Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое и правовое учение Спинозы




Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677).
Его политико-правовые взгляды изложены в "Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате" (1677).
Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.
На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. "Итак, – писал Спиноза, – под правом природы, я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается.столь далеко, сколь далеко простирается их мощь".
Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. "Итак, – писал Спиноза, – этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т. е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания".
Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.
Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость".
Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возможных обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.
При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с действительностью, но "во многом неизбежно остается чисто теоретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. "Посему должно допустить, – подчеркивал он, – что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".
Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, "разрушается государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.
Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.
Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) -– монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны".
При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.
При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. "Война, – подчеркивал Спиноза, – должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении оружия".
В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.

52. Религиозно - нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой

Владимир Соловьев (1853-1900). Его учение о праве основано на изучении и сопоставлении природы права и морали Нравственное требование по своему содержанию неограниченно и всегда стремится к построению идеала. Право - но сит условный характер и предполагает ограничение - в юридической области важны поступок и его результат. Нравственный закон предписывает должное поведение, обращен только к внутренней стороне воли индивида, а юридический - рассматривает внешнее проявление воли - имущество, действие и др Право требует низшей степени нравственного сознания Все гда и везде ставится требование, чтобы закон был справедливый. Право определяется общей и постоянной нормой права - возможность осуществления субъектом права своих интересов. Ему всегда соответствует объективное право - основное понятие права.
Сущностные черты права: предполагает поведение лица; обладает принудительным характером: всегда связано с государственной властью. Право - это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Право, как явление общественное, есть понятие социологическое, и потому уяснение сущности права невозможно без понимания его проявлений в других областях
Понятие права Шершеневич строго отграничивал от понятия нравственности. Был против деления норм нравствен ных интересов, которые должны быть согласованы. В совместной деятельности лиц в обществе создается особая область нравственных требований.
Мораль столь же неизменна, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может быть этически безразличным для другого Право же подвижно и изменчиво; оно может противоречить себе или идее справедливости. То. что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в другом.
Недопустимо подчинять личность обществу «в качестве орудия или средства» своего существования. Общественную задачу личность может выполнить только по-своему. Поэтому каждый человек ощущает потребность в соединении и взаимо- справедливости.
В своем учении соловьев различал понятие сущности права (идею права) и позитивное право (закон). Закон - это определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага, к признакам которого относится: публичность, конкретность, реальмзя при менимость. Право должно быть обеспечено - государственной властью. Выступал против разделения властей. Разобщен ность и противоборство властей мешают осуществлению еди ной цели - правомерному служению общему благу. Власть - единое начало полновластия; судебная власть подчиняется за конодательной, а исполнительная - «заведует принудительным исполнением законов и судебных решений», производна от ти на индивидуальные и социальные. Они всегда имеют соци альный характер, т.к. определяют требования общества к чело веку.

х
Принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международ ное право. Нормы права выражают требования, обращенные государственной властью к подчиненным ей лицам. Действия государственной власти находятся всецело под санкцией об щественного мнения, т.е. в сфере морали. Церковные каноны не могут иметь правового характера, т.к. они исходят не от государства, а от церкви. Сюда относятся также те правила, которыми определяются взаимные отношения государств. Государство- источник права действия с другими индивидами.
Общественно-политический идеал - правовое государство. Цель права - охрана свободы. Важно также заботиться о материальных условиях свободы. Новгородцев обосновал понятие «право на достойное человеческое существование*. Обладая нравственной природой, это право должно иметь юридическое значение.
Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920). «Социальные науки и право». Право - совокупность норм, исполнение которых вынуждается, защищается и гарантируется государством. Право - это совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений. Право - совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые облада-
*
других. Только в государстве право способно реально осуще ствляться и быть гарантированным.
Равенство бывает: справедливое (равенство в исполнении должного) - право, и несправедливое. Цель государства - ох рана основ общежития. Христианское государство, за которое ратовал Соловьев, стремится еще улучшить условия существо вания человека в обществе.
Евгений Трубецкой (1863-1920). Право - это внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой; совокупность норм, предоставляющих и ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Право не должно вторгаться в сферу морали. В основе права лежит безусловная ценность - личность в своем исторически-конкретном проявление
і Граница между правом и произволом в том, что право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью. Государство само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности государственной власти. Го- сударство и общество взаимодействуют друг с другом. В государстве существуют различные общественные интересы Общество может одобрять политический режим, но может и воздействовать на политику государства через общественно мнение,

Правовое государство - это теоретическая конструкция; конституционное - средство для осуществления политики ре форм в цивилизованном обществе.. В России интеллигенция не интересуется правом (правовой нигилизм). Ориентир для развития государства - правовое и социально-справедливое государство. Право должно быть независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и правительстве.
Область права составляют только те правила, которые предоставляют или ограничивают внешнюю свободу лица не зависимо от того, нравственны они по своему содержанию или нет. Содержание нравственности - добро или благо человека; ее требования касаются и действий, и настроений индивида.
Трубецкой стремился связать с религиозной философи ей всеединства. Право - проявление Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития, когда споры люди не могут разрешить и обращаются за помощью к праву и государству. Ученый выступал за проведение реформ. Они должны проходить сверху и осуществляться мирным путем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...