Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы деятельности органов студенческого самоуправления

Что такое студенческое самоуправление?

Студенческое самоуправление – это инициативная, самостоятельная, ответственная совместная деятель­ность неравнодушных к собственной судьбе студентов, направленная на решение любых вопросов нашей жиз­недеятельности: от организации праздников в той фор­ме, которая вам самим интересна; определения, кого из сокурсников поощрить или наказать; до определения и контроля за распределением стипендий, порядка заселе­ния (и выселения) общежитий, согласования учебного расписания и т.д.

Цели студенческого самоуправления

- самоподготовка студента к будущей профессиональной де­ятельности, которая невозможна без активной жизненной позиции, навыков в управлении государственными и обще­ственными делами, способности принимать решения и не­сти за них ответственность;

- поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы, ведения переговоров, управления людьми.

Итак, давайте еще раз поймём, зачем именно ВАМ студен­ческое самоуправление!

Для этого просто перечислим, чем занимается студенче­ское самоуправление:

1. Участие в управлении учебным заведением.

2. Содействие организации эффективного учебного процес­са и научно-исследовательской работы студентов.

3. Анализ студенческих проблем.

4. Участие в решении социально-правовых проблем студен­ческой молодежи.

5. Выражение интересов студентов.

6. Разработка и реализация собственных социально-значимых и поддержка студенческих инициатив.

7. Развитие художественного творчества студенческой моло­дежи.

8. Формирование традиций образовательного учреждения.

9. Формирование и обучение студенческого актива.

10. Участие в благоустройстве образовательного учреждения.

11. Создание единого информационного пространства для студентов.

12. Содействие формированию здорового образа жизни в об­разовательном учреждении и профилактика асоциальных явлений.

13. Содействие трудоустройству студентов.

14. Организация досуга и отдыха.

15. Вынесение предложений о поощрении студентов за актив­ную научную, учебную и общественную деятельность, назна­чении персональных и именных стипендий за высокую успе­ваемость, активную научную и общественную деятельность.

16. Участие в распределении социальных стипендий.

17. Взаимодействие со структурными подразделениями учеб­ного заведения по работе со студентами.

 

И это перечень неполный. Каждый должен сам определить, что ему из этой деятельности интересно и полезно, и расши­рить указанные нами пункты, исходя из проблем и потребно­стей своего учебного заведения. (Если, конечно, Вас не устраивает ситуация, когда решения о том, КАК ВАМ ЖИТЬ, кто-то принимает за Вас!)

В качестве форм органов студенческого самоуправления в образовательном учреждении выступают:

1. Студенческий совет, как орган соуправления вузом.

2. Студенческая общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской обществен­ной организации, заключившей договор с образовательным учреждением, либо профсоюзная организация.

3. Иное общественное объединение.

Теоретические основы деятельности органов студенческого самоуправления

За последние годы резко возросла общественная активность студенческой молодежи. Выразилось это, прежде всего в раз­витии студенческого самоуправления.

Подтверждают данный факт проведенные в декабре 2004 года II Всероссийский студенческий форум в г. Томске и в мае 2005 года Всероссийская конференция «Роль студенческого са­моуправления в подготовке конкурентоспособных специали­стов» в Екатеринбурге, где студенты говорили о необходимости создания органов студенческого самоуправления, и призыва­ли к созданию условий и разработке нормативно-правовых актов, позволяющих органам студенческого самоуправления работать в вузах.

В настоящее время студенческое самоуправление осущест­вляется на основе Конституции РФ, ряда федеральных зако­нов («Об общественных объединениях», «О государственной поддержке детских и молодежных объединений», «Об обра­зовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности»), федеральных подзаконных актов, за­конов субъектов РФ, уставов образовательных учреждений, договоров между органами студенческого самоуправления и администрацией образовательного учреждения, или между общественными объединениями вузов и студентов.

Современная история развития органов студенческого са­моуправления начинается с 2001 года, когда после проведения I Всероссийского студенческого форума Департаментом по молодежной политике Министерства образования Россий­ской Федерации были подготовлены рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреж­дениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации.

