Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязанности вахтенных на ходовой и стояночной вахте

Приветствие флагом

1. При встрече с военным кораблем РФ транспортное судно обязано ПЕРВЫМ приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага РФ.

Процедура приветствования: по команде ВПКМ (один свисток) вахтенный матрос медленно приспускает Государственный флаг не ниже 1/3 длины фала. По следующей команде (два свистка) – быстро поднимает его до места. Первая команда должна подаваться, когда суда находятся на траверзе друг у друга, или при нахождении на траверзе мостиков; вторая команда – после получения приветствия я военного корабля, либо – после прохождения его кормы.

2. Если на транспортном судне находится одно из лиц, указанных выше (см.п.1),первым приветствует военный корабль, а судно отвечает однократным приспусканием Государственного флага.

3. При встрече в море военного корабля государства, которое состоит в дипломатических отношениях с РФ, или при прохождении мимо такого корабля, стоящего на якоре либо на швартовых, транспортное судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага.

4. Если встреченный военный корабль принадлежит государству, не состоящему в дипломатических отношениях с РФ, приветствие Государственным флагом производится только тогда, когда наше судно находится в территориальных или внутренних водах этого государства.

5. При плавании в сложных условиях, коими могут быть плавание при маневровых режимах – швартовные операции, прохождение каналов, узкостей, вход и выход из порта,плавание во льдах, на мелководье, во время шторма и т.п., приветствие флагом может не производиться. Но при этом всегда нужно помнить, что приветствие флагом – это один из элементов морской культуры.

Встреча официальных лиц, посещающих судно

При посещении судна официальными лицами (указанными в п.!),а также Министром Транспорта, начальником пароходства или судоходных компаний, капитан судна лично встречает их у трапа и отдает рапорт. В рапорте указывается наименование судна,краткие сведения о рейсе, экипаже судна и сообщается фамилия капитана.

При посещении судна официальными лицами иностранного государства, о встрече которых имеется указание посольства или консульства РФ, капитан встречает их у трапа и представляется.

Вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос при этом находятся на палубе, у трапа.

 

И последнее – спуск и подъем Государственного флага судна и страны пребывания – это ответственное действие, которое требует внимания как от исполнителя (вахтенного матроса),так и контроля от Вахтенного помощника капитана.

 

Лекция 3: Экипаж судна. Состав экипажа; требования к лицам, допускаемым к работе на судне. Обязанности судовладельца.

 

Согласно Конвенции ПДМНВ-78/95 весь судовой персонал разделяется на три категории согласно уровней профессиональной подготовки:

- уровень управления или управляющий персонал (капитан, старший помощник капитана, старший механик);

- уровень эксплуатации – уровень ответственности, связанный с работой в должности вахтенного офицера, вахтенного механика либо оператора радиостанции;

- вспомогательный персонал – другие члены экипажа, не вошедшие в два первых уровня.

В соответствии с Уставом службы на судах морского флота, экипаж состоит из капитана, лиц командного состава и экипажа (Master, Officers and Crew)

Капитан, старший помощник капитана и старший механик относятся к старшему командному составу судна.

К командному составу относятся помощники капитана, механики и электромеханики, радиоэлектроник, судовой врач (фельдшер), боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы.

К судовой команде - все остальные члены экипажа.

Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по следующим службам:

- служба эксплуатации, обеспечивающая безопасное судовождение, а также выполнение всех функций, связанных с производственной деятельностью судна. Возглавляется старшим помощником капитана. В состав службы входят все помощники капитана, боцман и матросы.

- служба технической эксплуатации, обеспечивающая техническую эксплуатацию судовых технических средств и корпуса судна. Возглавляется старшим механиком. В состав службы входят все механики, электромеханик (и), рефрижераторный механик, мотористы, токарь, рефмотористы, электрик(и).

- служба быта, обеспечивающая обслуживание экипажа судна. Возглавляется помощником капитана по хозяйственной части. В состав службы входят повар, пекарь, буфетчик, дневальный, артельщик.

