Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фармацевтическая ответственность

Министерство охраны здоровья Украины

Луганский государственный медицинский университет

Кафедры технологии лекарств,

Организации и экономики фармации

Реферат

На тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора»

                                                       Выполнил: студентка 3 курса

                                                    фармацевтического фак-та 54 гр.

                        Люблинский Олег

                                                       Проверил:

Луганск

2006


План

I.Введение.

II.Основная часть:

1. Медицинский долг.

2. Фармацевтическая ответственность.

3. Правона­рушения.

4. Неоказание помощи больному.

5. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра­вил.

6. Противозаконные составление и вы­дача подложных медицинских доку­ментов.

7. Незаконное экспериментирование

8. Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.

III.Вывод.


ВВЕДЕНИЕ.

 

Среди проблем теоретической медицины и практи­ческого здравоохранения, связанных с профессиональ­ной деятельностью провизоров и других медицинских ра­ботников, этико-деонтологические вопросы до настоя­щего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второ­степенными. В связи с этим отмечается большое ко­личество жалоб от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской этики и деонто­логии.

Если недостаточная профессиональная квалифика­ция медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравст­венный облик обнажается без труда и может полу­чать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответст­венных социальных задач, которые стоят перед здраво­охранением.

Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный контингент практически здоровых людей, во много раз увеличи­вают контакты населения с медицинскими работника­ми. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания меди­цинских работников.

Проблема приобретает особое значение в условиях курса на перестройку и ускорение социально-эконо­мического развития страны, что, в свою очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Со­ветской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали».

В постановлении ЦК КПСС «Основные направле­ния перестройки высшего и среднего специального образования в стране» перед медиками в качестве одной из главных задач поставлена задача воспита­ния высоких нравственных, гражданских качеств, ми­лосердия.

Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходи­мость в научном социально-психологическом анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.

Научно-техническая революция, повышая уровень производства материальных ценностей общества, об­легчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, ока­зывает большое воздействие на социально-психологи­ческую, эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, разви­тие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия прямых межличностных контактов людей, их непос­редственного общения. Человек отдаляется от приро­ды, от живого окружающего его мира, имеет место разобщение вне производственных процессов.

Приходится сталкиваться с проблемой нравствен­ной неустойчивости, стихийного возникновения раз­личных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунисти­ческой морали. У некоторых молодых людей бедность духовной жизни и эмоционально-нравственной среды проявляется такими негативными явлениями как ве­щизм, иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п. Не всегда удается преодолеть эти явления при существующей постановке воспитательной работы и в медицинских учебных заведениях.

Так, в учебных планах вузов мало уделяется вни­мания психологии, будущие медики не получают необ­ходимых им знаний в этой области и часто не понима­ют сложную духовную жизнь и поступки человека, тем более больного. Программа по медицинской этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр к этому разделу медицинского образования, и поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные методы обучения не приводят к же­лаемым результатам.

Мало помогает студентам и учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.

Эмоционально-нравственное и деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей меди­цинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям, т. е. учебно-производственным действиям, открывающим возмож­ности самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи, игровой метод, учебно-исследовательская работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации про­фессиональной деятельности будущего специалиста, требующие нравственной зрелости, моральной стой­кости, мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.

Этико-деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников — выпускников медицинских училищ и медицинских вузов, или практикующих специалистов — исключительно сложно.

Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамот­ность уже сами по себе включают деонтологию и эти­ку. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются утраченными чувство собственного достоинства, угры­зений совести, чести, которые отличали некогда оте­чественных интеллигентов-врачей. Нравственные ка­чества, необходимые медицинскому работнику, должны формироваться под влиянием литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие, гума­нистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к известному дефициту общей культуры также и у представителей медицинской профессии.

В отечественной и зарубежной литературе появи­лось немало публикаций, свидетельствующих о возник­ших противоречиях между целью и сутью медицины и их практической реализацией в конкретных усло­виях. В антагонистическом западном обществе это проявляется в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской по­мощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глум­ление над человеком.

В условиях социализма также существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации меди­цины в ущерб ее адекватности миру чувств и пережи­ваний больного, о том, что существующая ведомствен­ность противоречит конституционным гарантам, а платность — принципу социализма, что наблюдает­ся неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населе­ния и т. д. Все это — недоработки теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.

Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских ра­ботников открывает понимание разработанной со­ветской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его актив­ности и деятельности. Потребности человека разви­ваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совер­шенствованию производительных сил и производствен­ных отношений. Они отражают социально-истори­ческий опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.

Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работ­ников.

Это значит, что такие необходимые им нравствен­ные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потреб­ность всеми своими поступками и повседневным по­ведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном истори­ческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспри­нимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эф­фект.

Формирование деонтологических принципов и эти­ческих норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеж­дений. Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучи­ваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной со­циально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится само­воспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психичес­кие особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.

Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, со­циально и профессионально значимой нравственной потребностью.

Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкреп­ления.

Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выра­жение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослужив­цами.

Проблемы общения — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, вклю­чающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важ­ная психологическая категория со своими зависи­мостями.

Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицин­ской деятельности. Оно во многом определяет те от­ношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют уста­новлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое не­изгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.

Важным аспектом психолого-педагогического со­держания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие ка­чества всегда были присущи лучшей части отечествен­ных врачей.

Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту специфику нужно учи­тывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как спе­циалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучени­ем в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир лите­ратуры и искусства. И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей систе­мы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся мо­лодежи через учебную дисциплину (предмет), мастер­ство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня. Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой обще­ния, хотя профессиональная деятельность провизора на­чинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения.

Общение мало знакомых людей вначале предпола­гает межличностное восприятие одного другим, в кото­ром проявляются как познавательные, так и эмоцио­нальные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопостав­лением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация).

В одних случаях общение между людьми регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями — руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привя­занностями, уважением, дружбой и т. п.

При любом виде общения многое зависит от куль­туры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, не­тактичны, стремятся отделаться от собеседника, отно­сятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.

Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интона­ции, система «контакта глазами» и т. д., но прежде всего и важнее — это речь.

Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных осо­бенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.


Медицинский долг

 

Медицинскийдолг предусматривает квалифициро­ванное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмот­ренных нормами морально-этического и правового ре­гулирования медицинской деятельности. Это отра­жено в Конституции Украины, украинском законодатель­стве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи­цированной медицинской помощью, оказываемой го­сударственными учреждениями здравоохранения; рас­ширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, вклю­чая запрещение детского труда, не связанного с обу­чением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреж­дение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

Право на охрану здоровья зафиксировано в Кон­ституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечис­ленные выше гарантии права на охрану здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. ме­дицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, тре­бует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым вра­чом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и за­коном.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране су­ществует неразрывная связь между морально-этиче­ским и правовым регулированием деятельности ме­дицинских работников. Это связано с тем, что совет­ские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание ме­дицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую пред­посылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое — способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравствен­ные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).

Неразрывная связь морально-этического и право­вого регулирования деятельности медицинских работ­ников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблю­дением правил врачебной этики и деонтологии.

Охрана здоровья населения явля­ется обязанностью не только медицинских работни­ков, но и всех государственных органов, предприя­тий, учреждений и организаций, при нали­чии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государ­ства.

Обеспечение бесплатной, общедоступной и квали­фицированной медицинской помощи гражданам на­шей страны является осуществлением принципов ком­мунизма в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Совет­ского государства. Вот почему к врачебной деятель­ности допускаются только лица, получившие специаль­ное образование в высших медицинских учебных за­ведениях, по окончании которых они дают «Клятву Гиппократа».

Неразрывная связь правовых и морально-эти­ческих норм регулирования деятельности медицинских работников, обязанность не только медицинских работ­ников, но и всех государственных органов, предприя­тий, учреждений и организаций принимать участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспе­чивают осуществление принципов профилактического направления советской медицины.

Одна из основных обязанностей медицинских ра­ботников — проведение широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.

Установленные в законодательном порядке требо­вания по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта повышают ответственность руководи­телей министерств, ведомств, предприятий и хозяй­ственных организаций, органов санитарного надзора за выполнение этих требований закона.

Особо под­черкивается профилактическая направленность со­ветского здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения. Предприятия, учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности».  

Оказание лечебно-профилактической помощи граж­данам осуществляется работниками учреждений здра­воохранения по месту их жительства и по месту ра­боты. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тя­желого заболевания должны оказывать безотлага­тельно ближайшие лечебно-профилактические учреж­дения независимо от его ведомственной подчиненности, а неотложную медицинскую помощь обязан оказы­вать каждый медицинский и фармацевтический работник в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения зафиксированы в статье: «Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому».

Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем соответ­ствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и гуманным, поскольку взятие особой расписки будет дополнительно травмировать боль­ного, находящегося и без того в сложной психологи­ческой ситуации. Высказываются предложения о том, чтобы запись в истории болезни о согласии боль­ного на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением или другого врача с наличием их подписей. Однако такой порядок офор­мления чрезмерно формален и подрывает доверие к лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных, находящихся в бессознательном состоянии.

В ряде случаев медицинские работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры про­филактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психиче­ские и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные забо­левания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует отметить, что больные туберкулезом бесплатно обес­печиваются противотуберкулезными препаратами, их лечение в санаториях и профилакториях осуществля­ется также за счет государства.

Для лиц, страдающих указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения, могут приниматься меры принудительного лечения и принудительной госпи­тализации. Эти меры применяются по решению судеб­ных органов.

Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является опре­деление степени утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или ко­миссией врачей с оформлением листков нетрудоспособ­ности в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д.

Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными ко­миссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают трудовые рекомендации для ин­валидов, имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, уч­реждений и организаций».

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда.

Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исто­рически сложившейся специфики врачебной деятель­ности, нашедшей свое выражение в правилах врачеб­ной этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь в расчете на добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга — принять все меры по спа­сению жизни больного и облегчению его страда­ний.

Высокие моральные качества врача-фармацевта приобретают большое значение в современный период быстрого научно-технического прогресса, технификации и спе­циализации медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в практику здра­воохранения заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.

Еще более сложные нравственные проблемы воз­никают в связи с ближайшими перспективами разви­тия медицинской науки. Некоторые из них (хирурги­ческие и медикаментозные способы управления по­ведением человека, генная инженерия и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом об­суждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, исполь­зование научных знаний каждым специалистом нераз­рывно связано с его моральным обликом, его нрав­ственными качествами.

Вопрос о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастаю­щего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утвер­ждают, что нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становит­ся все более значительным. Одновременно они пыта­ются провести некую абсолютную грань между зна­ниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет знаний, а одни лишь знания автоматически не фор­мируют нравственность. Известно также, что практи­ческое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-эти­ческие проблемы. Так было, например, при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.

Естественно, что высокие нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.

Большое значение должно уделяться нравствен­ному воспитанию студентов и в процессе обучения в медицинском вузе. Например, воспитание необхо­димых качеств врача проводится в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по спе­циальной, учитывающей специфику каждой кафедры программе в течение всего периода обучения сту­дентов. Оно начинается накануне первого дня заня­тий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова тор­жественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают перво­курсникам о благородной профессии врача, его про­фессиональных и нравственных качествах, о долге врача перед народом и государством. Этот торжест­венный ритуал содержит в себе значительный эмо­циональный накал и имеет большое воспитательное значение.

В процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не только на всех кафедрах и в клиниках, но и обще­ственными организациями (партийными, комсомоль­скими, профсоюзными, факультетом общественных профессий и др.), поскольку моральный облик сту­дента формируется коллективом, всей сложной си­стемой его общественных отношений и социальных связей.

Логическим завершением нравственного воспита­ния молодого специалиста перед началом его само­стоятельной деятельности является принятие «Клятвы Гиппократа». Выпускник медицин­ского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского состава института, представителей органов здравоохранения и общест­венности. Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле.

В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и мо­рально-этическими нормами регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные обязанности, предусмотренные Присягой, торжествен­ная обстановка ее принятия должны всегда оста­ваться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению уровня юридической и моральной ответственности провизора перед  народом.

 

Фармацевтическая ответственность

 

Фармацевтическая ответственность основана на особен­ностях фармацевтической деятельности: взаимном доверии пациента и провизора.

Деятель­ность провизора, как и любого другого специалиста, регламентируется законом.Абсолютное большинство провизоров любят свою спе­циальность, честно и добросовестно относятся к своим обязанностям, хотя все еще встречаются провизоры, ко­торые вследствие бездушного, халатного отношения к больным, а иногда и профессиональной неграмот­ности заслуживают не только морального, но и административного и даже уголовного наказания.

