Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дневники тренинга студентов 3 глава




Упражнение тренирует организм сразу в нескольких направлениях. Во-первых, здесь присутствуют три типа внимания — мышечное, интел­лектуальное и внимание на воображаемом событии, ведь студенты должны вспомнить и «увидеть на внутреннем экране» именно Моховую улицу, ее дома и дворы. Во-вторых, стояние на одной ноге, кроме естественного избыточного напряжения на определенные группы мышц, дает организму неустойчивое равновесие и после нескольких тренировок тело учится удерживать его бессознательно. В-третьих, говорение вслух провоцирует мышление (об этом подробно в следующей главе) и позволяет удерживать внимание на воображаемом объекте значительно дольше.

 

13 сентября

♦ Идти по кругу и рассказывать вслух о воображаемом — лучшем в мире! — месте своего рождения (главное условие — непрерывность рассказа); рассказывать себе, потом партнеру, потом небу, толпе на митинге. Понятно, что непрерывность текста о месте рождения заставляет непрерывно думать и фантазировать, «сочинять» реальность. Непрерывность удается сохранить только, если зацепиться в воображении за какую-то картинку-видение. Тогда эту картинку можно рассматривать подробно и долго, рассказывать о прошлом и будущем этого места, о случаях из раннего детства, которые сочиняются тут же. Чтобы «разогнать» воображение и видения, лучше начать говорить самому себе (идти по кругу); через некоторое время можно выбрать партнера и говорить это ему, но партнер имеет такое же задание, следовательно, нужно, чтобы он, «не слушая», услышал меня — другая энергия. Попробую говорить всем — «толпе», они говорят свое, но должны услышать меня, только меня — энергия больше, не только звучания, но и мышления, и тела. Тема может быть любая, не только «Место рождения»; например, одна из студенток предложила тему «Какие люди будут жить через 100-200 лет».

Комментарий 2002 г. Очень интересный случай рассказал студент нашего курса ² (первый год обучения), вернувшийся после зимних каникул. Он проводил тренинги с детьми в театральной студии, где занимался до поступления в Академию. Тему «наговора» (так мы стали называть

² Курс СПбГАТИ при Государственном Пушкинском театральном центре под руко­водством Л. В. Грачевой и В. Э. Рецептера.

 

упражнение к этому времени) он придумал сам: «Расскажите, как вы родились». Дети 10-15 лет «наговорили» в упражнении подробности своего рождения вплоть до цвета стен в помещении и внешности врача, принимающего роды, а также количества медперсонала. После этого студент расспросил родителей, и оказалось, что многие дети в упражнении вспомнили действительные подробности своего появления на свет. На наш взгляд, это и

есть «возбуждение бессознательного сознательным путем». Дальше будем искать способы исследования этого феномена вместе с учеными из Института мозга человека РАН.

♦ По предварительному сговору студенты надевают на себя как можно больше одежды (как капуста — три пальто, две пары брюк, несколько рубашек и свитеров, шапка с завязками). Далее нужно в очень быстром темпе говорить, как в предыдущем упражнении, продолжая его, рассказывать о придуманном месте своего рождения и при этом очень медленно раздеваться (разделение ритмов тела и мышления, независимость тела в интенсивном процессе мышления), после этого наоборот.

В этом упражнении важным является именно «сочинение» места рождения. Припоминание настоящего места рождения включает совсем другие механизмы мозга, аффективную память и т. д. Мышление в этом процессе будет связано не с воображаемыми обстоятельствами, а с настоящими. Нам же нужно уже сейчас сочинять и «присваивать» себе предлагаемую жизнь, пусть пока предлагаемую собственной фантазией.

Тренировочным моментом упражнения является, конечно, разделение темпоритмов мышления (речи) и физической активности. Это сродни осознанию разделенности групп мышц — напрягая плечи, не обязательно напрягать ноги и т. д. Увеличивая темпоритм речи, не нужно «тащить» за ним темп тела. Очень трудное упражнение, и с первого раза получается не у всех. Кому-то легче медленно говорить и быстро раздеваться, а кому-то наоборот (видимо, это зависит от того, что для данного человека легче превращается в автоматизм). Важно, чтобы одежда была настоящая, а не воображаемая, препятствия должны реально отвлекать внимание от мышления на тело.

