Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории диалектики: необходимость и случайность по Демокриту (нет случайности) и Аристотелю. Случайность и необходимость по Г.Гегелю.

Вопросы к экзамену (историки, 2 курс)

 

1) Понятие бытия и материи в истории философии. Натурфилософия милетской школы – Фалес (625–547 до н.э), Анаксимандр (610–546 до н.э.), Анаксимен (585–524 до н.э), всемирный огонь Гераклита (520-460 до н.э.), материя как субстанция у Платона и Аристотеля. Достоинства и нелостатки этих моделей.

2) Современнон понятие материи. Свойства протяженности (материи) по Рене Декарту ( 1596-1650): положение, число, фигура. Кризис в физике конца 19 – начала 20 века (открытие электрона).

3) Теории движения. Апории Зенона Элейского (490-430 до н.э.) – «Дихотомия» (деление пополам), «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела»; атомы Демокрита (470-370 до н.э.); теория иррациональных чисел пифагорейцев (4 в. до н.э.); движение как изменение у Аристотеля (384-322 до н.э.). Движение и покой.

4) Пространство и время. Парадоксы времени: парадокс Аристотеля, парадокс «Бессмертие Сократа».. Статическая и динамическая модель времени. Виды времени: астрономическое, биологическое, психологическое.

5) Понятие человека в античности и средневековье. разумное животное с тремя душами по Платону (427-347 до н.э.), дух, душа и тело по Оригену (185-254), понятие греха в средневековье, ереси скопцов, флагеллантов, марианитов, «бродящих около» и их осуждение в средневековье (назвать 1-2 ереси).

6) Современное понятие человека: Оно, Я и СверхЯ по З.Фрейду, родитель, взрослый и ребенок по Э. Берну.

7) Проблема истины: истина, ложь, заблуждение и правда.

8) Проблема объективности истины и критерии истины (чувственные, теоретические и интеллигибельные объекты по Э. Гуссерлю. Проблема соотношения знания и веры (религиозные объекты познания).

Проблема методов познания: индукция (полная и неполная), дедукция, интуиция.

Методы познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, логический и исторический.

11) Категории диалектики: материя и форма. Античная идея о пассивности материи и активности формы: идея Аристотеля и Августина, что сущность вещи состоит в ее форме (форма дает вещи быть). физикализм в понимании материи - материя понимается только как вещество.

12) Категории диалектики: часть и целое по Аристотелю. Часть: как его составная часть, как целое в своих составных частях, как вид в роде, как род в своих видах,как форма по отношению к содержанию, как его начальная сущность,как конечная цель, как содержимое в содержащем. Целое - 1) то, что имеет все полагающееся и объемлет объемлемое, образуя нечто единое; 2) множество, объединенное в единство либо а) общностью природы, либо б) связью; 3) то, что имеет начало, середину и конец.

13) Категории диалектики: часть и целое в 19-21 веке. Идея органического и неорганического целого И. Канта, Современное понятие целого и части. дифференцированное и континуальное целое. Различие между экстенсиональными и интенсиональными частями.

14) Категории диалектики: возможность и действительность по Аристотелю (возможно то, что имеет хотя бы одну причину), И. Канту (возможность, действительность и необходимость).

15) Категории диалектики: возможность и действительность по Г.Гегелю (формальная и реальная возможность и действительность). Современное понятие возможности: формальная, абстрактная и реальная возможность или по выбору – виды возможностей: альтернативные и неальтернативные, зависимые и независимые, случайные и возможные.

Категории диалектики: необходимость и случайность по Демокриту (нет случайности) и Аристотелю. Случайность и необходимость по Г.Гегелю.

17) Категории диалектики: причина и цель от античности до 18 века. Причины по Аристотелю: материя, форма, движение, цель. Причина как внешняя сила после Джордано Бруно. Исключение цели из ряда причин.

18) Категории диалектики: причина и цель в детерминизме и телеологизме. Достоинства детерминизма (хорошо описывает неорганические объекты, простота в описании., описывает объект как прошлое и конечное. Достоинства телеологии (хорошо описывает органические объекты, в том числе человека, понимает цель как будущее и полноту бытия объекта, сохраняет понятие свободы).

19) Предмет социальной философии. Материалистический подход – Карл Маркс (1818-1883) – «Манифест коммунистической партии» (1848), «Капитал» (1867), Фридрих Энгельс (1820-1895) – «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Идеалистический подход – Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – «Россия и Европа» (1869), Освальд Шпенгелер (1880-1936) – «Закат Европы» (1918-1922), Лев Николаевич Гумилев () – «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая Степь» (1990). Технологический подход – Уолт Ростоу (род. 1916) – традиционное, индустриальное и общество массового потребления; Дэниэл Бэлл (род.1919) – «Грядущее постиндустриальное общество» (1973). Натуралистический подход – Томас Мальтус (1766-1834) – «Опыт о законе народонаселения» (1798); географический детерминизм. Сходство и различие этих подходов: по этапам, движущим силам (эгалитаризм и элитаризм), понятию прогресса в истории.

20) Материалистическая модель истории. Производительные силы (предмет труда, средства труда, человек) и производственные отношения. Способ производства как господствующая форма собственности. Базис, надстройка. Оценка современной эпохи в России по К. Марксу.

21) Идеалистическая модель истории. Понятие культуры как сверхорганизма, который живет 1-1,5 тысячи лет. Этапы развития культуры – рождение, детство, перегрев, надлом, зрелость и старость (цивилизация), смерть. Движущие силы культуры – пассионарии. Оценка современной эпохи в России по Л.Н. Гумилеву.

22) Натуралистическая модель истории. Мальтузианство – два закона народонаселения и один прогноз. Современное мальтузианство. Географический детерминизм (прямое влияние климата, ландшафта и др. географических факторов на характер народа). Достоинства и недостатки натуралистической модели истории (основной недостаток – редукционизм как сведение сложного явления к простому).. Оценка современной эпохи в России в духе мальтузианства и геодетерминизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...