Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 54. Источники и движущие силы общественного развития.

Проблема источника историч. развития связана с решением вопроса о том, что движет историю, т.е. о тех глубинных причинах, которые определяют качеств. изменение общ-ва и его переход к новому состоянию. В решении этой проблемы на сегодняшний день выделяют три основные модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта.

Теории соц. противореч. исходят из общедиалектических установок, в соответств. с которыми именно единство и борьба противоположностей явл. источниками развития как в природе, так и в общ-ве. Согласно этой концепции, не столько единство как взаимообусловленность и дополнительность, сколько война противоборствующих сил определяет внутр. динамику прогресса. В кач-ве предтеч данной теории можно выделить Макиавелли, Гоббса, Гегеля.

Солидаризм делает акцент на соц. сплоченности как гаранте сбалансированного развития общ-ва. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная стр-ра общ-ва, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов. Неизбежно возникающие конфликты и противоречия рассматр. здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса.

Теории конфликта выступают как синтетические по отношению к вышеназванным моделям. По сравнению с соц. противоречием конфликт явл. более узким понятием и определ-ся как осознанное противостояние двух или более сторон. В формах соревнования и конкуренции конфликты способствуют соц. инновациям, явл. источником историч. развития.

Если говоря об источнике историч. развития, мы отвечаем на вопрос «что движет историю», то проблема движущих сил и субъекта истории – это вопрос о том, кто ее движет. В этом плане под субъектом историч. развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. В качеве субъекта истории в философии выделяли: личность, народные массы, элиту. Под движущими силами истории понимали: народ, народные массы, массы. Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в ф-фии Просвещ. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производста явл. здесь определяющим фактором историч. динамики. Теории элит как субъекта истории и массы как ее движещей силы. Элита облад. материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой, реальным весом и влиянием в общ-ве.

ВОПРОС 54, немного другой вариант

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центр. в фил. и обществознании в целом. Только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутр. источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие.

В социальной фил. марксизма под движущими силами развития понимаются разные обществ.явления: объективные обществ. противоречия, производит. силы, способ пр-ва и обмена; разделение труда; продолжит. действия больших масс людей, классов, народов; разделение общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы. Соответственно и в научной литературе движущие силы развития общества также понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с соц. детерминизмом, то с объективными и субъективными факторами истории, то с деятельностью людей или с комплексом перечисленных факторов. По-видимому, каждый из указанных подходов правомочен, отражает какую-то грань истины.

Источниками развития любого соц. явления выступают те факторы, которые тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое раз-е труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно.

К движущ. же силам относятся факторы, направл. процесс внутр. спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся на непосредственные и опосредованные.

Если непосредственная причина является «делающей», то опосредованная действует как стимулятор, ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «делающей» причины. Движущая сила развития охватывает собой и другие факторы, через которые опосредствует действие источников.

Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, а представляет собой постоянно действ. детерминанту движения и развития.

К движущ. силам обществ. развития относят весьма разнообразные общественные явления: соц. противоречия, производит. силы, способ пр-ва и обмена, разделение труда, продолжит. действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.

ВОПРОС 55. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы.

Одна из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизация исторического процесса, т.е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общ-во. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).

Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представления о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космических циклах. Первая концептуализац. данной идеи осущ. в 18 в. одним из основоположников ф-фии истории Дж. Вико. Согласно его теории, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной (власть жрецов без государства), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия), вырождающейся в первобытное состояние, где все сначала.

Основн черты нелинейной концепции: 1.отрицание общих, универсальных законов общественного развития и соответственно единой для всех народов истории; 2.акцент на повторяемость ист событий; 3.игнорирование или отрицание преемственности в развитии об-ва; 4.отрицание однонаправленности необратимости обществ развития; 5.вывод, что развитие идет по кругу и что у человеч ист нет какой-то финальной цели, конечного пункта, после которого должна прекратиться сама история.

В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются цивилизационно-циклических моделях, наиболее авторитетными из которых явл. концепция культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры О.Шпенглера и теория локальных цивилизаций А.Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы. Понятие цивилизация здесь использ. для обознач. устойчивого этнокультурного образования, сохраняющ. свою специфику и целостно на протяжении длит. историч. промежутка времени.

Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве историч. судьбы человечества. Основн. положения линейн концепции: 1.у всех народов одна история, что определяется общими для всех законами развития; 2.развитие носит поступательный х-р, т.е каждая последующая фаза отлич от любой другой, предшествующей ей по времени; 3.в развитии существ. Преемственность; развитие носит однонаправлен и необратимый х-р; 4.об-во развивается по направлению к какой-то своей финальной стадии. Линейные интерпретации истории существуют в двух основных видах: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм. Регрессизм идеализирует прошлое, в кот. усматр. «золотой век» цивилизац. Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человеч-ва о справедливости, благополучии и свободе.

Для неклассич. концепций прогрессизма характерно: 1) выделение материально-производственных факторов в кач-ве критериев и гарантов прогресса; 2) подчинение истории человечества единым универсальным законам; 3) абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общ-ва от его низших стадий к высшим.

В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяют:

- формационный подход (Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, согласно которому история – это закономерная смена общественно-экономических формаций. Формация – это исторически конер. тип общ-ва, характериз. определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис явл. определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом. Формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй);

- цивилизационно-стадийный подход (представлен в концепциях постиндустриального общ-ва. Понятие цивилизации здесь выступает в двух основных аспектах: 1) как противопоставление доцивилизац. общ-вам; 2) как длительная стадия в развитии общ-ва, основанная на определенном типе технико-технологич. факторов, определяющ. историч. специфику природно-преобразоват. и социокультурной практики. Выделяется доцивилизация 3 типа цивилизац.: 1) доиндустриальная 2) индустриальная 3) постиндустриальная (информационное общество)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...