Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Равновесие фирмы - совершенного конкурента в длительном периоде.




Положительная прибыль, получаемая предприятиями в коротком периоде, привлечет фирмы из других отраслей. Рыночная кривая предложения сместится (предложение увеличится), равновесный выпуск отрасли возрастет, а оптимальный объем производства отдельной фирмы сократится.

В длительном периоде все фирмы отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль, т.е их выручка будет равна альтернативным затратам.

Q
Q*

P = LACmin = LMC = SATC

 

Кривая предложения предприятия в длительном периоде соответствует возрастающему участку LMC, лежащему выше минимума LAC. Однако кривая предложения отрасли в длительном периоде не может быть получена горизонтальным суммированием кривых предложения предприятий отрасли, поскольку количество этих предприятий в длительном периоде изменяется.

Предельные издержки (MC) – изменение общих издержек при увеличении объема выпуска на единицу.

 

 

Предельный доход – дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется, как доход получаемый от реализации после возмещения переменных затрат. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат. Предельный доход является промежуточным показателем изменения прибыли и формально высчитывается как производная функция прибыли.

 

Эффект масштаба – это эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции. Эффект масштаба обуславливается факторами, которые в долгосрочном периоде сокращают средние издержки производства по мере того, фирма.

Чистая монополия – положение на рынке товаров и услуг, характеризующиеся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

«Чистой монополии» (рыночная доля близка к 100%) в действительности практически не существует. Однако существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения производства какой – либо продукции или услуг на одном предприятии экономически нецелесообразны.

Естественная монополия – фирма, средние затраты которой в длительном периоде снижаются на широком диапазоне изменения объема производства вследствие возрастающей отдачи от масштаба.

Монополия – рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт.

Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться.

Ценообразование в условиях естественной монополии. Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между 2 – 3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях по – видимому, не способны выдержать конкуренции и будут выяснены с рынка.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммуникальное обслуживание (электро -, газо -, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, и т.п.

 

 

 

 

По отношению к естественной монополии возможны различные варианты государственной политики:

· установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной дотации в размере AC – MC

· установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для монополии полностью удовлетворить спрос. Дотации в данном случае не требуется, однако эффективность структуры выпуска не достигается, монополия производит «слишком мало» продукции, не имеет стимулов к снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и снижение государственной цены.

· без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион и представляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в бюджет максимальную сумму фиксированного платежа. При этом прямого регулирования цен и объемов выпуска государством не производится. Предприятие будет действовать как монополия, выбрав объем продукции QM и назначив цену РM.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией.

Монопсония – рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных конкурентов, покупатель.

  W*
    VMPL

 

Кривая предложения фактор монопсонисту SL имеет восходящий характер, поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого фактора путем изменения приобретаемого его количества. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии увеличивают закупки фактора, цена, которую они должны заплатить, возрастает.

Кривая предельной стоимости фактора (MIC) также имеет положительный наклон, при этом кривая MIC лежит выше AIC, так как заработная плата дополнительного работника растет более высокими темпами, чем средняя заработная плата на предприятии.

Кривая предложения труда совпадает с кривой средней заработной платы, поскольку фирма – монопсонист платит одинаковую заработную плату каждому работнику.

Фирма, обладающая властью монопсонии на факторном рынке, максимизирует прибыль путем приобретения ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с предельной выручкой от предельного продукта данного производственного ресурса:

 

MPL P = MIC

Уровень заработной платы w*, соответствующий оптимуму монопсониста, оказывается меньше величины VMPL.

Совершенная конкуренция является регулируемой, причем антимонопольное регулирование является одним из необходимых условий стабильного развития люой национальной экономики.

Антимонопольное регулирование – включает методы прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования.

Прямое регулирование основано на разработке и применении нормативных актов, ограничивающих те или иные действия фирм на рынке.

Косвенное регулирование основано на создании условий функционирования фирм на рынке, которые в наибоьшей степени выгодны государству.

Антимонопольное законодательство делятся на 2 типа:

1. Американский тип отвергает любую форму монополистического сговора или союза.

2. Западноевропейский тип более либерален. В нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те, которые ограничивают конкуренцию в определенном секторе рынка.

Выделяют антитрестовую и антикартельную направленность законодательства

Антитрестовые законы - противодействуют объединениям в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в объединение фирм.

Антикартельные законы – противодействуют сговором фирм (о разделении сфер влияния, ценовым и т.д.). Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы стимулируют не только конкуренцию, но и диферсификацию производства.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. Эти виды конкуренции детально исследованы Марксом.

Дифференциация цен – важнейший элемент ценовой политики предприятия, позволяющий увеличить долю рынка, повысить конкурентоспособность и стимулировать спрос на продукцию предлагаемую производителем.

Дифференциация цен – один из элементов конкурентной борьбы на современном рынке. Она предполагает, что цены должны быть дифференцированы для различных покупетелей.

