Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В иерархии каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности.

Биография Сирила Паркинсона

Сирил Нортон Паркинсон родился в творческой семье, где отец был художником, а мать - преподавателем музыки. Это произошло 30 июля 1909. Получив образование в школе св. Петра в Йоркшире, он выбрал специализацию по истории в Кембриджском колледже Эмманюэль, где им была получена степень магистра в 1932 году. В 1935 году он получает докторскую степень по философии, защитив диссертацию, посвященную торговле Англии в восточных морях в 1803–1910 годах. Он много путешествует, а с 1938 по 1940 годы занимается преподавательской деятельностью. С 1940 по 1945 проходил воинскую службу, а после демобилизации стал преподавателем истории в Ливерпульском университете. С 1950 по 1958 годы Сирил занимает профессорскую должность в Малайском университете Сингапура. В этот же период им была написана книга «Законы Паркинсона», которая первоначально была серией сатирических статей для журнала «Экономист», вошедших позднее в саму книгу законы Паркинсона. В 1960 году Сирил Паркинсон вышел на пенсию, поселился на одном из Нормандских островов и посвятил свободное время написанию романов, пьес, книг по бизнесу и менеджменту, парусному спорту и живописи. В 1993 году 9 марта Сирил Паркинсон скончался в Кентербери.

И 3 законы Паркинсона

Первый закон Паркинсона подходит людям, которые желают быть эффективными и успевать делать как можно больше результативных действий, особенно если это касается развития собственного дела. Он звучит так: «Работа занимает время, отпущенное на нее». Трактовать его можно с позиции как людей, работающих по найму, так и тех, кто строит собственный бизнес или занимается любимым хобби. В зависимости от сферы деятельности человека он имеет различные подходы для реализации. Первый закон с позиции наемного работника или бюрократа трактуется так, что отведенный срок на выполнение какой-либо задачи займет именно это время и будет соответствовать сложности, подходящей под эти временные рамки. Это означает, что если дело можно сделать за 2-3 часа, а на его выполнение выделяется 2-3 дня, то оно усложнится настолько, что будет выполнено именно в эти сроки. То же самое дело, на которое выделили всего 2 часа работы, упростится настолько, чтобы быть выполненным в срок. Закон имеет следующий вывод – если на каждое дело отводить именно столько времени, сколько реально требуется для его выполнения, то оно всегда будет завершено вовремя.

Второй закон Паркинсона звучит следующим образом: «Расходы стремятся сравняться с доходами». Этот закон показывает: насколько быстро растут доходы человека, настолько же увеличивается оплата его налога. Бюрократическая налоговая система построена так, чтобы человек, увеличивая свои заработки даже многократно, оставался на том же финансовом уровне, что и до повышения достатка.

Третий закон Паркинсона звучит так: «Рост приводит к усложненности, а усложненность - к концу пути». Это касается всех сфер жизни человека, когда они находятся в стадии развития. Как только в какой-то сфере начинается рост, за ним всегда следуют проблемы нового уровня. Например, человек открыл свое небольшое дело, в котором работал сам. При этом уровень доходов и расходов касается только его самого, как и взаимоотношения с налоговым инспектором. Дела пошли «в гору», он стал расширять свое производство и нанял работников. Уровень сложностей вырос пропорционально росту бизнеса. Работникам нужно платить зарплату, обеспечивать социальный пакет, давать отпуск, отчитываться перед налоговым инспектором по другой процентной ставке. В истории предпринимательства немало примеров, когда гигантские корпорации переставали существовать после их максимального разрастания и усложнения структуры управления. Каждая компания, как и каждый предприниматель, должны знать, что падение обязательно будет после большого роста. Это нормально, просто к этому нужно быть готовым. Находить альтернативные методы работы, создавать дополнительные источники доходов или что-то другое.

Закон Бюрократии

Идеи Паркинсона весьма отличны, как от идей Вебера, так и от марксистских объяснений бюрократического феномена. В отличие от Вебера и марксистов, почвой, на которой произрастает бюрократия, Паркинсон считает всевозможные административные иерархические структуры, и, в том числе, сложнейшее их переплетение — государство.

Паркинсон ставит под сомнение, широко распространенную в обществе точку зрения о разумном устройстве современного западного общества. Первые сомнения возникли у него при обнаружении парадоксального и бесспорного факта, что численность штатов в управленческих структурах растёт вне связи с увеличением или уменьшением объема исполняемых ими работ.