- пассажирская служба, обеспечивающая обслуживание пассажиров. Возглавляется помощником капитана по пассажирской части. В состав службы входят администратор пассажирской службы, заведующий хозяйством, номерные, директор ресторана, официанты, бармен и т.д.

- медико-санитарная служба, обеспечивающая охрану здоровья экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам. Возглавляется судовым врачом.

- учебная служба на учебных и учебно-производственных судах, обеспечивающая организацию учебного процесса и плавательной практики курсантов и студентов учебных заведений. Возглавляется помощником капитана по учебной части.

Количество служб на судне определяется судовладельцем в зависимости от типа, района плавания и других технических характеристик судна, а их персональный состав утверждается капитаном судна. В последние годы происходит постепенное сокращение количества судовых служб с перераспределением их обязанностей на другие службы.

Каждый член экипажа обязан: поддерживать престиж Российской Федерации, честь и достоинство российского моряка; выполнять требования законов Российской Федерации, приказов, правил и инструкций судовладельца; добросовестно выполнять служебные обязанности; знать свою специальность, устройство судна и свое заведование; постоянно совершенствовать свои знания; быть дисциплинированным, беспрекословно и быстро выполнять распоряжения командиров.

Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помещения судна, в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания и готовности к действию, закрепляются за определенными членами экипажа судна. Распределение по заведованиям определяется судовладельцем, судовыми расписаниями, должностными инструкциями и утверждается капитаном.

Лица, использующие судовые технические средства, а также средства бытового обслуживания, независимо от того, в чьем ведении они находятся, полностью отвечают за их правильную эксплуатацию.

Член экипажа при обнаружении неисправностей технических средств обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), а также своему непосредственному командиру, приняв все возможные меры к их устранению, если продолжение работы технических средств угрожает безопасности судна, жизни или здоровью членов экипажа.

Без разрешения своего командира и без ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа категорически запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя технических средств.

Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана, одновременно приняв все возможные меры к ее ликвидации.

Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные или авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту.

При исполнении служебных обязанностей взаимное обращение должно быть официальным. Распоряжения по службе отдаются в форме приказаний. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнить его, доложить об этом лицу, отдавшему приказание. В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого не позволяет выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.

При списании с судна каждый член экипажа должен сдать дела, свое заведование и числящееся за ним имущество вновь назначенному лицу по акту, который представляется своему непосредственному командиру.

Увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана, Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных командиров и поставив об этом в известность вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтенного помощника капитана. В день отхода судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитанов. При увольнении членов экипажа на берег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на открытых рейдах разрешается увольнение не более 1/3 экипажа.

Все члены экипажа должны соблюдать распорядок дня, установленный на судне. Основа этого распорядка – смена вахт, производящаяся каждые 4 часа. Ко времени смены вахт приурочены приемы пищи – завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Подъем экипажа, не несущего вахты в ночное время, производится в 07.00, завтрак начинается в 07.30. Весь экипаж должен являться в кают-компанию или столовую для приема пищи в точно установленное время в чистой и опрятной одежде. В кают-компании питается комсостав. За каждым членом комсостава закреплено определенное место, при этом места капитана, старшего помощника и старшего механика обычно никто не смеет занимать, особенно – место капитана. В кают-компании все лица садятся за стол и выходят из-за стола с разрешения капитана, а в его отсутствие – старшего помощника. При этом принято желать присутствующим «приятного аппетита», а буфетчика благодарить за обслуживание. В столовой старшим лицом является боцман и у него тоже есть определенное место, обычно за крайним столом. Последнее время участились случаи совмещения кают-компании и столовой, но при этом обычно офицеры имеют отдельные места с теми же требованиями морского этикета.

