Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основой невроза является не сам по себе внутренний конфликт, а преждевременное примирение конфликта.

Сущность невроза. Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза

Википедия: Невро́з, психоневро́з, невроти́ческое расстройство (новолат. neurosis от др.-греч. νεῦρον — «нерв») — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности[1]. Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Калленом.

 

Руководство по психиатрии под редакцией А.С.Тиганова в 2-х томах (том 2, стр.527-558). «Невроз – группа психогенно обусловленных болезненных состояний, характеризующееся парциальностью и эгодистонностью многообразных клинических проявлений, не изменяющих самосознания личности и осознания болезни».

 

Учебник для ВУЗов по психотерапии Корвасарского Б.Д. 2012г. 4-ое издание. «Неврозы – психогенные расстройства, основной причиной возникновения и развития которых является психогенный фактор».

 

Руководство по гештальт-терапии И.Д.Булюбаш, 2011г. (с.491-511). «Невроз – обходной путь удовлетворения своей потребности и поддержания равновесия индивидуума и среды, причиной возникновения которого являются хронические вмешательства в саморегуляцию индивидуума (механизма прерывания контакта)».

По Ф.Перлзу, невроз – это жёсткое проявление одной из полярностей человеческой личности, результатом чего является блокирование обеих полярностей и «не-выбор», или – не принятие решения.

 

Генезис неврозов

Существует два взгляда на генезис неврозов: медицинский и психологический.

Медицинский подход в описании невроза акцентирует своё внимание на том, что невроз — это констелляция симптомов, развивающихся и имеющих закономерности развития и, следовательно, в зависимости от диагноза, синдрома и стадии подлежит определённому лечению.

В разных психологических школах невроз и его генезис рассматривается неоднозначно. Так, психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие внутренних противоречий человека. З. Фрейд в определении невроза делает акцент на том, что невроз образуется в результате противоречий между инстинктивными влечениями Оно запрещающим Сверх-Я, представляющим собой мораль и законы нравственности, заложенные в человека с детства. Карен Хорни возникновение невроза связывает с защитой индивидуума от неблагоприятных социальных факторов: унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребёнку. Чтобы защитится, ребёнок формирует три основных способа защиты:

  • "движение к людям",
  • "против людей",
  • и "от людей".

Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, в любви, в защите. Движение против людей — это потребность в триумфе над людьми, в славе, в признании, в успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, в отдалении от людей. У каждого невротика есть все три типа, однако один из них доминирует. Таким образом, можно условно классифицировать невротиков на "подчинённых", "агрессивных" и "обособленных". Итак, невроз в психоаналитическом направлении рассматривается как внутренний конфликт.

Гештальт-подход в определении невроза смещает акцент с рассмотрения невроза как внутреннего конфликта к рассмотрению невроза как нарушения цикла контакта организма и среды в постоянно изменяющемся поле. В отличие от психоаналитического направления гештальт подход рассматривает внутренний конфликт не как тормоз в развитие личности, а как возможную точку роста личности.

Гештальт-подход рассматривает индивида как функция поля, а его поведение определяется отношением в этом поле.

Человеческое поведение, согласно гештальт-теории, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в среде, лишённой других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, является границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Контактная граница между индивидом и средой у здорового индивида подвижна, допуская и контакт со средой, и уход от неё. Контакт — это формирование гештальта, уход — завершение. Невроз это не патология психики, это патология контакта.

Ф. Перлз в своей работе "Свидетель терапии" рисует портрет человека одолеваемого неврозом: такой человек "не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни. Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удовольствия и роста — это детство и юность, и готов отвергнуть саму жизнь, достигнув "зрелости". Он совершает массу движений, но выражение его лица выдаёт отсутствие какого бы то ни было реального интереса к тому, что он делает. Он либо скучает, сохраняя каменное лицо, либо раздражается. Он, кажется, потерял всю свою спонтанность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески. Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море слов. Он подменяет саму жизнь психиатрическими и псевдопсихиатрическими её объяснениями. Он тратит массу времени, чтобы восстановить прошлое или определить будущее. Его деятельность — выполнение скучных и утомительных обязанностей. Временами он даже не сознаёт того, что он в данный момент делает".

