Требования к уровню освоения дисциплины
Дисциплина «Геоэкология» призвана вооружать студентов знаниями в формировании геоэкосистем, оценке влияния различных видов хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Геоэкология использует знания географических и экологических дисциплин (общее землеведение, биогеография, общая экология, геохимия ландшафтов).
Студент должен знать: особенности теории и методологии геоэкологии, основы учения В. И. Вернадского о биосфере; 2) основные принципы и методы геоэкологических исследований; 3) главные закономерности антропогенного преобразования литосферы, атмосферы, гидросферы, педосферы, биосферы;
Студент должен владеть основными навыками полевых и камеральных методов исследования геокомпонентов и геоэкосистем.
Студент должен уметь: 1) производить оценку и прогноз геоэкологического состояния природных компонентов и систем; 2) выделять основные пространственно-временные закономерности взаимодействия сообществ с окружающей природной средой; 3) дать полную и глубокую характеристику глобальным и региональным геоэкологическим проблемам.
Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины
Семестр
Вид учебной
деятельности
| Всего
часов
| Распределение часов по формам обучения
|
очная
| очно-заочная
| заочная
|
в семестр
| в неделю
| в год
| в год
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
5 семестр
Вид учебной
деятельности
| Всего
часов
| Распределение часов по формам обучения
|
очная
| очно-заочная
| заочная
|
в семестр
| в неделю
| в год
| в год
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
| 1,19
|
|
|
Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам дисциплины
4.1 Лекционные занятия
№ п/п
| Тема лекции
| Объем в часах по формам обучения
|
очная
| очно-заочная
| заочная
|
| Введение
|
|
|
|
| Теоретические и методологические основы геоэкологии
|
|
|
|
| Экосфера Земли как сложная природная система
|
|
|
|
| Антропогенные изменения природных систем
|
|
|
|
| Природные ресурсы и геоэкологические последствия их использования
|
|
|
|
| Геоэкологические аспекты исследования литосферы Земли
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы атмосферы Земли
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы гидросферы Земли
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы Мирового океана
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы использования педосферы Земли
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы использования биологических ресурсов Земли
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы исследования ландшафтов
|
|
|
|
| Региональные геоэкологические проблемы
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы управления природопользованием
|
|
|
|
| Глобальные изменения окружающей природной среды и стратегия выживания человечества
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
4.2 Лабораторные занятия
№ п/п
| Наименование занятия
| Номер
темы лекции
| Объем в часах по формам обучения
|
очная
| очно-заочная
| заочная
|
| Картографирование неблагоприятных природно-антропогенных процессов по топографической карте
|
|
|
|
|
| Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха загрязняющими веществами по их содержанию в снежном покрове
|
|
|
|
|
| Оценка геоэкологичнеского состояния поверхностных вод
|
|
|
|
|
| Расчет основных геоэкологических характеристик речного стока
|
|
|
|
|
| Оценка геоэкологического состояния подземных вод
|
|
|
|
|
| Оценка загрязнения почвенного покрова
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
4.3 Практические занятия для студентов заочного отделения.
№ п/п
| Наименование занятия
| Номер
темы лекции
| Объем в часах по формам обучения
|
очная
| очно-заочная
| заочная
|
| Теоретические и методологические основы геоэкологии
|
|
|
|
|
| Геоэкологические аспекты исследования литосферы Земли
|
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы атмосферы Земли
|
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы гидросферы Земли
|
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы педосферы Земли
|
|
|
|
|
| Геоэкологические проблемы исследования ландшафтов
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
4.4 Самостоятельная работа
№ п/п
| Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)
| Номера тем
лекций (только для РГР и РГЗ)
| Неделя семестра, на которой выдается задание
|
1.
| Составление картосхемы неблагоприятных природно-антропогенных процессов
|
|
|
2.
| Составление картосхемы коэффициента концентрации одного из микроэлементов в снежном покрове, составление картосхемы суммарного показателя загрязнения снежного покрова
|
|
|
3.
| Оценка геоэкологического состояния поверхностных вод
|
|
|
4.
| Расчет основных геоэкологических характеристик речного стока
|
|
|
5.
| Оценка геоэкологического состояния подземных вод
|
|
|
| Составление картосхемы суммарного показателя загрязнения почвенного покрова
|
|
|
4.5 Коллоквиумы (темы рефератов)
Тема, выносимая на коллоквиум
| Темы рефератов
|
|
|
1.Предмет, методология, принципы и история геоэкологии
| 1. Экологический кризис современной цивилизации.
2. Объект и предмет геоэкологии.
3. Системные особенности предмета геоэкологии. Глобальные и универсальные проблемы геоэкологии.
4. История геоэкологии как научного направления.
5. Международное сотрудничество по глобальным проблемам геоэкологии
6. Экосфера как сложная динамическая система Гомеостазис экосферы. Роль живого вещества.
6. Население как геоэкологический фактор.
7. Принципы геоэкологических исследований.
8. Методы геоэкологических исследований.
|
2.Глобальные геоэкологические проблемы и пути их решения
| 1. Антропогенные изменения состояния атмосферы и их последствия. Вазрязнение воздуха. Асидификация атмосферы и ландшафтов. Парниковый эффект атмосферы.
2. Природные, экономические, социальные и политические последствия изменения климата.
3. Деградация озонового слоя: факторы и процессы. Озоновые «дыры». Международное сотрудничество.
4. Основные проблемы качества воды. Геоэкологические проблемы замкнутых морей России.
5. Современные ландшафты. Классификация и распространение.
|
|
|
| 6. Проблемы обезлесения и опустынивания.
7. Проблемы сохранения генетического разнообразия.
8. Геоэкологические аспекты глобальных кризисных ситуаций: деградация систем жизнеобеспечения экосферы. Ресурсные проблемы.
9. Устойчивое развитие.
10. Выживание человечества. Несущая способность(потенциальная емкость) территории.
11.Геоэкологические вопросы урбанизации.
|
3Глобальные изменения окружающей природной среды и стратегия выживания человечества
| 1. Особенности современного периода развития экономики и экологические проблемы.
2. Несущая способность (потенциальная емкость) территории.
3. Стратегия выживания человечества.
4. Понятие устойчивого развития.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: