Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В понимании М. Монтессори свобода означает свободное выражение позитивных врожденных качеств и увлечений ребенка.




До сих пор все еще распространена точка зрения, согласно которой дети должны повиноваться взрослым и выполнять их приказания.

М. Монтессори отдает предпочтение демократическому принципу в воспитании, который не навязывает детям стандартных решений и не сдерживает их инициативы. Речь идет о свободе развития, когда от взрослых требуется лишь создание условий для проявления развивающихся способностей ребенка. С ее точки зрения, свободный человек не нуждается в помощи других для удовлетворения своих потребностей: завЛечебная педагогика Марии Монтессори и детская реабилитология

В.А. Доскин, Ю.Е. Вельтищев

Кафедра поликлинической педиатрии с курсом детской реабилитологии Российской медицинской академии последипломного образования; Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ

В начало...

(Окончание)

В предложенной М. Монтессори модели воспитания ребенка нет классной формы обучения, каждый ребенок выбирает себе занятие по интересу. Лишь для специальных занятий дети могут объединяться в небольшие группы, если они этого пожелают. Педагог не вмешивается в самостоятельные занятия детей, но создает им условия для таких занятий. Отсутствуют все виды наказаний, но и поощрение - это всего лишь разделение радости от достигнутого успеха. Ребенок же должен сам сообщать своим родителям о своих успехах, как бы выражая свои приятные ощущения и демонстрируя объем достигнутого [6, 7].

М. Монтессори отвергает искусственно навязываемую детям дисциплину, так как считает, что детей следует обучать самоконтролю за своим поведением.

Воспитание независимости от окружающих достигается путем системы упражнений, взятых из повседневного детского обихода. Малышам терпеливо прививают навыки самообслуживания, понимание интересов других детей. Их учат застегиванию пуговиц, шнуровке обуви, самостоятельному одеванию, умыванию, чистке зубов (первоначально с помощью более старших детей, от которой маленькие дети быстро отказываются). Дети школьного возраста готовят классную комнату для занятий, смотрят за состоянием школьных приборов, учатся бесшумно передвигать мебель, шить, стирать пыль, осваивают элементы ухода за растениями, животными, приучаются к работе в саду. При этом им прививаются навыки коллективной деятельности. Ребенку показывают и объясняют, например, как надо открывать дверь, как нести стул вдвоем, как, не мешая другим, выполнять поручения взрослых или заниматься своими делами и т.п. [8].

М. Монтессори неустанно подчеркивала типичную ошибку родителей и воспитателей - взрослые часто не учат детей, а лишь бранят их, уповая на то, что очевидные правила ребенок должен усваивать самостоятельно. Ребенку необходимо сформировать независимость, чувство собственного достоинства, самостоятельность и уверенность в себе, другие ценные качества, научиться строить свои модели поведения, автоматически подвергая их самоконтролю. Одновременно с этим ребенка приучают к наведению порядка в окружающей его микросреде. Это способствует усвоению правильных, социально наиболее приемлемых стандартов поведения, а в результате постепенно формируется богатый и защищенный от внешних деструктивных воздействий внутренний мир малыша.

В общем виде целевые установки "упражнений в практической жизни" можно свести к четырем позициям:

- направлять все действия детей в разумное русло;

- оптимизировать все виды поведения малыша;

- способствовать формированию независимости ребенка, его самостоятельности, чувства собственного достоинства и самоуверенности;

- развивать чувство ответственности, формировать богатый внутренний мир.

Несомненно, это позитивная сторона системы воспитания М. Монтессори, основывающаяся на развитии у ребенка естественных житейских навыков. Однако в таком понимании свободы развития заложено противоречие. Понимая свободу развития в биологическом смысле, М. Монтессори использует социальные критерии, хотя социальной направленности своей системы она придает второстепенное значение.

По-видимому, противоречия такого рода неизбежны, когда авторы каких-либо систем придерживаются крайних позиций. В учении М. Монтессори индивидуальное воспитание противопоставлено коллективному, но и обратное противопоставление - ошибочно.

Сенсорное и моторное воспитание, бесспорно, основа развития интеллекта ребенка. В процессе роста ребенок двигается и чувствует прежде, чем проявляет способность к знанию, а приобретает познания раньше, чем начинает осознавать нравственное значение своих действий и мыслей.

Формула развития ребенка, по М. Монтессори, от восприятия внешнего мира к формированию представлений о нем - к абстрактной мысли - и от нее - к морали.

М. Монтессори предложила оригинальные приемы для развития органов чувств и движений, что, собственно, и стало предметом внимания в современной детской реабилитологии. Правильнее, однако, отнести эти приемы к способам абилитации - приобретению навыков в процессе роста, однако они в такой же степени применимы и для целей реабилитации - восстановления утраченных функций у больных детей или ставших инвалидами.

В основе предложенных приемов лежит так называемый "ключ к познанию" - "дидактический материал" в виде комплекса предметов (около 30), позволяющих давать ребенку различные задания с этими предметами определенной и возрастающей степени сложности [9].

