Работа с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»
Об истории создания картины. Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) — один из самых знаменитых художников XIX в. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Действия происходят в период существования единого Древнерусского государства, в годы княжения Владимира. Государство восточных славян возникло в VIII—IX вв. и существовало в условиях тяжелой, почти непрерывной войны с внешними врагами, со степными кочевниками (позднее в былинах они стали именоваться татарами). Борьба за независимость была главной государственной заботой. Для Ильи Муромца, героя эпохи становления государства, самое важное дело его жизни - охрана Руси, причем Руси единой, не раздробленной ещё на множество мелких феодальных княжеств и уделов.
Центральная фигура композиции — Илья Муромец — имеет при себе булаву и копье. Васнецов, видимо, хотел тем самым подчеркнуть физическую мощь богатыря. Однако булава служила в первую очередь для нанесения быстрого, неожиданного удара в любом направлении. Основным же оружием Муромца было копье. Меч, как известно, также являлся символом княжеской власти, и поначалу его носить имели право только старшие дружинники или князь. Васнецов отметил и это, дав его в руки именно Добрыне Никитичу. Васнецов изобразил Добрыню в шлеме, который принадлежал переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. Во время междоусобной Липецкой битвы владимиро-суздальцев с новгородцами (1216 г.) шлем упал с головы князя на землю и спустя 600 лет был найден крестьянином в лесу. Васнецов изобразил Добрыню именно в этом легендарном шлеме, еще раз подчеркнув его княжеское происхождение. В руках Алеши Поповича мы видим лук и меч в ножнах на боку. Русский стрелок носил напучь (чехол) с луком на левом боку, а колчан со стрелами — на правом. • Кому из богатырей художник отдает предпочтение? Почему?
Добрыня Никитич - это былинный богатырь. В отличие от Алеши Поповича и Ильи Муромца, Добрыня Никитич всегда, или почти всегда, состоит на службе у князя Владимира. Он воевода княжеской дружины. В результате, он выполняет большинство своих подвигов именно благодаря службе у князя Владимира. По характеру Добрыня Никитич храбр, но одновременно и обладает дипломатическими способностями. В результате, он является как-бы личным порученцем князя, выполняя не только свои обязанности по службе, но и деликатные поручения князя Владимира. По своей значимости в былинном эпосе русского народа, Добрыню Никитича можно назвать вторым по известности и популярности богатырем. На первом месте стоит Илья Муромец.
Добрыня - воспитатель и воевода Владимира I Святославича. Участник борьбы за киевский престол. Княжеский посадник в Новгороде, насильственно крестил новгородцев. Прототип былинного Добрыни Никитича.
Алёша Попо́вич — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность. Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Но, будучи главным над другими, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества. Три побратима и изображены на картине В.М. Васнецова, их боевое товарищество и боевая верность друг другу.
- Каков фон картины? Какие детали на полотне указывают на приближение опасности? - Какие еще названия можно дать картине В.М. Васнецова? - Что общего в изображении богатырей в былине и на картине В.М. Васнецова? Могучие богатыри являются олицетворением спокойной и уверенной себе силы русского народа.
В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, «богатырь во смирении, в убожестве». Таковы богатыри Васнецова, народные угодники.
Художник вспоминал: «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом». В одном из писем Васнецов выразил идею картины, назвав ее «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович — на богатырском выезде примечают в поле - нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Таким образом, в своём произведении Васнецов хотел объединить идею обороны родины с идеей защиты слабых и обиженных, патриотизм с гуманистическим пониманием военной доблести. Прославляя в богатырях народную мощь, Васнецов изображает ее как воплощение доброго начала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|