Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод качественных структур как способ организации внутреннего пространства сознания




Для работы с сознанием система предлагает, как основной, метод качественных структур.

Известны разные способы мышления, которые человек применяет в умственной работе.

1. Линейное мышление (если а, то б). Способ, при котором из высказываний строится простая логическая цепь.

Эта логика чаще всего применяется в быту, но она слишком однозначна, поэтому такую цепь легко замкнуть и начать хождение по кругу.

2. Мышление с учетом обратной связи. Способ, дающий возможность реагировать на изменения реальности, но не исключающий опасности "отражения в отражении" так называемой "дурной бесконечности".

3. Диалектический способ. Позволяет видеть тенденции развития изучаемого объекта. Для этого выясняются имеющиеся в нем движущие противоречия и ищется способ снятия этих противоречий путем синтеза.

Пользуясь диалектическим способом мышления, можно увидеть зарождение развития в самом объекте. Образуется возможность системного представления сложных объектов.

4. Метод качественных структур. При этом выделяются три аспекта изучаемого объекта:

– аспект функционирования: его исследование позволяет изучить продуктивную деятельность объекта;

– аспект организации находится в диалектическом противоречии с аспектом функционирования – чем активнее функционирует объект, тем более подвержена разрушению его конструкция;

– аспект связи: его рассмотрение выводит за пределы самого объекта.

Исследование аспекта связи позволяет изучить информационный вход объекта и понять, что именно из находящегося вне объекта влияет на его деятельность.

Эти три аспекта можно изобразить в виде такой схемы:

Аспект координации (точка координатора) придает объекту свойство тотальности, то есть качественной определенности его как Целого.

 

МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Предприятие как целое

Аспект организации предприятия – это материальная база, структура кадров; аспект функционирования – технология производства продукции; аспект связи – плановые задания, снабжение, финансирование, определяющие связь данного предприятия с внешним Миром. Аспект координации обеспечивает сохранность целостности объекта (но не конкретно его организации, функционирования или внешних связей). Если координатор отдаст предпочтение одному из аспектов, система утратит свою целостность, и предприятие займется либо укреплением своей организации (расширение территории, создание более надежной материальной базы и т.п.) в ущерб производству продукции, либо теоретизированием вместо выпуска реальной продукции (почему не можем, кто виноват?). Возможно также, что функционирование будет повышаться без учета данных конструкции (перевыполнение плана любой ценой). Наблюдая, в сторону какого из аспектов смещается точка координатора, можно предсказать, как будет развиваться данный объект. И то, что при этом возникает риск утраты целостности, – очевидно.

Такой взгляд на объекты применялся в некоторых культурах и духовных школах. В культуре Древнего Востока понятию нулевой позиции соответствовал термин "чакрам", у суфиев это называется "точкой реального действия", у Кастанеды – "точкой сборки".

 

Ценностная структура личности как целое

Рассмотрим применение матрицы метода качественных структур на примере анализа ценностной структуры личности человека, используя набор дихотомических критериев.

Уровень организации составляют еценности, уровень функционирования составляют етребования, уровень связи – емотивы, формообразующая ось – ось проблем и их решений.

Закономерен вопрос: что же находится в точке координатора внутреннего пространства ценностной структуры? Строго говоря, здесь должно находиться наше рефлексирующее "я", способное отделять все, что не "я". С наличием этой точки связано чувство целого, но чаще всего люди помещают в эту точку совсем другое – свои мысли, свою самооценку и т.п.

При этом целостность внутреннего пространства сознания искажается, но человек чувствует себя в безопасности. Нужна смелость, чтобы поместить в эту точку нечто "абстрактное" – самосознание.

Древние считали, что в эту точку на период ученичества должен помещаться другой человек, тогда процесс обучения будет максимально эффективным. Это называлось "сдача" (человек "сдавал" себя для обучения).

У некоторых людей в этой точке стоит идея, постулат, догмат, ибо они свое субъективное "я" подменяют идеей.

Реально такая матрица отражает способ внутреннего оперирования информацией, который основан на оценочном мышлении.

В нашей культуре доминирующим является словесно‑логический способ описания Мира, дающий максимальную точность и наиболее адекватный в науке. Второй же, наглядно‑образный, обеспечивает максимальную глубину восприятия и доминирует в искусстве. Методом качественных структур мы попытаемся уравновесить эти два способа восприятия, сделать их равнозначными.

Каким образом может происходить процесс усвоения этой матрицы?

Попытайтесь применять такой способ рассмотрения к объектам, вами хорошо изученным. Нужна тренировка, практическое применение такого способа думания, иначе вы вряд ли сможете овладеть им.

Во многих сферах нашей деятельности данный способ наиболее результативен, особенно тогда, когда нужно уловить целостность сложного объекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...