По итогам Всероссийского конкурса организации деятель­ности студенческого самоуправления были подготовлены раз­вернутые рекомендации, направленные на развитие студенче­ского самоуправления, создание новых и совершенствованию работы уже созданных в образовательных учреждениях орга­нов студенческого самоуправления. Принципиально новым было лишь то, что рекомендации стали итогом обобщения мо­делей развития студенческого самоуправления, представлен­ных в разных формах (орган общественной самодеятельности, студенческое общественное объединение, профсоюзная ор­ганизация) и на разных уровнях (учебная группа, факультет, отделение, образовательное учреждение, муниципальное об­разование, субъект Российской Федерации). Кроме того, они давали конкретные примеры органов студенческого самоу­правления в образовательных учреждениях.

Рассмотрим основные положения данных рекомендаций.

В общем виде под самоуправлением понимается автоном­ное функционирование какой-либо организованной системы (подсистемы), адекватно решающей свои внутренние пробле­мы и отдельные вопросы, включающей исполнителей в про­цесс выработки решений.

Согласно рекомендациям студенческое самоуправление рассматривается как особая форма инициативной, самостоя­тельной, ответственной общественной деятельности студен­тов, направленная на решение важных вопросов жизнедея­тельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

На основе приведенного определения можно констатиро­вать, что студенческое самоуправление — это самостоятельность студенчества в проявлении инициативы, принятии ре­шений и его самоорганизация в интересах своего коллектива или студенческой организации.

Стратегической целью студенческого самоуправления выступает подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять обще­ственно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы госу­дарственного управления и местного самоуправления.

Целями студенческого самоуправления учреждения про­фессионального образования являются:

- осуществление гуманистического воспитания студентов в духе толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма, утверждения демократического образа жизни, взаимной тре­бовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укрепление нравствен­ных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту и т.д.

- контроль и организация учебной и научной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активиза­ция самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций разви­тия системы непрерывного образования; формирование по­требности в решении актуальных научных проблем по из­бранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

- развитие и углубление инициативы студенческих коллек­тивов в организации гражданского воспитания; форми­рование в учебных группах, на курсах и факультетах объ­единений студентов; формирование лидеров студенческих коллективов.

Отличительные принципы студенческого самоуправления:

1. Системность, которая проявляется в совокупности эле­ментов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

2. Автономность, которая предполагает относительную неза­висимость студенческого самоуправления в постановке це­лей и задач деятельности коллектива, разработке ее основ­ных направлений; возможность формировать независимую и самостоятельную позицию в выборе мотивации деятель­ности, ее целей, средств достижения, стиля осуществления.

3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности органов студенческого самоуправления, как в вузе в целом, так и в структурных подразделениях учебно­го заведения, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения пол­номочий, степени ответственности и т.д.

4. Наличие органов самоуправления, выражающееся в соз­дании на каждом уровне иерархии органов студенческого самоуправления: советов учебных групп и факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенче­ских комиссий, советов клубов по интересам, советов, ко­митетов, правлений студенческих общественных объеди­нений, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д. В их компетенции находятся вопросы, связанные со спецификой избранной деятельности, отношениями между группами, в группе и др.

5. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодей­ствии с органами управления образовательного учреждения, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, обществен­ными и государственными организациями, с органами государственного управления и местного самоуправления.

6. Самодеятельность, которая предполагает творческую ак­тивность в осуществлении управленческих функций (пла­нировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до испол­нения принятых решений.

7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого управления ставить цели собствен­ной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения; четкое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.

 

На основе анализа практики реализации студенческого са­моуправления в качестве форм органов студенческого самоу­правления в образовательном учреждении выступают:

1. Студенческий совет как орган соуправления, встроенный в структуру управления учебным заведением

2. Студенческая общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения или отде­ление городской, областной, общероссийской обществен­ной организации, заключившей договор с учебным заведе­нием, в том числе профсоюзная организация.

3. Иное общественное объединение.