14 сентября

Переключение телесного внимания, воображения.

Идти босыми ногами по воображаемому горячему песку, по льду, по крупной гальке, по битому стеклу, по траве; по команде тренера переключаться с одной воображаемой поверхности на другую. Акцент на том, что здесь тренируется именно переключение внимания, нужно успеть «погружаться» за короткое время и так же быстро переключаться.

Также упражнение полезно для массажа биологически активных точек стоп. Как известно, на стопах расположено множество акупунктурных точек, отвечающих за энергетику и функциональное состояние организма. Каждый вид почвы под ногами требует особого расположения стопы и нажатия определенных точек то на носках, то на пятках, то на боковой поверхности стопы. Но это дополнительный эффект, о котором студентам знать не обязательно. Главное, чтобы они успевали почувствовать острые камни, или невыносимый жар песка, или колющую остроту снега под голыми стопами. Отметим, что об обстоятельствах в данном случае я не говорю ни слова, но они почти всегда (не с первого раза) возникают: один добежал по снегу из бани до сугроба, другой на спор пошел бродить по битому стеклу и т. д.

♦ Забивать воображаемый гвоздь в разных обстоятельствах: на морозе, в парной бане, на крыше десятиэтажного дома без страховки (по команде тренера переключаться из одной среды в другую, не прекращая забивать гвозди). Цель упражнения та же, что и в предыдущем, но здесь акцент ставится на выполнении физического действия.

♦ Изучаем разные виды внимания (тактильное — по рукам угадать, кто твой партнер, звуковое — по одному звуку угадать партнера, зрительное — «Фотограф», пластическое — «Зеркало», «Двойник», телепатическое — спиной друг к другу угадать жест партнера). Последнее задание вызывает наибольший интерес. Оно получается почти всегда, если предыдущие задания партнеры выполняли вместе. Видимо, происходит какая-то информационная настройка друг на друга, что подтверж­дают эксперименты биомедицинской информатики 1.

1 Биомедицинская информатика и эниология (проблемы, результаты, перспективы). Сб. трудов. СПб.: Ольга, 1995.

 

На этом упражнении хочется остановиться подробнее, так как оно, кроме внимания, развивает остроту восприятия, органы чувств. Мы предложили студентам называть органы чувств органами восприятия, нам кажется это более точным.

Комментарий 2002г.: в 2001 г. (1-й семестр 1-го курса) мы устроили «олимпиаду на органы восприятия» между двумя актерскими мастерскими 2.

 

²Мастерская В. М. Фильштинского и мастерская Л. В. Грачевой, В. Э. Рецептера при Государственном Пушкинском театральном центре. Автор занималась тренингом студентов и в той, и в другой мастерской.

 

Виды соревнований и форму организации придумали студенты. Каждый отвечал за проведение какого-нибудь соревнования на отдельный вид восприятия: тактильное, обонятельное, вкусовое, энергетическое (упражнения на чувствование движения с закрытыми глазами или спиной к спине, на поиск спрятанной вещи и т. д.), зрительное, слуховое и т. п. Эта игра, на наш взгляд, повысила мотивацию в выпол­нении снова и снова упражнений, направленных на развитие органов восприятия, а, следовательно, повысила их действенность.

15 сентября

«Зоны внимания». Студенты разбиваются на пары: контролер и исполнитель. Контролер следит за тем, чтобы исполнитель находился в заданной им зоне, и переключает внимание из одной зоны в другую. Есть три зоны: внутренняя — внимание только на внутренних ощущениях, внутреннем восприятии (болит, чешется, пульсирует, бьется сердце и т. д.), внешняя — вижу, слышу, осязаю, принюхиваюсь, средняя – мысли, ассоциации, видения. Все проговаривается исполнителем вслух. В каждой зоне нужно находиться столь долго, сколько задает контро­лер. На анализе этого упражнения мы остановимся чуть далее, разбирая записи в дневниках тренинга студентов.

