Оценка эффективности управления рисками
В системе последовательных функций риск-менеджмента наиболее важную роль играет оценка эффективности функционирования системы управления рисками. Эффективность управления представляет собой отношение совокупного результата управленческой деятельности к стоимости ресурсов, затраченных на его достижение. На эффективность управленческой деятельности оказывает существенное влияние целый ряд факторов, вся совокупность которых может быть условно разделена на две основные группы. В состав первой группы входят факторы, оказывающие прямое непосредственное влияние на эффективность администрирования, такие как: ♦ управленческий потенциал организации, т. е. совокупность всех ресурсов, которыми располагает система управления; ♦ совокупные затраты на содержание и функционирование системы управления — определяются характером, способом организации, технологией и объемом работ по осуществлению функций управления; ♦ эффект управления, т.е. совокупность всех экономических, социальных и иных выгод, которые получает организация в процессе осуществления управленческой деятельности. Все вышеперечисленные показатели можно определить как основные факторы эффективности управления. Вторую группу образуют второстепенные факторы, оказывающие косвенное влияние на эффективность системы управления. К таким факторам относятся: ♦ квалификация руководящих работников и исполнителей; ♦ фондовооруженность системы управления, т.е. степень и качество обеспечения управленческих работников вспомогательными средствами (компьютерами, оргтехникой и т.п.); ♦ социально-психологические условия в трудовом коллективе;
♦ организационная культура. В составе критериев эффективности управления можно выделить общие и частные показатели. Общие показатели характеризуют конечные результаты деятельности организации, а частные — эффективность использования отдельных видов ресурсов. Для оценки эффективности управления коммерческими предприятиями наиболее целесообразно использовать такие общие показатели, как прибыль и рентабельность. Общая сумма прибыли, получаемая предприятием за определенный период, обычно складывается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации и прибыли от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции, услуг или выполненных работ определяется как разность между общей суммой выручки от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от прочей реализации определяется как разность между суммой, полученной от реализации имущества или иных материальных ценностей предприятия, и их остаточной стоимостью. Прибыль от внереализационных операций рассчитывается как разность между доходами и расходами по операциям, не связанным с реализацией продукции предприятия или его имущества. В состав доходов от внереализационных операций входят: ♦ доходы от финансовых вложений предприятия в ценные бумаги; ♦ доходы от сдаваемого в аренду имущества; ♦ сальдо полученных и уплаченных штрафов; ♦ положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; ♦ поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток; ♦ прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в отчетном году; ♦ суммы, поступившие от покупателей по перерасчетам за продукцию, реализованную в прошлом году;
♦ проценты, полученные по счетам предприятия в кредитных учреждениях. Внереализационные расходы предприятия образуются в результате суммирования: ♦ недостач и убытков от потери материальных ценностей и денежных средств; ♦ отрицательных курсовых сальдо по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; ♦ убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; ♦ списания дебиторской задолженности; ♦ некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий; ♦ затрат по аннулируемым заказам; ♦ судебных издержек; ♦ затрат на содержание законсервированных производственных мощностей. Полученная предприятием балансовая прибыль распределяется между государством и предприятием. После внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль в распоряжении предприятия остаются денежные средства, которые и образуют его чистую прибыль. Чистая прибыль предприятия направляется в фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд. Исходя из порядка формирования прибыли, ведется ее факторный анализ. Основной целью факторного анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в число которых входят: ♦ рост или снижение себестоимости продукции; ♦ рост или снижение объемов реализации; ♦ повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции; ♦ выявление резервов увеличения прибыли. Важнейшим показателем, характеризующим эффективность управления коммерческим предприятием, является его рентабельность. Рентабельность определяется как прибыль, получаемая с каждого рубля затраченных средств. Система показателей рентабельности складывается исходя из состава имущества предприятия и проводимых предприятием хозяйственных операций. С указанной точки зрения выделяют: 1) рентабельность имущества предприятия — определяется как отношение чистой прибыли к средней величине активов предприятия; 2) рентабельность внеоборотных активов — представляет собой отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов; 3) рентабельность оборотных активов — рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине оборотных активов;
4) рентабельность инвестиций — отношение прибыли от инвестиционных проектов к долгосрочным затратам на их реализацию; 5) рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к величине собственного капитала; 6) рентабельность заемных средств — определяется как отношение платы за пользование кредитами к общей сумме долгосрочных и краткосрочных кредитов; 7) рентабельность реализованной продукции — отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Используя перечисленные выше показатели рентабельности, можно оценить не только общую эффективность функционирования системы управления организации, но и результативность использования отдельных видов ресурсов (активов) предприятия. Гораздо сложнее оценивать эффективность управления некоммерческими организациями. С точки зрения оценки эффективности функционирования все некоммерческие организации можно условно разделить на две основные группы: 1) организации, результаты деятельности которых можно оценить с помощью экономических показателей; 2) организации, результаты деятельности которых выражены в неэкономических величинах, таких как снижение уровня заболеваемости или преступности, повышение уровня образования, улучшение экологической обстановки и т. д. Для оценки эффективности организаций, входящих в первую группу, можно применять те же методы, что и для оценки эффективности коммерческих организаций. Оценку эффективности функционирования организаций, входящих в состав второй группы, производить гораздо сложнее. В настоящее время практически полностью отсутствуют методики пересчета неэкономических показателей в экономические. Даже в тех отраслях, где такие методики имеются, они не находят широкого практического применения. Например, уже давно разработана методика расчета экономического ущерба, наносимого природе вследствие загрязнения водных источников сбросами промышленных предприятий. В то же время при оценке эффективности проектов по строительству новых очистных сооружений предотвращенный ущерб не учитывается. Таким образом, получается, что большинство экологических программ являются нерентабельными с экономической точки зрения.
Следовательно, основным направлением развития методов оценки экономической эффективности некоммерческих организаций и программ должна стать разработка методик пересчета неэкономических показателей в экономические. Это позволит более объективно и полно учитывать влияние различных факторов на результативность конкретной организации или проекта. Выводы ♦ С точки зрения процессного подхода риск-менеджмент можно рассматривать как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. ♦ Основу процессного подхода составляет технология управления, т. е. совокупность приемов и способов осуществления процесса управления. ♦ Основными элементами технологии управления являются предмет труда (т.е. информация, обеспечивающая принятие управленческих решений); продукт труда (управленческие решения); средства труда (знания и опыт менеджера); рабочая сила (интеллектуальная и физическая энергия руководителя). ♦ Основным элементом процесса управления является управленческая функция. ♦ В наиболее общем виде функция управления представляет собой обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации. ♦ Большинство исследователей подразделяют функции менеджмента на общие и специальные. При этом под общими функциями менеджмента понимаются функции, образующие управленческий цикл и отражающие специфику управленческого труда вне зависимости от характера и специфики деятельности организации. ♦ Помимо общих и специальных функций управления можно выделить еще и смешанные функции, такие как планирование выпуска готовой продукции, контроль хода производства, организация сбыта продукции и т.п. ♦ В зависимости от времени действия все функции управления можно разделить на две группы. К первой группе относятся последовательные функции, которые осуществляются дискретно (т.е. повторяются через определенные промежутки времени), последовательно сменяя друг друга. Вторую группу образуют непрерывные функции, выполнение которых осуществляется постоянно в течение всего периода управления предприятием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|