Дифференциация цен – может проходить по нескольким направлениям: территориальный (географический) принцип, система скидок, ценовая дискриминация, прочие дифференциации цен.

Потребительский излишек – это разница между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за единицу некоего товара, и той реальной велииной цены, которую он заплатил фактически.

Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Ценообразование за лидером – разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующем по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители. Лидером цен может быть фирма, которая сумела зарекомендовать себя в качестве наиболее надежной компании, на которую следует ориентироваться другим фирмам при определении своей рыночной стратегии

«Лидер» максимизирует прибыль, производя QL единиц продукции (MRL = MCL).

Цена «лидера» при продаже QL единиц продукции составит P*.

При цене P* остальные фирмы («последователи») произведут QF единиц, а совокупное предложение «лидера» и «последователей» равно QT = QF + QL.

Особенности спроса и предложения. В отличии от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления.

Предельный продукт фактора в денежном выражении - показатель, определяемый произведением предельного продукта переменного фактора (в физическом выражении) и предельного дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции.

Предельный продукт фактора в денежном выражении для переменного фактора L будет равен:

 

 

где MPL – предельный продукт фактора L в физическом выражении

MRQ – предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки ресурса – дополнительная сумма, на которую возрастут общие издержки в результате приобретения дополнительной единицы определенного ресурса.

Земля и ее недра, являясь одним из трех факторов производства, приносят доход, называемый рентой.

Земля обладает важной особенностью: в отличии от двух других факторов (труд, капитал), которые являются свободно воспроизводимыми, предложение земли ограничено: ее количество является величиной данной, фиксированной и не подлежащей увеличению. Поэтому предложение земли неэластично.

Дифференциальная рента возникает на лучших и средних участках земли как разница между ценой производства продукции, полученной на средних и лучших по плодородию участках, и общей (более высокой) ценой, определяемой худшими условиями производства.

Дифференциальная рента – это разница между общественной и индивидуальной ценами производства. На худших участках она не возникает.

Абсолютная рента – это рента, имеющаяся на всех без исключения участках земли. Она появляется как разница между стоимостью сельскохозяйственной продукции и ее ценой производства: первая выше последней.

Рента и арендная плата – совпадают, если на арендуемой земле ранее не осуществлялись капиталовложения, связанные с определенными сооружениями, постройками и т.п. В противном случае арендная плата, помимо ренты включает в себя выплату процента на вложенный капитал, а также амортизационные отчисления на основной капитал.

 

Где АП – арендная плата;

R – рента;

г – процент;

А – амортизация основного капитала, переданного вместе с землей.

Равновесие на рынке земли – особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие капитала и труда земля неподвижна и является не мобильным, а специфическим фактором производства.

Мобильный фактор производства – ресурс, который можно использовать в любом производстве вне зависимости от его направленности и его легко переместить из одного производство в другое.

Труд и капитал являются мобильными факторами производства, земля специфический. Функционирование рынка земли характеризуются рядом принципиальных особенностей. Прежде всего они связаны с тем, что общее предложение земли в каждый момент времени постоянно и не увеличивается (или не уменьшается) в зависимости от изменения уровня цен.

Цена земли зависит от двух величин:

1) размеров земельной ренты, которую можно получить, став собственником земли;

2) ставки ссудного процента.

Эту зависимость можно выразить формулой:

 

Цена земли = размер ренты / величина ссудного процента 100%.

 

Например, если ежегодная рента равна 2000 долл., ставка ссудного процента – 4%, то цена земли = 2000/4 100 = 50 000 долл.

Цена земли растет, если увеличивается размер ренты, и падает, если повышается норма процента.

Индивидуальное воспроизводство – это непрерывно повторяющийся процесс производительного соединения факторов производства с целью создания товаров и получения дохода.

Кругооборот капитала – это движение стоимости факторов производства через сферы производства и обращения, в результате чего она проходит три стадии и последовательно принимает производительную, денежную и товарную форму.

где D – первоначальный капитал (авансированные деньги);

Т – товар;

РС – рабочая сила;

СП – средства производства;

П – процесс производства товаров и услуг;

Т` - произведенный продукт;

D` - возросший первоначально авансированный капитал.

Время оборота – это период, в течении которого ресурсы, пройдя сферы производства и обращения, возвращаются к исходной (денежной) форме.

Число оборотов определяется по формуле:

 

где n – число оборотов в год;

О – принятая единица времени (1 год);

t – время оборота данных ресурсов.

Производственный капитал – это выраженные в стоимостной форме факторы производства, функционирующие в замкнутом производственном цикле.

Норма амортизации – это отношение годовой суммы амортизационных отчислений к среднегодовой стоимости основного производственного капитала, выраженное в процентах.

