Фармацевтическая ответственность
Министерство охраны здоровья Украины Луганский государственный медицинский университет Кафедры технологии лекарств, Организации и экономики фармации Реферат На тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора» Выполнил: студентка 3 курса фармацевтического фак-та 54 гр. Люблинский Олег Проверил: Луганск 2006 План I.Введение. II.Основная часть: 1. Медицинский долг. 2. Фармацевтическая ответственность. 3. Правонарушения. 4. Неоказание помощи больному. 5. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил. 6. Противозаконные составление и выдача подложных медицинских документов. 7. Незаконное экспериментирование 8. Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ. III.Вывод. ВВЕДЕНИЕ.
Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения, связанных с профессиональной деятельностью провизоров и других медицинских работников, этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второстепенными. В связи с этим отмечается большое количество жалоб от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской этики и деонтологии. Если недостаточная профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравственный облик обнажается без труда и может получать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответственных социальных задач, которые стоят перед здравоохранением.
Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный контингент практически здоровых людей, во много раз увеличивают контакты населения с медицинскими работниками. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания медицинских работников. Проблема приобретает особое значение в условиях курса на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны, что, в свою очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Советской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». В постановлении ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» перед медиками в качестве одной из главных задач поставлена задача воспитания высоких нравственных, гражданских качеств, милосердия. Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходимость в научном социально-психологическом анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции. Научно-техническая революция, повышая уровень производства материальных ценностей общества, облегчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, оказывает большое воздействие на социально-психологическую, эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, развитие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия прямых межличностных контактов людей, их непосредственного общения. Человек отдаляется от природы, от живого окружающего его мира, имеет место разобщение вне производственных процессов.
Приходится сталкиваться с проблемой нравственной неустойчивости, стихийного возникновения различных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунистической морали. У некоторых молодых людей бедность духовной жизни и эмоционально-нравственной среды проявляется такими негативными явлениями как вещизм, иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п. Не всегда удается преодолеть эти явления при существующей постановке воспитательной работы и в медицинских учебных заведениях. Так, в учебных планах вузов мало уделяется внимания психологии, будущие медики не получают необходимых им знаний в этой области и часто не понимают сложную духовную жизнь и поступки человека, тем более больного. Программа по медицинской этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр к этому разделу медицинского образования, и поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные методы обучения не приводят к желаемым результатам. Мало помогает студентам и учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции. Эмоционально-нравственное и деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей медицинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям, т. е. учебно-производственным действиям, открывающим возможности самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи, игровой метод, учебно-исследовательская работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации профессиональной деятельности будущего специалиста, требующие нравственной зрелости, моральной стойкости, мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.
Этико-деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников — выпускников медицинских училищ и медицинских вузов, или практикующих специалистов — исключительно сложно. Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамотность уже сами по себе включают деонтологию и этику. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются утраченными чувство собственного достоинства, угрызений совести, чести, которые отличали некогда отечественных интеллигентов-врачей. Нравственные качества, необходимые медицинскому работнику, должны формироваться под влиянием литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие, гуманистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к известному дефициту общей культуры также и у представителей медицинской профессии. В отечественной и зарубежной литературе появилось немало публикаций, свидетельствующих о возникших противоречиях между целью и сутью медицины и их практической реализацией в конкретных условиях. В антагонистическом западном обществе это проявляется в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской помощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глумление над человеком. В условиях социализма также существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации медицины в ущерб ее адекватности миру чувств и переживаний больного, о том, что существующая ведомственность противоречит конституционным гарантам, а платность — принципу социализма, что наблюдается неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населения и т. д. Все это — недоработки теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.
Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских работников открывает понимание разработанной советской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его активности и деятельности. Потребности человека развиваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совершенствованию производительных сил и производственных отношений. Они отражают социально-исторический опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д. Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работников. Это значит, что такие необходимые им нравственные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потребность всеми своими поступками и повседневным поведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном историческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспринимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эффект. Формирование деонтологических принципов и этических норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеждений. Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучиваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной социально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится самовоспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психические особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.
Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, социально и профессионально значимой нравственной потребностью. Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкрепления. Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выражение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослуживцами. Проблемы общения — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важная психологическая категория со своими зависимостями. Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицинской деятельности. Оно во многом определяет те отношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют установлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое неизгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина. Важным аспектом психолого-педагогического содержания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие качества всегда были присущи лучшей части отечественных врачей. Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту специфику нужно учитывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как специалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучением в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир литературы и искусства. И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей системы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся молодежи через учебную дисциплину (предмет), мастерство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня. Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой общения, хотя профессиональная деятельность провизора начинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения. Общение мало знакомых людей вначале предполагает межличностное восприятие одного другим, в котором проявляются как познавательные, так и эмоциональные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопоставлением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация). В одних случаях общение между людьми регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями — руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привязанностями, уважением, дружбой и т. п. При любом виде общения многое зависит от культуры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, нетактичны, стремятся отделаться от собеседника, относятся к нему неуважительно и даже оскорбительно. Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интонации, система «контакта глазами» и т. д., но прежде всего и важнее — это речь. Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных особенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми. Медицинский долг
Медицинскийдолг предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности. Это отражено в Конституции Украины, украинском законодательстве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан». Право на охрану здоровья зафиксировано в Конституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечисленные выше гарантии права на охрану здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. медицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, требует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым врачом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и законом. Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране существует неразрывная связь между морально-этическим и правовым регулированием деятельности медицинских работников. Это связано с тем, что советские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание медицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую предпосылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое — способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравственные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна). Неразрывная связь морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблюдением правил врачебной этики и деонтологии. Охрана здоровья населения является обязанностью не только медицинских работников, но и всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, при наличии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государства. Обеспечение бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи гражданам нашей страны является осуществлением принципов коммунизма в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства. Вот почему к врачебной деятельности допускаются только лица, получившие специальное образование в высших медицинских учебных заведениях, по окончании которых они дают «Клятву Гиппократа». Неразрывная связь правовых и морально-этических норм регулирования деятельности медицинских работников, обязанность не только медицинских работников, но и всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций принимать участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспечивают осуществление принципов профилактического направления советской медицины. Одна из основных обязанностей медицинских работников — проведение широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения. Установленные в законодательном порядке требования по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта повышают ответственность руководителей министерств, ведомств, предприятий и хозяйственных организаций, органов санитарного надзора за выполнение этих требований закона. Особо подчеркивается профилактическая направленность советского здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения. Предприятия, учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности». Оказание лечебно-профилактической помощи гражданам осуществляется работниками учреждений здравоохранения по месту их жительства и по месту работы. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тяжелого заболевания должны оказывать безотлагательно ближайшие лечебно-профилактические учреждения независимо от его ведомственной подчиненности, а неотложную медицинскую помощь обязан оказывать каждый медицинский и фармацевтический работник в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения зафиксированы в статье: «Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому». Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем соответствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и гуманным, поскольку взятие особой расписки будет дополнительно травмировать больного, находящегося и без того в сложной психологической ситуации. Высказываются предложения о том, чтобы запись в истории болезни о согласии больного на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением или другого врача с наличием их подписей. Однако такой порядок оформления чрезмерно формален и подрывает доверие к лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных, находящихся в бессознательном состоянии. В ряде случаев медицинские работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психические и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные заболевания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует отметить, что больные туберкулезом бесплатно обеспечиваются противотуберкулезными препаратами, их лечение в санаториях и профилакториях осуществляется также за счет государства. Для лиц, страдающих указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения, могут приниматься меры принудительного лечения и принудительной госпитализации. Эти меры применяются по решению судебных органов. Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является определение степени утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или комиссией врачей с оформлением листков нетрудоспособности в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д. Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают трудовые рекомендации для инвалидов, имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций». Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда. Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исторически сложившейся специфики врачебной деятельности, нашедшей свое выражение в правилах врачебной этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь в расчете на добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга — принять все меры по спасению жизни больного и облегчению его страданий. Высокие моральные качества врача-фармацевта приобретают большое значение в современный период быстрого научно-технического прогресса, технификации и специализации медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в практику здравоохранения заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы врачебной этики и медицинской деонтологии. Еще более сложные нравственные проблемы возникают в связи с ближайшими перспективами развития медицинской науки. Некоторые из них (хирургические и медикаментозные способы управления поведением человека, генная инженерия и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом обсуждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, использование научных знаний каждым специалистом неразрывно связано с его моральным обликом, его нравственными качествами. Вопрос о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастающего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утверждают, что нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становится все более значительным. Одновременно они пытаются провести некую абсолютную грань между знаниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет знаний, а одни лишь знания автоматически не формируют нравственность. Известно также, что практическое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-этические проблемы. Так было, например, при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей. Естественно, что высокие нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов. Большое значение должно уделяться нравственному воспитанию студентов и в процессе обучения в медицинском вузе. Например, воспитание необходимых качеств врача проводится в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по специальной, учитывающей специфику каждой кафедры программе в течение всего периода обучения студентов. Оно начинается накануне первого дня занятий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова торжественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают первокурсникам о благородной профессии врача, его профессиональных и нравственных качествах, о долге врача перед народом и государством. Этот торжественный ритуал содержит в себе значительный эмоциональный накал и имеет большое воспитательное значение. В процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не только на всех кафедрах и в клиниках, но и общественными организациями (партийными, комсомольскими, профсоюзными, факультетом общественных профессий и др.), поскольку моральный облик студента формируется коллективом, всей сложной системой его общественных отношений и социальных связей. Логическим завершением нравственного воспитания молодого специалиста перед началом его самостоятельной деятельности является принятие «Клятвы Гиппократа». Выпускник медицинского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского состава института, представителей органов здравоохранения и общественности. Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле. В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и морально-этическими нормами регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные обязанности, предусмотренные Присягой, торжественная обстановка ее принятия должны всегда оставаться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению уровня юридической и моральной ответственности провизора перед народом.
