Схема функциональной системы регуляции оптимального для метаболизма кислотно-основного равновесия.
Занятие 7. Тема занятия: Физиология ФУС, поддерживающей оптимальный для метаболизма кислотно-основной баланс в организме. Роль буферных и выделительных систем. Цель занятия: Изучить периферические и центральные механизмы поддержания на опти-мальном уровне одной из наиболее жестких констант организма: рН внеклеточной среды.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
Контрольне вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Общая характеристика рН жидких сред и тканей организма, как жёсткая константа. Факторы на неё влияющие. Физиологическое значение для жизнедеятельности.
2. Аппарат контроля, рецепция результата. Характеристика периферических и центральных хеморецепторов. 3. Характеристика центров регуляции оптимального для метаболизма кислотно-основного равновесия, расположенных на уровне ствола мозга, гипоталамуса, лимбической системы, коры больших полушарий. 4. Механизмы саморегуляции рН на тканевом уровне. Принцип разведения кислых продуктов обмена веществ в тканях, включение их в дальнейшие процессы окисления (цикл Кори). 5. Состав и свойства буферных систем крови и тканевой жидкости. Их значение в регуля-ции рН. 6. Центральные механизмы поддержания оптимального для организма кислотно-основного баланса. Роль дыхательных рефлексов. 7. Механизмы почечной регуляции. Кислотообразующая функция почек. 8. Роль других выделительных органов в регуляции кислотно-основного баланса: пищева-рительного тракта, потовых желёз. В тетради для практических занятий выполнить следующие задания: 1. Укажите физиологические показатели рН следующих жидких сред организма человека и их функциональное значение. рН артериальной крови рН венозной крови рН цереброспинальной жидкости рН тканевой жидкости рН желудочного сока рН мочи 2. Укажите основные химические реакции восстановления рН с участием буферных сис-тем: гемоглобиновой, карбонатной, фосфатной и белковой. Отметьте, в каких биологичес-ких жидкостях каждая из них наиболее эффективна. Информационный блок. Постоянство кислотно-основного баланса зависит от взаимодействия нескольких механи-змов: активности процессов обмена, буферных свойств кров, газообмена в лёгких, функции выделительных органов. Буферы организма образованы слабой кислотой и сопряжённым сильным основанием и являются первым «рубежом обороны», поддерживающим рН его биологических жидкостей.
Клеточные буферы составляют около 88% буферной ёмкости организма. Из них наиболее эффективны фосфатный (в 400 раз превышает ёмкость аналогичного буфера крови) и белко-вый (в 20 раз превышает ёмкость белкового буфера крови), бикарбонатный – только в 2,5 раза по ёмкости больше буфера крови. Мощность буферов крови: бикарбонатный – ёмкость в плазме составляет 53%, в эритроци-тах - 30%. Мощность гемоглобинового буфера в эритроцитах 55%. Мощность белкового буфера крови составляет всего 7%, фосфатного – 5%. Роль костной ткани: при хронических ацидозах ионы Н поступают в кости в обмен на Са, К, Nа (явление остеопороза, гиперкалиемии). При алкалозе ионы Н костной ткани замещают-ся на Са, К, Nа крови со снижением их концентрации в плазме. Механизмы активной секреции ионов Н в мочу: При ацидозе усиление реабсорбции в нефроне бикарбонатов с целью сохранения щелочного резерв. Усиление секреции Н+ и синтеза аммиака, их выведение в виде аммонийных солей и кислых фосфатов. Компенсаторная рефлекторная гипервентиляция – увеличение лёгочной вентиляции, напри-мер, в 2 раза при снижении рН на 0,1. синтеза аммиака, их выведение в виде аммонийных солей и кислых фосфатов. Компенсаторная рефлекторная гиповентиляция – уменьшение лёгочной вентиляции, напри-мер, в 2 раза при повышении рН на 0,1. Механизм секреции соляной кислоты париетальными клетками желудка: 1. Наличие Н+/К+-АТФ-зы (протонной помпы) на мембране секреторных микроворсинок 2. Источником Н+ является процесс диссоциации Н2СО3, при участии карбоангидразы. 3. Ионы НСО3 перемещаются в кровь, в обмен на ионы Cl- 4. Продуцируют соляную кислоту одной концентрации – 160 ммоль/л Схема функциональной системы регуляции оптимального для метаболизма кислотно-основного равновесия.