Чистая производительность капитала или проката капиталовложений представляет выраженный в процентах годовой доход, который вы сможете получить, если вложите в этот проект свои деньги. Чистой производительностью проекта капиталовложений является такая рыночная норма процента, при которой данный проект должен как раз окупить затраченные на него средства.

Норма дохода на капитал – величина дохода (или прибыли) в процентах к величине капитала фирмы. Различают 2 вида нормы дохода: на существующий капитал и на вновь инвестированный капитал.

Дисконтирование и принятие инвестиционных решений. Процентная ставка является определяющим фактором не только на денежном рынке и рынке ценных бумаг, в частности облигаций, она играет большую роль и при принятии инвестиционных решений. Посредством этого инвестор может определить доходность инвестирования, т.е. тот объем денежной массы, который он получит при реализации проекта или программы, в которую был вложен капитал. Как известно, экономический субъект, осуществляющий досрочные капитальные вложения, отказывает в себе в настоящее время в потреблении тех ресурсов, которые идут на финансирование, ради получения еще большей суммы.

Формула дисконтирования: FV = PV (1+ r)*

где FV – это будущая ценность вложения;

PV – сегодняшняя ценность;

r – ставка процента;

- число лет.

Спрос и предложение труда. Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Спрос на рынке труда зависит от:

- деловой конъюктуры и фазы экономического цикла;

- технического уровня производства;

- ситуации в инвестиционной сфере;

- сложившегося уровня заработной платы;

- налоговой политики.

Предложение на рынке труда – это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Предложение на рынке труда зависит от:

- демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения);

- внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;

- условия заработной платы;

- альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

Кривая индивидуального предложения труда. Рынок труда – это система экономических механизмов и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со стороны населения. Субъекты рынка труда – наемные рабочие, предприятия, профсоюзы и государство.

Спрос на труд – формируют предприниматели, исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда (ставки заработной платы).

Предложение труда – это активный спрос работников на рабочие места, оно представляет собой то количество рабочего времени, которое работники, готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы.

Предложение труда зависит от:

- общей численности населения;

- доли трудоспособного населения в общей численности;

- продолжительности годового рабочего времени;

- качества, квалификации труда;

- уровня заработной платы.

Кривая индивидуального предложения труда показывает, что при увеличении ставки заработной платы предложение труда может либо увеличиваться, либо сокращаться.

Равновесная ставка заработной платы – это ставка заработной платы, при которой спрос на труд со стороны работодателей равен предложению труда со стороны потенциальных работников.

Дифференциация ставок заработной платы:

- размер заработной платы зависит от качества труда и квалификации, влияющих на размер предельного продукта;

- в частности у специалистов, труд которых требует больших затрат н обучение, заработную плату значительно выше, нежели у неквалифицированного работника.

Рынок как саморегулирующийся механизм. Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещении ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала.

Рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде.

Эффективность и справедливость. В современной экономике существуют три основных подхода: классический либерализм (рыночный), утилитарный и эгалитарный.

Рыночный подход - исходит из интересов личности. Поскольку не существует объективных методов определения того, что для индивидуума лучше, а что хуже, то каждый индивидуум сам в состоянии понять, что правильно и что ложно, опираясь на свои личные предпочтения. Справедливость устанавливается самим рынком, а эффективность понимается в духе Парето – эффективности. Это означает, что ресурсы достались тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и, следовательно, наиболее рационально их использовать.

Утилитаризм полагает, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Поэтому справедливым, по мнению утилитаристов, считается распределение благ, максимизирующее суммарную полезность всех членов общества.

Эгалитаризм – исходит из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества.

Эффективным, по Парето, является такое состояние экономики, при котором нельзя улучшить положение хотя бы одного субъекта, не ухудшая положения других.

Необходимыми условиями Парето – оптимального состояния являются: эффективность в производстве, эффективность в обмене, эффективность структуры выпуска продукции.

Теория экономики благосостояния:

1)эволюция взгляда на проблемы благосостояния;

2)взгляд на экономическую теорию благосостояния В. Парето «Оптимум по Парето»

3)теория экономического благосостояния А.Пигу.

Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка) – это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето.

Необходимость государственного регулирования рынка. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи состоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий пересечение ассимитричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Защита конкуренции. Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Требование о поддержке конкуренции закреплено в ст. 6 Конституции РФ и, следовательно, является конституционным положением. Статья 10 ГК РФ определяет конкуренцию в качестве принципа осуществления имущественных рыночных отношений.

Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

Сглаживание макроэкономических колебаний. Явление цикличности, свойственное рынку, пораждает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства.

Поддержка доходов – политика государства, направленная на сохранение доходов беднейших слоев населения посредством транспортных платежей.

 

 

Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплипы

 

а) основная литература

1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: учебник (Г. М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова). М.: Эксмо, 2011

 

б) программное обеспечение

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

 

информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.economicus.ru – сайт по экономическим наукам, главной целью которого является предоставлении качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...