Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоаналитическая философия 3. Фрейда

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Карл Маркс (1818 - 1883) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».

Открытие Маркса - материалистическое понимание истории и объяснение как появились люди. Люди выделились из животного мира с помощью труда. До него никто не объяснял.

«Философия марксизма есть материализм» — эта констатация кажется тем более весомой, что принадлежит виднейшему после К. Маркса и Ф. Энгельса марксисту — В. И. Ленину (Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма). Другое дело, что в отличие от других известных до него форм материализма — атомистики Демократа или механистического материализма французских мыслителей II половины XVIII в. — марксизм попытался поставить под вопрос господство идеалистического Подхода к миру. Этот пересмотр можно проследить в предлагаемых ниже выдержках из «Тезисов о Фейербахе» Карла Маркса (1818 — 1883) — великого немецкого философа и экономиста, основоположника мирового коммунистического движения. Эти выдержки даются с комментариями крупнейшего советского марксоведа — акад. Т. И. Ойзермана.

1. Деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом. Пассивность материализма по Марксу – пассивное целесообразное познание мира (неосознанно). Активность идеализма заключается по Канту (идеалисту) в том, что разум и чувство объединены, по Гегелю не мы познаем мир, а абсолютная идея через нас познает себя.

Старый материализм игнорировал познавательное зна­чение человеческого воздействия на предметы внешнего мира, т. е. деятельную, субъективную сторону процесса познания. А между тем основу познания составляет прак­тика — сознательная и целесообразная деятельность людей, которая несводима к восприятиям, переживаниям, мыш­лению и т. п. Практика, какова бы ни была ее форма, есть применение материальных предметов, процессов, законо­мерностей с целью познания или изменения действитель­ности, удовлетворения потребностей индивидов и обще­ства, организации их деятельности. Человек познает мир, потому что изменяет его; чувственные восприятия внеш­него мира являются необходимым элементом практичес­кой деятельности. Созерцательный материализм отделяет чувственное отношение к миру от практики...

2. Существует исторический материализм (Маркс) и антропологический (Фейербах). Для антропологического чело­веческая сущность есть нечто первичное, в основе своей предысторическое, которое лишь развертывается в истории. Исторический материализм, напротив, рассматривает общественные отношения как изменяющиеся (и следователь­но, качественно различные в разные эпохи), обусловлен­ные уровнем развития производительных сил и, значит, вторичные, производные. С этой точки зрения сущность человека, т. е. совокупность общественных отношений, создается самим человечеством в ходе всемирной истории. В историч. материализме объясняется откуда взялся чувственный человек – через практику, труд. Быт,все вещи – очеловеченная природа.

3. По Марксу главное в производственных отношениях – собственность, наследство. Производство есть основа общественной жизни, практика является основой познания.

4. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Цель – усовершенствовать мир.

5. Марксизм актуален, т к кризи капитализма есть и сейчас. Но надо его переработать в современный вид.

Марксово представление о законах, по которым изменяет­ся человеческое общество, заключается в разработанном им материалистическом понимании истории, той части его фи­лософской системы, которая получила название историческо­го материализма. В наиболее обобщенной форме оно изложе­но К. Марксом в небольшом тексте «К критике политической экономии».С развитием науки многие положения марксистского взгля­да на исторический процесс подверглись серьезной коррек­тировке. Напр., отказываясь от моноопределенной корреляции экономических, общественных и культурно-мировоззрен­ческих феноменов, следует признать между ними корреля­цию поливариантную, однако по-своему не менее жесткую. Коррелируются определенные спектры стадиально возмож­ных вариантов экономических, социальных, политических, религиозных, интеллектуальных, художественных и тому подобных форм.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» Ф. НИЦШЕ

«Философии жизни» - направление, к котрому принадлежал один из оригинальнейших мыслителей XIX века немецкий философ Фридрих Ницше. Центральное понятие этого направления — «жизнь» как поток бесконечного, изменчивого не­уловимого рациональными методами познания, и в то же вре­мя творческого и созидательного для каждого человека суще­ствования — противопоставляется традиционному для западной философии понятию бытия как чему-то неизменному, основопо­лагающему, умопостигаемому.

Опираясь на указанный подход, Ф. Ницше попытался очер­тить новую модель взаимоотношения человека и мира, где бы предпочтение отдавалось не миру, а самому человеку. Исходной точкой размышлений Ф. Ницше стала концепция «Смерти Бога». Это метафорическое изречение означало, что христианская мо­раль, служившая основой для системы высших духовных ценно­стей европейской цивилизации перестала быть таковой. Религия –путь слабости. Если чел. Подчиняется ей – он слаб, а значит должен умереть, остаются только сильне (сверхлюди).

О «смерти Бога» и его последствиях Ф. Ницше пишет в сво­ей книге «Веселая наука». «Смерть Бога», служившего зримым воплощением высшего духовного начала европейской культуры, естественным образом наводила на мысль о необходимости «переоценки всех ценно­стей». Эту переоценку Ф. Ницше, филолог по образованию, по­пытался провести на основе «генеалогии морали». С его раз­мышлениями по этим вопросам и результатами поисков новых ценностных ориентиров для людей можно ознакомиться по отрывкам из книг «Генеалогия морали» и «Антихрист». Однако среднему европейцу, воспитанному на традиционных христианских высших ценностях, которого Ф. Ницше иронично называет «высшим человеком, практически не под силу руковод­ствоваться новыми «ценностями жизни». Поэтому на смену ему, полагает Ф. Ницше, должен прийти Сверхчеловек.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844-(18441015)ь ----1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Он поставил под сомнение разум, идею прогресса. Согл. его теории человечество делится на обычных людей и сверхлюдей. Ценности есть для обычных людей и сверхестественных (элиты). В мире определяющим является волевое начало, воля к власти. Основная масса людей пассивная, подчиняющаяся власти.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3. ФРЕЙДА