Каждый член комсостава должен служить примером для остальных членов экипажа в знании и умении использовать все приборы и механизмы по заведованию, в добросовестном отношении к своим обязанностям, в общении с другими членами экипажа и коллегами. Должен знать своих подчиненных, их деловые и личностные качества. Требовать исполнения трудовой дисциплины и служить примером в исполнительности и ответственном отношении к своим обязанностям.

Распитие спиртных напитков на борту судна или потребление наркотиков и появление на борту в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения недопустимо и должно пресекаться всеми доступными мерами.

Дисциплина работника морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами РФ, законами и нормативными актами РФ, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных Уставом службы на судах морского флота и трудовым договором (контрактом).

Необходимо остановиться на таких документах, как Судовой журнал, Судовая книга приказов и Судовая роль.

Судовой журнал является единственным официальным документом, который отражает непрерывную деятельность как судна в целом и его отдельных звеньев, так и жизнь экипажа во всех ее проявлениях. Записи в этом журнале имеют огромное юридическое значение и должны вестись предельно точно и объективно. Существуют определенные правила ведения Судового журнала, которые выходят за пределы данной лекции.

Судовая книга приказов отражает перемещения всех членов экипажа и основные организационные мероприятия на судне.

Судовая роль – это не просто список членов экипажа, а официальный документ, подтверждающий профессиональную подготовленность каждого члена экипажа, его должностное положение на борту судна.

Требования к лицам, допускаемым к работе на судне. Каждый член экипажа должен иметь:

- документ установленного образца на профессиональную подготовленность к работе по специальности;

- пройти медицинскую комиссию на годность к работе на море;

- сертификат о прохождении подготовки по вопросам безопасности, включая способы личного выживания, противопожарная безопасность и борьба с пожаром, оказание первой медицинской помощи, личная безопасность и общественные обязанности.

- сертификат о знании основных положений Международных конвенций и правил по программе «Предупреждение загрязнения с судов».

Действия Администрации по организации службы и несения вахты: должны быть определены периоды работы и отдыха членов экипажа, достаточное количество специалистов для обеспечения несения вахты на мостике, в машинном отделении и радиорубке. Администрация обязана производить контроль за употреблением спиртного и наркотиков. Для осуществления этих требований в штате Администрации имеются должности капитана-наставника, механика-наставника или суперинтендантов, инспекторов по ТБ и противопожарной службе.

 

Лекция 4: Вахтенная служба. Цели и задачи вахтенной службы. Нормативные документы, регламентирующие организацию вахтенной службы.

Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или на рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными. На всех судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба. Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы – на старшего помощника капитана. Ответственными за надлежащее несение вахты являются лица, несущие вахту.

Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные.

Кроме того, существует так называемая пожарная вахта, которая входит составной частью в минимальную норму экипажа, обязанного постоянно пребывать на судне при его нахождении в порту. При стоянке у причала это не менее 1/3 экипажа, а при стоянке на рейде – не менее 2/3 экипажа.

На ходу вахтенная служба должна обеспечивать безопасное судовождение во время своей вахты, когда она ответственна особенно за предотвращение столкновений и посадки на мель.

На стоянке вахтенная служба должна обеспечивать: охрану человеческой жизни, безопасность судна и портовых сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды, безопасную эксплуатацию всех механизмов, связанных с грузовыми операциями; соблюдение международных, национальных и местных правил; поддержание порядка и нормальной деятельности судна.

Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать четырех часов. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств. Учитывая, что адаптация человеческого зрения в темноте происходит не быстрее, чем через 5-7 минут, вахтенный должен прибыть на мостик не позже указанного периода времени до официального начала времени своей вахты. Очередная смена предупреждается о вступлении на вахту не позднее, чем за 15 минут. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.

 

Обязанности вахтенных на ходовой и стояночной вахте

Вахтенный помощник (ВПКМ или OOW);Основные требования в отношении несения ходовой и стояночной вахты вахтенным помощником капитана определяются гл. VIII Конвенции ПДМНВ -78/95 части А и Рекомендациями по организации штурманской службы на судах (РШС-89).

