. Принято считать, что объем кратковременной памяти исчисляется в некоторых обобщенных структурных единицах и выражается числом 7±2

Долговременная память

•Представляет собой подсистему памяти, обеспечивающую продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков.

•Информация хранится в длительное время, в некоторых случаях исчисляемое десятилетиями, что обусловливает огромный объем сохраняемого в ней материала.

•Несмотря на то что объем долговременной памяти практически неограничен, доступность хранящейся в ней информации (то есть возможность ее произвольного или непроизвольного воспроизведения) определяется степенью ее организованности и личностной значимости для человека.

Вопрос 58. Память,виды памяти по наличию субъективного усилия и контроля.

1)Непроизвольная

2)Произвольная

 

 

Непроизвольная память Произвольная память
Без волевых усилий и контроля сознания Требует постановки цели на запоминание и сознательного контроля
Генетически первична Возникает на основе непроизвольной
«Природная» память «Социальная» память
Формирует умение воспроизводить материал обобщенно и как руководство к решению задач на это знание   Формирует умение точно воспроизводить индивидуальные черты материала, не связанные с конкретной работой  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...