Такая закономерность вскоре была обнаружена им практически во всех отраслях человеческой деятельности, в которых, так или иначе, используется принцип иерархического (административного) управления (особо отмечена военная сфера — по мнению Паркинсона, во время войны ряды чиновников умножаются удвоенными темпами)

Для объясни этого явления Паркинсон, предположил существование, так называемого, закона Паркинсона — «Любая работа заполняет собой время, предназначенное для его выполнения». Если отбросить иронию, автор очевидно имел в виду, что сколько бы мало работы ни имелось у чиновника, он всегда найдет возможность занять этой работой все, положенное ему по распорядку, рабочее время.

Один из интересных и смелых выводов, сделанных исследователем из этих посылок, то, что, теоретически, могут существовать учреждения, вообще не выполняющие никакой работы, при том, что все их сотрудники будут всецело занятыми работой (обычно деловой канцелярской перепиской друг с другом).

Паркинсон назвал такие учреждения административно-самодостаточными, и отметил определённую связь между размерами учреждения и его склонностью к такому самозамыканию — «Была выдвинута теория, согласно которой любое учреждение, где наберется больше тысячи сотрудников, может стать административно-самодостаточным.» Это, по-видимому, пример крайнего, предельного случая бюрократизации, реальные учреждения, на протяжении большинства времени своего существования, обычно лишь в большей или меньшей степени подвержены такой болезни. Паркинсон объясняет, что к такому состоянию учреждение приходит обычно на конечной стадии своего жизненного пути. Болезнь обюрокрачивания, которую Паркинсон не без иронии назвал «болезнью Паркинсона», делится им на несколько стадий — от первой, самой легкой формы (поддающейся лечению) до третьей (последней и безнадёжной).

Движущие силы бюрократии Паркинсон находит прежде всего в психологии человека. Он выделяет некоторое качество характера человека, для которое вводит новый термин «injelitance» (от сочетания incompetence — некомпетентность и jealousy — зависть). В качестве иллюстрации Паркинсон остроумно описывает феномен, возникающий, когда на работу принимается человек, который «отличается сочетанием высокой некомпетентности и чрезмерной завистливости». Когда такие люди попадают на руководящие посты, то они “избавляются от всех сотрудников, которые представляются им более способными, чем они сами", постепенно устраняя из своей организации всех мыслящих людей и таким образом повышая в ней внутреннее самодовольство и апатию, в результате чего организация становится бесполезной. Таким образом, если так можно понять Паркинсона, именно такие люди являются носителями своего рода «вируса бюрократии».

Паркинсон, впрочем, отмечает и объективный фактор обюрокрачивания, который состоит в том, что статус администратора, как правило, измеряется количеством его подчиненных. Ввиду этого любой администратор имеет объективную заинтересованность, в том, чтобы множить себе подчиненных. Как следствие — учреждение будет стремиться расти, увеличивая тем самым накладные расходы.

Принцип Питера

Со временем я заметил, что в результате повышения компетентный работник становился некомпетентным. И я понял, что рано или поздно это может произойти с каждым служащим в любой иерархии. Мой анализ сотен случаев профессиональной некомпетентности позволил мне сформулировать Принцип Питера:

В иерархии каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности.

Сформулировав Принцип, я обнаружил, что невольно положил начало новой науке – иерархиологии, или исследованию иерархий. Сегодня под иерархией понимается любая организация, члены которой, или служащие, различаются по рангам, разрядам или категориям. Компетентные сотрудники добиваются нескольких повышений, поднимаясь с одного уровня компетентности на другой, более высокий. Но компетентность на новом месте автоматически делает их, кандидатами для дальнейшего повышения. Для каждого индивида, будь то вы или я, последнее повышение будет повышением с уровня его компетентности на уровень его некомпетентности. Таким образом, если времени и ступеней в иерархии окажется достаточно, то каждый служащий должен подняться до своего уровня некомпетентности и остаться на нем. Следствие Питера гласит:

Общая тенденция такова, что со временем каждая должность будет замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей. Работа бюрократической системы держится на людях, не достигших своего уровня не компетенции.

