Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предписанные и достигаемые статусы и роли

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы и роли. Так как общество представ­ляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют еже­дневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения зара­нее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как "путь достижения успеха". Пол и возраст уни­версально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в ка­честве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процес­сов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие де­вочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и воз­награждаются за это похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, но считается дурным тоном. Маль­чики же считают, что куклы предназначены только для девчо­нок и самых маленьких детей, а потому худшее для них – это прослыть «маменькиным сынком», «девчонкой». Опыт показыва­ет, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек при­водит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.

В зрелом возрасте половые различия и роли четко определя­ются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, на­пример, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполнять­ся как женщинами, так и мужчинами, если они социализирова­ны для принятия свойственных им задач. Так, в Пакистане до­машняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари – мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому, накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают. Во многих странах мира тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно женщинами.

Определение мужских и женских ролей субъективно и зави­сит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обы­чаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить неко­торые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом. Немногие инди­виды игнорируют эти требования, так как такие отклонения от пред­писанных ролей осуждаются обществом.

Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменя­ются. Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, применение противозачаточных средств и, как следствие этого, уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значи­тельной степени уменьшили различия между мужскими и жен­скими ролями. Женщины, например, стали активно втягивать­ся в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоян­но меняющимся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрас­ту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новы­ми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными воз­можностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требо­ваниям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обыч­но полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто та­кие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственны­ми детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении релей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возраст­ным статусам, предписанным обществом.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от прими­тивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юноши или девушки пребывают в неопределенности от­носительно того, насколько зрелым можно считать юношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми отно­сительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег женитьбы или замужества. Но де­ло в том, что и сам молодой человек пребывает в неопределен­ности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пу­ти достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко па­сует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для бо­лее раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обще­ствах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в та­ких обществах люди в основном формируют свое поведение на ос­нове древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной ро­ли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых лю­дей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и спо­собностей, а их основной функцией в последующей жизни ока­зывается только поддержание собственного существования. По­этому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст – это только два примера из многих предпи­санных статусов. Все подобнее статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из ин­дивидов социализируется к предписаниям, установленным в об­ществе относительно этих ролей.

Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, оп­ределяется как достигаемый статус. Если каждая личность име­ет некоторое количество предписанных статусов, которые на­значаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закре­пляются с учетом способностей данной личности, ее исполнитель­ности и, возможно, в результате везения.

В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, напри­мер, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или вои­ном. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирова­ния нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в со­ответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социаль­ной системе, которая предоставляет возможность занимать зна­чимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог "найти себя" и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы при­ложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему по­стоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различ­ны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекре­щиваться. Например, мужчине значительно легче достичь стату­са президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения вы­соких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина – с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично пред­писанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигае­мым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемы­ми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весь­ма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, – стремление к тому, чтобы люди занимали по­ложение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исклю­чает возможность оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство статусов предписываются, ин­дивид не может ожидать улучшения своего положения. Те, у ко­го низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувству­ют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившее­ся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопостав­ляет свое положение с положением других. Он свободен от чув­ства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследствен­ные барьеры убираются и открываются возможности для прояв­ления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обу­чению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако да­же в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные пра­ва, групповые квоты, льготы и т.п.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ро­лей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождаю­щие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связа­ны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру лич­ности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.

Ролевое поведение. В то время как роль является поведени­ем, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ро­левое поведение является фактическим поведением того, кто иг­рает роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристи­ках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все свя­щенники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведе­ния, например в организациях, где прослеживается определен­ная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бес­сознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно явля­ется высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собст­венного «Я». Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключаю­щуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регу­лируется путем согласования не только с ролевыми требования­ми, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою ау­диторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники – все они, как и многие другие, составляют различ­ные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего «Я». Отец отчитывает детей, про­фессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе – каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

 

* * *

 

Подводя итоги изложения темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влия­нием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успеш­ным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Фор­мируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не суще­ствует ни одного одинакового процесса социализации и ни од­ной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает определенной степени за­вершенности при достижении личностью социальной зрелости, ко­торая характеризуется обретением личностью интегрального соци­ального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является откло­няющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм мо­рали и права. К основным формам отклоняющегося поведения при­нято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянст­во, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде­тельствуют о состоянии конфликта между личностными и общест­венными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных не­взгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющее­ся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К откло­няющемуся поведению могут быть отнесены различные виды науч­ного, технического и художественного творчества.

 

Литература

1. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 1997

3. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990

4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999

5. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998

6. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – Л., 1979


[1] [3, т.2, с.71]

[2] Понятие социальной роли рассмотрено отдельно в связи со значимостью вопроса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...