Основные обязанности ВПКМ этими нормативными документами определяются следующим образом: обеспечение безопасности экипажа, судна и находящегося на нем груза и охрана окружающей среды. При нахождении судна в море наибольшую опасность могут представлять столкновение или посадка на мель при плавании вблизи берегов или районов с ограниченными глубинами.

 

Гл. VIII часть 3 – Общие принципы несения вахты:

- состав вахты должен соответствовать обстановке;

- любые ограничения в квалификации или состоянии л/с должны учитываться при назначении состава вахты;

- должно быть обеспечено понимание личной роли каждого члена вахты;

- Л/с должен уметь использовать все оборудование мостика, в дневное и ночное время.

Часть 4 – Несение вахты в море

Часть 4-1 Принципы несения ходовой навигационной вахты (стр.508)

- наблюдение – должно вестись непрерывно, визуальное, слуховое и с использованием всех имеющихся технических средств;

- организация вахты – состоит из ВПКМ и вахтенного матроса (матросов). Ходовая вахта не должна превышать 4 часов;

- принятие вахты – заступающая вахта должна пребывать на мостик заблаговременно для обеспечения адаптации и ознакомления с условиями плавания; ВПКМ должен убедиться, что весь персонал вахты способен полностью выполнять свои обязанности;

- несение ходовой навигационной вахты – не должно совмещаться ни с какой другой деятельностью или обязанностями;

- несение вахты в различных условиях и районах плавания – состав вахты может изменяться в зависимости от условий и района плавания, при этом всегда должно обеспечиваться качественное несение вахты;

А) при ясной видимости – проверить место судна, ознакомиться по карте с районом плавания, проверить курс по ГК и МК, уточнить режим работы ГД и работу всех ТСС, ознакомиться с окружающей обстановкой и распоряжениями по вахте;

Б) в условиях ограниченной видимости – усилить контроль за окружающей обстановкой с помощью ТСС, предупредить капитана и вахтенного механика, включить ходовые огни и начать подачу туманных сигналов;

В) в темное время суток – проконтролировать работу ходовых огней, убедиться, что впередсмотрящий адаптировался к работе в темноте;

Г) при плавании в прибрежных водах и водах, затрудненных для плавания – предупредить капитана, усилить при необходимости вахту, подготовить к использованию якорное устройство, подготовить ГД к маневрам, пользоваться картой самого крупного масштаба;

Д) плавание с лоцманом на борту – при приеме на борт лоцмана и оставлении им судна принимать меры, необходимые для его безопасности; несмотря на наличие лоцмана на борту, продолжать контролировать место судна и его движение;

Е) судно на якоре – обеспечивать постоянное наблюдение за состоянием погоды, окружающей обстановкой, контролировать место судна всеми доступными способами, принимать меры для предупреждения дрейфа;

Часть 5 – 1 Принятие палубной вахты – производится только на палубе, при этом должны быть проверено состояние всех швартовых, трапов, палубное освещение, режим грузовых и прочих операций;

Часть 5 – 3 Несение палубной вахты – контролировать производство грузовых, бункеровочных или ремонтных операций, наличие экипажа и посторонних лиц на борту судна, контролировать допуск посетителей на борт судна;

Часть 5 – 5 Несение вахты в порту на судах, перевозящих опасные грузы – знать правила переработки и безопасности при работе с такими грузами, знать порядок вызова спасательных и противопожарных средств порта;

Часть 5 – 6 Несение вахты в ходе грузовых операций – контролировать погрузку согласно грузового плана, состояние судна при выполнении грузовых операций;

 

Обязанности любого офицера начинаются со знания обязанностей своих подчиненных. Поэтому прежде всего изучим обязанности вахтенного матроса.

Вахтенный на руле.

Смена вахты. Производится только с разрешения ВПКМ.