16 сентября

«Клубок ниток» (упражнение описано выше; оно так же, как и «Электрический ток», должно, на наш взгляд, делаться ежедневно).

Пробить стену — разбежаться и броситься на стену (реальную или воображаемую), пытаясь ее пробить или сдвинуть, делать это до полного мышечного изнеможения. Последующее мышечное расслабление снимает, как говорилось выше, и психические барьеры. Часто студенты помогают себе звуком. Если крик вырывается, значит ученики уже научились «позволять себе» быть.

Прорасти через глинистую почву («Я — растение»). Об упражнении также подробно поговорим в связи с дневниками студентов. Важно, как они понимают цели и действенность упражнения.

Первые две недели представлены схематично, но подробно, чтобы дать представление об объеме направлений тренировки. Сразу появились упражнения на освобождение мышечных групп, внимание, «дрессировку» мышления, ритмы ума и тела, дыхательные упражнения, память физического самочувствия, управляемую энергетику.

Уже в конце первой недели дневники тренинга легли на педагогический стол для проверки записей. Было отмечено, что чем подробнее записан анализ ощущений после выполнения упражнения, тем более успешно оно выполняется при повторении.

17 сентября

Далее записям упражнений уделим меньшее внимание, важнее проследить анализ связи тренинговых заданий и программных заданий мастерства. Остановимся только на неизвестных упражнениях и тех датах, когда появлялись новые направления.

Сегодня мастером курса В. М. Фильштинским сформулировано важнейшее для нашей программы обучения понятие «триады», принципиальное начало программы — слагаемые жизни на сцене и жизни в жизни: физические ощущения и физические действия, мысли, воображение. Эти «три кита» более осязаемы, управляемы, тренируемы, чем классические «ум, воля, чувство». Давая такую триаду жизни человеческого духа в жизни и на сцене, мы, тем самым, открываем творческую копилку будущих актеров. Ведь запоминать физические ощущения и физические действия в тех или иных личных обстоятельствах возможно, также возможно запоминать цепочку мыслей и цепочку видений.

Вот оно: сегодня озвучено важнейшее слагаемое актерской психотехники — воображение. Как объяснить студенту, что без воображения ни старательно исполненные точные физические действия, ни правильно сделанные упражнения на внимание и мышечную свободу не помогут ему стать артистом. Все останется обманом, пока студент не раскроет его сам в первом же серьезном этюде, а иногда только в роли.

Слово обман не хочется заключать в кавычки, потому что, если педагог по-настоящему не обеспокоен развитием воображения студента, то навыки и умения профессии сделают его, может быть, удачливым «штукарем», но не артистом.

Иногда студенты недооценивают необходимость работы воображения, и это связано, конечно, с нашей педагогической торопливостью и кажущейся неуправляемостью процесса возникновения яркого воображения, особенно на первом этапе. Это происходит по нескольким причинам. Одна из них — в упрощенном принятии пафоса «системы» Станиславского: «сознательным путем возбуждать бессознательное». Зачем искать способы развития, тренировки и возбуждения воображения, если есть упражнения на память физических действий, есть, наконец, «метод физических действий»? Ответа на этот вопрос зачастую не требуется. Он риторический, так как тем, кто его задает, ответ понятен, как дважды два: «Воображение развивается в вышеназванных упраж­нениях, а также во всех остальных традиционных упражнения актерского тренинга, наконец, в программных заданиях мастера». Ну, а если студент еще и освободится мышечно во всем комплексе пластических занятий и т. д., то специально говорить о воображении и не нужно.

Это категорически неверно! Утверждаю, и готова предоставить уже имеющиеся на сегодняшний день объективные психофизиологические доказательства. Активное воображение требует особого состояния сознания, некоторые ученые называют его измененным; не отягощая текст сложными терминами, назовем его особым, отличным от нормального. Бытовое воображение, пассивное, двигающееся за действием присуще каждому человеку или почти каждому. Творческое воображение активно и продуктивно, оно нуждается в специальной тренировке, и для его возбуждения маловато таких привычных для нас слов, как «действие» или «если бы». Недаром К. С. Станиславский назвал «если бы» магическим. Он понимал, что кроме проговоренного в привычных терминах есть что-то еще — непознанное. Поэтому для одних «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы» становятся манком для воображения, для других нет.

Требуется специальная работа с сознанием. По подробности овладения она похожа на работу с мышечными группами: для начала нужно осознать их разделенность, чтобы потом бороться с хроническими очагами зажимов отдельно. Так и здесь нужно вначале понять, что сознание может иметь разные состояния. Напомним, как определил Ю. М. Лотман состояние, «именуемое вдохновением». Он связывает это с «целенаправленной полушарной дестабилизацией» 1.

 

¹ Лотман Ю. М. Асимметрия и диалог. Текст и культура// Серия: Труды по знако­вым системам. Тарту, 1989. Вып. 16. С. 16.

 

Приведем высказывание полностью: «...при одновременной (т. е. нормальной) работе обоих полушарий головного мозга имеет место определенное торможение активности каждого из них, между тем как выключение одного из полушарий стимулирует активность другого, как бы выходящего временно из-под контроля... Состояние, именуемое вдохновением, равно как и другие психологические эффекты, свойственные творческому мышлению и творческой деятельности, возможно, связаны с целенаправленной дестабилизацией полушарной активности». В переводе на «педагогический» язык это означает сознательное управление своим восприятием — реактивностью, своим сознанием, управление «контролером», притормаживанием логического.)

О существовании иных, отличных от «средненормального» состояний сознания, напоминать, пожалуй, уже глупо, также глупо доказывать, что творческое сознание — творческое самочувствие — отлично от «средненормального». Вспомним, что еще Н. А. Бердяев писал: «Путь реализации человеческой личности лежит от бессознательного через сознание к сверхсознательному... нет абсолютно непроходимой границы, отделяющей сознание от подсознательного и сверхсознательного. По, что представляется средне-нормальным сознанием, с которым связывается общеобязательность и закономерность, есть лишь известная ступень затверделости сознания, соответствующая известным формам социальной жизни и общности людей. Но выход из этого средненормального сознания возможен, и с ним связаны все высшие достижения человека, с ним связаны святость и гениальность, созерцательность и творчество» (курсив мой. — Л. Г.) ¹

 

¹ Бердяев И. А. Проблема человека. (К построению христианской антропологии)// Ступени. Философский журнал. 1991. № 1. С. 95.

 

Это же очень подробно проанализировал современник К. С. Станиславского, театральный критик Ф. А. Степун в эссе «Природа актерской души»: «Настоящий актер... всегда совершенно особое существо... Его душевный мир всегда полифоничен, его душа — всегда мучительное многодушие. Субъективный смысл его творчества для него потому всегда один и тот же: расширение жизнью на сцене тесной сцены своей жизни, реализация на театрально упроченной территории мечты своего многодушия и исцеление своей души от разрывающих ее противоречий... Процесс изживаемой жизни непрерывно перерождает душу актера... Это значит, что актер высшего типа... является носителем созна­ния не только эстетического, но в каком-то смысле уже мистического... Мистика как специфический элемент современного театрального искусства правомерна, таким образом, лишь постольку, поскольку она больше, чем иллюзия, и меньше, чем религия»2.

 

2 Степун Ф. А, Природа актерской души//Искусство. Журнал Российской Акаде­мии художественных наук. М., 1923. № 1. С. 143-171.

 

Уже «старинные» на сегодняшний день открытия имеют современные психофизиологические подтверждения особых состояний сознания, сопутствующих творческому самочувствию. Одно из них — лотмановское утверждение. Следовательно, не учитывать в актерском тренинге необходимости обучения студентов управлению состояниями сознания, на наш взгляд, уже нельзя.