Задачи, реализуемые органами студенческого самоуправ­ления:

1. Содействие администрации и воспитательным структурам образовательного учреждения в создании необходимых условий, способствующих активному вовлечению студен­ческой молодежи в различные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и повышения ее социальной активности;

2. Участие в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой основы различных сторон жизнедеятельности студенческой молодежи;

3. Прогнозирование ключевых направлений развития собы­тий в студенческой жизни образовательного учреждения;

4. Информационное обеспечение студенческой молодежи по различным вопросам жизнедеятельности учреждения про­фессионального образования и реализации молодежной политики;

5. Содействие утверждению здорового образа жизни в обра­зовательном учреждении и профилактике правонарушений и вредных привычек у студенческой молодежи;

6. Организация разнообразных видов социально значимой деятельности студенческой молодежи в образовательном учреждении и проведение различных дел и мероприятий, способствующих развитию личности, формированию граж­данственности и патриотизма студенчества, реализации его социальных и трудовых инициатив.

К функциям органов студенческого самоуправления от­носятся:

1. Представление интересов студенчества конкретного об­разовательного учреждения вне самого образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, мест­ном, региональном, федеральном.

2. Представление интересов студенчества перед администра­цией образовательного учреждения:

- внесение на рассмотрение ученого совета образовательного учреждения предложения о поощрении студентов за актив­ную научную, учебную и общественную деятельность;

- внесение на рассмотрение ученого совета образователь­ного учреждения рекомендации о назначении персональных и именных стипендий студентам за высокую успеваемость, активную научную и общественную дея­тельность;

- участие в решении социально-правовых проблем студен­ческой молодежи;

- внесение предложения по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы студенче­ской молодежи;

- подготовка на рассмотрение руководства образователь­ного учреждения докладов, аналитических записок, ре­комендаций в пределах своей компетенции.

3. Разработка, принятие и реализация мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в образовательном учреждении.

4. Взаимодействие с администрацией, руководителями струк­турных подразделений образовательного учреждения, осу­ществляющих учебную и воспитательную работу со студен­тами по различным аспектам жизнедеятельности.

5. Организация социально значимой общественной деятель­ности студенчества.

6. Руководство деятельностью органов студенческого самоу­правления структурных подразделений образовательного учреждения (факультетов, отделений, курсов, групп, обще­житий и т.д.).

7. Информирование студенчества, администрации, препода­вателей, сотрудников образовательного учреждения о раз­нообразных аспектах студенческой жизни и государствен­ной молодежной политики;

8. Участие в формировании нормативно-правой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молоде­жи и активного включения ее в социально-значимую дея­тельность.

9. Формирование и обучение широкого студенческого актива образовательного учреждения.

Для обеспечения своих функций органу студенческого са­моуправления необходимо в существующем образовательном учреждении закрепить следующие права:

- запрашивать и получать необходимые информационные документы и аналитические материалы в администрации и структурных подразделениях учреждения профессиональ­ного образования;

- иметь право голоса при решении актуальных проблем жизнедеятельности студенческой молодежи и учебного за­ведения;

- иметь право безотлагательного приема руководителями об­разовательного учреждения по вопросам деятельности сту­денческого самоуправления;

- иметь право на подготовку предложений в локальные норма­тивные акты при решении задач социально-экономического развития образовательного учреждения, социального обе­спечения и развития студенческой молодежи;

- требовать от администрации образовательного учрежде­ния рассмотрения и письменного ответа по всем запросам и обращениям органа студенческого самоуправления, ка­сающихся или непосредственно затрагивающих интересы студентов;

- совместно с администрацией образовательного учреж­дения участвовать в распределении и использовании выделяемых учреждению государственных бюджетных средств, статьи расходов которых (стипендии, дотации на питание, средства, выделяемые на культуру, спорт, отдых, лечение) непосредственно затрагивают интересы студентов.

 

К основным механизмам реализации деятельности сту­денческого самоуправления относятся:

1. Разработка и реализация комплексных целевых программ по направлениям деятельности.

2. Социальное партнерство с администрацией и структурными подразделениями образовательного учреждения, обществен­ными организациями, органами государственного управления.