Фармацевтическая ответственность
Фармацевтическая ответственность основана на особенностях фармацевтической деятельности: взаимном доверии пациента и провизора. Деятельность провизора, как и любого другого специалиста, регламентируется законом.Абсолютное большинство провизоров любят свою специальность, честно и добросовестно относятся к своим обязанностям, хотя все еще встречаются провизоры, которые вследствие бездушного, халатного отношения к больным, а иногда и профессиональной неграмотности заслуживают не только морального, но и административного и даже уголовного наказания. Чаще всего конфликты между провизорами и больными (и их родственниками) возникают при неблагоприятных исходах лечения. Причины же неблагоприятных исходов лечения весьма различны. Они зависят от особенностей заболевания (или травмы), его течения у данного больного, несвоевременности обращения больного к врачу, неправильных действий или бездействия медицинских работников, связанных с их недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и др. Многочисленность этих факторов, существенные отличия их в каждом отдельном случае, даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причины неблагоприятного исхода приводят к тому, что правильная медицинская и юридическая оценка неблагоприятного исхода болезни в каждом конкретном случае обычно вызывает значительные затруднения. Многообразие врачебных, фармацевтических ошибок, их причин и условий возникновения приводит к тому, что до настоящего времени нет единого понятия врачебной, фармацевтической ошибки, что естественно затрудняет медицинскую и юридическую оценку действий_ медицинских работников. Этому способствует и то обстоятельство, что в нашем законодательстве термин «медицинская ошибка» отсутствует, в связи с чем юристы его обычно не применяют. Этот термин получил распространение преимущественно в медицинской литературе, хотя и здесь нет по этому вопросу единой точки зрения. Некоторые авторы необоснованно расширяют понятия медицинской ошибки, подразумевая под ним небрежность и самонадеянность врача, хотя они относятся уже к профессиональным преступлениям. Мы придерживаемся мнения И. В. Давыдовского (1941) о том, что главным критерием мадицинской ошибки является вытекающее из определенных объективных условий добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки и ее методов исследования, на особом течении заболевания у определенного больного или на недостатке знаний и опыта медика, но без элементов халатности, небрежности и профессиональной неграмотности. Существует ряд классификаций медицинских ошибок, построенных преимущественно по нозологическому принцип: · лечебно-технические; · организационные; · ошибки в ведении медицинской документации; · ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях. · Ошибки в назначении и осуществлении лечебных мероприятий. · Ошибки технические, включающие неправильное использование медицинской техники,применение несоответствующих медикаментов и т. д. Медицинская деятельность регламентирована многочисленными официальными правилами и инструкциями (например, фармакопеей, инструкцией по госпитализации больных с инфарктом миокарда и др.), эти документы не исчерпывают и не могут, естественно, предусмотреть все разнообразие медицинских действий, тем более применительно к особенностям индивидуального течения заболевания у каждого больного. В этой связи диагностика и лечение большинства заболеваний не отражены в официальных правилах и инструкциях. Отсюда основным, и нередко единственным, критерием оценки действий врача являются только определенные положения медицинской науки и лечебной практики. «Медицина,— писал Н. Н. Петров (1956),— это одна из тех областей, где особенно близко соприкасаются теория и практика, где практика нередко приводит к созданию теорий, в значительном числе своем, по крайней мере, в первых стадиях — ошибочных, а с другой стороны, теории особенно охотно претворяются в практику, во многих случаях слишком поспешную и прямолинейную». Такое положение в медицине не случайно. Оно обусловлено спецификой оказания лечебной помощи, исходя из интересов больного, поскольку индивидуальное течение заболевания у каждого больного требует от врача исключительной наблюдательности, индивидуального подхода в выборе средств и методов лечения, правильной оценки эффективности этих средств, т. е. проведения по сути дела научного исследования при лечении каждого больного. В медицине не может быть стандартного подхода к больным, стандартного выбора метода диагностики и способов лечения даже при одних и тех же заболеваниях, поскольку врач лечит не болезнь, а больного. В юридическом отношении медицинские правонарушения представляют собой нарушения установленных законом и ведомственными инструкциями правил поведения и выполнения медицинскими работниками (врачами, провизорами, фельдшерами, медицинскими сестрами и др.) своих профессиональных обязанностей. Обязательными элементами объективной и субъективной стороны всякого правонарушения являются: противоправное (неправильное) действие (бездействие), вред для больного, необходимая причинная связь между неправильным действием (бездействием) и вредом и, наконец, умысел или неосторожность (вина) в действиях (бездействии) медицинского персонала.
Правона рушения По основным качественным свойствам правонарушения можно разделить на проступки и преступления. Проступком называется неправильное (противоправное) деяние, которое лишено характера общественно опасного действия и поэтому оно не предусмотрено законом об уголовной ответственности. Проступки медицинских работников, с юридической точки зрения делятся на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|