Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патриотизм в лирике Пушкина.




Патриотизм

И дым отечества нам сладок и приятен!

 

Патриотизм — одно из инстинктивных чувств человека.

По сути он предполагает отказ личности от своих собственных притязаний на счастье и благополучие в пользу достижения блага государства, страны, народа. Жертвенность одна их характерных черт патриотизма, ею окрашено романтическое представление о герое-патриоте в произведениях художественной культуры. Подвиг без жертвы теряет половину своей значительности, окрашенный трагическим пафосом он….

вопросы о понятии патриотизма затрагивали человеческие умы на протяжении многих столетий. Каковы его универсальные критерии? Какого человека можно назвать настоящим патриотом? Как отличить его от псевдопатриота? Что даёт нам патриотизм?

 

Патриотизм» — слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло в эпоху греческих городов-государств.

У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно противостоящих друг другу.

Однако именно в период, последовавший за Пелопонесской войной, который ошибочно было бы называть гражданской войной эллинистической цтвилизации

С точки зрения грека, патриот — это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.

Для римлян абсолютным героем были не Геракл или Персей, а Курций.

Курций — 1) Римский юноша, который на коне, в полном вооружении бросился в пропасть, образовавшуюся на римском Форуме в 362 году до н. э., после чего пропасть, по преданию, сомкнулась, а от Рима был отведен гнев богов. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме — это его сыновья-патриоты!» — спрыгнул в расщелину вместе с конем. Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, — вот идеальная программа римского патриотизма.

Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Начииная с двадцатого века нам был явлен пример того как патриотизм перерос в национализм и фашизм. Имея национальнго самосознания и идентичности стала причиной двух крупнейших в истории человечества мировых войн

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится

Даже в Европе, которую до сих пор трясет при воспоминании о Шикльгрубере, наблюдается рост патриотических настроений.

в настоящее время развитие идей патриотизма осложнено наличием имигрантов и и и ищж\

 

 

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. пока он не призывает к людоедству и погромам — его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.

то касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране — явление самоубийственное.

Так что время патриотизма далеко еще не прошло. Возможно даже, что не пройдет оно и в далеком будущем, когда вся планета будет представлять собой конгломерат маленьких атомизированных стран, объединенных в вольные союзы и населенных людьми, выбирающими себе гражданство не по факту рождения, а руководствуясь исключительно личными симпатиями. Все-таки, как мы уже писали выше, патриотизм — инстинктивное чувство человека, и каждый из нас испытывает потребность делить людей на «своих» и «чужих». Пусть даже на самом деле мы все — свои.

 


 

Николай Гумилев – ярчайший представитель Серебряного века.

По воспоминаниям современников Гумилев был одним из немногих, чью душу война застала в наибольшей готовности. «Патриотизм его был столь же безоговорочен, как безоблачно было его религиозное исповедание». Он шел на поле брани, сражаясь за веру, царя и отечество, как делали его отцы и деды. Он добровольцем ушел на фронт, вел подробный дневник военных действий. Корреспонденция Гумилева с фронта печаталась в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». «Записки кавалериста» были задуманы автором как документальная повесть. Гумилева отличают точность и ответственность, нет ни одного выдуманного или хотя бы как-то приукрашенного (в пользу автора) эпизода.

Совершенно особое отношению к войне у Максимилиана Волошина, диссонансом прозвучавшее среди других мнений. В статье «Судьба Верхарна» (1916) Волошин сформулировал свою позицию так: «Когда на земле происходит битва, разделяющая все человечество на два непримиримых стана, надо, чтобы кто-то стоял в своей келье на коленях и молился за всех враждующих: и за врагов, и за братьев... надо, чтобы оставались люди, которые могут противиться чувству мести и ненависти…».

