Особенности передвижения в пустынной местности
Характерными особенностями пустынь являются: отсутствие или крайне бедная растительность; острый недостаток или полное отсутствие воды, топлива; малая заселенность и слабо развитая дорожная сеть; засушливый климат с резкими колебаниями температуры в течение суток (разница температур дня и ночи составляет 30—40°С); сильные ветры (днем, как правило, до 7—8 м/с, а иногда и более); сухой воздух (влажность в жаркую пору от 10 до 20% днем и от 20 до 60% ночью); поверхность грунта нагревается до 70—80° С, а камней еще выше. Песчаные пустыни представляют собой слегка всхолмленные равнины накоторых гусеничные и колесные машины повышенной проходимости могут двигаться со скоростью до 5 км/ч на оголенных и до 10— 15 км/ч на закрепленных песках. Темп ведения разведки не превышает 5—8 км/ч. Рельеф закрепленных песков — нанесенные ветрами параллельные песчаные гряды высотой 10—30 м с крутизной скатов 10—20°. Между грядами образуются понижения шириной 40—200 м и более. По ним удобно передвигаться и вести разведку. Поперечное преодоление гряд зачастую затруднено. Барханы (дюны) и барханные цепи — наиболее распространенная форма оголенных песков. При сильных ветрах барханы передвигаются со скоростью 10— 12 м в месяц, вследствие чего рельеф местности на топокартах не отражает действительного положения и затрудняет ориентирование. Ведение разведки в барханных районах затруднено даже на боевых машинах. После дождей пески уплотняются и проходимость их несколько улучшается. В песчаных пустынях встречаются большие площади солончаков и такыров. Солончаки — это засоленные глинистые и супесчаные грунты, распространенные в понижениях. В сухое время все солончаки (кроме мокрых) и глинистые пустыни доступны для движения, а в распутицу становятся труднопроходимыми или непроходимыми. Такыры, наиболее характерные для пустынь Средней Азии и Аравийского полуострова, образуются на высохших илистых и глинистых почвах, которые растрескиваются при этом на твердые плитки. В сырую погоду такыры размокают и становятся труднопроходимыми.
Более благоприятными для передвижения в пешем порядке являются каменистые пустыни, которые встречаются в предгорных районах. Поверхность их в основном ровная, покрыта камнями, валунами, щебнем, что затрудняет передвижение на машинах по бездорожью и вызывает быстрый износ и поломку их ходовой части. Каменистые пустыни имеют много ущелий, промоин, каньонов (в местах предгорий), что облегчает маскировку, ориентирование и укрытие личного состава и техники. В песчаных и глинистых пустынях ориентирование вследствие однообразия местности и малого количества ориентиров сильно затруднено. Кроме того, сильное пробуксовывание колес и гусениц искажает показания спидометра, запыленность воздуха и миражи осложняют ориентировку В качестве ориентиров в пустынной местности могут служить дороги, караванные пути, курганы, участки солончаков и такыров, русла высохших рек, оазисы, памятники старины, развалины и т. д. Видимость отдельных ориентиров (пунктов топогеодезической сети, могильников) в ясную безветренную погоду иногда достигает 15 км. Приближенно можно ориентироваться по направлению господствующих в пустыне ветров, которые зачастую формируют рельеф («рога» барханов, направление песчаных гряд всегда совпадают с направлением ветров). Большинство караванных дорог, автомобильных путей и троп привязаны к источникам воды. Противник также использует их дл я водообеспечения, его войска вынуждены прокладывать трубопроводы для воды, организовывать ее хранения и перевозку в ци с тернах. Выявление, захват и удержание пунктов водоснабжения и хранения воды могут поставить противника в трудное положение и способствовать его разгрому.
Характерной особенностью пустынь является сильная запыленность местности. Пыль затрудняет ведение разведки и демаскирует даже при переползании, а движение боевых машин обнаруживается на значительном расстоянии. В то же время пыль демаскирует и противника, его артиллерийские батареи, пуски ракет, движение колонн и т. д. Пылевая дымка может быть использована для проникновения к охраняемым объектам. В песчаные бури рекомендуется укрываться в складках местности и принимать меры по защите органов дыхания, глаз и ушей от песка. На боевых машинах, оборудованных системой коллективной защиты экипажа, если позволяет видимость, можно продолжать разведку. К действиям в пустыне, особенно в дневное время, нужно готовиться особенно тщательно. В состав разведывательных органов включаются военнослужащие, имеющие опыт ведения разведки (действий) в пустыне, адаптировавшиеся к местным условиям. С вновь прибывшим личным составом целесообразно в течение нескольких дней организовать занятия по
изучению основных правил действий в пустыне. Предварительная подготовка позволяет достичь некоторой степени адаптации. Обмундирование и снаряжение подгоняются так, чтобы они были свободными, не стесняли движений и не прилегали плотно к телу. Белье, обмундирование и носки (портянки), даже если они новые, рекомендуется хорошо постирать, так как чистая и мягкая одежда лучше вентилируется, впитывает пот и способствует его испарению. Чтобы песок при ходьбе не попал в обувь, поверх ее надевают чехлы — бахилы из ткани, стянув их сверху шнурками. Голову, лицо и шею защищают от палящих солнечных лучей накидкой из ткани. Для глаз нужно иметь защитные очки или маску (рис. 21). Переход в пустыне целесообразно совершать в ночное время, в ранние утренние или поздние вечерние часы, когда относительно ниже температура, солнечная радиация и меньше вероятность быть обнаруженным противником. При действиях в пустыне днем необходимо иметь дополнительный запас воды, средства связи и легкое укрытие, компактно сложенное для переноски, способное защитить от солнечных лучей и обеспечить маскировку личного состава группы. Переносимый груз должен быть минимальным.
Двигаться в пустынной местности рекомендуется равномерно, в одном темпе, не делая лишних движений. Не следует идти до полного изнеможения. Первый привал нужно сделать через 25—30 минут после начала движения на 5—10 минут и устранить недостатки в подгонке одежды и обуви В последующем п ривалы делают чере з 1,5—2 часа движения по 15 минут. Привалы днем устраиваются по возможности в тенистых местах, а при их отсутствии целесообразно устанавливать защитное укрытие от солнца (экран) Ложиться на песок не рекомендуется. Время привала используется для того, чтобы вытряхнуть из обуви попавшие туда песок и мелкие камешки, досуха протереть ступни и межпальцевые промежутки, заменить портянки, носки (при отсутствии запасных портянок нужно сухим концом намотать на стопу имеющиеся). Если на ногах появились потертости или ссадины, их следует обмыть (протереть) водой, наложить тонкий слой ваты и заклеить лейкопластырем. На следующем привале наклейка снимается, ссадина подсушивается и снова заклеивается. При появлении волдырей их нужно проколоть, выпустить жидкость, а затем также заклеить лейкопластырем с ватой. Складку обуви, вызывающую потертости, нужно разбить (размять) камнем или ме1аллическим предметом, не нарушая целости шва. При движении по песку шаг делается короче (около 50 см), нога ставится на всю ступню, не разгибая полностью колена, этим достигается эластичность шага, экономия сил, ноги меньше вязнут в песке. По дюнам, если нет троп и дорог, следует двигаться вдоль их подножий, там плотнее грунт. Однако при этом затруднено ориентирование и выдерживание направления — нужно чаще сверяться с компасом. В жаркое время нужно расстегнуть воротник и рукава обмундирования, ослабить ремень, не курить, не снимать головной убор и одежду. Воду следует употреблять в пределах установленной нормы после приема пищи утром и вечером, днем — по мере возникновения жажды небольшими порциями, не более 70—100 г, маленькими глотками, задерживая ее во рту. При недостатке воды можно положить в рот небольшой камешек, который вызовет слюноотделение и снимет ощущение сухости во рту.
Днем в пустыне могут возникнуть миражи, способные обмануть даже опытного разведчика. Чтобы не обмануться, следует помнить, что миражи (озеро, оазис, река и т. п.) по мере продвижения к ним не приближаются или исчезают совсем. При движении в пустыне опасность могут представлять песчаные бури. О приближении песчаной бури предупреждает неожиданно наступившая неподвижность воздуха, сопровождающаяся сильной духотой и «пением» песка, появление бурого облака на горизонте, быстро увеличивающееся в размерах С появлением этих признаков следует немедленно прекратить движение, спрятаться в каком-нибудь естественном укрытии с наветренной стороны, плотно завернуться в плащ-палатку, закрыть голову верхней одеждой; дышать через нос спокойно, делая полный выдох. Если этого недостаточно, можно дышать через носовой платок или сложенный в три-четыре слоя бинт. Лучше всего глаза и органы дыхания защищает противогаз, в котором можно при острой необходимости продолжать движение даже в песчаную бурю. Идти в такой обстановке нужно по азимуту, компактно, не отставая от товарищей, при необходимости в связке. Условия пустыни затрудняют движение не только пешеходам, но и боевым машинам танкам и бронетранспортерам. На песчаном грунте сцепление гусениц с почвой в 2—2,5 раза меньше чем на твердом грунте, а сопротивление движению — в 2 раза больше, особенно при трогании с места и при поворотах. Действуя на боевых машинах, нужно стремиться двигаться прямолинейно, избегая резкого изменения оборотов двигателя, торможения машины, переключения передач на песчаных спусках и подъемах Поворачивать на песчаном грунте рекомендуется в несколько приемов. На барханы нужно подниматься под прямым углом (на невысокие — с разгона, на высокие или с затяжным подъемом — на низшей передаче), избегая поворотов. Следует избегать движения по косогору, чтобы машина не сползла в сторону вниз. Днем в жаркую пору рекомендуется металлические детали машины, за которые приходится часто браться руками, обернуть тканью или другим тепло-непроницаемым материалом, чтобы не обжечь руки. Люки машины по возможности нужно держать открытыми с наветренной стороны.
Передвижение в горах
Горная местность — наиболее сложный тип закрытой пересеченной местности, затрудняющей передвижение и действия войск. В горах резкая пересеченность рельефа создает обилие мертвых пространств закрытых и непроходимых участков, затрудняет ориентирование, наблюдение и передвижение. Горно-пустынная местность, кроме того, характеризуется недостатком или полным отсутствием воды, растительности и топлива.
Для движения в горах используются горные дороги и тропы. Это позволяет экономить силы и в более короткие сроки выполнять задачи разведки. Но движение по дорогам в тылу противника небезопасно, особенно после достижения рубежа вероятной встречи с противником, поэтому следует пользоваться дорогами только в случае крайней необходимости. Дороги в горах, как правило, извилистые, узкие, с крутыми подъемами и спусками, закрытыми поворотами, с большим количеством сложных участков (каменные осыпи, обвалы, переходы через горные потоки и т. п.). Зимой горные дороги труднопроходимы из-за снежных заносов и обледенения, а в летнее время после дождей покрываются грязью, что сильно затрудняет движение на подъемах и спусках. При подготовке к выполнению задач разведки в горах необходимо особенно тщательно изучить по карте (схемам и описаниям) местность в районе предстоящих действий: крутизну скатов, наличие обрывов, пропастей, промоин, каменистых и скалистых участков, снежных нолей, ледников; определить состояние дорожной сети, наличие проходов, террас, седловин и перевалов, по которым возможно движение, и где следует ожидать противника. При действиях в горных районах могут внезапно возникнуть серьезные естественные опасности, связанные с камнепадами, обвалами, лавинами, селевыми потоками. Камнепады вызываются естественным разрушением горных пород или неосторожным сваливанием отдельных камней, которые, падая, увлекают за собой множество других камней и вызывают большие каменные обвалы. Наиболее опасны расширенные места желобов, по которым устремляются каменные потоки. Места систематических камнепадов можно узнать по наличию пыли и щебня на террасах и площадках, по застрявшим в снегу (песке) камням, по массе камней у подошвы склона, не покрытых почвой и растительностью. Снежные лавины — это массы снега, падающие внизсо склона с большой скоростью. Лавиноопасными являются склоны крутизной свыше 20°, а иногда и более пологие, без деревьев, кустарников и выступающих скал. Наиболее опасными являются желоба. Признаками возможного схода лавин являются: резкое увеличение количества снега на склоне, выпадение сухого снега при низкой температуре, перенасыщение снега водой при оттепели. Причинами возникновения лавины могут быть: пересечение лавиноопасных участков людьми или животными; звуковые волны от выстрелов, взрывов, громких криков; ветер, перемешающий снег с одного склона на другой. Наиболее вероятны лавины в первые два-три дня после обильного снегопада. Ледовые обвалы происходят в результате рез-ких изменений температуры, сильных ветров и атмосферных осадков. Они возможны в жаркую, солнечную погоду, после захода или восхода солнца. Сель — наиболее опасное явление. Он образуется внезапно на горных реках или в сухих руслах. Бурный паводок, образовавшийся в горах от сильного ливня или быстрого таяния снега, несет с собой массу камней, гальки, грязи. При опасности возникновения сели следует покинуть селеопасные места (долину горной реки, сухое русло) и организовать наблюдение за течением селевого потока. Климат горных районов крайне разнообразен и неустойчив. В течение одних суток здесь на одной и той же высоте температура может резко изменяться. Колеблется погода и в зависимости от высоты: в долинах тепло и сухо, а на больших высотах в это время возможны сильные ветры, дожди, снегопады, метели. Каждый разведчик должен знать признаки изменения погоды (приложение 1), меры безопасности и уметь использовать непогоду для выполнения задач разведки. Похолодание в горах наступает после захода солнца и при облачности. Зимой суточная смена температур еще резче. В ясную погоду солнечный свет вызывает ожоги, а иногда и временное ослепление. Опасность ожогов не исключается даже при тумане. Для предохранения от ожогов рекомендуется лицо защищать головным убором с козырьком или широкими полями, применять маски из марли, глаза защищать специальными очками или самодельными из бумаги или картона. Дожди в горах значительно затрудняют движение. Тропы, травянистые склоны и скалы становятся скользкими. Ручьи и сухие балки быстро заполняются водой и становятся серьезными препятствиями. В дождь в мокрой одежде возможно обморожение даже при нулевой температуре. Опасна гроза в горах. С ее приближением рекомендуется сойти с гребня или вершины в пониженное безопасное место. Если позволяет обстановка, следует отложить в сторону и укрыть металлические предметы. Туман, снегопад, метель также затрудняют движение, выбор пути и ориентировку. При снегопадах возникает опасность образования и схода лавин. Движение в горах в этих условиях может осуществляться только в исключительных случаях с соблюдением особой осторожности, при тщательной страховке и самостраховке. В высокогорных районах из-за недостатка кислорода возможно появление горной болезни: головная боль, тошнота, шум в ушах, слабость. Средством предотвращения горной болезни является постоянная тренировка в горных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|