Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 52. Жизненный путь личности: исследования и описания процессов социализации и индивидуализации. Человек как субъект жизненного пути.

Конфуций: человеком мало родиться, им нужно стать; создаёт человека социум; чем больше создано правил, традиций и т.п., тем легче человеку социализироваться Þ необходимо как можно больше правил.

Дзен-буддизм: в человеке от природы уже всё заложено: социум – помеха развитию, зло, чем меньше влияние социума, тем больше у человека шансов стать самобытным, развиться по собственному пути Þ минимум правил.

Таким образом, в философском аспекте восприятия жизненного пути заложено соотношение между двумя противоположными понятиями: социализацией и индивидуализацией. Социализация представляет из себя интеграцию в социум, в то время как индивидуализация – выделение из него, предоставление субъекту возможности управлять самим собой.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации, успешность которого зависит от его взаимодействия с индивидуализацией.

Под индивидуализацией понимается персонифицированная форма осуществления социальных требований.

Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок.

Первый опыт приобретается еще в рамках семьи, затем в рамках специальных социальных институтов и неформальных объединениях. Социализация может быть регулируемой, носить целенаправленный характер и нерегулируемой, носить стихийный характер (могут протекать одновременно). Принято разделять социализацию на:

- первичную;

- вторичную – приобретение специфич. ролевого знания, связанного с разделением труда.

Соотношение социализации и индивидуализации вызывает много споров. Но скорее всего в процессе социализации и социальной адаптации человек приобретает индивидуальность, а социальный опыт усваивается и активно перерабатывается, становится источником индивидуализации личности.

Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте, она никогда не прекращается и никогда не бывает полной.

Исследования показали, что личностное развитие зависит:

- от потребности саморазвития – добиться конкретной цели или определенного статуса;

- от степени устойчивости личностных свойств, которая в определенной мере определяет последовательность действий и предсказуемость поведения.

Предпосылки формирования жизненного пути как образа:

- жизненный опыт (постепенно накапливается, разрастается, подсознание понимает это как проблему и закрывает ненужную информацию, оставляя только вехи, это позволяет сделать прошлое ясным, непротиворечивым и хорошим);

- становление представлений о жизненном пути (конструирование некоей картины будущего; каждый выбирает себе направление внутреннего взгляда: можно ориентироваться на прошлое, настоящее, будущее);

- дополнение пути картиной его завершения (некоторое время подсознание ограждает человека от мыслей о смерти, но, с другой стороны, это мешает полноценно проживать каждый день);

- осознание неслучайности всего прожитого (если проанализировать все оставшиеся в памяти события, то можно заметить, что через все из них проходят связующие нити: если есть какое-то направление, то человека туда и тянет; осознать причины – значит иметь возможность изменить что-то в будущем).

Осознание картины жизненного пути важно для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно и достойно в жизни.

Ошибиться в выборе собственного пути очень легко, так как человек рождается с определённым набором задатков, склонностей, способностей и т.п., но в определённое время и в определённом месте, с определёнными условиями, где реализация этих задатков, склонностей и способностей не всегда возможна.

Кризис жизненного пути – это ситуация, когда идущий не своим путём человек начинает осознавать, что что-то не так.

Задача подсознания – самореализация (задатки, склонности, способности и т.п. – это и есть содержание подсознания), оно стремится сделать нас такими, какие мы есть на самом деле, а не такими, как «нужно».

Подсознание пытается сообщить человеку о том, что он идёт не своим путём: невезение, неудачливость; усталость; эмоциональная реакция после сложного, затратного дела, которое удалось: 1. чувственная радость, прыгание, плач и т.п., 2. разочарование; отношение к выходным и праздникам: слава богу, что они закончились, как ужасно они прошли; самый главный индикатор – отсутствие удовлетворённости от достигнутого большого результата.

Кризис жизненного пути – полное исчерпывание возможности самореализации в тех рамках, которые человек для себя выбрал, но это не значит, что он исчерпал всё в себе.

Технология поиска жизненного пути: 1.осознание, 2.самоидентификация, 3.переориентация.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято в западной психологии. Ш. Бюлер и ее сотрудники в Венском психологическом институте в 20 – 30-е годы осуществили подробный анализ этого феномена. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. Установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие существуют закономерности регулярности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, ментальных и биологических. Также были обнаружены различные типы жизненного развития личности.

Впервые понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены С.Л.Рубинштейном в середине 30-х годов - “Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю”.

В 60-х годах исследованиями жизненного пути занялся Б.Г.Ананьев. Ему принадлежит самое крупное лонгитюдное исследование личности и ее жизненного пути, на основе которого была определена возрастная периодизация и онтогенез развития личности: детство, юность, выбор профессии, зрелость, пик карьеры, старость.

Считал, что жизненный путь – это история формирования и развития личности в определенном обществе. Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху, и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни. Человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей – все это проявление социальной активности человека в его собственной жизни.

Ананьев основными характеристиками жизни считал возраст человека. Он соединял биологическое и социальное в особые периоды жизненного пути.

По определению Б.Г.Ананьева, жизненный путь личности – это путь становления ее индивидуальности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...