Постоянное изменение поля, связанное с изменением его собственной природы и тем, что индивид в нём делает, требует от индивидуума гибких творческих форм и способов взаимодействия, что для невротической личности становится невозможным.

Гибкость это наиболее полная характеристика здорового функционирования. Когда индивидуум теряет эту гибкость и становится ригидным, не способным менять прежние способы и формы взаимодействия со средой, когда этого требует его жизненная ситуация, теряет способность удовлетворять свои потребности, возникает невроз.

"Невроз возникает тогда, когда одновременно присутствуют социальные и личные императивы, которые невозможно выполнить в одном и том же действии".

В отличие от невротика здоровая личность осознаёт все свои потребности и жизненные функции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живёт прошлым или ожиданием будущего, несёт ответственность за свои поступки, мысли, чувства. Здоровая личность открыта новому опыту.

Здоровый организм может атаковать и де-конструировать своё окружение, для того чтобы выбирать что полезно, а что нет для удовлетворения потребностей. Невротик чаще всего свои индивидуальные потребности приносит в жертву обществу, он перегружает себя общественными потребностями (потребностями других людей) в ущерб своим.

Невротик это по определению Ф. Перлза человек, на которого слишком сильно давит общество. Другими словами невроз возникает, когда индивид неспособен изменять свой образ действия и способы взаимодействия со средой.

Ещё одно определение: кто же такой невротик?

Ф. Перлз даёт нам такое определение: "Это человек, у которого нарушен ритм контакта-ухода. Он не может решить, когда ему принять участие в чем-либо, и когда ему уйти. Его жизненные дела не закончены, у него идут постоянные прерывания, которые искажают его чувство ориентации. И он уже не способен различать, какие объекты и люди наделены для него позитивным катексисом, а какие негативным. Он не знает, от чего уходить. Он потерял свободу выбора, он не может выбрать подходящие средства для своих целей, потому что не умеет видеть возможности, которые перед ним открываются". "Невротик, отделяет ли он себя от себя самого посредством проекции, интроекции или ретрофлексии, находится в положении, когда отказавшись от ответственности, он одновременно отказывается от своей способности отвечать и за судьбу выбора".

По Перлзу, невроз состоит из пяти уровней (слоёв), через которые должен проходить процесс терапии на пути к открытию пациентом своей истинной индивидуальности:

  1. Первый уровень — уровень "фальшивых отношений", клише, уровень игр и ролей. На протяжении своей жизни большинство людей, по мнению Перлза, стремится к актуализации своей Я-концепции, вместо того, чтобы актуализировать своё подлинное Я. Мы не хотим быть самими собою, мы хотим быть кем-то другим. В результате люди испытывают чувство неудовлетворённости. Мы не удовлетворены тем, что мы делаем, или родители не удовлетворены тем, что делает их ребёнок. Мы с презрением относимся к нашим истинным качествам и отчуждаем их от себя, создавая пустоты, которые заполняются фальшивыми артефактами. Мы начинаем вести себя так, как будто мы, в самом деле, обладаем теми качествами, которых требует от нас окружение и которых, в конечном счёте, начинает требовать от нас наша совесть, или, как называл её Фрейд, суперэго. Перлз называет эту часть личности "top-dog" ("собака сверху"). Top-dog требует от другой части личности — under-dog — собака снизу (прообразом её является фрейдовское "оно") — жить согласно идеалу. Эти две части личности противостоят друг другу и борются за контроль над поведением человека. Таким образом, первый уровень невроза включает в себя проигрывание не свойственных человеку ролей, а также контролирующие игры между top-dog и under-dog.
  2. Второй уровень — фобический, искусственный. Этот уровень связан с осознаванием "фальшивого" поведения и манипуляций. Но когда мы представляем себе, какие последствия могут наступить, если мы начнём вести себя искренно, нас охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем он является. Он боится, что общество подвергнет его остракизму.
  3. Третий уровень — тупик, безвыходное положение. Если в своих поисках в процессе терапии или в других обстоятельствах человек проходит первые два уровня, если он перестаёт играть не свойственные ему роли, отказывается от притворства перед самим собой, тогда он начинает испытывать чувство пустоты и небытия. Человек оказывается на третьем уровне — в ловушке и с чувством потерянности. Он переживает утрату поддержки извне, но ещё не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.
  4. Четвёртый уровень — внутренний взрыв. Это уровень, на котором мы можем с горем, отчаянием, отвращением к себе прийти к полному пониманию того, как мы ограничили и подавили себя. Имплозия появляется после перехода через тупик. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже такое ощущение, что он умирает. Это моменты, когда огромное количество энергии вовлечено в столкновение противоборствующих сил внутри человека, а возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить: человек испытывает чувство парализованности, омертвения, из которого вырастает убеждение, что через минуту должно произойти что-то страшное.
  5. Пятый уровень — внешний взрыв, эксплозия. Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозию здесь следует понимать как глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие. Перлз наблюдал четыре типа эксплозий. Эксплозия истинной скорби зачастую является результатом работы, связанной с утратой или смертью важного для пациента лица. Результатом работы с лицами, сексуально заблокированными, является переживание оргазма. Два других вида эксплозий касаются гнева и радости и связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности. Переживание этих глубоких и интенсивных эмоций полностью вовлекает организм в процесс отбора и завершения важных гештальтов (потребностей).

