Вопрос 3. Ситуационные центры
На информацию смотрят только как на средство передачи сообщений, в то время как главная ее особенность ‐ это накопление новых знаний для достижения поставленных целей (в том числе ‐ генерация новых целевых установок). А в более общем смысле этого слова (по мнению ряда ученых) сама жизнь ничто иное, как обработка информации. Ситуационный центр может стать мощным средством борьбы с догматизмом в принятии управленческих решений. С его помощью можно оперативно отслеживать как фиксированный набор интегральных показателей, отражающих узкие места в процессе функционирования объектов управления, так и динамически формировать различные сценарии развития событий при реализации определенных стратегий (в том числе их сочетаний) для разрешения комплексных проблем развития объектов управления, например, регионов. СОИКП – средства отображения информации коллективного пользования. Существующий порядок формирования управленческих решений, ориентируемый на постепенное прохождение распорядительных документов через информационно-аналитическое подразделение и аппарат органа государственной власти целесообразно дополнить новым каналом выработки управленческого решения, направленным на разрешение комплексной проблемной ситуации на объектах управления. Недооценка роли ситуационного центра при решении задач повседневного характера наряду с уже хорошо себя зарекомендовавшими задачами по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, существенно снижает эффективность работы аналитических служб в органах государственной власти при проведении сложных "глубинных" экспертиз, сужает круг решаемых проблем в режиме, близком к реальному масштабу времени.
При выработке управленческого воздействия на ситуационном центре необходимо реализовать модель управления регионом (и всей страны в целом) с выходом на первого руководителя. В рамках данной модели управления могут решаться задачи стратегического планирования, оперативного управления функционированием региона и организации действий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Реализация модели управления потребует создания специальной постоянно действующей системы мониторинга состояния объекта управления (в данном случае ‐ региона) для отслеживания социально-экономической, общественно-политической, экологической, правовой и информационной сфер. В качестве экспертов, работающих на постоянной основе и отвечающих за технологию подготовки сводного аналитического доклада можно использовать работников аппарата, отвечающих за информационно‐аналитическую поддержку. Сюда относятся: системные аналитики, специалисты аналитических служб и др. В качестве экспертов, работающих на временной основе, могут рассматриваться: ответственные работники администрации, отвечающие за соответствующие направления деятельности, помощники первого руководителя и др. Для обеспечения эффективной работы экспертов необходимо формировать (в рамках проведения, например, комплексных учений, деловых игр и др.) сценарии выработки управленческих воздействий. Сценарии являются как раз той интеллектуальной надстройкой, которая должна обеспечить содержательное наполнение процессов выработки управленческого воздействия на ситуационном центре. Создание подобных сценариев и соответствующих механизмов (регламентов) управленческой деятельности является достаточно дорогим удовольствием. Поэтому возникает насущная необходимость объединения усилий нескольких регионов для построения типовых сценариев управленческих воздействий для формирования конкретных стратегий (определенных классов) развития регионов.
Для эффективной работы ситуационного центра необходимо создать соответствующую инфраструктуру в виде программно‐технического и информационного окружения. Создание нового канала выработки управленческих решений потребует не только совершенствования процессов информационно‐аналитической поддержки управленческой деятельности, но и информационной и технологической интеграции существующих регионально‐информационных центров и, в конечном итоге, кардинальной перестройки процесса управления всех уровней на основе использования типовых организационно‐технических процедур. Для этого потребуется создать систему ситуационных центров различной ведомственной принадлежности, а в аппарате управления ‐ сформировать структурное подразделение с большими полномочиями, которое оперативно разрешало бы проблему приближения конечного пользователя автоматизированной информационной системы управления, например, регионом (первого руководителя региона) к КСА в реальном масштабе времени при выработке управленческого решения в случае возникновения комплексной проблемной ситуации. Однако самым главным условием эффективной работы ситуационного центра является наличие политической воли у первого руководителя, который будет выносить на коллективное обсуждение не только отдельные проблемы, но и комплексные проблемные ситуации, требующие проведение экспертиз целевых программ и проектов развития территорий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|