Учебная литература основная: 1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с. 2. Физиология человека: Атлас динамических схемК.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с. 3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с. 4. Физиология функциональных систем. Учебно-методическое пособие кафедры нормальной физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов к практическим занятиям.
5. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС. Дополнительная литература: 6. Нормальная физиология. В 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Н. Яков-лев, И.Е. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Том 2. Частная физиология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 288 с. 7. Введение в курс физиологии здорового ребёнка. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 2 курса педиатрического факультета по нормальной физиологии. Владимирова Л.П., Фельдшеров Ю.И.-Издательство ДВГМУ, 2007. - 124с. 8. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с. Тематика рефератов: 1. Источники протонов в организме. 2. Роль пищеварительного тракта в регуляции рН. Значение метаболических процессов в печени. Практические работы: Работа 1. Анализ пневмограммы после произвольной гипервентиляцией с учётом изменений показателей кислотно-основного баланса и способов его восстановления.
На представленном образце графической регистрации движений грудной клетки после произвольного увеличения глубины и частоты дыхания у испытуемого наблюдаются компен-саторные изменения параметров лёгочной вентиляции. Опишите эти изменения в дыхании. Обоснуйте их причину возможными отклонениями со стороны рН крови, вызванными глубо-ким и частым дыханием. Объясните механизм изменений лёгочной вентиляции после пробы. В выводах укажите роль внешнего дыхания в регуляции кислотно-основного баланса организма. Работа 2. Системные механизмы поддержания в организме оптимального для метаболизма кислотно-основного равновесия при отклонениях рН крови от физиологического уровня. После длительной интенсивной физической нагрузки исследование крови у спортсмена с помощью микрогазоанализатора выявило величину её рН =7,2. Оцените этот показатель. Ис-пользуя схему ФУС регуляции кислотно-основного баланса, опишите динамику восстановле-ния реакции крови до оптимального уровня с включением всех элементов системы.
В выводах укажите значение кислотно-основного состояния организма для его жизнедея-тельности и физиологические пределы возможных колебаний рН крови. Перечислите основ-ные факторы, вызывающие эти сдвиги.
Ситуационные задачи 1. Как изменится у человека устойчивость к развитию ацидоза при железодефицитной ане-мии? С чем связана основная причина этих изменений. 2. При нарушении функции лёгких в крови повышается уровень углекислого газа и снижа-ется рН. Через некоторое время рН возвращается к норме. Объясните механизмы восстановления рН. 3. После длительной речевой нагрузки для профилактики головной боли лектору предло-жили выпить чай с лимоном. Обоснуйте физиологический механизм этого воздействия. 4. Человек придерживается вегетарианской диеты. Какие изменения могут у него обнару-житься со стороны кислотно-основного баланса и рН мочи? Тестовые задания по разделу: «Физиология ФУС, поддерживающей оптимальный для метаболизма кислотно-основной баланс в организме. Роль буферных и выделительных систем». 1. Ацидоз – это появление в крови относительного или абсолютного _____ 1) избытка кислот 2) избытка углекислого газа 3) недостатка кислот 4) избытка оснований. 2. Алкалоз – это появление в крови относительного или абсолютного ____ 1) избытка кислот 2) избытка углекислого газа 3) недостатка кислот 4) избытка оснований. 3. Показатель рН артериальной крови в норме _____. 1) 6,2 2)7,0 3) 7,2 4) 7,4 5) 7,8. 4. Показатель рН отражает содержание в крови ____. 1) бикарбонатов 2) ионов водорода 3) недиссоциированных кислот 4) диссоциированных оснований 5) анионов кислот. 5. Повышенное содержание ионов водорода в крови может быть нейтрализовано _____. 1) анионами 2) катионами 3) водой 4) низкомолекулярными неполярными соединениями. 6. Буферные системы – это вещества, способные связать ионы водорода, благодаря наличию в них ___. 1) катионов оснований 2) анионов слабых кислот 3) анионов сильных кислот 4) катионов сильных кислот. 7. Уровень рН крови влияет на _____ 1) транспорт веществ через мембрану клеток 2) возбудимость мембран 3) сродство гемоглобина к кислороду 4) тонус дыха- тельного центра 5) все перечисленное. 8. Карбоангидраза катализирует реакцию ____. 1) образования карбогемоглобина 2) распад карбогемоглобина 3) образования угольной кислоты 4) образования карбоксигемоглобина 5) диссоциацию угольной кислоты. 9. Хеморецепторы, контролирующие рН, расположены в _____ 1) продолговатом мозге 2) синокаротидной зоне 3) аорте 4) в мышцах 5) во всем перечисленном.