Чаще всего конфликты между провизорами и больными (и их родственниками) возникают при неблагоприят­ных исходах лечения. Причины же неблагоприятных исходов лечения весьма различны. Они зависят от особенностей заболевания (или травмы), его течения у данного больного, несвоевременности обращения больного к врачу, неправильных действий или без­действия медицинских работников, связанных с их недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и др. Многочислен­ность этих факторов, существенные отличия их в каждом отдельном случае, даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причи­ны неблагоприятного исхода приводят к тому, что правильная медицинская и юридическая оценка неблагоприятного исхода болезни в каждом конкрет­ном случае обычно вызывает значительные затруд­нения.

Многообразие врачебных, фармацевтических ошибок, их причин и условий возникновения приводит к тому, что до настоящего времени нет единого понятия врачебной, фармацевтической ошибки, что естественно затрудняет медицинскую и юридическую оценку действий_ медицинских работ­ников. Этому способствует и то обстоятельство, что в нашем законодательстве термин «медицинская ошибка» отсутствует, в связи с чем юристы его обычно не применяют. Этот термин получил расп­ространение преимущественно в медицинской литера­туре, хотя и здесь нет по этому вопросу единой точки зрения.

Некоторые авторы необоснованно расширяют по­нятия медицинской ошибки, подразумевая под ним небрежность и самонадеянность врача, хотя они от­носятся уже к профессиональным преступ­лениям.

Мы придерживаемся мнения И. В. Давыдовского (1941) о том, что главным критерием мадицинской ошибки является вытекающее из определенных объек­тивных условий добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки и ее методов исследования, на особом течении заболевания у определенного боль­ного или на недостатке знаний и опыта медика, но без элементов халатности, небрежности и професси­ональной неграмотности.

Существует ряд классификаций медицинских ошибок, построенных преимущественно по нозологическому принцип:

·  лечебно-технические;

·  органи­зационные;

·  ошибки в ведении медицинской доку­ментации;

·  ошибки поведения медицинского персо­нала в лечебных учреждениях.

· Ошибки в назначении и осуществлении лечебных мероприятий.

· Ошибки технические, включающие неправильное использование медицинской техники,применение несоответствующих медикаментов  и т. д.

Медицинская деятельность регламентирована многочисленными официальными правилами и ин­струкциями (например, фармакопеей, инструкцией по госпитализации больных с инфарктом миокарда и др.), эти документы не исчерпывают и не могут, естест­венно, предусмотреть все разнообразие медицинских действий, тем более применительно к особенностям индивидуального течения заболевания у каждого больного. В этой связи диагностика и лечение боль­шинства заболеваний не отражены в официальных правилах и инструкциях. Отсюда основным, и не­редко единственным, критерием оценки действий врача являются только определенные положения медицинской науки и лечебной практики.

 «Медицина,— писал Н. Н. Петров (1956),— это одна из тех областей, где особенно близко соприка­саются теория и практика, где практика нередко приводит к созданию теорий, в значительном числе своем, по крайней мере, в первых стадиях — ошибоч­ных, а с другой стороны, теории особенно охотно претворяются в практику, во многих случаях слиш­ком поспешную и прямолинейную».

Такое положение в медицине не случайно. Оно обусловлено спецификой оказания лечебной помощи, исходя из интересов больного, поскольку индивидуаль­ное течение заболевания у каждого больного требует от врача исключительной наблюдательности, индиви­дуального подхода в выборе средств и методов лече­ния, правильной оценки эффективности этих средств, т. е. проведения по сути дела научного исследования при лечении каждого больного. В медицине не может быть стандартного подхода к больным, стандартного выбора метода диагностики и способов лечения даже при одних и тех же заболеваниях, поскольку врач лечит не болезнь, а больного.

В юридическом отношении медицинские правона­рушения представляют собой нарушения установлен­ных законом и ведомственными инструкциями правил поведения и выполнения медицинскими работниками (врачами, провизорами, фельдшерами, медицинскими сестрами и др.) своих профессиональных обязанностей. Обяза­тельными элементами объективной и субъективной стороны всякого правонарушения являются: противо­правное (неправильное) действие (бездействие), вред для больного, необходимая причинная связь между неправильным действием (бездействием) и вредом и, наконец, умысел или неосторожность (вина) в дей­ствиях (бездействии) медицинского персонала.

 

Правона­ рушения

По основным качественным свойствам правона­рушения можно разделить на проступки и прес­тупления. Проступком называется неправильное (противоправное) деяние, которое лишено характера общественно опасного действия и поэтому оно не предусмотрено законом об уголовной ответственности.

Проступки медицинских работников, с юриди­ческой точки зрения делятся на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...