Возможные направления и формы организации социально-значимой деятельности студенческого самоу­правления:

1. Формирование традиций образовательного учреждения:

- организация и проведение традиционных праздников (День знаний, День студента, День рождения образова­тельного учреждения, Праздник первокурсника и т.д.);

- организация и проведение творческих конкурсных и спортивных программ;

- разработка ритуалов (вручение студенческого билета, по­священие в первокурсники, вручение диплома, принятие кодекса чести студента, вручение именных стипендий, награждение победителей по итогам конкурсных про­грамм и т.д.);

- разработка символики общественных организаций и ор­ганов студенческого самоуправления, традиционных ме­роприятий;

- организация встреч с выпускниками образовательного учреждения;

- организация работы клуба выпускников.

2. Содействие организации эффективного учебного про­цесса в образовательном учреждении:

- организация и проведение конкурса на лучшую студен­ческую группу;

- организация и проведение предметных олимпиад;

- организация и проведение Дней и недель защиты специ­альности;

- содействие в организации занятий по освоению студента­ми дополнительной профессиональной квалификации;

- организация и проведение творческих встреч с научной общественностью, известными учеными, предприни­мателями, руководителями и ведущими специалистами промышленных предприятий, научно-производственных центров и т.д.;

- организация тематических экскурсий по профилю спе­циализации образовательного учреждения;

- организация творческих лабораторий, мастер-классов совместно с ведущими кафедрами.

3. Гражданско-патриотическое воспитание:

- организация творческих вечеров и акций, посвященных развитию российского фольклора (русской песни, тан­ца, других жанров и видов народного творчества, в т.ч. и прикладного);

- организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам Российского государства;

- организация шефства над бывшими преподавателями вуза — пенсионерам и ветеранам Великой Отечествен­ной войны;

- организация шефства над воинскими частями и подраз­делениями;

- организация акций, направленных на укрепление друж­бы между различными народностями, населяющими Россию;

- организация интернациональных акций;

- организация работы реабилитационных центров для студентов, участников боевых действий.

4. Поддержка социальных инициатив студенческой молодежи:

- организация и проведение конкурсов социальных проектов студенческих общественных формирований и студентов;

- разработка комплексных целевых программ по включе­нию студенческой молодежи в решение задач государ­ственной молодежной политики;

- организация работы студенческой молодежи с различ­ными категориями граждан;

- организация презентаций и фестивалей социальных проектов и программ студенческой молодежи;

- информационно-методическое обеспечение разработки и ре­ализации студенческих социальных программ и проектов;

- организация и проведения научно-практических конферен­ций, симпозиумов, совещаний по обмену опытом работы.

5. Развитие художественного творчества студенческой мо­лодежи:

- организация творческих выставок студенческих работ;

- организация работы клубов по интересам и прикладного творчества;

- организация творческих мастерских по различным на­правлениям творческой деятельности;

- организация работы кружков художественной самодея­тельности;

- создание центров студенческого творчества;

- организация дискотек и вечеров отдыха;

- проведение фестивалей самодеятельной песни;

- организация конкурсов талантов;

- организация КВН и других творческих конкурсов между группами, курсами, факультетами;

- проведение тематических праздников;

- организация группового посещения театров и концерт­ных программ;

- организация фестивалей студенческого творчества;

- организация экскурсий по историческим и памятным местам России и своего региона;

- организация посещения музеев и выставочных комплек­сов и т.д.;

- организация музыкальных салонов, литературных го­стиных, поэтических студий и т.д.;

- проведение турниров знатоков;

- организация познавательных и сюжетно-ролевых игр;

- организация творческих встреч с артистами театра, кино, интересными людьми.

6. Организация научно-исследовательской работы студентов:

- организация студенческих научных конференций по проблемам студенчества и молодежи;

- организация студенческих научных конференций, сим­позиумов по профилю образовательного учреждения;

- поддержка работы студенческих научных обществ;

- содействие в издании научных публикаций студентов;

- организация «Дней защиты специальности»;

- создание научного дискуссионного клуба;

- организация работы временных научно-исследовательских творческих коллективов под конкретные проблемы;

- организация конкурсов студенческих исследовательских работ;

- организация конкурсов рефератов по различной тематике;

- организация пропаганды деятельности творческой молодежи.