Война застала Волошина в Швейцарии. Он отвечает на нее книгой пацифистских стихотворений «Anno mundi ardentis. Общая тональность книги – чувство катастрофы мирового масштаба, неприятие войны как безумия народов. В Париже им были написаны статьи, посвященные погибшим на войне поэтам, художникам, музыкантам, ученым: «Жертвы войны», «Литература 1915 г.», «Шарль Пеги», «Франция и война» и др.. Статьи были опубликованы в газете «Биржевые ведомости» с июня 1915 по март 1916 года.

 

 

«Я, конечно, презираю отечество с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство» -слова А. С. Пушкина.

Не менее известны и критические высказывания Льва Николаевича Толстого на тему патриотизма.

Толстой говорит, что патриотическое чувство - неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество. Однако необходимо отметить тот факт, что негодование писателя вызывает не столько патриотизм как таковой, а война, насилие, и жестокость людей. На всё это он и обрушивается с позиции своего понимания христианских ценностей.

Современный патриотизм в понимании Толстого, есть чувство предпочтения своего народа или государства другим народам и государствам, желание именно своему народу могущества и благосостояния, которые могут быть достигнуты только за счет других народов. Такой патриотизм подталкивает людей к насилию, воинам, распрям. Патриотизм способствует обособленности разных народов, и эта обособленность становится, по мнению Толстого, главным препятствием осуществлению идеала - братского единения народов.

Что касается претензий Льва Толстого к патриотизму, они справедливы в том смысле, в котором Толстой понимает патриотизм. А именно в смысле, что "патриотизм", построенный на желании своему народу процветать за счет других народов, это "патриотизм" и вправду ущербный.

Критика патриотизма и позиция Толстого сближают его с основным протистоящей идеелогией космополитизма-

Основные противники патриотов — космополиты, те, кто считает, что все человечество — единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген.

 

 

Однако, это неправда, что всякая война ведется только ради прибылей правительства. Освободительные войны, зашита отечества от агрессора и т.д. Сергий Радонежский, который благославляет Дмитрия Донского на ратный подвиг – это неправильный патриотизм? Это не по-христиански? Но православные христиане чтут Сергия Радонежского, как святого.

Кроме того, понятие патриотизм не исчерпывается только военной темой. Патриотизм, как любовь к Родине; патриотизм, как понимание, сколько вложили в тебя предыдущие поколения. Готовность приносить жертвы Родине и стране.

Роман “Война и мир”

Толстой именно мирную жизнь считает настоящей жизнью людей, в центре повествования — рассказ об Отечественной войне. Толстой ненавидел войны, но эта война со стороны России была освободительной, Россия отстаивала свою независимость, русские люди защищали свое отечество. Естественно, поэтому автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма, но рассматривает ее неоднозначно. Он доказывает, что в дни, тяжелые для России, большинство русских людей проявляли подлинный патриотизм и мужество, защищая родину. Но были и такие — их меньшинство, — кто только играли в патриотизм и мужество. Это ненавистное Толстому светское общество, завсегдатаи салонов Шерер, Курагиной, Безуховой. Их так называемый патриотизм выразился в том, что они перестали говорить по-французски, на стол у них не подавались французские блюда, а в салоне Элен и от этого не отказались и сочувствовали Наполеону. Были люди, подобные Борису Трубецкому, которые делали карьеру в дни страданий отечества. Толстой противопоставляет этой кучке лжепатриотов истинных сынов отечества, для который в годину испытаний главным была родина. Народ и лучшая часть дворянства, в понимании Толстого, составляли нацию. В дни войны свою истинную любовь к родине проявили дворяне Болконские, Ростовы и многие другие. На свои средства снаряжали ополчение, сын Болконского, Андрей, отправился в действующую армию, не желая быть адъютантом. Пьер Безухов остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Но этого ему не удается. На батарее Раевского он помогает батарейцам. Жители Москвы покидают и сжигают город. Когда старик Болконский провожает сына, он говорит, что если Андрей поведет себя не по чести, ему будет горько и стыдно. Наташа отдает подводы для раненых. Княжна Болконская не может оставаться в имении, захваченном врагами.
Толстой рассказывает о настроении, которое владело солдатами. Накануне Бородинского сражения солдаты надели чистые рубахи, потому что шли на священный смертный бой за Россию. Они отказались от лишней порции водки, так как не хотели быть одурманенными. Они говорили: “Всем миром навалиться хотят, один конец сделать хотят. Писатель показывает, как сражались солдаты батареи Раевского. Пьера поражала будничность, с которой они в этих страшных условиях выполняют свой долг. Толстой считает, что Бородинское сражение было нравственной победой русской армии. Русские не уступили. Стойкость и мужество, проявленные защитниками Москвы в Бородинском сражении, питались именно чувством патриотизма.
Пьер беседует с князем Андреем. Князь Андрей настроен чрезвычайно зло: “Французы — враги твои и мои. Они пришли, чтобы уничтожить Россию. Война — это мерзость, но русские вынуждены вести эту войну, а Наполеон пришел, как захватчик, врага нужно уничтожить, тогда уничтожится и война”.