Форма передачи вахты – сдающий вахту рулевой громко докладывает курс по ГК и МК, принимающий вахту громко повторяет курсы по ГК и МК и докладывает ВПКМ «Вахту принял»

Смена на руле при маневрировании судна – не производится до окончания маневра;

Совмещение обязанностей рулевого и впередсмотрящего, либо каких либо других обязанностей – не допускается;

Смена рулевых при следовании судна на авторулевом – передается также курс по ГК и МК, режим работы авторулевого, производится переход на ручное управление рулем и обратно;

Команды рулевому и репетование команд. Доклады о поведении судна – должны производиться громко и внятно, обязательно должно быть получено подтверждение, что команда или доклад приняты и поняты;

Знание команд на русском и английском языках – должно быть четким и безошибочным;

Переход с автоматического управления рулем на ручное и наоборот – должно обеспечиваться в начале каждой вахты, в любое время суток;

Вахта впередсмотрящим.

Смена производится тоже только с разрешения ВПКМ, после того, как заступающий впередсмотрящий адаптируется к состоянию видимости и будет ознакомлен с окружающей обстановкой;

Форма доклада: Что обнаружено – курсовой угол – дистанция.

Внимание к несению вахты – зрительное, бинокль и слуховое.

Затемнение судна ночью. Подсветка приборов на мостике. Использование яркого света на мостике.

Вахта у трапа.

Непрерывность. Не допускается оставления вахтенного поста даже на короткое время. При необходимости нужно вызвать ВПКМ; Контроль посещений должен вестись самый тщательный, с проверкой документов. Разрешение на проход посетителей на борт судна дает только ВПКМ.

Состояние трапа и его оборудования – обязательно должен быть круг с выброской, подтрапная сетка. Сходня – устанавливается в случае, если нижняя площадка трапа не может быть опущена ниже, чем 40 см к уровню причала или находится ниже уровня причала на 30 см и более; Чистота и нескользкость трапа должны постоянно контролироваться;

Доска наличия к/с на судне и доска вахтенной службы.

Пропуск посетителей на борт судна – все посетители обязательно должны фиксироваться в журнале посетителей;

Система звонков у трапа – два звонка – вызов ВПКМ;

- три звонка – при сходе капитана на берег или при его возвращении на судно;

Исполнение других обязанностей – должна быть произведена замена в/пом или другим матросом.

Контроль за окружающей судно обстановкой – одна из обязанностей вахтенного матроса. Обо всех изменениях нужно немедленно докладывать ВПКМ;

Несение вахты на рейде – контроль за окружающей обстановкой, подходом – отходом плавсредств, освещением судна;

Пожарная вахта. Минимальный состав пожарной вахты. Список пожарной вахты. Инструктаж. Проверка пожарной вахты, проведение учебных тревог. Патрулирование судна. Вахтенный помощник – старший на судне при отсутствии капитана и старшего помощника. Связь с береговыми службами – ИПН, пожарная часть.

 

Лекция 5: Обеспечение живучести судна. Предотвращение загрязнения моря с судов.

Основные документы, регламентирующие обеспечение живучести судна это СОЛАС – 74 (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море) 1974 и в национальном законодательстве – НБЖС.

Можно разделить обеспечение живучести судна на группу конструкционных и группу организационных мероприятий.

Конструкционно – каждое судно имеет целый ряд устройств и систем, механизмов, обеспечивающих живучесть судна. Это прежде всего деление корпуса судна на отсеки с помощью ВНП. Кроме того, корпуса практически всех современных судов имеют двойное дно, а часто – и двойные борта. При этом, за некоторыми исключениями, каждое судно делится на отсеки с таким расчетом, что грузовое судно не должно затонуть при затоплении одного любого отсека. Для пассажирских судов должна обеспечиваться безопасность при затоплении 2-х отсеков. Непотопляемость судна обеспечивается закрытиями, горловинами, ВН дверьми, которые должны проверяться на исправность и герметичность каждые 3 месяца. ВНП, ограничивающие МКО, обычно имеют т.н. клинкетные двери, которые обеспечивают быстрое и надежное закрытие дверных проемов с помощью механических или автоматических приводов. Эти двери, а также исправность и герметичность иллюминаторов ниже главной палубы должна проверяться 1 раз в неделю. Все грузовые помещения имеют мерительные трубы, через которые можно с помощью мерительного штока или рулетки проверить наличие воды в колодце трюмных льял. Такие замеры должны производиться каждую вахту, когда судно на ходу, или 2 раза в сутки при стоянке в порту. При обнаружении значительного повышения уровня льяльных вод, немедленно принимаются меры к откачке воды и выяснения причины ее появления.

