Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 13. Генерализация (обобщение) и поддержка




Генерализация – некая аналогия перевода навыка из учебной остановки в обычную среду, одного из важнейших процессов обучения. Генерализация затрагивает продуктивность обучения, определяет, меняется ли поведение ребенка в результате его обучения.

Генерализация обычно делится на два вида: генерализация стимула и генерализация ответа.

Генерализация стимула

Если Вы учитель, то, обучая ребенка в классе, можете заметить, что он начал использовать полученные знания в другом месте. Если Вы родитель, и обучаете своего ребенка дома, также можете обнаружить, что ребенок ведет себя соответственно в школе или в другом публичном месте. Это вопрос генерализации стимула. Генерализация стимула – это обучение поведению (действию) в учебной обстановке, которое впоследствии будет выполняться и в другой ситуации, не связанной с обучением. Сможет ли определенное поведение (навык) быть обобщено (генерализованно) в другой обстановке, не определенной заранее? Иногда поведение (навык) генерализуется, а иногда – нет. Необходимо помогать процессу обобщения. Ниже приведена процедура формирования генерализации стимула.

• Обучение в разных местах. Если ребенок обучается только в одном месте (например, в школе или клинике) и больше нигде (например, дома), то через время он поймет разницу, и будет выполнять соответствующие требования только в том месте, где проходит обучение. Что бы исправить это, ребенок должен обучаться в различных местах. Все, чему его учат в школе, он должен изучать дома, и наоборот.

• Наличие нескольких учителей. Это очень важно для детей с проблемами в развитии, особенно, для старшего возраста, что бы их обучали разные учителя (тераписты). Часто бывает, что ребенок очень хорошо ведет себя и занимается с учителем, но совершенно не хочет заниматься и ведет себя плохо с родителями. Главное правило – обучать должны все. После того, как с ребенком занимаются несколько взрослых, его предпочтения к кому-либо будут уменьшаться, и он будет вести себя соответственно с любым взрослым человеком.

• Программа общественных стимулов. Вам может помочь, особенно в начале, использование в школе и дома похожих стимулов (предметов, инструкций и т.д.). Пусть у вас будет несколько одинаковых игрушек дома, с которыми работает ваш ребенок в школе. Попробуйте создать дома ту же обстановку что и в школе, например, во время приема пищи (сидеть за накрытым скатертью столом). Если ребенок хорошо играет с детьми в школе, приглашайте детей к себе домой, где они также могут играть. Перед тем как ребенок пойдет в школу, играйте с ним дома «в школу», используя соответствующее (школьное) оборудование; что потом облегчит переход ребенка из домашней обстановки в школьную.

• Общий план поощрений. Если какое-либо действие (поведение) постоянно поощряется дома, а в школе значительно реже, то могут возникнуть проблемы с генерализацией, по крайней мере, в первые дни. Такая проблема может иметь место, когда ребенок только пошел в школу, если нет другой причины такого подхода. Что бы избежать подобной проблемы, снижайте количество поощрений дома перед тем, как ребенок пойдет в школу. Также, возможно, вам понадобится помощник в первые недели посещения школы, который будет обеспечивать на первых порах существующий план поощрений.

Существует большое количество различий между, например, учебной обстановкой и повседневной жизнью, которым необходимо уделить внимание для лучшей генерализации поведения ребенка. Помните, основное правило генерализации стимула: если ты не можешь что-то получить, построй это.

Генерализация ответа

Генерализация ответа - это, когда вы изменяете большое число поведенческих актов, работая над одним. Например, вы учите ребенка сидеть и смотреть по вашей команде, а он становится более податливым или внимательным. Если вы учите его обнимать или целовать вас, он вам больше нравится? Также как и с генерализацией стимула, в части появления и распространения учебной эффективности: как часто поведение меняется и становится более непосредственным (свободным), когда вы обучаете одному или ограниченному количеству действий? Некоторые ступени генерализации, будут стимулами, необходимыми для удачного обучения. Вы получаете некоторые изменения, необходимые «для свободы действий», хотя не строите все варианты поведения для всех ситуаций.

Процедура получения генерализации ответа не такая четкая, как в работе над генерализацией стимула. Следующие советы помогут оптимизировать процесс генерализации ответа:

• Построение коммуникативного ответа. Выстроить и закрепить этот аспект при обучении речи, значит дать ребенку возможность получить то, что он хочет. Например, это может быть полезным при обучении вербальным просьбам для получения чего-либо, желаемого для ребенка («печенье», «сок», «открой», «хватит», «плавать»), далее при обучении описания («нос», «ухо», «зеленый»). Так, во многих случаях просьба может вернуть хаотичное поведение, такое как самостимуляции или вспышки раздражения, которые могут быть следствием того, что ребенок не может выразить свои желания соответствующим образом.

• Построение «практических» форм самообслуживания. По этой же причине, будет больше пользы при обучении ребенка навыкам, повышающим его самостоятельность и помогающим ребенку получить то, что он хочет. Самостоятельно открыть дверь, снять мокрые штаны или свитер, когда жарко, или самостоятельно ездить на мопеде.

• Построение адекватной игры. Конечно, игра более адекватна, чем самостимуляция, которую игра замещает. Например, ребенка, который крутит любые предметы, попадающие под руку (чашку, блюдце), можно научить пользоваться юлой, посредством этого уменьшая количество самостимуляций. Также танцы могут послужить хорошей заменой кружению и т.д.

• Построение соответствий. Когда взрослый сможет контролировать два или более вида поведения, которые ребенок хорошо выполняет (таких как «Сядь», «Встань» или «Закрой дверь»), одновременно будет увеличиваться число других действий, хорошо выполняемых ребенком.

Замечу, что существуют большие индивидуальные различия в формировании генерализации ответа. Например, у ребенка «генерализация соответствия» будет проявляться на том уровне, на котором существует набор уже приобретенных навыков. В результате, вы получаете контроль там, где некоторый контроль уже есть. У некоторых детей, генерализация соответствия может не появиться.

• Наблюдательность на занятиях. Идеально, если вы научите ребенка некоторым свойствам, благодаря которым ребенок мог бы обучаться. В главе по невербальной и вербальной имитации (и в 34 главе по обучению наблюдательности, вниманию), программы представлены таким образом, что ребенок учится «сам», только наблюдая за другими людьми.

• Построение новых социальных поощрений. Ваше взаимодействие с ребенком конструктивно, когда при этом вы используете поощрение или наказание, и ваша персона приобретает значение этого поощрения. Благодаря этому, взрослый приобретает большой диапазон контроля над качеством, и поведение ребенка будет становиться все более и более сформированным без посторонней помощи. Новое поведение будет построено через «неофициальное» взаимодействие.

• Построение внутреннего поощрения. Возможно, большую пользу для ребенка принесет понимание поощрения, как неотъемлемой части поведения. Методов построения внутреннего поощрения мы не знаем, но минимальные требования широко используются при обучении ребенка. Вот пример работы. Если вы учите группу неговорящих детей имитировать звуки и/или слова, определенная часть детей начнет имитировать, т.е. эхолалить. Это значит, что они будут подражать взрослому, даже если нет поощрения за это действие. Это простое «копирование» вербальных действий становится для них собственно поощрением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...