Для того чтобы быть функциональным, процесс контакта индивида со средой должен иметь творческую и динамическую природу.

Важно чтобы организм не закреплял контакт, а был в состоянии встречаться с новым и его ассимилировать или отвергать. Творческое приспособление включает различение и ассимиляцию — отторжение нового. Любой человек одновременно испытывает две тенденции — потребность в контакте с обществом и свои личные потребности. Эти потребности могут переживаться с одинаковой силой.

Невротик в отличие, от здорового человека встречаясь с ситуацией дискомфорта, формирует симптом, который закрепляет ситуацию в её прошлом виде. В этот момент индивидуальные потребности индивида приносятся в жертву потребностям выживания, а чтобы удовлетворить свои потребности нужно отличать себя от окружающего мира, чего не может сделать невротическая личность. Момент принятия решения очень важен, т.к. именно в этот момент необходимо выделить более важную потребность данного момента времени. Если индивидуум не способен выделить свою потребность она остаётся не удовлетворённой и уходит в фон и временно или полностью исключается из существования.

Такой человек не может полностью находится в контакте и не может из него уйти. Этот момент потери эго-функции лежит в основе невротического поведения. При неврозе граница между индивидуумом и обществом сильно сдвинута в сторону индивидуума.

Невроз это обходной путь поддержания равновесия между организмом и средой.

В основе невроза лежит действие механизмов прерывания контакта, являющиеся хроническим вмешательством в саморегуляцию индивидуума, дающими возможность невротику отказываться от ответственности за свой выбор

Основой невроза является не сам по себе внутренний конфликт, а преждевременное примирение конфликта.

У здорового индивидуума актуальная потребность осознаётся и переходит в плоскость действия, т.е. в поступок, который либо подтверждает внутренний выбор, либо даёт возможность переосмысления и совершения другого поступка. Невротик же остаётся в пространстве внутренней борьбы и отказывается от внешнего действия, тем самым выбирает мнимый комфорт. Одна часть личности побеждает другу часть этой же личности (невротическое расщепление по Перлзу), а комфорт остаётся мнимым, энергия ретрофлексивно направлена на самого себя и удовлетворение не происходит. Невроз — это выбор мнимой безопасности и победа над самим собой! Момент формирования потребности иметь победу, говорит о уже сформированном невротическом стиле.

Страх получения отвержения, различные способы привлечения к себе внимания — это паттерны поведения невротической личности вынужденной находиться в борьбе со своим внутренним миром, чем вступать в отношение с другими живыми людьми. Живые отношения это всегда риск, а невротической личности рисковать трудно, т.к. можно не одержать победу, не поддержать своё невротическое тщеславие. Невротик всеми силами поддерживает "образ Я" и оберегает его от попадания на границу контакта. Невротическое развитие может приобретать различные векторы (по шизоидному типу, или нарциссическому, или пограничному), однако это всегда нарушение пластичности границы с миром, нарушение диалогичности в отношениях с ним. Невротик не способен вступить в реальные диалогичные взаимоотношения с другим человеком.