Помимо этого, каждое судно имеет: - балластно – осушительную систему и несколько балластных и осушительных насосов; - пожарную систему, состоящую из пожарных трубопроводов с пожарными рожками, проложенными по всему судну, укомплектованными пожарными шлангами длиной 10 или 20 метров с пожарными стволами, и двух основных и аварийного пожарного насосов; - систему объемного пожаротушения (СО2, порошковую или инертных газов); - каждое судно должно быть укомплектовано аварийным имуществом, позволяющим экипажу вести успешную борьбу с поступлением воды внутрь корпуса. Прежде всего, это пластыри различного типа и назначения (мягкий, жесткий и полужесткий), подушки с куделью, шпигованный мат, раздвижные упоры, струбцины, специальные болты, брусья, доски, клинья, пробки (различного размера), цемент, песок, жидкое стекло, сурик, гвозди, скобы, проволока и т.п. - для борьбы с пожарами суда обычно укомплектовываются изолирующими дыхательными аппаратами, огнестойкими костюмами, противопожарным инструментом и инвентарем.

Все эти системы и их отдельные компоненты должны проходить периодичную проверку, которая определена такими нормативными документами, как ПТЭ и НБЖС.

Организационные мероприятия заключаются в организации борьбы за живучесть и в проведении тренировок и занятий для надлежащего обучения членов экипажа. На каждом судне, в зависимости от численности его экипажа, составляется по определенной форме «Судовое расписание», экземпляры которого вывешиваются на мостике, в столовой экипажа, недалеко от входа в жилые помещения экипажа. В этом «Судовом расписании» указаны действия каждого члена экипажа в зависимости от вида судовой тревоги.

На судах имеются следующие виды тревог: - общесудовая тревога. Объявляется при любой опасности, угрожающей судну и экипажу (опасность столкновения, угроза пиратского нападения, военная опасность, опасность опрокидывания судна или его затопления и т.п.) Сигнал этой тревоги - 7 коротких и один продолжительный звонок, повторяется 3-4 раза;

– тревога «шлюпочная» - обозначает необходимость всем членам экипажа покинуть борт судна. Сигнал этой тревоги – 7 коротких и один продолжительный звонок. Повторяется сигнал 3-4 раза.

– тревога «человек за бортом» - предназначена для срочной подготовки спасательной шлюпки (дежурной шлюпки) к спуску на воду для оказания помощи людям, находящимся в воде. Сигнал этой тревоги - 3 продолжительных (5-6 сек каждый) звонка громкого боя через промежутки в 1 сек. Сигнал повторяется 3-4 раза.

Согласно СОЛАС-74 для всех видов тревог существует единый сигнал - 7 коротких и один продолжительный, повторяющийся 3-4 раза. При этом голосом необходимо дополнительно указывать, какая опасность грозит судну или экипажу и какие действия необходимы.

Кроме этих сигналов, в отдельных компаниях и странах могут быть установлены дополнительные сигналы тревог, которые обязательно указываются в «Судовом расписании».

Каждому члену экипажа выдается «Личная карточка», в которой указаны действия данного члена экипажа по всем видам тревог и сигналы тревог, применяемые на данном судне. Записи в «Личной карточке» должны соответствовать записям в «Судовом расписании». Каждый член экипажа, по прибытии на судно, должен изучить свою «Личную карточку».

