Из беседы старца с учеником о безмолвной жизни
Стр 1 из 3Следующая ⇒ НОВОЯВЛЕННЫЕ «ПРОРОКИ» ОТ ЛУКАВОГО. ПРАВДА О СЛАВИКЕ КРАШЕНИННИКОВЕ Говоря на Рождественских чтениях 2010 года о проблемах прославления святых в конце XX – начале XXI веков, протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, сказал: «В постсоветское время из-за недостатка духовной культуры нередко бывает, что массовое народное почитание подогревается каким-либо псевдорелигиозным фанатизмом». Умерший в 1993 году мальчик Славик Крашенинников из Чебаркуля Церковью не канонизирован (и, как мы поймем позже, не может быть канонизирован). Но искусственно подогревается его «народное почитание»: на могилу в г. Чебаркуль организуются паломничества, издаются книги, пишутся самочинные иконы, составляются тропари и каноны. Те, кто почитает этого отрока, уверены Господь посетил его особыми видениями, предсказаниями, откровениями. Так ли это на самом деле или слепая вера в божественность «откровений» является плодом духовной неграмотности, ведущей к тяжким последствиям? Чтобы разобраться в этом, полезно знать, как относились к сверхъестественным явлениям православные подвижники… Как относиться к видениям Святой Амфилохий в юности стал монахом и удостоился в зрелые годы проводить жизнь отшельническую. Заключившись в пещеру, он упражнялся в безмолвии и достиг великого преуспеяния. Когда исполнилось сорок лет его пустынножительства, явился ему ночью Ангел и сказал: – Амфилохий! Иди в город и паси духовных овец. Преподобный пребыл во внимании себе и не обратил внимания на эти слова. На другую ночь Ангел повторил свое повеление и добавил, что оно от Бога. И опять Амфилохий не оказал повиновения, опасаясь быть обольщенным и вспоминая слова Апостола, что и сатана преобразуется в ангела светлого (2 Кор. 11, 14). На третью ночь Ангел стал славословить Бога, что невозможно для духов отверженных. Затем взял старца за руку и привел к церкви, находившейся вблизи. Ее двери отворились сами собой. Церковь освещалась Небесным Светом; здесь было множество святых в белых ризах с солнцеобразными лицами. Они рукоположили Амфилохия в епископы города Иконии (Четьи Минеи, 23 ноября).
Самомнение рождает прелесть Преподобные Исаакий и Никита Печерские, неопытные в отшельнической жизни, доверившись впечатляющим духовным видениям, подверглись ужаснейшему бедствию. Первому явилось множество бесов в сиянии: один из демонов принял вид Христа, прочие – вид святых ангелов. Второго обольстил демон сначала благоуханием и гласом, как бы Божиим, потом представ ему в виде ангела (Патерик Печерский). Опытные в монашеской жизни иноки не доверяют себе и гораздо более опасаются прелести, чем новоначальные, особенно те из новоначальных, которые объяты разгорячением к подвигу. С отеческой любовью предостерегает от прелести новоначального монаха преподобный Григорий Синаит: «Хочу, чтоб ты имел определенное понятие о прелести… чтоб ты мог предохранить себя от нее, чтоб при стремлении, не озаренном должным ведением, ты не причинил себе великого вреда – не погубил души твоей. Свободное произволение человека удобно преклоняется к общению с противниками нашими, в особенности произволение неопытных в подвиге, как еще обладаемых демонами». Как это верно! Склоняется, влечется наше свободное произволение к высшим духовным состояниям, а это, при нашей всеобщей духовной неопытности и «обладаемости демонами», приводит к прелести, потому что всякая прелесть питается и паразитирует на нашем самомнении, нашем тщеславии, нашей гордости. «Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, простирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений... По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, удерживай благое со многим разсмотрением и отвергай лукавое... Знай, что действия благодати ясны – демон преподать их не может: он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать. Действия его: «дмение» (т.е. надменность, напыщенность – ред.) – высокоумие, страхование, словом, все виды злобы. По действию можешь познать свет, возсиявший в душе твоей – Божий ли он, или от сатаны» (Добротолюбие. О прелести.) Надо знать, что такое рассмотрение – принадлежность преуспевших иноков, никак не новоначальных.
Из беседы старца с учеником о безмолвной жизни Ученик - Не случалось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвой? Старец - Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным трудом и пришел от него в необычайное состояние. О «подвиге» своем и о последствиях его он открывал протоиерею, который попросил одного из монашествующих побеседовать с чиновником. Монах согласился. При этой беседе присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих видениях – что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: «Не приходила ли вам мысль убить себя?» – «Как же! – отвечал чиновник, – я уже был кинувшись в Фонтанку, да меня вытащили». Оказалось, что чиновник стал молиться по описаниям, но разгорячил воображение и кровь – при этом человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. Так человеческое самообольщение перешло в явную прелесть. Чиновник видел свет телесными очами: благоухание и сладость, которые он ощущал, были так же чувственные. В противоположность этому, «видение святых и их сверхъестественные состояния только духовны» (преподобный Исаак Сирин, слово 55). Подвижник становится способным к ним не прежде, как по отверзении очей души Божественной благодатью (преподобный Симеон Новый Богослов «Слово о Вере»). Принимают участие в благодатном видении и телесные чувства святых, но тогда, когда тело перейдет из состояния страстного в состояние бесстрастное. Монах начал уговаривать чиновника, чтобы он перестал так молиться. С ожесточением воспротивился чиновник совету. «Как отказаться мне от явной благодати!» — возражал он.
Находящиеся в бесовской прелести являют плачевное зрелище: смеется над ними овладевший ими лукавый дух, который привел их в состояние уничижения, обольстив тщеславием и высокоумием. Ни пленения, ни странности своего поведения прельщенные не понимают, хотя очевиден этот плен, эта странность поведения. Когда чиновник ушел, я поинтересовался, почему монах спросил чиновника о покушении на самоубийство. Он отвечал: «Как среди плача по Богу приходят минуты необыкновенного успокоения совести (это и есть утешение плачущих), так и среди ложного наслаждения, доставляемого бесовской прелестью, приходят минуты, в которые прелесть разоблачает себя. Эти минуты – ужасны! Горечь их и отчаяние невыносимы. По этому состоянию, в которое приводит прелесть, легче всего узнать ее попавшему в беду и принять меры к исцелению себя. Увы! Начало прелести гордость, и плод ее преизобильная гордость. Прельщенный считает себя сосудом Божественной благодати, презирает все предостережения ближних. Между тем припадки отчаяния становятся сильнее: наконец отчаяние обращается в умоисступление и заканчивается самоубийством». * * * В начале нынешнего (т.е. XIX – ред.) столетия подвизался в Софрониевой пустыни (Курской епархии) схимонах Феодосий, привлекший к себе уважение братства и мирян строгим жительством. Однажды представилось ему, что он был восхищен в рай. По окончании видения он пошел к настоятелю, поведал подробно о чуде и добавил с сожалением, что он видел в раю только себя, не видел никого из братии. Последнее ускользнуло из внимания настоятеля: он созвал братию, в сокрушении духа пересказал им о видении схимонаха и увещевал к жизни, более усердной и богоугодной. По прошествии некоторого времени начали обнаруживаться в действиях схимонаха странности. Дело кончилось тем, что он был найден удавившимся в своей келии (святитель Игнатий Брянчанинов из работы «О прелести»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|