Психоаналитическая философия 3. Фрейда
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА Карл Маркс (1818 - 1883) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Открытие Маркса - материалистическое понимание истории и объяснение как появились люди. Люди выделились из животного мира с помощью труда. До него никто не объяснял. «Философия марксизма есть материализм» — эта констатация кажется тем более весомой, что принадлежит виднейшему после К. Маркса и Ф. Энгельса марксисту — В. И. Ленину (Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма). Другое дело, что в отличие от других известных до него форм материализма — атомистики Демократа или механистического материализма французских мыслителей II половины XVIII в. — марксизм попытался поставить под вопрос господство идеалистического Подхода к миру. Этот пересмотр можно проследить в предлагаемых ниже выдержках из «Тезисов о Фейербахе» Карла Маркса (1818 — 1883) — великого немецкого философа и экономиста, основоположника мирового коммунистического движения. Эти выдержки даются с комментариями крупнейшего советского марксоведа — акад. Т. И. Ойзермана. 1. Деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом. Пассивность материализма по Марксу – пассивное целесообразное познание мира (неосознанно). Активность идеализма заключается по Канту (идеалисту) в том, что разум и чувство объединены, по Гегелю не мы познаем мир, а абсолютная идея через нас познает себя.
Старый материализм игнорировал познавательное значение человеческого воздействия на предметы внешнего мира, т. е. деятельную, субъективную сторону процесса познания. А между тем основу познания составляет практика — сознательная и целесообразная деятельность людей, которая несводима к восприятиям, переживаниям, мышлению и т. п. Практика, какова бы ни была ее форма, есть применение материальных предметов, процессов, закономерностей с целью познания или изменения действительности, удовлетворения потребностей индивидов и общества, организации их деятельности. Человек познает мир, потому что изменяет его; чувственные восприятия внешнего мира являются необходимым элементом практической деятельности. Созерцательный материализм отделяет чувственное отношение к миру от практики... 2. Существует исторический материализм (Маркс) и антропологический (Фейербах). Для антропологического человеческая сущность есть нечто первичное, в основе своей предысторическое, которое лишь развертывается в истории. Исторический материализм, напротив, рассматривает общественные отношения как изменяющиеся (и следовательно, качественно различные в разные эпохи), обусловленные уровнем развития производительных сил и, значит, вторичные, производные. С этой точки зрения сущность человека, т. е. совокупность общественных отношений, создается самим человечеством в ходе всемирной истории. В историч. материализме объясняется откуда взялся чувственный человек – через практику, труд. Быт,все вещи – очеловеченная природа. 3. По Марксу главное в производственных отношениях – собственность, наследство. Производство есть основа общественной жизни, практика является основой познания. 4. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Цель – усовершенствовать мир.
5. Марксизм актуален, т к кризи капитализма есть и сейчас. Но надо его переработать в современный вид. Марксово представление о законах, по которым изменяется человеческое общество, заключается в разработанном им материалистическом понимании истории, той части его философской системы, которая получила название исторического материализма. В наиболее обобщенной форме оно изложено К. Марксом в небольшом тексте «К критике политической экономии».С развитием науки многие положения марксистского взгляда на исторический процесс подверглись серьезной корректировке. Напр., отказываясь от моноопределенной корреляции экономических, общественных и культурно-мировоззренческих феноменов, следует признать между ними корреляцию поливариантную, однако по-своему не менее жесткую. Коррелируются определенные спектры стадиально возможных вариантов экономических, социальных, политических, религиозных, интеллектуальных, художественных и тому подобных форм. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» Ф. НИЦШЕ «Философии жизни» - направление, к котрому принадлежал один из оригинальнейших мыслителей XIX века немецкий философ Фридрих Ницше. Центральное понятие этого направления — «жизнь» как поток бесконечного, изменчивого неуловимого рациональными методами познания, и в то же время творческого и созидательного для каждого человека существования — противопоставляется традиционному для западной философии понятию бытия как чему-то неизменному, основополагающему, умопостигаемому. Опираясь на указанный подход, Ф. Ницше попытался очертить новую модель взаимоотношения человека и мира, где бы предпочтение отдавалось не миру, а самому человеку. Исходной точкой размышлений Ф. Ницше стала концепция «Смерти Бога». Это метафорическое изречение означало, что христианская мораль, служившая основой для системы высших духовных ценностей европейской цивилизации перестала быть таковой. Религия –путь слабости. Если чел. Подчиняется ей – он слаб, а значит должен умереть, остаются только сильне (сверхлюди). О «смерти Бога» и его последствиях Ф. Ницше пишет в своей книге «Веселая наука». «Смерть Бога», служившего зримым воплощением высшего духовного начала европейской культуры, естественным образом наводила на мысль о необходимости «переоценки всех ценностей». Эту переоценку Ф. Ницше, филолог по образованию, попытался провести на основе «генеалогии морали». С его размышлениями по этим вопросам и результатами поисков новых ценностных ориентиров для людей можно ознакомиться по отрывкам из книг «Генеалогия морали» и «Антихрист». Однако среднему европейцу, воспитанному на традиционных христианских высших ценностях, которого Ф. Ницше иронично называет «высшим человеком, практически не под силу руководствоваться новыми «ценностями жизни». Поэтому на смену ему, полагает Ф. Ницше, должен прийти Сверхчеловек.