Кроме «Личной карточки», обычно закрепленной возле койки каждого члена экипажа, в каюте должен быть спасательный жилет для этого члена экипажа, с маркировкой судна и судовым номером члена экипажа. Жилет должен быть укомплектован свистком и лампочкой с батарейкой. Кроме того, сейчас часто суда снабжают гидрокостюмами из расчета на каждого члена экипажа. В этом случае, он тоже будет храниться в каюте. Каждый новый член экипажа должен ознакомиться с правилами использования спасательного жилета и гидрокостюма – буклеты или листовки с такими правилами обычно вывешиваются в столовой команды.

Согласно «Судовых расписаний», составленных согласно НБЖС, весь экипаж организационно входит в Аварийную партию (АП) или в дополнительные группы:

1) подготовки коллективных спасательных средств. Обычно это 1 матрос,1 моторист и может быть еще один член экипажа. Они освобождают шлюпку от дополнительных найтовов, освобождают от крепления или разносят фалиня шлюпки, производят проверку и запуск двигателя шлюпки, подносят в шлюпку НЗ, продукты и снабжение, если оно хранится в кладовой;

2) Аварийная группа МКО – обеспечивает герметизацию МКО, затем обеспечивает работу МКО для обеспечения борьбы за живучесть судна и первичную борьбу за живучесть в МКО;

3) Санитарная партия – оказывает необходимую первую помощь членам экипажа или спасенным в случае получения травм.

В состав АП входит группа разведки. В случае пожара – Группа разведки производит разведку очага пожара. В случае затопления – производит разведку места и причины поступления воды. В случае пожара, группа разведки АП одевает изолирующие противогазы, огнезащитные костюмы и вооружившись противопожарным инструментом ведет борьбу с пожаром непосредственно в очаге возгорания.

Остальные члены АП обеспечивают работу Группы Разведки и контролируют смежные помещения.

На каждом судне имеется несколько самоспасателей, которые позволяют любому члену экипажа, оказавшемуся в зоне задымления, покинуть ее. Расcчитан он на работу в течение 15 минут. С расположением их на судне знакомят каждого вновь прибывшего члена экипажа.

Предотвращение загрязнения моря с судов.

Регламентируется конвенцией МАРПОЛ – 73/78.

Прежде всего это предотвращение загрязнения нефтепродуктами. Сброс чистых нефтепродуктов запрещен повсеместно. Допускается сброс нефтесодержащих льяльных вод после прохождения таких вод через сепаратор, если уровень нефтесодержащих остатков не превышает 15 мм -1 (15 г на 1.000.000), на удалении не менее 50 миль от берега, судно в движении и при наличии на судне отстойного танка.

Все операции с нефтесодержащими водами должны записываться в «Журнал нефтяных операций», который заполняет старший механик. А все такие операции производит только 3-й механик. Задача каждого ВПКМ – производить контроль за правильностью сброса и правильностью записей в судовой журнал.

Остатки нефти после сепаратора – шлам – подлежит обязательной сдаче на береговые емкости. Опломбировка клапанов – обязательно производится перед входом в 50 – мильную зону.

Самый ответственный момент в операциях с топливом – это бункеровка. Составляется план бункеровки. Бункеровку производит 3-й механик под непосредственным контролем старшего механика, с привлечением 2-3 членов службы техн. эксплуатации. При этом должна быть обеспечена бесперебойная связь между судами и членами бункеровочной операции. Обязанности ВПКМ – оповестить весь экипаж о начале бункеровки, обеспечить задраивание иллюминаторов со стороны бункеровщика, поднять сигнал (флаг «Б» или красный огонь), постоянно быть на связи с 3-м механиком и бункеровщиком. Убедиться, что закрыты все шпигаты и пробки на переливных выгородках воздушных гусаков.