Работа терапевта должна быть направлена на восстановление контактной границы, так как в основе невроза всегда лежит нарушение контактной границы и манипуляции с возбуждением.

Гештальт подход делается акцент на невротических аспектах опыта индивидуума, а не на понятии невротическая личность.

С точки зрения личности невроз рассматривается как расщепление полярностей.

Жёсткое следование индивидуумом одной из полярностей, в то время как другая исключается — будет проявлением невроза. Другим вариантом может, является непроявление себя ни в одной из полярностей, когда противоположные потребности блокируют друг друга и человек пускает всё на самотёк.

Поведение невротика имеет ряд особенностей, прежде всего, неспособность присутствия в настоящем моменте, избегание ответственности за свои решения, невозможность сделать выбор в сторону удовлетворения своих потребностей, стремление перекладывать ответственность за свой выбор на среду. Бесконечное манипулирование средой необходимо невротику для получения поддержки. Нехватка опоры на себя приводит к готовности невротика бесконечно оправдываться и испытывать чувство вины.

Терапевт помогает восстановить способность невротика к различению и обретению контактной границы и работает с прерыванием возбуждения, прерыванием энергии.

Поэтому работа с ним должна быть направлена, прежде всего, на:

  • Освобождения от невротических механизмов нарушения контакта, т.е. в процессе гештальт-терапии индивид научается и привыкает проходить весь цикл контакта, без прерывания. В результате, его способность к контакту становится более устойчивой и здоровой.
  • Выход из слияния.
  • Прояснение потребностей (усиление внимания к чувствам).
  • Поддержание эго-функции клиента.
  • Интеграция противоположностей (работа с полярностями).

Терапевтическая работа направлена на перераспределение ответственности, принятие ответственности клиентом за свою жизнь на себя, отождествление себя и своих потребностей. Обучение клиента делать выбор адекватный своим потребностям.

"В терапии мы должны восстановить способности невротика к различению — например, определить вид катексиса — положительный или отрицательный. Мы должны помочь ему вновь определить для себя, что является им самим, а что нет, что способствует его развитию, а что препятствует. Мы должны направить его к интеграции. Мы должны помочь ему обрести равновесие и провести правильную границу между собой и миром".

"Проблема невротика состоит не в том, что он не умеет манипулировать, а в том, что его манипуляции направлены на поддержание уровня его неполноценности, а не на освобождение от неё". Гештальт-терапия отучает невротика от этой хитрости, она даёт ему осознать ту силу, которая у него уже есть, и направляет эту силу более конструктивным для человека образом.

Перлз даёт описание методического принципа работы с пациентами так: "Невротик, отделяет ли он себя от себя самого посредством проекции, интроекции или ретрофлексии, находится в положении, когда, отказавшись от ответственности, он одновременно отказывается от своей способности отвечать и за судьбу выбора. Ответственность терапевта состоит в том, чтобы не оставить без ответа любое утверждение или поведение пациента, которое не представляет его самости, которое свидетельствует об отсутствии у него ответственности за себя. Это означает, что терапевт должен иметь дело с каждым невротическим механизмом, как только тот проявляется. Каждый из этих невротических механизмов должен быть интегрирован пациентом и трансформирован в выражение самости так, чтобы пациент мог действительно её обнаружить".

Гештальт-терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания. Ф. Перлз называл осознавание центральным механизмом исцеления.

 

Концепция харак тера

В теории и прак тике

Гештальт-терапии

ХАРАКТЕР - (от греческого "character" - запечатленное навсегда

Теория гештальт-терапии, основу которой разра-

ботали Ф. и Л. Перлз, П. Гудмен Р. Хефферлин, в послед-

ние десятилетия активно развивается и дополняется,

при этом появляются новые аспекты как теории, так и

практики данного психотерапевтического направле-

ния. Так, например, некоторые идеи, имплицитно со-

держащихся в практике Ф. Перлза, были развёрнуты,

описаны и получили своё развитие в парадоксальной

теории изменений (А.Р. Бейсер), концепции диалога

(Р. Хикнер), теории поля (М. Парлетт), а также в теории

личности, основанной на феноменологии (Т. Берли),

и в других работах.

Одно из центральных мест в теории гештальт-

терапии занимает система положений о характере.