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844-(18441015)ь ----1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Он поставил под сомнение разум, идею прогресса. Согл. его теории человечество делится на обычных людей и сверхлюдей. Ценности есть для обычных людей и сверхестественных (элиты). В мире определяющим является волевое начало, воля к власти. Основная масса людей пассивная, подчиняющаяся власти. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3. ФРЕЙДА В приведенных ниже отрывках из лекций по психоанализу и статьи «Я и Оно» Зигмундом Фрейдом предлагаются оригинальная структура и механизм функционирования человеческой психики, раскрываются основоположения психоанализа — метода психотерапии, психологического учения, а также влиятельного направления в современной философии. В этих работах Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — всемирно-известный австрийский врач-психиатр и философ, опроверг расхожее представление классической философии о том, что сознание представляет собой нечто абсолютно однородное и в этом своем качестве является единственным носителем человеческого «Я».
Зи́гмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Открытие Фрейда – выделение 3-х уровней в структуре сознания: Я, сверх Я и оно. До этого сознание трактовалось как целостность. В предложенной Фрейдом модели человеческая личность предстает как структура, состоящая из трех чрезвычайно сложно взаимодействующих между собой компонентов: «Оно», «Я», Сверх-Я». «Оно» — глубинный, бессознательный слой, почти на биологическом уровне обуславливающий базовые побуждения к человеческой деятельности, прежде всего сексуального плана (либидо). До 18 лет формулируется психика. Отклонения в процессе формирования психики могут превратиться в комплексы («Эдипов комплекс», «комплекс Электры»)- отриц. сторона, или проявиться в творческой деятельности человека (музыкальный талант и т.д.) – положительная. «Я» представляет собой сознание в собственном смысле слова, рационализирующее мысли, слова, поступки человка, т е я осознает поступки, мысли. По мнению 3. Фрейда, «по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто это было его собственной волей» (Фрейд 3. Я и Оно). Наконец, сверх-Я — слой высших, социально значимых идеалов и норм человеческого поведения, который вырабатывается в процессе образования и воспитания и призван разрешать, как правило, в пользу Я, указанный выше конфликт между сознательным и бессознательным. Сверх-Я – наивысший слой, в котором выделяются идеалы, которые человек приобретает в процес се воспитания и обучения, т е это нормы, которые нам навязывает общество. Ключевые положения теории и практики психоанализа 3. Фрейд изложил в работах «О психоанализе», «Я и Оно». Психоанализ Фрейда направлен на то, чтоб выявить причину невроза. В работе «Человек по имени Моисей» 3. Фрейд демонстрирует возможности психоанализа для решения философских вопросов происхождения общества, морали и религии, тем самым выводя его за рамки психотерапевтического метода.
Бессозна́тельное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Фрейд показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ На смену индустриальной эпохи Модерна приходит социокультурная ситуация Постмодерна (последняя четверть XX в) Убедившись в иллюзорности идеала всеобщего освобождения, человек пытается воплотить в жизнь практику индивидуальной свободы, понимаемой им как отказ от следования общезначимым ценностям и неограниченность творческой самореализации в самых разных областях жизнедеятельности. Зачастую такая практика резко расходится с устоявшимися общественными приличиями балансируя на границе дозволенного. Современная западная философия отказывается от фундаментального для нее единства бытия и мышления, Отныне мир считается не единством многообразия, где все видимое разнообразие его проявлений упорядочивалось внутренним абсолютным первоначалом, которое постигалось разумом, но многообразным единством всех предметов, явлений и процессов в природе и культуре, как материальных, так и духовных, — единством в том смысле, что для каждого из нас они оказываются в одинаковой степени реальными. Основным средством познания мира объявляется не человеческое сознание и мышление, а язык. Опора на понимание — обнаружение смысла посредством интерпретации, т. е. расшифровки смысла, стоящего за очевидным смислом. Само слово философия из обозначения самостоятельной сферы духовной деятельности человека низводится до собирательного обозначения множества самостоятельных дисциплин, каждая из которых, в свою очередь, дробится на автономные теории, занятые разработкой частных проблем — как традиционных (время, деятельность, сознание), так и совершенно новых (власть, пол, различные проявления иррационального). Экзистенция – глубинная суть ч-ка, но она не проявляется. Мы понимаем всей своей сутью, что мы смертны. Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (1905-1980) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Его работа «Экзистенциализм — это гуманизм», в которой раскрыты основное содержание экзистенциализма как одного из самых влиятельных направлений философской мысли в современной западной философии и его гуманистическая сущность:...под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность <...>. Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса и исповедующего католицизм Габриэля Марселя; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер и французские экзистенциалисты, в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение, что существование предшествует сущности... Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего из себя не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.Каждый из нас выбирает себя, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, — всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество; выбирая себя, я выбираю человека вообще <...>. Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий. человек свободен, человек — это свобода.С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые бы оправдывали наши поступки. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает <...>. ...Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|