О подобном упражнении пробую рассказать далее.

18 октября

Делаем упражнения на «раздвоение» тела и мышления, на глубокую концентрацию внимания. Продолжаем исследовать жизнь в разных физических средах, изучать физическое самочувствие.

Опишем упражнение, которое очень осторожно, постепенно, не насилуя организм студентов на результат, начинаем применять, не давая ему особых объяснений. Пусть студенты сами попробуют объяснить зачем это нужно. А упражнение как раз нацелено на «целенаправленную полушарную дестабилизацию».

Упражнение имеет три этапа.

1. Тест на разделение тела на левую и правую половины. В мои учебные годы это упражнение применял в предмете «Сценическое движение» профессор К. Н. Черноземов: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз; правая рука начинает совершать движения — вперед, вверх, в сторону, вниз — на четыре счета (четверти), левая рука совершает те же движения на восемь счетов (восьмушки). Обычно тест получается через 5-10 мин и не представляет особой сложности для студентов-актеров. Но это упражнение потому и названо тестом, что получается не у всех, у не актеров почти никогда не получается без муштры, без длительной тренировки. Если все-таки получилось, можно перейти к самому упражнению.

2. Лечь на пол после выполнения любого упражнения на активное расслабление («Электрический ток», «Нитка», «Пробить стену» и т. д.). Представить себе, что левая половина тела лежит на льду (только левая), затем представить себе, что правая половина тела лежит на горячем-горячем песке. Здесь выдумывать обстоятельства глупо, нужно только по-настоящему вспомнить физические ощущения «холодное-горячее». Если не получается с первого раза, можно начать с кистей рук: одну руку опустили в кипяток, другую положили на лед. Далее половинка тела — на раскаленном песке, другая — на льду.

Если упражнение получилось, то педагог может проконтролировать результат визуально. Обычно дрожать (зримо вибрировать) начинает все тело, но при этом одна половина ощутимо нагревается, другая — ощутимо остывает. В данном упражнении «метод физических действий» не работает: человек лежит неподвижно. Если студент начнет хоть чуть-чуть двигаться или показывать, что ему холодно, все уйдет, нельзя за­мерзнуть только половиной тела. Механизм упражнения основан на са­мовнушении через воспоминание физических ощущений.

«А если не вспомнится?» — спросите вы. Тренируйте память физических ощущений. Опускайте руку в очень горячую воду столько раз, сколько потребуется для запоминания этого ощущения и т. д. Если организм уже знает, что такое концентрация внимания на внутренних ощущениях (например, упражнение «Зоны внимания»), то, в конце концов, это упражнение получится. Более того, за одаренными людьми при выполнении этого упражнения нужно следить особо, потому что, когда оно получится, физиологическая реакция (дрожь) может быть столь сильна.что может напугать и студента, и педагога. Бояться нечего, нужно предложить студенту представить себе что-то другое, например, «теплое солнышко и легкий теплый ветерок успокаивают твою дрожь, тело расслабляется».

3. Третий этап упражнения заключается в разделении тела на две половинки — двух разных людей. Например, одна половинка — мужчина, другая — женщина, одна половина любит, другая — ненавидит, одна хватает, другая отбрасывает и т. д.

Из подобных упражнений нельзя делать этюды или показы. Это прин­ципиально. Показ превратит упражнение в пластическую муштру без всякого разделения сознания. Пусть тело ошибается, не оно здесь главное. Главное, чтобы «разделилось» на две половины сознание, вначале это вызовет дисгармонию и хаос в сознании, а потом будет пережито новое состояние сознания, «отличное от средненормального».

26 октября

Начали делать упражнение «Круги плача, круги смеха». Очень острое психотерапевтическое упражнение. Оно активно воздействует на «броню» характера — очаги хронических мышечных зажимов. Тренирует спонтанность реакций, аффективную память, переключение, обеспе­чивает психоэмоциональный разогрев, дает психическую разгрузку и способствует уменьшению избыточных мышечных напряжений.