Литреатура:

слово о полку игореве

Лирика пушкина

Капитанская дочка

Тарас Бульба

Война и мир

Белая гвардия

Сотников

История:

Волошин

Гумилёв

Сусанин

декабризм

 

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «

.

Патриотизм — это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей издавна присущи народным массам. Движимые ими народы поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. В основе патриотизма лежит преданность своему народу, стремление отдать все силы защите его интересов. Исторически так случилось, что за все время своего существования, начиная с Киевской Руси, русский народ постоянно подвергался нападению извне. И каждый раз на борьбу с врагом поднималось не только войско, но и весь народ, проявляя чудеса мужества, героизма и патриотизма.

 

Патриотизм в лирике Пушкина.

 

Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта — это не только его родные, друзья, знакомые; родина — это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди. Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть русского простонародного мира.

Пушкин очень тонко и безошибочно отразил в своих стихах их мысли и чувства, их стремления и надежды.

С глубоким уважением и симпатией относился поэт ко всем нациям своей страны. Перед лицом его музы все народы были равны. Вместе с тем поэт очень тонко подмечал особенности и своеобразие характера каждого народа, его самобытность. То, что все народы — братья и должны жить в согласии убеждало автора и то, как дружно они выступили на защиту Отечества в 1812 году. Вообще эта война, навязанная народам России Наполеоном, позволила поэту еще глубже проникнуться любовью к своим соотечественникам. Как хотелось ему, тогда еще подростку, встать в шеренги защитников, чтобы не словом, а делом доказать свою преданность Отечеству. Вспоминая потом эти военные дни, поэт напишет:

 

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
[1]

 

Война, отнявшая столько жизней, наконец закончилась победой. Радость поэта была безгранична. Строки, прославлявшие мужество и отвагу русских людей, сами, казалось, выливались на бумагу.

Гордясь соотечественниками, воспевая подвиги простых русских солдат, которым до войны, да и после нее, приходилось испытывать голод, нужду и унижения, Пушкин одновременно с этим высмеивал показной “патриотизм” дворян, тех, кто в мирное время не испытывал никаких физических неудобств. Их любовь к Отечеству была далека от настоящей, зато как ловко умели они выставлять напоказ при каждом удобном случае свою “любовь”. “Кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи”, — писал о них Пушкин.

Патриотизм Пушкина и в том, что он на протяжении всей своей жизни выступал защитником угнетенных и обличителем “барства дикого”. Как истинный патриот, поэт хотел видеть свою родину вольной, ее народ счастливым. В своих стихах Пушкин призывал всех, кому не безразлична судьба России, на служение ей:

 

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! [2]

Очень часто поэт обращался в своем творчестве к героическому прошлому своей родины. Он не отрицал значимости прогрессивной деятельности царя, но вместе с тем отмечал в действиях Петра I грубость и самовластность человека, привыкшего писать свои указы “кнутом”.
Счастье родины Пушкин видел в свободе русского народа. Потому и все свое творчество он направил на достижение этой цели. Верно служа всю жизнь народу, поэт не ошибся, когда сказал:


И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
[3]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...