7. Содействие решению социальных проблем студенческой молодежи:

- подготовка предложений об обеспечении путевками студен­тов и актива в дома отдыха и санатории за счет средств со­циального страхования и других источников внебюджетного финансирования и общественных студенческих фондов;

- создание групп контроля над работой точек обществен­ного питания;

- организация работы дополнительных точек обществен­ного питания студентов;

- учреждение дополнительных стипендий;

- создание фондов премирования активных студентов;

- содействие в прохождении лечения в стационарных меди­цинских учреждениях (для особо нуждающихся студентов);

- организация работы центров социально-психологической поддержки студентов, телефонов «доверия».

8. Информационное обеспечение организация работы сту­денческих средств массовой информации:

- организация работы студенческих средств массовой ин­формации (студенческая газета, информационные стенды студенческая радиостанция, студенческое телевидение);

- организация работы студенческой социологической службы;

- формирование банка данных о студенческих обществен­ных организациях;

- формирование информационного банка данных об основных акциях и мероприятиях, адресованным рос­сийскому студенчеству;

- организация работы студенческих пресс-центров;

- создание Интернет-страницы по проблемам студенче­ской жизни;

- организация конкурса информационных студенческих систем факультетов;

- информирование общественности о научных достиже­ниях студенческой молодежи.

9. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи, спортивно-оздоровительная работа:

- разъяснительная работа среди студенческой молодежи;

- разработка и реализация комплексных программ профи­лактики вредных привычек;

- организация работы оперативных отрядов (выявление неблагоприятных мест в образовательном учреждении, дежурство на студенческих мероприятиях и т.д.);

- создание групп поддержки студентам, решившим иско­ренить вредные привычки;

- организация работы центров профилактической помо­щи при нарко— или алкогольной зависимости;

- организация работы тематических лекториев;

- организация Дней здоровья;

- организация спортивных соревнований среди участни­ков спортивных секций;

- организация спортивных соревнований среди студентов по игровым видам спорта;

- организация работы спортивно-оздоровительных лаге­рей (в т.ч. палаточных);

- организация однодневных выездов на природу;

- организация внутривузовских и межвузовских уни­версиад, олимпиад, спортивных театрализованных праздников;

- поддержка работы спортивных и туристических секций;

- организация туристических слетов и походов (по исто­рическим местам, спортивно-туристической направлен­ности и т.д.).

10. Формирование и обучение студенческого актива:

- выявление студентов, заинтересованных в участии в об­щественной работе;

- организация социологических опросов и социологиче­ских исследований среди студенческой молодежи;

- организация работы школы лидеров;

- работа с резервом кадров студенческого актива;

- организация выездных учебных сборов студенческого актива;

- организация работы вуза журналистского мастерства;

- организация работы вузы обучения членов студенческих отрядов по (профилю деятельности);

- организация работы вузы резерва актива.

11. Организация вторичной занятости студенческой молодежи:

- организация деятельности студенческих отрядов;

- организация работы студенческих бирж труда;

- организация работы терминальных станций служб заня­тости в образовательных учреждениях;

- организация ярмарки вакансий временных рабочих мест;

- организация встреч с работодателями;

- организация ярмарки профессий.

12. Участие в благоустройстве образовательного учреждения:

- формирование отрядов трудового профиля по благоустрой­ству территории и помещений учебного заведения, студенче­ских общежитий; загородных баз отдыха и детских центров, имеющихся на балансе образовательного учреждения;

- проведение конкурсов на лучшую организацию быта в студенческих общежитиях;

- организация дежурства студентов по поддержанию об­щественного и санитарного порядка в образовательных учреждениях;

- организация и проведение субботников по уборке и бла­гоустройству территории и помещений, озеленению тер­ритории и т.д.;

- поддержка социальных инициатив студенческой молодежи;

- организация конкурсов социальных проектов студенче­ской молодежи;

- поддержка работы общественных формирований студентов;

- организация обучения руководителей студенческих отрядов;

- организация фестивалей студенческих работ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...