Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
Стр 1 из 89Следующая ⇒ Рынок зародился в эпоху разложения первобытнообщинного строя, в результате: 1. общественного разделения труда. 2. развития товарного производства. 3. Появление частной собственности. В определении сущности рынка выделяют два подхода: 1. Основан на выявлении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений. С этой точки зрения рынок рассматривается как: а) способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства; б) как способ поведения хозяйствующего субъекта; в) как способ экономического мышления. 2. Основан на выяснении конкретного экономического содержания рынка. С этой точки зрения: а) рынок – это система экономических отношений, по поводу предпринимательской деятельности, основанной на различных формах собственности и обмена её результатами; б) рынок – это форма организации общественного производства, основанного на взаимодействии производства и потребления по средствам механизма цен; в) рынок – это совокупность отношений товарного производства, совокупность сделок купли-продажи, механизм взаимодействия спроса и предложения как внутри страны, так и за её пределами. Основные черты рынка: 1. Наличие товарной массы; 2. Наличие денежной системы; 3. свободные рыночные цены; 4. Самостоятельность хозяйствующих субъектов, свобода договоров и сделок; 5. Материальная ответственность участников за результаты деятельности; 6. Наличие конкуренции; 7. Наличие развитой инфраструктуры, т.е. предприятий и организаций, обеспечивающих условия для нормального функционирования рынка (банки, биржи, налоговые органы, предприятия оптовой торговли, брокерские конторы).
Основные элементы рынка: товар, деньги, спрос и предложение. Субъектами рынка выступают продавцы и покупатели в роли которых индивид коллектив государство..объекты рынка это товар и деньги ТОВАР – это созданное трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Товар обладает двумя свойствами: а) полезность (потребительская стоимость, т.е. способность удовлетворять какую либо человеческую потребность). Любой продукт обладает набором полезностей, каждая из которых раскрывается в результате практической деятельности человека и под воздействием НГП Полезность по-разному оценивается производителями и потребителями. Производитель дает объективную оценку полезности, полгая, что, чем большим набором полезностей обладает данное благо, тем выше его ценность, потребитель дает субъективную оценку полезности. Она во многом определяется вкусами, предпочтениями потреб-ля, а также кол-вом потребленного блага Следует учитывать закон убывающей предельной полезности, согласно которому полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага уменьшается по мере насыщения потребителей в нем б) созданный продукт или общественная полезность обладает способностью обмениваться на другие продукты на эквивалентной основе (меновая стоимость) ДЕНЬГИ Стадии генезиса денег а) В эпоху разложения первобытно общинного строя обмен носил случайный простой, единичный характер б) общественное разделение труда, возникновение частной собственности способствуют развитию товарного производства, в результате чего к обмену стало предлагаться большое разнообразие товаров. Это затрудняло развитие обменных операций Это было вызвано неудобствами бартерного обмена б) развитие товарного производства приводит к возникновению местных рынков. В каждом регионе выбирается общий эквивалент.
г) развитие миро-хозяйственных связей столкнулось с проблемой общего эквивалента Это обусловило появление всеобщего эквивалента признанного всеми народами (деньги). Для выполнения этих функций наиболее подходило золото в силу своих физико-химических свойств, а также редкости. Деньги - это наиболее ликвидный товар, всеобщий эквивалент. Экономические функции денег раскрывают их сущность. При золотом стандарте деньги выполняют 5функций. а) Мера стоимости. Деньги измеряют стоимость всех товаров и услуг. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой б) Средство обращения. С появлением денег обмен товаров (Товар-Товар) уступил место их обращению (Товар-Деньги-Товар). Деньги позволяют преодолеть неудобства бартерного обмена. Эту функцию деньги выполняют мимолетно, в силу чего появилась необходимость заменить золотые денег бумажными в) Средство обращения. Долговые обязательства всех видов измеряются в денежном выражении. В операциях купли-продажи с отсрочкой платежа деньги выполняют функцию платежного средства с) Средство накопления (образование сокровищ). Золото - наиболее ликвидный товар поэтому имело смысл хранить их особенно в периоды кризисов перепроизводства д) мировые деньги Современные деньги выполняют мера стоимости, средство обращения и средство платежа. СПРОС - это платежеспособная потребность, количество товара (блага или услуги), которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене за определенный период времени Величина (или объем) спроса - это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях. Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и спросом на данный товар при прочих равных условиях, иначе, чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями, и наоборот, если цена снижается, то количество покупок данного товара возрастает. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - количество товара, которое производители согласны и могут продать за определенный период времени при данных условиях. Величина (или о6ъем) предложения - это максимальное количество данного товара, которое продавец готов предложить по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.
Закон предложения показывает прямую зависимость объема предложения от изменения цены чем выше цена, тем больше предложение, а чем ниже цена - тем меньше. Кривая предложения имеет положительный, восходящий характер Структура рынка. Рыночное хозяйство представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих рынков. 1. По объектам купли-продажи: рынок потребительских товаров и услуг; рынок инвестиционных товаров; рынок труда; финансовый рынок. 2. По географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой. 3. По форме конкуренции: свободный или совершенный рынок, рынок монополистической конкуренции; олигополия; монополия. 4. Соблюдение законности: легальный черный и теневой. 5. ПО объему продаж: оптовый, розничный.6, по субъекту:рынок покупателей рынок продавцов. 7)по степени участия государства:стихийный регулируемый. Принципы: 1. Наличие частной собственности, которую собственник использует по своему усмотрению, для приумножения дохода от владения. 2. Свобода выбора и предпринимательства – частная собственность позволяет по своему усмотрению распоряжаться ею. 3. Наличие конкуренции. 4. Рыночное ценообразование. 5. Государственное регулирование – прежде всего экономическими методами, для предотвращения монополизации рынка, регулирования инфляции и безработицы, в сфере экологии и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|