Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Александр Николаевич Островский

«Гроза»

1. Какова роль образа города в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

2. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

3. В чём заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

4. Гибель Катерины – сознательный протест против калиновского мира или жест отчаяния? Свой ответ аргументируйте.

5. Первое явление 1 действия драмы А.Н. Островского «Гроза» открывает авторское пояснение: «Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? (Назовите термин).

6. Первое действие драмы А.Н. Островского «Гроза» открывает авторское пояснение: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? (Назовите термин).

7. По утверждению критиков, действие драмы А.Н. Островского «Гроза» достигает наивысшего напряжения в сцене покаяния Катерины в 4 действии. Как называется подобный момент в развитии драматического сюжета? (Назовите термин).

8. Назовите тип устного развернутого высказывания, характерного для драматургии, к которому принадлежит рассказ Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза».

9. Назовите художественный тип, который стал открытием А.Н. Островского в драме «Гроза» и к которому принадлежат такие персонажи, как Дикой и Кабаниха (ответ дайте в единственном числе)

10. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

11. Как авторская позиция проявляется в финале драмы А.Н. Островского «Гроза»?

12. Какие черты личности Катерины позволили Н.А. Добролюбову назвать её «сильным характером»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

13. Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

 

ДЕЙСТВИЕ 1 Явление 5 Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.   Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала. Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же! Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. Кабанов. Я, маменька... Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь? Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас? Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать! Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем. Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас? Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут. Кабанов. Да отсохни язык. Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите? Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте! Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. Варвара (про себя). Нашла место наставления читать. Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю. Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

 

è Как в драматургическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, поведения, интонации, жестов действующих лиц (вздыхая, в сторону; про себя)?

è Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.

è Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».

è В пьесе А.Н. Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется приём противопоставления различных явлений в художественном произведении?

è Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?

è Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?

è Каким термином обозначается нарушение закреплённого нормой порядка слов в фразе («Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»)?

è Жизненные позиции и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

è Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

Борис. Ах ты, господи! Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно. Молчание. Уж совсем бы мне ее не видать: легче бы было! А то видишь урывками, да еще при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается. Да и с собой-то не сладишь никак. Пойдешь гулять, а очутишься всегда здесь у ворот. И зачем я хожу сюда? Видеть ее никогда нельзя, а еще, пожалуй, разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок! Идет ему навстречу Кулигин. Кулигин. Что, сударь? Гулять изволите? Борис. Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче. Кулигин. Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое... Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне – дна'. Пойдемте, сударь, на бульвар, ни души там нет. Борис. Пойдемте! Кулигин. Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.

 

è Как называется фамилия персонажа, несущая в себе авторскую «подсказку» в оценке его характера, внутренней сущности (например, Кулигин – от известного мастера-самоучки Кулибина)?

è К какому малому жанру устного народного творчества близки реплики участников диалога («здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно»; «и все шито да крыто»)?

è В разговоре с Борисом Кулигин цитирует стихи известного поэта XVIII века (в ходе действия Кулигин не раз ссылается на него). Напишите фамилию этого поэта.

è Первая реплика Бориса и последняя реплика Кулигина представляют собой развернутые законченные высказывания. Назовите тип подобного высказывания в драматургии.

è Как называется авторское замечание, пояснение по ходу действия пьесы («Идет ему навстречу Кулигин»)?

è С какой формой изображения, имеющего обличительную направленность и выявляющего социальные пороки, сближается высказывание Кулигина о нравах жителей города?

è Что лежит в основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе», и в каких произведениях русской классики изображены подобные конфликты?

Действие третье Явление второе Т е же и Д и к о й.<…> К а б а н о в а. Так ступай, спи! Д и к о й. Куда же это я пойду? К а б а н о в а. Домой. А то куда же! Д и к о й. А коли я не хочу домой-то? К а б а н о в. Отчего же это, позволь тебя спросить? Д и к о й. А потому, что у меня там война идёт. К а б а н о в а. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть. Д и к о й. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого? К а б а н о в а. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что. Д и к о й. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану! К а б а н о в а. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут. Д и к о й. Вот поди ж ты! К а б а н о в а. Ну, что ж тебе нужно от меня? Д и к о й. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить. К а б а н о в а. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь. Ф е к л у ш а уходит. Пойдем в покои! Д и к о й. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже. К а б а н о в а. Чем же тебя рассердили-то? Д и к о й. Ещё с утра с самого. К а б а н о в а. Должно быть, денег просили. Д и к о й. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают. К а б а н о в а. Должно быть, надо, коли пристают. Д и к о й. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому- только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека. К а б а н о в а. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься. Д и к о й. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся. К а б а н о в а. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо. Д и к о й. Как так нарочно? К а б а н о в а. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум! Д и к о й. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

 

è Установите соответствие между персонажами пьесы и их высказываниями.

А) Кабаниха

Б) Варвара

В) Феклуша

1) «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»

2) «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»

3) «Отчего люди не летают так, как птицы?

4) «Бла-алепие, милая, бал-алепие».

è Данный фрагмент содержит обмен репликами между героями пьесы. Укажите термин, обозначающий в литературоведении речевое общение персонажей, разговор между двумя и более лицами.

è Как называются фамилии, характеризующие персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Дикой, Кабанова)?

è Как называются герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют, (например, Дикой и Феклуша)?

è Выпишите из текста первую ремарку, с помощью которой автор поясняет действия Марфы Игратьевны Кабановой.

è Укажите название провинциального приволжского города, в котором происходит действие пьесы А.Н. Островского «Гроза».

è Каково авторское определение жанра «Грозы»?

è В каких произведениях русских писателей представлены деспотичные, «самодурные» характеры и в чём их можно сопоставить с характерами Дикого и Кабанихи?

è В чём заключается самодурство, носителями которого в пьесе являются Дикой и Кабаниха?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...