Дидактический материал, разработанный М. Монтессори, развивает у ребенка стремление к координированным движениям. Малыш начинает хорошо осознавать пространственное строение своего тела, получает навыки в освоении точных и координированных движений. В процессе обучения ребенка программированные двигательные акты как бы синхронизируются с впечатлениями и чувствами, составляя основу для гармоничного развития личности. Самостоятельно работая с дидактическим материалом М. Монтессори, малыш учится не только ставить перед собой те или иные цели, но самое важное, он получает практические навыки решения различных задач, постигая пути достижения поставленной цели. Ребенок выполняет предложенные задания методом "проб и ошибок", при этом он сам должен обнаружить ошибку и исправить ее.

Это может быть построение башни из кубиков разного размера, вкладывание цилиндров разного диаметра или разной высоты в соответствующие отверстия в коробке, поиск подходящего нарисованного контура для древесных листьев и т.п. Цель таких упражнений (которые ребенок выбирает сам) - научить его различать размеры, формы предметов, создавать порядковые структуры - распределение пред-метов по размерам, длине, форме, цвету. Здесь фор-мируются зрительно-пространственные представления, чувство тяжести и т.п. Подобными упражнениями развивается и тонкая моторика рук - кисти подготавливаются к удержанию карандаша или ручки.

Ребенка обучают также различать цвета предметов (игрушек, бумаги, тканей), причем для каждого из 8 цветов имеется 8 оттенков. Ребенок должен научиться находить сходные оттенки (например, выбирая из комплекта катушки с нитками разных цветов).

Для развития слуха М. Монтессори предлагает начинать занятия с "игры в молчание", когда на фоне полной тишины раздаются различные звуки - свистка, колокольчика, жужжания мухи и т.п. Однако М. Монтессори не придавала значения музыке, хотя и включала в программу занятий марширование детей под музыку.

В системе предусмотрены упражнения для развития тактильного чувства, различения температуры предметов, запахов. Определенное значение придается лепке из глины или пластилина фигурок и ваз. Главное, чтобы упражнение не было бесцельным или абстрактным (например, пассивное рисование). Так, при изучении географии дети используют специальный глобус, где можно на ощупь уяснить разницу между землей и водой. Суша более выпуклая и шершавая, она окрашена в серый цвет, водная поверхность гладкая и голубая. При этом дети учатся понимать, что суша и вода распределены в природе неравномерно, с разной высотой или глубиной [9].

Весь комплекс предваряет обучение детей письму и счету, причем по М. Монтессори, этим навыкам дети должны научиться раньше, чем чтению.

С помощью математического материала Монтессори-педагогики ребенок получает сложные понятия, и это облегчает ему освоение необходимых в реальной жизни математических навыков. Так, получая представление о числе, он сразу переходит к счету, затем у него формируется понятие о десятичной системе, и он усваивает закономерность сложных математических операций.

Для развития общей двигательной активности здоровых детей М. Монтессори применила многие устройства, разработанные для детей-инвалидов ее учителем Э. Сегеном: вертикальные, наклонные, горизонтальные лестницы, качели, специальные гимнастические устройства. Развитие двигательной активности ребенка, как и сенсорное воспитание, в равной степени содействует его интеллектуальному развитию.

Система М. Монтессори еще при ее жизни неоднократно подвергалась жесткой критике, прежде всего из-за недооценки эстетического воспитания ребенка. Дети в ее Домах ребенка не поют, не танцуют, не играют друг с другом. Поэтому ее учение не свободно от догматизма. Директор крупнейшего в Европе реабилитационного детского центра в Мюнхене профессор Т. Хельбрюгге дополнил педагогику Монтессори занятиями музыкой и музыкальной терапией, коллективными играми детей.

Придавая первостепенное значение индивидуальному принципу в воспитании детей, что, несомненно, очень важно и для функциональной реабилитации детей-инвалидов, М. Монтессори выступала против создания крупных детских дошкольных учреждений и даже против массового обучения детей более старшего возраста в школах, считая, что дисциплина, неподвижность и вынужденность восприятия ребенком стандартных школьных программ - резко подавляют его индивидуальность, замедляют темпы развития. Возможно именно эта позиция М. Монтессори и привела к игнорированию советскими специалистами всей ее системы в целом.

Признавая необходимым индивидуальный подход к воспитанию детей-инвалидов - и в этом отношении система Монтессори заслуживает внимания и распространения - следует все-таки указать на современную тенденцию вовлечения детей-инвалидов в общество, что поддержано Всемирной Организацией Здравоохранения. Другими словами, такие дети должны интегрироваться в обычные детские коллективы.

Российский вестник перинатологии и педиатрии, N2-2000, с.24-27

Литература

1. Пискунов А.И. Монтессори. БЭС. М 1974; 16: 549.

2. Красногорская Л.И. Монтессори. Педагогическая энциклопедия. М 1965; 2: 867-869.

3. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология. М 1997.

4. The Montessori method. New York 1969.

5. The discovery of the child. New York 1973.

6. Педагогика Марии Монтессори (курс лекций). Часть 1, 2. М 1993.

7. Александрович Э. Новая педагогика (метод Монтессори). СПб 1913.

8. Бойд У. Система Монтессори. М 1925.

9. Монтессори-материал. Школа для малышей. М 1992.

исимость от других, как у ребенка, так и у взрослого, предполагает ограничение свободы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...