В приведенных ниже отрывках из лекций по психоанали­зу и статьи «Я и Оно» Зигмундом Фрейдом предлагаются ори­гинальная структура и механизм функционирования человечес­кой психики, раскрываются основоположения психоанализа — метода психотерапии, психологического учения, а также влия­тельного направления в современной философии. В этих рабо­тах Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — всемирно-известный авст­рийский врач-психиатр и философ, опроверг расхожее представ­ление классической философии о том, что сознание представ­ляет собой нечто абсолютно однородное и в этом своем ка­честве является единственным носителем человеческого «Я».

Зи́гмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Открытие Фрейда – выделение 3-х уровней в структуре сознания: Я, сверх Я и оно. До этого сознание трактовалось как целостность. В предложенной Фрейдом модели человеческая личность пред­стает как структура, состоящая из трех чрезвычайно сложно вза­имодействующих между собой компонентов: «Оно», «Я», Сверх-Я». «Оно» — глубинный, бессознательный слой, почти на биологическом уровне обуславливающий базовые побуждения к человеческой деятельности, прежде всего сексуального пла­на (либидо). До 18 лет формулируется психика. Отклонения в процессе формирования психики могут превратиться в комплексы («Эдипов комплекс», «комплекс Электры»)- отриц. сторона, или проявиться в творческой деятельности человека (музыкальный талант и т.д.) – положительная. «Я» представляет собой сознание в собственном смысле слова, рационализирующее мысли, слова, поступки че­ловка, т е я осознает поступки, мысли. По мнению 3. Фрейда, «по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу ло­шади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто это было его собственной волей» (Фрейд 3. Я и Оно). Наконец, сверх-Я — слой высших, социально значимых идеалов и норм человеческого поведения, который вы­рабатывается в процессе образования и воспитания и призван разрешать, как правило, в пользу Я, указанный выше конфликт между сознательным и бессознательным. Сверх-Я – наивысший слой, в котором выделяются идеалы, которые человек приобретает в процес се воспитания и обучения, т е это нормы, которые нам навязывает общество.

Ключевые положения теории и практики психоанализа 3. Фрейд изложил в работах «О психоанализе», «Я и Оно». Психоанализ Фрейда направлен на то, чтоб выявить причину невроза. В работе «Человек по имени Моисей» 3. Фрейд демонст­рирует возможности психоанализа для решения философских вопросов происхождения общества, морали и религии, тем са­мым выводя его за рамки психотерапевтического метода.

Бессозна́тельное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Фрейд показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

На смену индустриальной эпохи Мо­дерна приходит социокультурная ситуация Постмодерна (последняя чет­верть XX в) Убедившись в иллюзорности идеала всеобщего освобождения, человек пы­тается воплотить в жизнь практику индивидуальной свободы, понимаемой им как отказ от следования общезначимым ценно­стям и неограниченность творческой самореализации в самых разных областях жизнедеятельности. Зачастую такая практика резко расходится с устоявшимися общественными приличиями балансируя на границе дозволенного. Современная западная философия отказывается от фундамен­тального для нее единства бытия и мышления, Отныне мир считается не единством многообразия, где все видимое разнообразие его проявлений упорядочивалось внутренним абсолютным первоначалом, кото­рое постигалось разумом, но многообразным единством всех предметов, явлений и процессов в природе и культуре, как мате­риальных, так и духовных, — единством в том смысле, что для каждого из нас они оказываются в одинаковой степени реаль­ными.

Основным средством познания мира объявляется не че­ловеческое сознание и мышление, а язык. Опора на понимание — обнаружение смысла посредством интерпретации, т. е. расшифровки смысла, стоящего за оче­видным смислом.

Само слово философия из обозначения самосто­ятельной сферы духовной деятельности человека низводится до собирательного обозначения множества самостоятельных дис­циплин, каждая из которых, в свою очередь, дробится на авто­номные теории, занятые разработкой частных проблем — как традиционных (время, деятельность, сознание), так и совершен­но новых (власть, пол, различные проявления иррационального).

Экзистенция – глубинная суть ч-ка, но она не проявляется. Мы понимаем всей своей сутью, что мы смертны.

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (1905-1980) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Его работа «Экзистенциализм — это гуманизм», в которой раскрыты основное содержание экзистенциализма как одного из са­мых влиятельных направлений философской мысли в современ­ной западной философии и его гуманистическая сущность:...под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое дей­ствие предполагают некоторую среду и человеческую субъ­ективность <...>.

Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что суще­ствует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса и исповедующего католицизм Габриэля Марселя; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым отно­сятся Хайдеггер и французские экзистенциалисты, в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение, что существование предшествует сущности... Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего из себя не пред­ставляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Та­ким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Та­ким образом, первым делом экзистенциализм отдает каж­дому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.Каждый из нас выбирает себя, выбирая себя, мы выбираем всех лю­дей. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, — всегда бла­го. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Таким образом, наша ответ­ственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество; выбирая себя, я выбираю человека вооб­ще <...>.

Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а по­тому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий. человек свободен, человек — это свобода.С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые бы оправдывали наши поступки. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выра­жаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, пото­му что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает <...>.

...Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...