Перейдём к представлению об экономическом развитии в истории философии.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 При изучении механизмов развития общества существенны два основных подхода, подчеркивающих противоположные аспекты, основанные на анализе проявлений конфликтов и солидарности. Первый подход основывается на понимании столкновения интересов, второй – на понимании общих ценностей и задач развития (в частности, марксова теория послужила фундаментом развития конфликтных теорий). При различных толкованиях смысла экономики обществ (как совокупности технических и интеллектуальных средств определенного уровня развития или как системы производственных отношений определяются различные группы обществ: социально-технические и социально-экономические. Социально-эволюционный и цивилизационный подходы определяют рассмотрение социально-технических обществ, а формационный и диалектический подходы – социально-экономических обществ (см. несколько позже «Общества социально-экономические и социально-технические»). В Новейшей философии историческое развитие человеческой цивилизации комплексно изучается в исторической триаде познания: современная политическая экономия – социальная философия Новейшей философии – всеобщая история. (Изучение экономического (производительного) развития общества осуществляется в триаде социальная философия Новейшей философии, экономическая философия Новейшей философии и современная политическая экономия.) Формационное (линейно-стадийное или унитарно-стадийное) понимание развития общества (А. Фергюсон, А. Смит, К. Маркс) подразумевает его постоянную прогрессивную трансформацию от низших к более высшим типам общества, соответствующую закономерностям общественного развития и изменениям производственных отношений в обществе. Этот подход частично объясняет феномены и развитие общества внутренними противоречиями жизни общества и экономическими процессами, но не объясняет крах социалистического государства и имеет противоречие коммунизма, как последней стадии развития обществ.
Необходимо отметить, что представления о традиционном и современном обществе (концепции социального эволюционизма и веберовская концепция капитализма) или о доиндустриальном, индустриальном и постидустриальном обществах (концепция технологического детерминизма и концепция эволюционного развития) есть буржуазные представления (или капиталистические представления), нацеленные на обоснование капитализма, как высшего типа развития общества, и преимущественности капитализма, иногда его вечности и т.п.
Наиболее адекватными и соответствующими ходу истории являются представления современной политической экономии, основанные на диалектическом понимании противоречий развития общества, выявившие нелинейность развития общества и не рассматриваемый ранее тип обществ – индустриально-социальное общество, которое рассматривается в диалектическом позиционировании общественных формаций с позиций производительных сил (индустрии), производственных отношений (собственность и распределение в обществе), общественно-социальных процессов и законов развития обществ.
25. Проблема единства и изменчивости мира. Философские представления о развитии. Проблема единства мира одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, - сложнейшая. Суть ее можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен. Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют. Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть - в многообразии.
Возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира: монизм, дуализм и плюрализм. Позиция монизма - самая распространенная в философии, поэтому на ее содержании следует остановиться подробнее. Постулируя единство мира, философское мышление может основывать это единство либо в духе, либо в материи. В первом случае мы получаем идеалистический монизм, во втором - материалистический. Сторонники философского монизма независимо от его конкретного варианта, утверждают, что бесконечное мироздание едино, связано универсальными законами, и проявляет себя через многочисленные формы.
Читайте также: II. Нормативно-правовые акты, относящиеся к истории развития института мер пресечения Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|