Фундамент концепции характера заложили в теории

гештальт-терапии Ф. и Л. Перлз, П. Гудмен, Р. Хеффер-

лин. Дальнейшее своё развитие она получила в рабо-

тах Тодда Берли и М. Кэтрин Фрайер, представителей

Гештальт-Ассоциации Лос-Анджелеса (США).

Представление о характере имплицитно содер-

жится в терапевтической практике гештальт-подхода

[4 и др.]. Авторы рассматривают характер как при-

вычный способ справляться с отношениями и дру-

гими жизненными ситуациями, как не меняющиеся

формы поведения, которые не принимают в расчёт

настоящую конфигурацию поля и не имеют гибкости

в реакциях.

В некоторых работах современных гештальт-

терапевтов указывается, что характер понимается

Ф. Перлзом и П. Гудманом только как ригидная

структура поведения, мешающая процессу творче-

ского приспособления self происходить с достаточ-

ной гибкостью [2, 3]. На наш взгляд, точка зрения

Ф. Перлза и П. Гудмана не столь однозначна. В работах

Ф. Перлза и соавторов можно найти более широкое

мнение, состоящее в том, что стабильные структуры и

механизмы поведения ≪…являются невротическими,

только если они неуместны и хронически повторя-

ются. Все они могут быть полезными и здоровыми,

если употребляются временно и в определённых

обстоятельствах≫ [5, с. 214]. Т.е., фиксированные

характерологические паттерны поведения могут

быть как здоровыми, так и невротическими. Перлз

и др. отмечали, что многие из этих фиксированных

форм –здоровые, и помогают текущему жизненному

процессу, например, полезные привычки, навыки

в быту, в работе и т.д. В частности, ≪…полезна при-

вычка оставлять внимание свободным для того, что

ново и интересно. Было бы бессмысленным менять

все привычки ради демонстрации способности ме-

няться. Вместе с тем многие наши привычки были

развиты не свободно и поддерживаются не из-за

своей эффективности...≫ [5, с. 113].

Важнейшая отличительная особенность гештальт-

терапевтической концепции характера состоит в

том, что характер понимается как процесс, а не как

набор черт, свойств или других характеристик, ко-

торые можно классифицировать и группировать по

типам. Соответственно, анализ структуры характера

подразумевает ответ на вопрос: ≪Как сформировался

данный паттерн поведения?≫, ≪Как мы делаем то, что

мы делаем?≫. Важно отметить, что при сознавании

структуры характера присутствуют как осознавае-

мые, так и неосознаваемые компоненты. ≪Сдерживая

определённое поведение, мы осознаём как то, что

сдерживается, так и сам факт сдерживания. При

подавлении (репрессии), напротив, мы утрачиваем

осознавание как подавляемого, так и самого про-

цесса подавления. Психоанализ подчёркивает вос-

становление осознавания того, что подавляется, то

есть блокированного импульса. Мы же подчёркиваем

восстановление осознавания самого блокирования,

чувствования человеком того, что он это делает и как

он это делает≫ [5, с. 141].

Итак, в гештальт-терапии характер понимается как

инвариантные и фиксированные способы поведения

без принятия во внимание нынешней конфигурации

поля и без гибкого использования разнообразных,

в т.ч. новых, реакций. Такой подход является, с нашей

точки зрения, продуктивным, поскольку позволяет

рассматривать процесс гештальт-терапии как ана-

лизирование характера (Ф. Перлз и др.): выведение

неосознанных жизненных процессов, паттернов

поведения на уровень осознавания. Структура ха-

рактера, согласно рассматриваемому подходу, – это

привычные для человека, осознаваемые и неосо-

знаваемые процессы формирования, прерывания

и завершения гештальта, не зависящие в полной

мере от конкретной ситуации. Терапия возвращает

этим процессам осознанность: исследуется, как

фигура выделяется, прерывается, завершается, как

происходит разрешение, как это становится частью

характера человека, т.е. каким образом сформи-

ровавшийся уникальный паттерн прерывания со-

храняется в течение жизни. В терапии происходит

помощь клиенту в сознавании, и это помогает ему в

дальнейшем совершать выборы и достигать гибкости

в поведении.__

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...