Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От гонцов - к почтовым каретам




Почтовые очерки

Передачу информации на расстояние первобытные люди осуществляли с помощью голоса, ударами палки по дереву, дымом костров и другими примитивными средствами. Развитие общества требовало иных способов связи. Появились специальные гонцы. Вначале они передавали сообщения устно, либо при помощи символических знаков, потом появились письменные грамоты. Профессия гонца была опасной: на пути его подстерегали дикие звери и злобные люди. Главная же беда заключалась в том, что когда гонец приносил печальную или нежелательную весть, - он мог сразу же лишиться головы по приказу разъяренного властелина. В то же время, напротив, при доставке радостного сообщения посланец осыпался милостями и наградами.

Так получилось, что с древнейших времен особенно развивалась та отрасль связи, которую мы называем фельдъегерской, военно-курьерской связью. Для фельдъегерской почты обозначались специальные маршруты, оборудованные промежуточными станциями. К примеру, путь в 2300 километров в древней Греции преодолевался за пять дней.

В Киевской Руси специальные гонцы поддерживали регулярную связь столицы с другими городами страны. Княжеские курьеры имели отличительный знак: красный щит. А для соблюдения тайны переписки в посланиях зачастую применялась тайнопись - тарабарская грамота. Увы, бывает, что и сейчас телеграф и телетайп выдают всякую тарабарщину. Но такое происходит не из желания засекретить сообщение, а по причине неисправности аппаратуры.

А сколько можно рассказать о голубиной почте! Еще 2000 лет назад в Багдаде голуби обеспечивали связью самые отдаленные уголки страны. А последняя государственная голубиная почта была организована в 1898 году в Новой Зеландии для связи с одиноким островком, удаленным от побережья на 90 километров. Кроме голубей, для доставки писем использовались ласточки, грачи, соколы, гуси и даже... пчелы.

В общем, все это очень интересно, но поскольку моей задачей являлся не рассказ о почте вообще, а только о развитии ее в нашем регионе, то приступаю к изложению.

Средние века

В раннем средневековье, когда в Пруссии уже прочно обосновался Тевтонский орден, здесь можно увидеть довольно упорядоченную систему связи. Ее центральным пунктом являлась резиденция гроссмейстера - город Мариенбург, столица орденского государства в 1309-1457 годах, а потом - Кенигсберг. Руководитель почтовой службы назывался шталмейстер, а позднее - ботенмейстер (от немецких слов "шталь" - конюшня, а "ботен" - посыльный). Начальнику почты Тевтонского ордена на нужды ведомства ежегодно выделялось 200 марок. Это не мало и не много, если учесть, что упитанная корова стоила одну марку, а хорошая лошадь - пять марок. Да и на лошадях приходилось экономить, поэтому в аппарате у шталмейстера находились не только конные, но и пешие гонцы.

Между крупными городами на расстоянии 15-20 километров друг от друга по всей Пруссии стояли крепости, в которых отводились отдельные места для службы связи. К примеру, на пути от Кенигсберга до Инстербурга (около 200 километров) можно проследить такую цепочку замков. Кенигсберг-Валдау-Тапиау-Таплакен-Норкиттен-Инстербург (Калининград-Низовье-Гвардейск-Талпаки-Междуречье-Черняховск). Следовательно, даже пешие гонцы, сменяясь на остановочных пунктах и двигаясь только днем, могли доставить письмо из Кенигсберга в Инстербург на пятый день. Прекрасно! Будучи в этом году в Черняховске, я опустил там два контрольных письма в свой калининградский адрес. Одно из них, брошенное в ящик на вокзале, дошло до меня на четвертый день; второе, опущенное возле крепости, ползло до Калининграда 20 (двадцать) дней. Конечно, юридически мне трудно доказать достоверность факта, так как согласно штемпелям второе письмо шло не дольше предыдущего. Однако ж у меня есть свидетели. Но я не склонен драматизировать черепашью скорость передвижения злополучного письма, отнеся произошедшее к разряду курьезов.

Спешная почта доставлялась гораздо быстрее. В 1420 году срочное письмо из Кенигсберга в Эльбинг (Эльблона) доставлялось за 14 часов. А вообще, средняя скорость срочной почти в Пруссии в те годы составляла 200 километров в сутки. Прусские почтальоны носили голубую униформу и пользовались защитой закона. Скажем, за науськивание на почтальона собаки можно было поплатиться жизнью (не собачьей, а хозяина собаки!).

В 1368 году Кенигсберг вступил в торговый союз Ганза. К этому времени уже наладилась почтовая дорога по маршруту: Антверпен (Голландия)-Кёльн-Бремен-Гамбург-Любек-Данциг-Кенигсберг-Рига. Без надежной почты не могло быть надежной торговли. Даже в далекой Московии, как свидетельствует немецкий путешественник 3. Герберштейн в 1520-х годах: "В различных местах, по всем частям своего владения, князь держит почтмейстеров с определенным числом лошадей для того, чтобы царский гонец без замедления имел готовую лошадь". На Руси был создан особый Ямской приказ, типа современного Министерства связи, с сетью промежуточных "ямов" (почтовых станций).

От гонцов - к почтовым каретам

Времена меняются, а вместе с ними меняется и почта. В 1525 году пало государство Тевтонского ордена и на его месте возникло Прусское герцогство. Служба связи была существенно преобразована. В Кёнигсбергском замке оборудовали почтовое помещение - постштубе. Руководитель почтового департамента стал носить пышный титул: регирунг-ботен-мейстер, что-то вроде "руководитель правительственной связи". При нем находились почтовые чиновники, ведающие отправкой и получением корреспонденции, и посыльные. В повседневном лексиконе закрепилось слово "пост" - почта, которое восходит к латинскому "посита" - расположенное промежуточно, станция.

В начале XVII века в Кенигсберг регулярно прибывали верховые почтальоны. Возле Зеленого моста ко времени приезда всадника собирались местные купцы, чтобы забрать письма. Заодно они обсуждали свои торговые дела и заключали сделки. Согласитесь, что ждать почту и вести переговоры под открытым небом или в тесноте Зеленых ворот не всегда удобно. Поэтому решили построить рядом торговую биржу, что и было осуществлено в 1623 году. Место для нее определили на северном берегу Старого Прегеля. Потом, в 1875 году на противоположном берегу воздвигли здание новой биржи, то самое, что и по сей день красуется в качестве Дворца культуры моряков на Ленинском проспекте.

В 1618 году, после объединения Пруссии с Бранденбургом управление почты перевели в Берлин. Кенигсберг остался важной частью почтовой и курьерской службы. Ее возглавил городской почтмейстер. Ведомственная почта осталась в Замке, а гражданская ''Придворная главная почта" разместилась в бывшем монетном дворе Альтштадта где находилась до конца XVIII века. В 1672 году Кенигсберг стал опорным пунктом для перекладки заграничной корреспонденции: здесь польская почта смыкалась с немецкой. Почта в Москву из Кенигсберга шла через польский Вильно и доходила до места за 8 дней.

В те годы (1650) письмо из Амстердама (Голландия) в Кёнигсберг шло примерно 12 дней, из Берлина - 4 дня. Маршрут Кёнигсберг-Инстербург-Тильзит (Калининград-Черняховск-Советск) занимал 24 часа. Я проанализировал свою корреспонденцию и нашел, что авиаписьмо из Парижа долетело ко мне за 15 дней, конверт из Берлина пришел на 14-й день, а весточка из польского города Щитно (около 200 км от Калининграда) домчалась за 20 дней. Собственно, прогулочным шагом можно добраться быстрее! Вот тут-то самое время обратиться к спешной почте.