Делается оно так: на площадке выгораживаются стульями два круга — «круг плача» и «круг смеха»; нужно по очереди входить в каждый круг, оставаясь там, сколько хочешь, и плакать или смеяться, соответственно; обстоятельства не задаются. Плакать удается почти всем, некоторым сразу, другим через некоторое время, при этом последние часто начинают с физического «метания» в замкнутом пространстве. Не удалось заплакать тем, как видно из их последующего анализа, кто начинал с придумывания обстоятельств — «что я делаю в этом пространстве, что это за пространство и т. д.». Смеяться, как выяснилось, начать труднее, но труднее и остановиться потом. Получилось опять же у тех, кто, не раздумывая, захохотал сразу, почти насилуя себя, а потом заражаясь этим «бессмысленным» смехом на самом деле. У некоторых в процессе возникли обстоятельства: почему смеются, где находятся, у других не возникли, не успели, говорят, я помешала, предложив выйти из круга.

Возможны разные вариации этого упражнения. Например, задается какой-то темп движения (легко, если очень быстрый или очень медленный). Студенты ходят (бегают) парами. Задание: один плачет, другой смеется. Движение в заданном темпе важно, потому что часто именно он «подсовывает» обстоятельства.

В этот период мы уже тренируем взаимосвязь физической жизни, мыслей, обстоятельств: вне обстоятельств нет мыслей, вне мыслей нет поведения (физических действий), телу не на что отзываться, кроме бессознательных реакций, автоматизмов.

Упомянем об упражнении, которое мы любим делать в разных формах. Иногда оно проводится без обстоятельств, как бы технологически: из положения «лежа» в расслабленном теле при помощи звука, иногда текста (стихи или свои слова) поднять себя — заставить встать и докричаться до неба. Без мышечных усилий, есть только звук, только шепот в расслабленном теле, регулятор усилий — звук. Чаще всего, несмотря на отсутствие предлагаемых обстоятельств, они возникают, и всегда возникает смысл «просьбы к небу».

В другом виде делаем упражнение как игру в шаманов: засуха, ты не можешь подняться, нет сил, все «пересохло» — горло, дыхание, мысли; твои звуки, твои слова приманивают дождь; проси у неба дождя. В любом случае, это упражнение помогает решению многих задач: здесь затрагиваются сила звука, энергия, активность действия, глубокая концентрация, острое физическое самочувствие «жажды».

Педагогические задачи нашей мастерской в этот период сформули­рованы так: «Стихии (вода, воздух, почва, огонь) и тело». Изучаем физическое самочувствие во взаимодействии с природой. Принципиальное 'задание программы первого семестра заключается в тренировке организма студента на отклик в связи с предлагаемыми физическими обстоятельствами (жара, холод, ветер, гололед, болезнь и т.д.). В задании, конечно же, тренинговость присутствует. Более того, задание для тренировки организма и выбрано. Но! Этюд на взаимодействие со «стихиями» включает в себя уже все признаки жизни, все тренируемые нами элементы, ибо этого требует «чувство правды». А если организм еще не готов (тренировочные задачи, очевидно, должны обгонять методические программные задания), если восприятие-реактивность не открыты, то замечания, сколь бы точны они ни были, еще не могут помочь недотренированному, не способному к концентрации, к переключению, к беспрепятственной реакции на импульс организму.

Упражнения тренинга позволяют сконцентрировать внимание №а каждом проявлении организма, не только на памяти физических действий и ощущений, но на памяти мышц, ритмов, эмоций, на непрерывности воображения. Следовательно, начало педагогической работы над этюдами ни в коем случае не отменяет тренинг как «муштру» организма при помощи специальных ежедневно повторяемых упражнений. Более того, у тренинга появляется индивидуальный материал, предоставляемый обстоятельствами этюда.

