Религиозные различия между Христианским Западом и Востоком. Принцип «филиокве» в контексте культурных смыслов
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Символ веры в христианстве – троица. (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух). Все 3 ипостасии абсолютно равноправны, нет отношений иерархии.
Принцип филиокве гласит – «и от сына тоже»- было принято по инициативе запада Византийская церковь оспорила этот принцип. · Зап.христиане - среди 3х ипостасий выбирают человечески понятным «Сын» тк о нем более понятна жизнь. Человек сопоставляет себя христианином с Сыном. Некий похожий образ жизни человека на жизнь Сына. · Вост.христиане - не принимают пр-п филиокве, делают акцент на самосперитической стороне –на Духе. Византийской религиозное искусство должно быть абстрактно. Сфера религиозного искусства регламентирована, канонизирована.
Неприятие «филиокве» трансформировалось католичеством в заблуждение. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как православные признают единого главу Церкви — Иисуса Христа — и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами.
Икона- это и фрески и мозаики Виз. делала акцент не на схоластике, а на насышенном искусстве Божественное слово «Логос» который творит мир. Слово образует образ Бога. Икона (с греч. «образ»). Она рождалась в спорах между иконоборцами и иконопочитателями.
Иконоборцы: надо отказаться от изображения Бога, тк божество неописуемо и не может быть постигнуто человеческим разумом. И поэтому всякая попытка изобразить Христа влечет за собой еретические заблуждения.
Иконопочитатели: Они ссылались на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»). Основная мысль иконопочитания: «честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Образ Личности есть сама Личность, хотя он и не тождественен ей. По учению церкви поклонение иконам относится не к материалу иконы, а к тому, кто изображен на иконе (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Также иконопочитание связано с идеей воплощения Бога в богочеловека – Иисуса Христа. Изображение на иконе тоже представляет собой воплощение первообраза.
Византия граничит со страной с зарождающим исламом. Возникает теория символов. Символ – не христианское понятие; теория родилась как определенный синтез у иконоборцев и иконопочитателей. Символ – функция образа, отпечаток чего-то.
Мемезис – подобие, подражание (античное подражание веры) -образ вторичен. Если мы верим в Бога, то религиозное искусство по принципу подобия должно соответствовать первоначальному образу. Задача мемезиса: - дать визуальный образ (картинка) -расскать и показать (словесный путь)
Иконопочитатели отвергают принцип подобия, тк мир творится Словом (некой разумной силой). Иисус – воплощенное истинное слово должно приобрести плоть.
Символ – воплощенное и словесное изображение.
Теорию изображений, которые легли в основу иконы, разработал Ареопагит. Символ (соединение) – человек и Бог это 2 части. Икона должна соединить в человеке 2 природы, а человек должен пережить это соединение. Бог – сверхпрекрасен, должно быть контрастное изображение божественного с земным. На иконе должен быть мир обратный нашему.
Обратная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. При таком изображении картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.
Обратная перспектива производит чрезвычайно сильный, ошеломляющий эффект: пространство разворачивается вширь и вглубь, вверх и вниз с такой безудержной мощью, что происходящее на глазах взирающего на икону обретает космический масштаб. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл, но была и протестом против соблазнов "плотского зрения". Использование "обратной перспективы" – когда более далекое представлено как большее по размерам – позволяет помещать ангелов и святых в пространство, устроенное иначе, чем пространство человеческое. Живопись не нацелена на то, чтобы создать точную копию, она старается постичь, как мир является нам, и оказывается, что святые явлены иначе, чем грешные человеческие существа.
Запад: христианская религия может быть основана только на латинском языке. Диглоссия (двуязычие) – деление языков на 2 статуса: высокий, сакральный, книжный – латынь; низкие, бытовые, устные – все остальные (профанные). Строгое ограничение области использования языка. Латынь в Западной Римской империи авторитетна на фоне варварских языков, как язык учености и ораторов, как официальный язык церкви.
Византия: язык византийской церкви – греческий, но не существовало запрета на использование народами, находившимися под византийским влиянием, собственного языка в области веры. 10 век – принятие Русью христианства. Но нет русского языка, существует только множество диалектов. Цели стоящие перед Кириллом и Мефодием: - создать славянский язык - сохранить слова и выражения на греческом языке - привить ценности к своей стране из другой страны.
Кир и Меф. Сохраняют славянскую лексическую основу, но внедряют древнегреческие кальки церковной лексики. Преимущество возникновения старославянского языка: 1. Русь становится грамотной страной, появляются тексты на церковнославянском языке. Начинает превращаться в страну с высоким уровнем грамотности.
2. Свой язык, своя вера Возникновение славянского этноса Национальная литература
3. Христианство начинает восприниматься как свое уникальное.
Церковно-славянский возник как церковный, а потом стал литературным. Новая мораль поведения: нужен образец. На Руси – святой. Творческая переработка понятия святости: в Византии – сотни святых. Принципы канонизации – чины: мученики за веру; подвижники миссионеры; царственные особы; воины за веру. На Руси был введен новый чин первосвятые Борис и Глеб. Они принимают смерть, отказавшись от насилия. Житие «Алексия божьего человека» (сбегает со своей свадьбы, позже возвращается и живет в хлеву со свиньями, не признаваясь, что это он). Он живет по странным законам, законам другого мира, а не человеческого. Топоров: акцент на канонизации на поведенческую, опытную сторону. Акцент на потусторонний мир – это мир не наличного бытия (ориентированность на прошлое и будущее). Плохо устроено наличное бытие, но хорошо мыслится не наличное бытие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|