Срочная почта выделилась в самостоятельное правительственное ведомство. В России царь Петр Великий образовал военно-полевую курьерскую службу. В 1796 году император Павел учредил Фельдъегерский корпус, состоящий из 2-х офицеров и 30 фельдъегерей. Тут же замечу, что слово "фельдъегерь" есть сочетание немецких слов "фельд" - поле и "егерь" - охотник, что в первоначальном смысле означало: "гонщик". Развитие гражданской почты также не стояло на месте. На рубеже XVII-XVIII веков появился новый вид передвижения - путешествие в почтовой карете. Эта идея вполне рациональна: чего ради гонять экипажи с одними почтовыми мешками, можно заодно прихватывать пассажиров. Путь в почтовой карете от Кенигсберга до Мариенбурга занимал 34 часа и обходился, по тем временам, довольно дорого: зимой 12 грошей за милю, а летом - 6 грошей. В те годы 24 гроша составляли целый талер, и Иммануил Кант, работая тогда помощником библиотекаря, получал всего-навсего 62 талера в год! Кроме того, при этакой дороговизне, сама поездка доставляла мало удовольствия. Вот как описал свое путешествие по Пруссии Н. М. Карамзин в 1789 году (с сокращениями): "Прусская, так называемая почтовая коляска, совсем не похожа на коляску. Она есть не что иное, как длинная покрытая фура с двумя лавками без ремней и без рессор. Я выбрал себе место на передней лавке. У меня было двое товарищей, которые сели позади на чемоданах. Я думал, что мое место выгоднее; но последствие доказало, что выбор их был лучше моего. Я несколько раз засыпал, но ненадолго, и почувствовал выгоду, которую имели мои товарищи. Они могли лежать на чемоданах, а мне надлежало дремать сидя".

Французский писатель Дени Дидро в 1773 году, следуя из Кенигсберга в Петербург, изложил свои дорожные впечатления в таких стихах:

"Едва ль еще когда-нибудь найму я
Почтовый экипаж на прусской стороне, -
Я чуть не умер в нем, весь путь тоскуя
На тоненькой подстилке в страшной тесноте ".

Не только путешествие, но и пересылка писем обходилась тогда недещево. Вот что писал Иммануил Кант из Кенигсберга своему знакомому Якоби Бекку в Берлин: "Вы вполне могли бы прислать свой ответ с каретной почтой, но Вы послали пакет с верховой почтой, что значительно дороже. Ваше письмо обошлось мне в два талера, тогда как можно было снизить стоимость, по крайней мере, на три четверти. За переплаченные деньги я вполне мог бы нанять себе переписчика. (4 декабря 1798 года)". Думаю, что здесь кое-что нуждается в пояснениях. Во времена И. Канта почтовые сборы, как правило, оплачивали не отправители, а получатели писем. Такая система приводила ко многим недоразумениям. Врачи и адвокаты чуть не разорялись, вынужденные расплачиваться за письма, содержащие просьбы знакомых и друзей о бесплатных медицинских услугах и юридических советах. Только внедрение почтовых марок позволило упорядочить почтовые сборы. В Пруссии первые почтовые марки ввели в 1850 году.

Случались и другие несуразицы. Помните, в "Ревизоре" у Гоголя:
" Коробкин (читает адрес). Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт-Петербурге, в Почтамскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, повороты на двор, в третьем этаже направо. Ну, не адрес, а какой-то "репримант"!

А давайте взглянем на адресную книгу Кенигсберга за 1733 год:
" - господин Мартин Брандт, живет в собственном доме под Мельничной горой на участке мельницы Полир;
- господин Михаэль Погров, квартирует в доме генеральши Канициной на Верхнем Трагхайме, возле мясной лавки ".

Попробуйте-ка отыскать адресатов по таким туманным указаниям! Добавляло проблем и то, что средневековые города застраивались довольно хаотично, названия улиц формально не закреплялись, часто менялись. Бывало, что одна и та же улица имела одновременно несколько наименований. Путаница была ужасная!

В Кенигсберге упорядочение в названиях улиц и в нумерации домов произведено в 1811 году. Тогда весь город располагался в пределах оборонительного укрепленного пояса. В этой части Кенигсберга старинная система нумерации зданий сохранялась до 1945 года. Дома имели номера подряд (по входам, подъездам). Такой ряд номеров шел от начала до конца улицы по одной стороне, потом продолжался по противоположной. В новых районах Кенигсберга, возникающих далее оборонительного вала, применялась система нумерации по четной и нечетной сторонам улицы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...