 

Второй важный вопрос предотвращения загрязнения моря – это сбор и сброс мусора. Контроль – на старшем помощнике. Мусор разделяется на пищевые отходы, стекло, пластик и сухой мусор. Пищевые отходы – допускается сброс на удалении более 12 миль от берега, а измельченные (4 мм) – более 3 миль. Бумаги, тряпки, стекло, металл – на удалении более 12 миль от берега. Сброс пластика – запрещен. Подлежит сдаче только на береговые емкости. Для сжигания сухого мусора – не пластика! – используются инсенираторы. «Журнал операций с мусором» - фиксируются сбросы и факты сдачи мусора на берег. Вопрос правильности сбора мусора.

С 01.01.2013 года вступили в силу новые правила операций с мусором, еще более жесткие;

 

Лекция 6: Организация спасения на море. Документы, регламентирующие спасение на море. Человеческий фактор в деле повышения безопасности мореплавания.

Каждое судно должно иметь оборудование для спасения на море – это шлюпки и плоты. Шлюпки бывают различных типов – открытые и закрытые, для танкеров и сбрасываемого типа. Единое для них – они должны обеспечить спасение всех находящихся на борту. На грузовых судах шлюпка одного борта должна принимать всех находящихся на борту судна. Но экипаж расписывается на обе шлюпки.При этом обычно командирами шлюпок являются 2ПКМ и 3ПКМ.Комплект аварийного имущества, вода, пищевой рацион – обычно хранятся в кладовой рядом со шлюпкой и доставляется в шлюпки при тревоге. Посадка производится на месте или по штормтрапам.

Время спуска шлюпки – 10 минут (с гравитационными шлюпбалками) или 12 мин – (с заваливающимися). В настоящее время наиболее распространены – гравитационные шлюпбалки. При этом нужно учесть, что на подготовку шлюпки к спуску отводится 8 минут, и собственно на спуск – 2 минуты.

Проверка двигателей шлюпок с запуском производится 1 раз в неделю. Внешний осмотр шлюпок, авральная сигнализация – проверяются еженедельно, с записью в судовой журнал.

Спуск шлюпки на воду – не менее 1 раза в 3 месяца.

Маневр судна для спасения человека за бортом – Уильямсона; Андерсена; Скарноу; простой поворот. Каждый маневр имеет свои особенности и применяется в зависимости от обстоятельств и квалификации капитана и экипажа.

Для каждой шлюпки на мостике хранится радиолокационный маяк-ответчик, который является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств в ГМССБ.

ГМССБ – это Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности. (GMDSS).

Спасательные плоты устанавливаются по обеим бортам. Рассчитаны на 100 % экипажа. При длине судна более 150 метров – в носовой части должен быть один плот. Проверка плотов производится на берегу один раз в год. НЗ, вода – внутри плота. Спуск – сброс или с помощью гидростата, при погружении судна в воду. Надувается от баллона, находящегося внутри. Посадка – по штормтрапу или из воды. Действия на плоту – согласно инструкции (осушить, поддуть днище, закрыть входы, установить наблюдение).

Аварийные радиобуи (EPIRB)– их 3 типа – АРБ системы КОСПАС/SARSAT;АРБ системы INMARSAT;АРБ УКВ диапазона.
Поиск и спасение регламентируется конвенцией МЕРСАР-98 – Международная конвенция по поиску и спасению на море.

Сигналы бедствия на море:

- 2182 кГц при радиотелефоне, 156,8 МГц (16 канал УКВ)? 8364 кГц – для спасательных средств. В данный момент все суда оборудованы системой ГМССБ. Она включает приемопередатчики ПВ/КВ. УКВ, спутниковую связь. Все они могут передавать сигналы бедствия - МAYDAY. Те же суда оборудованы радиобуями. Работающими на частоте 2182 кГц или спутниковыми. Суда также оборудованы средствами визуальной связи: сигнальные лампы (Морзе,SOS), флаги МСС, пиротехника, таблицы сигналов – V – требуется помощь,(…-);х – требуется медицинская помощь…..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...