«Стихийным» тренингом занимались весь семестр, и к концу его обнаружились интересные открытия. В. М. Фильштинский предложил включить в зачет по актерскому мастерству экзаменационные билеты, в которых заданы определенные физические обстоятельства, например, «баня», «в тумане» и т. д., а студент должен без подготовки, вытащив билет, пойти в этюд, где главным становится заданное в билете обстоятельство. То есть этюд не только не репетировался, но и не задумывался студентом заранее. Он брал билет, сразу выходил на площадку и начинал с заданного физического обстоятельства. Оказаться в воображаемой физической среде, творить воображаемую реальность для себя и для зрителей — для нас это смысл и задача не только этого этапа тренинга, но и всех последующих этапов. Просто начинаем мы с жизни тела в во­ображаемых (предлагаемых обстоятельствах). Отметим, что в тех этю­дах, которые получились на зачете, возникли сами по себе не только физические обстоятельства, возник круг обстоятельств некоего отрезка жизни. Это очень важно, потому что этюд требует спонтанности восприятия и реакций, неосознанности и несформулированности. С воображаемой жизни тела начинается «предлагаемая» «жизнь духа».

29 октября

Кроме «стихийных» упражнений, продолжаются повседневные упражнения: работа над отдельными группами мышц требует, выражаясь школьным языком, «усидчивости»: надо делать их каждый день в обязательном порядке, несмотря на однообразие. Другие упражнения, скажем, на энергетику, требуют ежедневной «неленивости души». Поэтому, если тренер не уделяет им дотошного и обязательного внимания, вскоре они могут надоесть, как знакомая игрушка.

Обязательность тренинга должна стать, на наш взгляд, ведущим об­стоятельством обучения.

Этюды делать интереснее, они всегда новые, но они же и развращают, если пропустить, не обратить внимания на устремленность к «игре», к исполнению какой-нибудь роли — пусть самого себя в этюде. А упражнение, скажем на «раздвоение сознания» (полушарная дестабилизация), требует тренировки, и схалтурить (наиграть) нельзя — либо у тебя замерзнет одна рука, а другая окажется горячей, либо нет, что легко проверить тренеру, просто потрогав кожу. Это упражнение я достаточно подробно описывала выше, но оно, несомненно, требует особого длинного разговора и для многих покажется не бесспорным. Тем не менее, это и есть, по моему убеждению, «арпеджио и гаммы», без которых то же задание «стихии» не выполнить.

Есть мнение, что так называемые эстетические чувства не имеют отношения к физиологии. Мы убеждены, что «чувство правды» без включения физиологических реакций организма недостижимо. Конечно, очень трудно поверить в предлагаемые обстоятельства «до пота», но это должно стать идеалом, к которому устремлена тренировка организма. В противном случае, какому такому «эстетическому чувству правды» мы учим? Как сказал в одном интервью Л. А. Додин: «Человеческую кровь нельзя подменять актерской». 1

 

1 Кожевникова Н. Лев Додин. Интервью // Пульс. Октябрь. 1999.

Очень важна осознанность в освоении упражнений, понимание, для тренировки чего они применяются. Запись в дневнике тренинга и анализ выполнения позволяют контролировать процесс.

26 ноября

Состоялся контрольный урок под названием «Случай из жизни». Необходимо заметить, что контрольные уроки в нашей мастерской — это встреча со зрителем. Мы приглашаем «мам и пап», коллег, студентов из других мастерских. Поэтому упражнение оказывается публичным в полном смысле слова.

«Случай из жизни» — очередной важнейший поворот программы обучения, задание заключается в припоминании существенного случая собственный из жизни и пробе — этюде себя нынешнего в тех обстоятельствах с партнером или партнерами на площадке. Партнер из помощника может превратиться в участника только при условии, если сможет найти ассоциативно схожие ситуации в своей жизни. А это непросто.

Это очень важное задание, где задачи тренера и педагога тесно переплетаются. Особенно эффективно упражнение, если выбираются (припоминаются) острые, серьезные, стрессовые ситуации. Тогда оно сродни исповеди или психоанализу, когда вербализуется, выносится во внешнее выражение что-то больное или очень значимое для данной личности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...