5.Спираль Питера

Я должен признать, что в большинстве случаев некомпетентные индивиды проявляют явное желание работать продуктивно. Служащий, безусловно, был бы компетентным, если бы только мог. Большинство некомпетентных индивидов сознают, хотя и смутно, что крах организации оставит их без места, и они пытаются поддерживать жизнеспособность иерархии. Больные с синдромом конечной остановки (СКО) часто объясняют свою профессиональную некомпетентность физическими недугами. «Если бы мне только удалось избавиться от головных болей, я смог бы сосредоточиться на моей работе». Или: «Если бы мне только удалось привести в порядок пищеварение...» Как показывает мое обследование, некоторые врачи также попадаются на эту удочку и лечат симптомы, вместо того чтобы искать их причину. Лечение применяется как терапевтическое, так и хирургическое, но в любом случае оно может принести лишь временное облегчение. Никакие лекарства не могут сделать больного компетентным, и не существует опухоли некомпетентности, которую можно было бы вырезать скальпелем. Многие больные с СКО тревожатся потому, что сознают, насколько мало пользы приносит их работа. Единственным лечением, которое, как показывает мое обследование, приносит облегчение, является отвлекающая терапия: «Научитесь играть в бридж». «Начните собирать марки». «Займитесь садоводством». «Изучите французскую кухню». «Пишите картины маслом». Типично, что врач чувствует беспомощность больного во всем том, что относится к его основной работе, и потому рекомендует ему заняться тем, с чем он безусловно справится. Врачи, которые дают подобного рода советы, по-видимому, хотя и смутно, но понимают патогенную роль некомпетентности и пытаются создать у больного ощущение компетентности в какой-либо иной области, не имеющей отношения к его основной работе. Часто бывает полезно знать, кто в иерархии достиг или не достиг своей конечной остановки. К сожалению, не всегда имеется доступ к медицинским карточкам служащих, что позволило бы узнать, кто из них уже обзавелся синдромом конечной остановки. Ниже перечисляется ряд немедицинских признаков, по которым вы можете ориентироваться в этих случаях.

Аномальная Столология Компетентный служащий обычно держит на своем столе только те книги, бумагу и аппаратуру, которые ему необходимы для работы. После того как он попадает на свою конечную остановку, его рабочий стол очень скоро приобретает весьма необычный и о многом говорящий вид. Однако он превращает свою фобию в добродетель, и, «держа стол чистым», как он выражается, папирофоб надеется создать впечатление,будто он расправляется со своей работой невероятно быстро.

Папиромания является полной противоположностью папирофобии и заставляет служащего загромождать свой рабочий стол кипами бумаг и книг, которыми он никогда не пользуется. Сознательно или бессознательно он таким путем пытается замаскировать свою некомпетентность, создавая впечатление, будто ему приходится выполнять работу, вообще для человека непосильную.

Архивофилия - Здесь мы сталкиваемся с маниакальным стремлением к упорядочению и классификации бумаг, которому обычно сопутствует болезненный страх потерять какой-нибудь документ.

Стологигантизм - Маниакальное стремление иметь стол большего размера, чем у коллег.

Строефилия – это маниакальный интерес к зданиям – их планировке, постройке, эксплуатации и реконструкции, прогрессирующее отсутствие интереса к работе, которая ведется или должна вестись внутри этих зданий. Я открыл несколько интересных психологических проявлений состояния конечной остановки: жалость к себе, фиксация на схемах, выведение из равновесия (самоуверенного служащего он подчеркнуто ставит на место, робкого смущает простецкой фамильярностью; о таком человеке подчиненные говорят: «никогда не знаешь, чего от него ждать»), качельный синдром (состоит в полной неспособности принимать решения). Характерный признак конечной остановки –привычка рассказывать анекдоты, вместо того чтобы заниматься делом. Когда служащий достигает своего уровня некомпетентности (плато Питера), его коэффициент повышения (КП) становится равным нулю.

Вследствие действия принципа Питера крупные иерархические системы имеют склонность к деградации. Чем большее количество сотрудников проявляет некомпетентность, тем более понижаются общие стандарты компетентности в системе и тем менее успешной становится работа системы в целом. Особенно плохо отражается на иерархии массовая «ударная возгонка» сотрудников, так как она приводит к ускорению продвижения сотрудников к состоянию некомпетентности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...