10. Более 80% буферной емкости крови составляют такие буферные системы, как _____ 1) белковая и бикарбонатная 2) гемоглобиновая и бикарбонатная 3) гемоглобиновая и фосфатная 4) гемоглобиновая и белковая 5) белковая и фосфатная. 11. Исполнительными органами в функциональной системе регуляции рН выступают _____ 1) легкие 2) желудочно-кишечный тракт 3) почки 4) кости 5) все перечисленное. 12. К механизмам коррекции ацидоза относятся _____ 1) гипервентиляция и повышение секреции ионов водорода почками 2) гиповентиляция и понижение секреции ионов водорода почками 3) гиповентиляция и повышение секреции ионов водорода почками 4) гипервентиляция и понижение секреции ионов водорода почками 5) усиленное потоотделение и снижение кислотности в желудке 13. К механизмам коррекции алкалоза относятся _____ 1) гипервентиляция и повышение секреции ионов водорода почками 2) гиповентиляция и понижение секреции ионов водорода почками 3) гиповентиляция и повышение секреции ионов водорода почками 4) гипервентиляция и понижение секреции ионов водорода почками 5) сниженное потоотделение и повышение кислотности в желудке. 14. Потеря желудочного сока при рвоте может вызвать _____ 1) ацидоз 2) алкалоз 3) кислотно-основное равновесие не изменит 4) изменения рН различны. 15. Употребление преимущественно растительной пищи в реакции крови _____ 1) способствует сдвигу в кислую сторону 2) способствует сдвигу в щелочную сторону 3) не вызывает изменений 4) проявляется непредсказуемо. 16. Употребление преимущественно животной пищи в реакции крови _____ 1) способствует сдвигу в кислую сторону 2) способствует сдвигу в щелочную сторону 3) не вызывает изменений 4) проявляется непредсказуемо. 17. Костная ткань может участвовать в регуляции кислотно-основного равновесия при обмене _____. 1) кальция на ионы водорода 2) калия на ионы кальция 3) кальция на бикарбонат-ионы 4) кальция на ионы натрия 5) бикарбонат-ионы на ионы хлора. 18. В регуляции рН и утилизации молочной кислоты с образованием гликогена, метаболизма кетоновых тел принимают участие ______ 1) почки 2) клетки печени 3) кости 4) легкие 5) потовые железы. 19. При раздражении хеморецепторов каротидной зоны ионами водорода легочная венти-ляция рефлекторно _____ 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) меняется непредсказуемо. 20. При алкалозе активность хеморецеторов _____ 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) меняется непредсказуемо. 21. Буферная емкость ликвора, по сравнению с буферной емкостью крови _____ 1) выше 2) ниже 3) одинакова 4) нет зависимости. 22. При повышении уровня углекислого газа в крови показатель рН _____ 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) меняется непредсказуемо 23. При понижении уровня углекислого газа в крови показатель рН _____ 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) меняется непредсказуемо. 24. При гипервентиляции показатель рН крови _____ 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) меняется непредсказуемо. 25. При гиповентиляции показатель рН крови _____ 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) меняется непредсказуемо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|